Творческий потенциал ребенка

Развитие

Развитие творческого потенциала ребенка – это чрезвычайно важная и необходимая задача, встающая перед родителями и педагогами. С самого раннего возраста дети проявляют необычайную любознательность, с огромным интересом исследуя мир вокруг себя, а также обучаясь выражать свои мысли и эмоции с помощью игры и творчества. Но по мере взросления у многих детей творческие способности ослабевают, им становится чрезвычайно сложно демонстрировать творческий потенциал. Творческий потенциал ребенка можно успешно развивать с самого раннего возраста. Для этого родители должны позаботиться о создании оптимальных условий, способствующих развитию фантазии, воображения, талантов и способностей ребенка.

Что есть творчество?

Творчество является необыкновенным источником знаний, энергии, саморазвития и радости. Оно очень важно как для взрослых, так и для детей. С его помощью малыши учатся проявлять себя, создавать, пробовать что-то новое и получать новые знания. Родители и педагоги могут помочь ребенку найти свое творческое начало и раскрыть талант.

Творчество представляет собой огромный и многогранный процесс, длящийся от зарождения творческой идеи до ее непосредственного воплощения. Основной критерий, с помощью которого творчество можно отличить от любого иного вида деятельности – это получение уникального результата. В данном случае речь идет о духовном или материальном творении, которое было создано из творческой идеи и стало ее креативным воплощением.

Творчество занимает очень важное место в жизни человека любого возраста. Фантазия и воображение помогают людям во всех сферах жизни – в личных отношениях, профессиональной деятельности. Важным моментом является то, что творческий человек умеет выражать свою точку зрения и индивидуальность, что является неотъемлемым этапом в достижении поставленных целей.

Занятия творческой деятельностью наиболее продуктивны в детском возрасте. Сложно найти ребенка, который не любил бы рисовать, танцевать, петь или лепить из пластилина забавные фигурки. Эти действия очень важны для каждого человека, ведь они помогают ему познать что-то новое и развить свое воображение. Но по мере взросления потребности в этом у многих людей уменьшается. При этом нужно учитывать, что достижения определенного возраста практически вся детская деятельность именуется творческой, то есть созидательной.

В детском возрасте основное развитие творческих навыков и способностей чаще всего происходит в форме игры. Именно в игре дети больше всего проявляют свои интересы, способности и наклонности. По любимой игре можно определить, какая сфера деятельности представляет наибольший интерес для данного ребенка.

Именно игра является питательной почвой для проявления детского воображения. Спонтанные игры детей, не имеющие строгих правил, позволяют в полной мере проявиться детской фантазии и творческому началу. Во многих смыслах игру можно назвать основой для различных видов искусств и человеческой деятельности. Именно в игровой форме дети познают азы театрального мастерства, материнства, кулинарного искусства, спортивных состязаний, а также учатся проявлять свою индивидуальность и творческие способности.

Важное понятие, на котором базируется детское творчество – это воображение. Данный феномен был описан в многочисленных работах ведущих советских и мировых психологов. Многие специалисты считают, что детское воображение необходимо развивать с раннего возраста. Это обеспечивает всестороннее, гармоничное развитие личности.

Для гармоничной личности ребенка необходимо создать условия развития творческого потенциала детей, чтобы он получал как можно больше разнообразных впечатлений, собственного опыта и новых знаний. Именно из этих компонентов настоящей реальности он сможет создать разнообразные варианты их комбинирования. Дети со скудным воображением не могут представить себе яркую картину, которую описывает им другой человек или литературное произведение.

Какие виды деятельности подходят для раннего развития

Творческие способности ребенка можно начинать развивать сразу же после его появления на свет. Многие специалисты подчеркивают, что творческий потенциал может быть развит еще во время беременности, ведь малыши отлично реагируют на музыку. Поэтому часто можно услышать рекомендации читать сказки, петь песенки, говорить нежные слова крохе в материнской утробе.

Полноценное развитие творческого мира ребенка начинается уже в раннем дошкольном возрасте. В это время детей интересует практически все вокруг них, поэтому их часто называют «почемучками». В дошкольном возрасте ребенок активно накапливает информацию и спустя определенное время выдает ее в самых разных ситуациях и формах. Каждый малыш в этом возрасте отличается любознательностью, креативностью и неординарным образным мышлением.

Дети обожают наблюдать за окружающей их действительностью, фантазировать, подключая свое воображение. Родителям очень важно своевременно воспользоваться этим состоянием детского внутреннего мира для того, чтобы реализовать творческий потенциал, заложенный самой природой, наиболее полным образом.

Если во время занятий творчеством родители будут рассказывать ребенку что-нибудь познавательное и интересное, его воображение будет развиваться еще более активнее, а вместе с ним укрепляться творческий талант. Если мама и папа правильно направляют любую деятельность своего чада, придавая ей положительный смысл, его творческие способности приумножаются. При этом ребенок начинает ощущать значимость того, что он делает.

С помощью наборов для творчества, конструкторов, раскрасок и прочих развивающих игрушек дополнительно улучшается усидчивость, старательность, внимательность и аккуратность ребенка. Если к этим качествам добавить хорошо развитую фантазию, являющуюся основой всех видов искусства, развитие творческого потенциала гарантировано.

В психологии выделяются несколько видов детского творчества – это художественное, состоящее из изобразительного и литературного, техническое и музыкальное искусство.

  • Художественное творчество – это детская деятельность, которая проявляется в форме создания рисунков, импровизаций, художественных композиций, вышивок, лепнины, аппликации. Также именно к этой сфере относятся литературные произведения. Занятия художественным творчеством способствуют развитию эстетического вкуса, а также художественному образованию ребенка.
  • Художественное детское творчество у малышей носит импровизированный характер. Как правило, в подростковом возрасте дети уже определяются с интересующим видом творчества – литературным, музыкальным, танцевальным, драматическим или же театральным.
  • Изобразительное искусство – наиболее массовое среди всех детей дошкольного возраста. Уже в 3 года многие малыши умеют изображать знакомые и хорошо узнаваемые вещи. К 10 годам они рисуют полноценные картины с увлекательными сюжетами. В подростковом возрасте изобразительное детское творчество достигает своего пика. Изобразительное творчество может стать отличной основой для содержательных взаимоотношений детей со взрослыми. Оно благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка, отвлекая его от страхов, переживаний и грусти.
  • Литературное творчество – первые зачатки этого вида творчества проявляются у детей уже в 1-2 года. В этом возрасте дети начинают разговаривать, учатся комбинировать слова, составляя из них разнообразные сочетания. Литература в данное время становится для детей частью увлекательной игры, которую очень сложно отделить от других видов творчества. По мере взросления литература становится для ребенка более выраженным направлением – в форме прозы или поэзии. В школьном возрасте дети сталкиваются с литературным творчеством при написании различных эссе и сочинений.
  • Техническое детское творчество – это важный метод формирования профессиональной ориентации детей. Он обеспечивает стойкий интерес ребенка к науке и технике, способствует развитию изобретательских и рационализаторских навыков. К данному виду творчества относится конструирование различных механизмов, моделей и приборов.

Музыкальное творчество – это один из основных способов и основа для музыкального воспитания ребенка, суть которого строится на изучении мировых музыкальных произведений. Несмотря на то, что занятия музыкой не несут никакой ценности для других людей, для ребенка они играют чрезвычайно важную роль. 

Игра на музыкальных инструментах, пение, ритмика позволяют ему развить музыкальный слух, научиться контролировать свое тело, овладеть сложными танцевальными движениями, улучшить координацию движений и приобрести гибкость.

Каким образом развивать творческий потенциал детей?

Развитие творческого потенциала личности детей осуществляется в соответствии с его интересами и способностями. Для этого используются различные подходы и методы. Практически все дети в восторге от разнообразных техник живописи и рисования, создания поделок из мягкого пластилина. Если хочется по-настоящему удивить ребенка, можно предложить ему рисование на воде эбру или же занятия аквамозаикой, с помощью которой он сможет создать оригинальные и фантазийные фигурки. Очень важно предоставить ребенку полную свободу в творческом развитии, а также не забывать поощрять его эксперименты и выражение своей индивидуальности.

Уже в годовалом возрасте можно предложить малышу заняться первой творческой деятельностью. В этом возрасте его можно познакомить с пальчиковыми красками, с помощью которых он сможет создавать забавные рисунки.

Трехлетнего ребенка заинтересуют активные виды детского творчества – например, ритмичные танцы. Пятилетние дошкольники не откажутся научиться игре на различных музыкальных инструментах. Родителям нужно учитывать, что чем больше времени ребенок уделяет телефону и компьютеру, тем сложнее вызвать его интерес к занятиям творчеством.

Мама или папа обязательно должны выделить в своем графике время для занятий творчеством с сыном или дочкой. Это вовсе не означает, что ребенку необходимы ежедневные утомительные занятия. Для развития и усовершенствования творческих способностей и новых навыков вполне достаточно 3-4 занятий в неделю продолжительностью около 30 минут.

Развитие творческого потенциала лучше начинать как можно раньше, создав увлекательную и дружескую атмосферу в семье. Ничто не мотивирует ребенка лучше, чем искренняя поддержка и полное взаимопонимание со стороны родных и близких людей.

Совместные занятия креативом – это лучший способ построить доверительные отношения с ребенком, позволяя ему выражать свою уникальную индивидуальность.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий