Развитие навыков общения у детей

Развитие

Детские секреты общения

Общение – это и способ развития ребенка, и в какой-то степени результат этого развития.

Во взаимодействии со взрослым малышу передается вся информация о мире: как тут все устроено; как обходиться с предметами, взаимодействовать с людьми; получить то, чего хочется и защитить себя

Свободный, легко вступающий в контакт человек успешен в учебе и работе, легко заводит друзей. Как сделать своего ребенка таким? В статье поговорим о роли наставников: родителей и воспитателей. Какой коммуникативный фундамент они закладывают в детях и какие ценные “кирпичики” им могут понадобиться.

Что такое коммуникативные навыки

Простыми словами, это инструменты и способы общения, которыми должен овладеть ребенок. Все, чем пользуются взрослые, когда выстраивают коммуникацию. Сюда, в первую очередь, относятся средства общения:

  • мимика. Младенец с первых дней жадно следит за маминым лицом, сам гримасничает, пытается копировать;
  • жесты. Телесные движения, которые сопровождают привычные действия, малыши заучивают раньше, чем первые слова;
  • визуальный контакт. Глаза – основной канал приема/передачи информации. Ребенку важно научиться вниманию, сосредоточению;
  • знаковые системы – музыка, язык, письмо. То, в чем взрослые “шифруют” свои мысли и чувства. Детям становится доступно для освоения примерно к 5 годам.

Любая учеба строится на подражании и повторении. Дети не берут умения поштучно, а усваивают их вместе с контекстом.

То есть “глотают” всю учебную ситуацию целиком: что сказала мама, когда папа подмигнул и похвалил вкусный суп, чему при этом улыбнулась бабушка. Ребенок ощущает незримое тепло за столом и вникает в смысл и пользу вежливого слова “спасибо”. Так происходит развитие форм общения у детей: в “фундамент” вместе с мелкими кирпичиками отдельных знаний встраиваются крупные блоки примеров, взятые из жизни целиком.

Развитие общения у детей дошкольного возраста

По мнению советского психолога М.И.Лисиной, с рождения и до школы ребенок проходит сквозь 4 формы общения:

  • Ситуативно-личностная. Основана на потребности во внимании, принятии. Не получив должной заботы, малыш теряет опору – базовое доверие к миру. Отведенное на эту ступень время: с 0 до 6 месяцев.
  • 2. Ситуативно-деловая. Коммуникация возникает в сотрудничестве со взрослым, в процессе усвоения простейших действий и понятий: приучение к горшку, еда ложкой, утреннее приветствие, просьбы и запреты и т.д. Охватывает период с 1,5 до 3-х лет.
  • 3. Внеситуативно-познавательная. Ребенок изучает окружающий мир: взаимосвязи, причины, следствия. Забавный и беспокойный возраст “почемучек” – от 3 до 5. Взрослый, на долю которого приходятся сотни “потому что”, становится образцом терпеливого и отзывчивого партнера.
  • 4. Внеситуативно-личностная форма общения – достижение дошкольника. Ему становятся интересны другие люди: что они чувствуют, почему так себя ведут, как их расположить к себе, договориться. На этом этапе (5-7 лет) уже можно оценивать сформированность навыков общения, одного из условий успешного обучения в школе.

Причины коммуникативных проблем у ребенка

Представим себе детского психолога, собирающего информацию о 5-летнем пациенте. Что его будет интересовать?

Конечно, семья: кто занимается ребенком, как проходит общение, понимают ли друг друга малыш и взрослый.

Основные причины всех социальных проблем находятся в семье. Корректировать приходится не маленького “буку” или агрессора без границ – а родительские поведенческие модели.

 Они не дают малышу успешно общаться.

Далее специалист выявляет особенности личности ребенка: психические, когнитивные, возрастные, врожденные. Природные задатки влияют не только на умственные способности, но и на умение сосредоточиться, слышать и вовремя реагировать – что очень сказывается на качестве общения. С темпераментом не нужно бороться – это бессмысленно, его надо принимать как данность.

Есть даже такой давний педагогический спор: чем определяется характер – наследственностью или воспитанием? Ребенок – “tabula rasa” или почти написанная книга? На самом деле, эти “вложения” почти равноценны.

Многое в человеке есть с рождения – но так же много в нем свободного пространства для приложения сил воспитателей и влияния среды.

Третьим слагаемым будет коммуникативный опыт: ходит ли малыш в детский сад, развивающий центр? Включен ли в какой-то детский коллектив? Как организован его досуг? Кто еще принимает участие в его воспитании? Причины проблем в общении могут быть скрыты тут, например:

  • нет контакта с новым воспитателем
  • ребенок копирует действия сверстников (кусается, матерится, истерит)
  • есть дефицит общения (все время дома, с гаджетами или старшими родственниками)

Как понять, что коммуникативные навыки не развиты

Разглядеть трудности общения несложно: достаточно понаблюдать за детской игрой. Обычно проблемы видны и слышны. Вот ребенок замкнут, насторожен – он хотел бы войти в группу, но не знает как. Другой воюет за первенство голосом, а то и кулаками – не те приемы.

Детское сообщество саморегулируется и выталкивает “на обочину” тех, кто не соблюдает правила.

Чтобы оценить особенности развития общения у детей комплексно, можно ориентироваться на список умений, которые должны быть сформированы у старшего дошкольника:

  • ясное выражение своих желаний. Ребенок свободно формулирует свои потребности;
  • адекватное реагирование на отказ, без слез и агрессии, умение принять позицию другого человека;
  • защита своих границ. Касается тела и личного пространства. Ребенок знает свою “территорию”, может за себя постоять;
  • умение разрешать конфликты мирным путем. Речь о разумных компромиссах, когда учитываются желания всех сторон;
  • детская кооперация. Объединение ради общей цели – например, победы в игре. Ребенок включается в решение совместных задач.

Роль взрослых в формировании коммуникативных навыков

Родитель

Сложно преувеличить его вклад, ведь он является для ребенка бессознательно копируемым образцом. Как общаются папа с мамой между собой и с другими людьми – так же это будет делать их сын (дочь). Поэтому, если малыш не ладит с кем-то, родителю нужно оглянуться на себя. А после этого направить усилия на развитие у ребенка навыков общения, в первую очередь речевых:

  • говорить эмоционально, ярко; использовать мимику и жесты;
  • давать образцы коммуникации: в диалоге общаться “за двоих”, подсказывать реплики;
  • внимательно слушать ребенка, задавать открытые вопросы;
  • читать вместе, вслух и обсуждать прочитанное;
  • создавать “теплое” пространство, в котором хочется делиться впечатлениями.

Воспитатель

Этот человек легко занимает авторитетную позицию в жизни ребенка, а значит, имеет в распоряжении сильные рычаги влияния

Одна из его задач – создание “общности”, коллектива, где детям уютно и интересно. Каждый чувствует себя принятым и понятым. В такой среде хочется делиться мыслями, обсуждать, заниматься совместной деятельностью, играть.

Воспитатель ситуативно наполняет ее педагогически важным содержанием. Например, встраивает в досуг игры на развитие общения у детей:

  • “Зеркало”. Группа разбивается на пары, в каждой один из детей – “зеркало” другого. Цель: максимально точное копирование мимики и жестов. Игра развивает невербальные навыки общения;
  • “Зеркало наоборот”. Требует большей внимательности и координации. Движение партнера нужно “перевернуть”: кулаки сжаты – разжать, глаза прищурены – распахнуть, нога поднята вперед – отвести назад и т.п. Эта вариация “Зеркала” требует развитой произвольности и фантазии, подходит для старших дошкольников;
  • “Глухой телефон”. Дети передают друг другу фразу ведущего “на ушко”, в процессе она искажается до неузнаваемости, что вызывает у участников удивление и смех. Игра развивает вербальные умения, а также внимательность и способность концентрации;
  • “Сиамские близнецы”. Предплечья и локти двух игроков фиксируются широкой лентой. В эти руки они получают ручки (карандаши, фломастеры) и начинают рисовать один рисунок по заданию ведущего. Игра развивает коммуникацию на всех уровнях, в том числе “чувство локтя”.

В дошкольном возрасте интенсивно формируются навыки общения. В семье, близком окружении, детском саду ребенок видит готовые поведенческие модели. Копируя, тестируя эти образцы в первых отношениях, малыш собирает собственный коммуникативный багаж. С ним развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста проходит по самому эффективному пути.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий