Игры для развития памяти

Развитие

Процессы человеческой памяти изучают физиологи, биохимики, психологи. Это важнейший психических процесс, без которого невозможно существовать. В памяти хранятся все накопленные знания. Даже те моторные навыки, которые есть у человека, появляются у него благодаря памяти.

Виды и механизмы памяти

Всего память человека основывается на 4 процессах:

  • Запечатление – процесс восприятия и первичного запоминания. Может быть непроизвольным (не ставится цель запомнить), произвольным (есть цель запомнить). Также запоминание может быть механическим (многократные повторения), осмысленным (установление связи между запоминаемым и прежним опытом).
  • Сохранение – удержание на длительное время запоминаемой информации.
  • Вспоминание – возникновение в сознании образов когда-то запомненного и сохраненного. Может быть полное или частичное, произвольное (когда прилагают усилие, чтобы вспомнить), непроизвольное (образы всплывают сами). Также вспоминание может варьироваться по времени – непосредственное происходит сразу, отсроченное позже. У отсроченного вспоминания свои процессы: припоминание и узнавание. Припоминание основывается на волевых усилиях, человеку нужно вспомнить; узнавание протекает при повторном восприятии когда-то запоминаемого объекта.
  • Забывание – процесс, который активизируется, когда вспоминание объекта происходит редко или не происходит.

Амнезия – это патологическая утрата воспоминаний о текущих или прошедших обстоятельствах жизни. Возникает в результате травм, пережитых психологических потрясений, тяжелых болезней, связанных с ЦНС.

Традиционно типы памяти классифицируют по способу запоминания, характеру психической активности мозга, длительности хранения воспоминаний.
По характеру психической активности память может быть:

  • Образная. Основывается на образах (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая);
  • Эмоциональная. Основывается на пережитых эмоциях;
  • Двигательная. Очень важна для спортсменов;
  • Словесно – логическая. Этот тип формируется позже других.

В каждом возрасте память имеет свои особенности.

Особенности развития памяти у ребят разных возрастов

У младенцев (до года) память – чистый лист. В нее сохраняются впечатления от восприятия: мамин голос, температура воды при купании, яркий свет и другие. Ближе к 1,5 месяцам кроха показывает однотипную реакцию на одинаковые раздражители. В 3 – 4 месяца уже начинают формироваться образы.
В раннем детстве (1 – 3 года) малыш может уже ходить и говорить. Память наращивает объемы и интегрируется с речью. Ребенок охотно рассказывает обо всем, что видел, что делал. Активно развивается образная память.
В дошкольном детстве (4 – 7 лет) развитие памяти проходит стремительный путь. Появляется произвольное запоминание, ребенок прикладывает усилие, чтобы выучить стих на утренник. Появляется опосредованное запоминание и припоминание, когда объект не воспринимается напрямую.
Ближе к 7 годам у детей формируется частично словесно – логическая память. Чтобы процесс шел правильно, воспитатели в детских садах и развивающих центрах используют игры на развитие памяти у дошкольников.

Словесно – логическая память формируется у всех детей в разном возрасте в диапазоне 6 – 8 лет, поэтому не стоит волноваться, что ребенок запоминает не так быстро, как сверстники.

Причины нарушения процессов памяти

Причин может быть несколько:

  • Психические отклонения в детском возрасте (задержка психического развития, умственная отсталость);
  • Психические расстройства у взрослых и детей;
  • Эмоциональные потрясения;
  • Травмы головы;
  • Переутомление или мигрени;
  • Нарушение кровообращения или воспаление мозга и другие.

Учеными доказано, что кроме медикаментозного лечения можно умеренно тренировать память при помощи упражнений. А для тех, кто не страдает расстройствами памяти, ее обязательно нужно поддерживать и развивать!

Игры для тренировки памяти у малышей

Почему именно игра? Игра – радость для ребенка. Для дошкольника – это потребность, основная деятельность и способ познавать все вокруг. Она отличается от обязательных занятий непринужденностью, легкостью взаимодействия между играющими, приносит положительные эмоции. Эти особенности легли во множество технологий для обучения взрослых.
Семейные и подростковые психологи в своей работе используют игру, бизнес-тренеры и бизнес-коучи разрабатывают деловые игры, чтобы слушатели быстрее вникли в суть. Игра – инструмент универсальный, подходит всем.
В педагогике есть раздел «Теория игры». В нем описаны все типы и виды игр, подробно рассказана структура детской игры, как развиваются игровые действия у детей по мере взросления, почему все игры должны соответствовать возрасту ребенка.
Игры делятся на несколько категорий, среди которых подвижные, театральные, музыкальные, сюжетно – ролевые, дидактические и другие. В игры на развитие памяти дети играют с удовольствием, несмотря на то что они относятся к дидактическим, то есть обучающим. У них всегда есть цель, в данном случае развитие памяти, а также игра идет по правилам.
Если рассказывать кратко о видах игр, опираясь на развивающие память, то получится такая картина.

  • Игры с предметами

Сводятся к манипуляциям предметами. Подходят эти игры для развития памяти для детей от 2 лет и взрослых.

  • «Что убрали?». На стол выкладывают несколько предметов, играющие запоминают их в течение 1-2 минут, затем закрывают глаза или отворачиваются. Убирается один или несколько предметов. Игроки должны назвать, что убрали. В зависимости от возраста играющих это может быть до 10 предметов.

Для эффективности развития памяти у взрослых это должны одинаковые предметы, отличающиеся незначительными деталями. Например, 5 грузовиков, среди которых один с фарами другого цвета, второй с колесами большего диаметра, третий отличается формой кузова и так далее.

  • «Что изменилось?». Разновидность первой игры, но здесь предметы могут не только исчезать, но и добавляться, заменяться, меняться местами.
  • Настольно – печатные

Это всеми любимая меморина или парные картинки – игра на развитие зрительной памяти.

  • Классический вариант. В наборе 20 пар картинок, которые лежат рисунком вверх по 8 штук в 5 рядов. Игроки запоминают в течение двух минут, где лежит какая картинка. Затем карточки переворачивают рубашкой вверх, а игроки должны по очереди открывать 2 любые каточки. Картинки совпали – игрок забирает их себе, не совпали – кладет на место рубашкой вверх.
  • Усложненный вариант. Карточки сразу раскладывают рубашками вверх, игроки по очереди открывают парами картинки и забирают пару себе, если рисунок совпал. Если не совпал – переворачивают обратно. Сложность в том, что нужно запоминать по ходу игры, где какая картинка находится.
  • Модифицированные варианты. На основе меморины создано множество игр на развитие памяти. Одна из них – «Истории в картинках». Принцип тот же, только собирают не одинаковые рисунки, а два, из которых можно составить историю (например, рисунки с известными сказками). Еще один вид «Учим алфавит» или учимся считать. В первом случае это несколько карточек с картинками и столько же – с буквами, на которые начинаются названия картинок. Во втором случае – цифры и карточки с нужным количеством предметов – мячиков, бабочек, цветов, грибов и так далее. Для самых маленьких – это карточки, где нужно найти 2 штуки одинакового цвета.

Есть настольно – печатные игры, которые развивают не только память, но параллельно также скорость реакции и внимание. Здесь правила другие: не по очереди, а кто быстрее!
Одна из таких игр «Придумай имя». Название может меняться – «Пришельцы», «Чудики», «Головоноги». Но суть остается – на карточках нарисованы непонятные существа, которым нужно дать имя. Каждый чудик нарисован на нескольких карточках.
Играют так: колоду тасуют и переворачивают вверх рубашкой. Первый игрок переворачивает карточку. На ней изображено существо, которому ходящий придумывает имя. Второй игрок переворачивает вторую карточку. Если на ней нарисован новый чудик, то ходящий дает имя ему, если такой же, то нужно выкрикнуть его имя. А здесь уже участвуют все. Кто первый выкрикнул, тот и забирает карточку. Игра продолжается, пока карточки не закончатся. Побеждает тот, у кого оказалось больше.
В этой игре работает и слуховая, и зрительная память. А самое большое ее достоинство: ее можно сделать самим вместе с детьми!

Настольно – печатных игр на развитие памяти больше всего. Их можно купить и сделать самим

  • Подвижные игры.

Игры на развитие памяти детей дошкольного возраста бывают и такие. Играть в них можно с детьми от 3 лет.

  • Здесь игроки по очереди показывают движения, остальные должны запомнить и повторить. Более сложный вариант похож на игру «Снежный ком». Дети встают в круг, один показывает движение, второй повторяет и показывает свое, третий повторяет первые два и показывает новое. И так по кругу.
  • По типу «Что изменилось?» можно заменить предметы движениями. Дети занимают разные позы, ведущий закрывает глаза, далее что-то меняется. Задача ведущего – вспомнить, что.
  • Словесные игры. Подходят для детей от 4 лет.
  • «Путаница». Ребенку показывают по очереди картинки и называют несуществующие свойств предмета. Малыш должен запомнить и при повторном восприятии картинки назвать соответствующее слово. Например, показывают лягушку и говорят: летает. Так можно начинать от 3 картинок и доводить до 10;
  • «Волшебный мешок». Один ребенок говорит: я положил в мешок мячик, другой говорит: я положил в мешок мячик и куклу, третий называет 2 предмета и добавляет свой, и так по кругу. Для детей 6-8 лет можно условиться называть предметы на заданную букву.

Упражнения, развивающие память у детей

Упражнения на развитие памяти отличаются от игр тем, что здесь нет цели выиграть. Есть задача – выполнить правильно.
Самые популярные упражнения:

  • Таблицы Шульте. Развивают внимание и память;
  • Повтори по памяти. Детям предоставляется узор из геометрических фигур в определенной последовательности или определенных цветов. Его нужно повторить. В эту игру хорошо играть с конструктором, кубиками, пирамидкой. Самый простой способ: демонстрируется башенка из элементов, ее нужно запомнить и собрать такую же. Игру можно усложнять, сделав фигуры из большего количества элементов;
  • Запоминание картинок. Например, на рисунке 5 кукол. Дети их запоминают, затем картинка закрывается, а ребята отвечают на вопросы: какого цвета платье у куклы в шляпке? У девочки с косой голубые глаза? И так далее. На картинке могут быть не только куклы.

Обособленной группой стали современные обучающие компьютерные игры. Это и меморина, и «Что изменилось?», и повтори по образцу. Но это игры для одного, которые никогда не заменят живого общения и соревновательный момент между несколькими игроками.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий