Музыкальное воспитание детей

Развитие

Музыка – это больше, чем искусство. Это особый мир, в котором преобладают яркие эмоции, красочные образы и буйство фантазии. Музыка оказывает колоссальное влияние на развитие ребенка, открывая для них множество новых граней эмоционального восприятия жизни. Музыкальное воспитание детей играет чрезвычайно важную роль, являясь основой художественно-эстетического развития личности. Это неотъемлемая составляющая полноценного, всестороннего и гармоничного развития детей. Музыкальное воспитание дошкольников укрепляет нервную систему, стимулирует интеллектуальное развитие и способствует сближению детского коллектива.

Роль музыкального развития детей в педагогике

Занятия музыкой – это не обычная учебная деятельность, а удовлетворение естественных потребностей ребенка в искусстве и самовыражении. Музыкальные занятия помогают детям научиться говорить, улучшить имеющиеся речевые навыки, стимулируют развитие воображения.

Логопеды утверждают, что даже самые сложные дефекты речи с легкостью устраняются во время занятий музыкой.

Задачи музыкального воспитания детей:

  • С помощью музыкальных упражнений, направленных на изучение ритма и теории музыки, улучшается развитие математических способностей. 
  • Обучение игре на пианино, гитаре и других музыкальных инструментах способствует выработке усидчивости, терпения и настойчивости в достижении поставленных целей. 
  • Ребенок, который регулярно занимается музыкой, учится логически и рационально мыслить. Тематические занятия творчеством способствуют развитию памяти, скорости мышления, координации движений, а также дарят множество положительных эмоций.
  • Взаимодействие с музыкой в дошкольном возрасте способствует полноценному и всестороннему развитию ребенка, а поэтому музыкальное образование желательно начинать с самого раннего возраста. Понимание и восприятие различных видов искусства способствует становлению гармоничной личности
  • Уроки искусства и музыки проводятся в детских дошкольных учреждениях, а также средних школах, но далеко не всегда они вызывают у детей интерес к музыке и демонстрирует ее важность. Родители на собственном примере должны показывать ребенку всю ценность музыки.
  • С помощью грамотного музыкального воспитания удается привить ребенку чувство прекрасного, усовершенствовать его неповторимый и индивидуальный вкус, открыть для него новые грани самовыражения. Важность музыкального воспитания сложно переоценить, так как для того, чтобы вырастить эстетически ориентированного и эрудированного человека, необходимо с ранних лет знакомить его с шедеврами мирового искусства.
  • Занятия музыкой положительно сказывается не только на психоэмоциональном состоянии, но и на здоровье детей. Регулярное прослушивание приятной и расслабляющей музыки положительно сказывается на центральной нервной системе, уменьшает негативное влияние стресса и дарит ощущение радости.
  • При прослушивании мелодий ребенок учится и познает окружающий мир. Мировые произведения погружают его в красочные чувства и эмоции, которые он до этого, вполне возможно, даже не ощущал. 

По результатам многочисленных исследователей было установлено, что занятия музыкой в младшем возрасте способствуют выработке старательности, настойчивости и целеустремленности, которая очень пригодится в жизни взрослому человеку.

Музыкальное воспитание является отличной основой для развития когнитивных способностей. Оно способствует улучшению памяти, смекалки логики и интеллекта. 

Особенности музыкального развития детей по возрастам

Уже до достижения одного года дети проявляют искренний интерес к музыке. У малышей есть любимая песня, которая они узнают среди множества других. Они улавливают ритмическую мелодию и даже учатся простейшим танцевальным движениям.

После достижения трехлетнего возраста дети уже полностью готовы начинать музыкальное воспитание, так как их все больше увлекает мир музыки. Но при этом многие родители стремятся развивать в первую очередь спортивные навыки малышей, не уделяя должное внимание музыкальному образованию.

В свою очередь многие детские психологи подчеркивают, что музыкальные способности и их усовершенствование являются важной частью в гармоничном развитии детей дошкольного возраста.

Воспитание ребенка зависит от его возраста:

  • От 1 года до 4 лет – период раннего развития ребенка, у которого действует наглядно-действенный способ мышления. Именно в это время у детей преобладает желание досконально изучить мир, в чем они проявляют особую активность.
  • От 4 до 6 лет – это дошкольный возраст, который считается важным в формировании личности ребенка. Это отличное время для того, чтобы использовать средства музыкального воспитания детей и начать занятия, упражнения по вокалу или заняться развитием чувства ритма. Танцы под музыку помогут ребенку улучшить свою физическую форму и укрепить здоровье, а также усовершенствуют его мышечный корсет. В этом возрасте мальчики и девочки уже могут запоминать танцевальные движения и соотносить их с мелодией.
  • От 6 до 7 лет – занятия музыкой для детей старшего дошкольного возраста очень важны, так как они учат ребят воспринимать искусство в целом и выражать свои эмоции с помощью музыки.

Методика музыкального воспитания детей подбирается в зависимости от возраста конкретного ребенка.

Методы музыкального развития детей

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста базируется на различных методах. Существует несколько систем музыкального воспитания детей, которые успешно применяются в детских садах и школьных учреждениях. К наиболее популярным и востребованным можно отнести следующие методы:

  • Система Дмитрия Кабалевского. Теория музыкального воспитания детей разрабатывалась известным советским композитором для усовершенствования стандартных занятий музыкой в средних школах. По мнению Кабалевского, успех музыкального образования детей строится на гармоничном сочетании трех составляющих – песни, танца и марша. Особо важную роль он отводил беседам на музыкальную тему, обсуждениям произведений мирового искусства и музыкальных шедевров.
  • Система Карла Орф. Эта система музыкального воспитания детей была разработана известным немецким композиторам и ориентирована на всех ребят, которые желают получить познания в сфере музыкального искусства. Основная идея системы Орф строится в развитии творческой фантазии на базе элементарного музицирования. Все дети должны учиться играть на музыкальных инструментах для развития своих творческих способностей и фантазии. Особо важная роль отводится ритмичным движением под музыку, выступлением с песнями и танцами. Композитор считал, что танцы – это не просто движение руками под музыку, а развитие творческих способностей и фантазии.
  • Система Марии Монтессори – она была разработана женщиной-врачом, которая стала первым в Италии знаменитым педагогом. Монтессори в совершенстве знала детскую психологию, понимая всю важность музыкального образования для гармоничного развития личности. Основными принципами в педагогической системе Монтессори является свободный выбор самого ребенка и учет его интересов. Главный акцент системы Монтессори заключался в том, чтобы создать для ребенка максимально комфортные условия, позволяющие ему определиться с интересующим занятием. Как правило, ребенку предлагались разные музыкальные инструменты, среди которых он мог самостоятельно выбрать именно тот, который ему наиболее интересен. 
  • Система Золтана Кодаи – данная образовательная методика строится на том, что абсолютно все дети обладают скрытыми музыкальными талантами, не существует ребенка, которого невозможно увлечь музыкой. По мнению Кодаи, основа эффективного музыкального образования – это пение и запись мелодии по слуху.
  • Вальдорфская система – одна из самых спорных и обсуждаемых образовательных систем среди учителей. Ее основные принципы – преобладание эмоций над интеллектуальным развитием, свободные движения под музыку и отсутствие какой-либо оценочной системы.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка – это базовая основа для художественно-эстетического развития личности. Оно является чрезвычайно важной частью в полноценном, гармоничном и всестороннем развитии детей, обладающих хорошим вкусом и неповторимой индивидуальностью.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий