Многие учителя говорят, что воспитание ребёнка музыкой требует от ребенка усердия и дисциплины. Однако, когда мы говорим о маленьких детях, мы должны иметь в виду, что закладываем фундамент для умения наслаждаться музыкой. А значит, играть на фортепиано им должно быть, в первую очередь, весело.
Все мы слышали, как наши дети поют, пока играют, напевают колыбельные и сочиняют музыку на ходу. Часто родители горячатся и записывают детей на уроки игры на фортепиано. К сожалению, энтузиазм нашего ребенка начинает выдыхаться, и вскоре мы оба страшимся ежедневных тренировок. Это вызывает проблемы для преподавателя во время занятия, разочарование для ребенка, и, в конечном счете, отказ от уроков игры на фортепиано.
Зная, как музыка может помочь направить нас к большому успеху и счастью в жизни, важно, чтобы наши дети свободно творили, чтобы мы не давили на них с целью сосредоточиться только на выполнении еженедельного задания.
Ученый теоретик Жан Пиаже в книге «Происхождение интеллекта у детей» (New York: Norton, 1963) рассматривает рост и развитие троих своих детей, и приходит к выводу, что ребенок проходит через несколько стадий когнитивного развития. И нам, родителям, и преподавателям фортепиано для детей младшего возраста, следует принять к сведению, что большинство детей в возрасте от 2 до 7 лет находятся, по утверждению Пиаже, в «Предпусковой стадии».
На этом этапе подопечные музыкальных учебных заведений лучше всего учатся через подражание и активное участие, а не через рассказываемую информацию. Они также пока испытывают трудности с использованием правильной терминологии для понятия высокого, низкого тона и громкости.
Согласно Пиаже, это продлится до тех пор, пока они не достигнут 7-11 лет, в которые смогут выполнить многие из тех задач, на которые они были неспособны в возрасте от 2 до 7.
Поэтому необходимо, чтобы уроки игры на фортепиано были заполнены возможностью творить музыку самому ребенку. Дети должны узнать о длительности звуков через пение, рисование и движение вместо обозначения ноты в привычном смысле. Как только ребенок получит прочный фундамент через игру и движение, он легко сможет перейти к абстрактному мышлению, обозначению нот и нотной грамоте.
Как родители и учителя, мы должны поощрять наших детей создавать музыку, играя и помогая им стать сосредоточенными слушателями. Музыкальные примеры для маленьких детей должны быть короткими, занимающими одну минуту или менее. Лучше всего найти пьесы, в которых преобладает один музыкальный элемент.
Музыкальная импровизация на фортепиано – это еще один навык, который нужно развивать с раннего возраста. Дети могут создать настроение, рассказать свою историю посредством музыки, дать название своей музыкальной выдумке или просто слушать сами себя. Просите ребенка нарисовать мелодию, изобразить ноту на бумаге!
Чтобы ребенок смог полностью осознать музицирование, для учителя важно следить за каждым учеником, отслеживать уровень его развития. Главное – давать возможность детям самим творить, и тогда, пока ребенок будет веселиться и наслаждаться звуками, произойдет закладка самого главного фундамента – непрерывной любви к музыке.