Дислексия: что обязательно нужно знать родителям?

Образование

Как часто приходится слышать тревожные замечания взрослых о том, что их ребенок не хочет учиться, ленится, не любит читать, постоянно летает в облаках? Да на каждом шагу! А что, если причина вовсе не в лени? В России о дислексии знают мало. 

Нашим педагогам привычней отмахиваться от неуспевающих школьников, мол, родителям надо больше с ними заниматься. Тем не менее, по данным зарубежных исследований, каждый десятый ученик – дислектик.

Что же это за страшный зверь? Википедия говорит: “Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению”.

“Когда моей дочке было 11 лет, мы выяснили, что у нее дислексия – рассказала Мария Пиотровская, основатель Ассоциации родителей и детей с дислексией журналу Forbes. – Первые четыре класса школы были сложными, никто не мог сказать, в чем дело, но твердили: “Девочка медленно читает, работайте над этим”. Учителя рекомендовали заниматься со специалистами. Вскоре Пиотровская решила перевести дочь в небольшую частную школу, но результат был тот же – педагоги пожимали плечами и заставляли больше читать.

“Я видела, что ей сложно. У меня меньше и меньше оставалось времени на работу, мы много занимались”, — вспоминает Пиотровская в той же беседе. – “Девочка старалась, только жаловалась, что болит голова, стала часто плакать и очень низко наклоняться при чтении. Пока в дом не пришел новый преподаватель языка — англичанин. Увидев ребенка, он сказал сразу, что у нее дислексия. Не врач, а именно преподаватель, иностранец, впервые произнес это слово”.

Мария Пиотровская собрала команду профессионалов, которая занимается просветительской деятельностью в школах. И больше всего их удивляло, что наши учителя совсем не знакомы с таким явлением, как дислексия. А родители – тем более.

Поэтому, прежде чем обвинять своего ребенка в лени (он ведь может привыкнуть и начать соответствовать ожиданиям), попробуйте посмотреть на проблему с другой стороны. 

Признаки дислексии

  • Очень плохо читает, уровень чтения не соответствует возрастному;
  • Имеет трудности с запоминанием и пересказом текста, а также с выявлением основной мысли;
  • Имеет очень плохой почерк; некоторые буквы пишет задом наперед;
  • Часто трет глаза, быстро устает, любыми способами пытается избежать выполнения домашних заданий и чтения;
  • После жалуется на сильную боль;
  • Близко подносит книгу к глазам;
  • При чтении пропускает некоторые слова.

Диагноз “дислексия” ставится специалистами, врачом-дефектологом и психоневрологом, не раньше 10-11 лет. Но с этим лучше не затягивать. Чем раньше родители задумаются о проблемах ребенка в школе, тем быстрее и эффективнее с ними можно будет справиться.

“Благоприятная” почва для развития дислексии закладывается уже в тот период, когда малыш только начинает пробовать слова и предложения на вкус. Если дошкольник пропускает буквы, переставляет слоги, добавляет лишние, а родители не обращают на эти особенности внимания, это может вылиться в дислексию.

“Восстановление требует длительного времени, – говорит логопед-дефектолог Инна Шмитке. – Ведь то, что не сформировалось за 5-6 лет жизни ребенка, за один день точно не сформируется. И родители должны быть готовы помогать специалисту в обучении ребенка: закреплять полученные навыки и переносить их в повседневное общение, а это гораздо сложнее, чем повторять за логопедом готовые образцы”. В арсенале специалистов разрезная и магнитная азбука, различные речевые игры и еще масса простых секретов, способных завладеть вниманием детей-дислектиков.

В последнее время все более актуальным становится так называемая “дислексия развития”. Когда родители стараются запихнуть в своих детей больше знаний, чем те физически способны переварить и осознать. Например, научить детей читать до 5 лет, или с 6 уже отправить в школу. Будьте внимательны к потребностям своих детей и избегайте сравнений с другими. Не стоит отрицать существование проблемы, лучше искать ее решение.

Интересные факты

  • Среди дислектиков много творческих, очень талантливых людей. Это связано с тем, что у них правое полушарие развито больше, чем левое. Часто они мыслят образами.
  • В зарубежных школах ученики наклеивают на свои работы специальные стикеры, сообщающие учителям, что перед ними особенные дети.
  • Уолт Дисней мечтал стать журналистом. Из газеты будущего режиссера 111 фильмов, обладателя 26 статуэток “Оскара”, миллионера и мультимагната выгнали за “отсутствие фантазии”. Просто редактору надоело править ошибки в каждом слове Диснея-дислектика.
  • Американская певица Шер, чьи песни на протяжении 50 лет возглавляли рейтинги самых популярных в США, едва ли могла различить цифры 6 и 9, а читать толком так и не научилась. Ее случай оказался запущенным.
  • Ганс Христиан Андерсен писал настолько неграмотно, что издатели долгое время над ним просто смеялись. Но настоящий талант ничем не испортить… Он сочинял свои сказки в голове, и только потом изливал на бумаге. Из-за огромнейшего количества ошибок издатели долгое время возвращали рукописи будущему известному сказочнику.
  • Есть мнение, что и Леонардо да Винчи был дислектиком, поэтому делал свои записи слева направо (зеркально). Так ему было удобнее.
  • Западные звезды не стесняются сообщать, что у них дислексия, в отличие от российских. В нашей стране существует предубеждение, что дислектики – люди глупые и необразованные, что совершенно не соответствует действительности. Так, кроме уже названных, дислектиками являются (или являлись) Том Круз, Кира Найтли, Стив Джобс, Гай Ричи, Киану Ривз, Мерилин Монро, Орландо Блум, Квентин Тарантино, Дастин Хоффман, Энтони Хопкинс, Лив Тайлер, Стивен Спилберг и другие.

Личный опыт

Катя (@devochka_na_kolesax) рассказала о своей жизни с дислексией: “Диагноза у меня, как такового, конечно, нет, но с детства проблемы с восприятием букв. В школе могла писать слова без гласных. Хотя очень любила сочинения, и надеялась по ним получить 4/2 (последняя – за ошибки), а вместо оценок получала: “Катя, наверное, у тебя хорошее сочинение, но я не смогла прочитать ни слова”. Читаю до сих пор по слогам, самый ужасный опыт – чтение на время. Зато, когда читаю, вижу больше, чем написано, но быстро устаю – 10 страниц воспринимается как 100. Пишу ужасно безграмотно, могу написать слово наоборот. Сложные слова практически не даются. Помню, с репетитором по английскому языку мы вместо иностранных слов учились выговаривать “микроволновка”. В школе такие мои особенности никого не интересовали, лишь единицы знали. О дислексии сказал логопед. Потом мы нашли статью о дочке Леонида Парфенова, сравнили, и пазл сложился. Один мой учитель как-то сказал, что нужно пользоваться такой интересной “вещью”. Я начала писать пьесы и даже достигла небольших высот. Так что это не болезнь, а особенность”.

Хотите получать интересные статьи регулярно? Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook 

Единство детей - сайт для родителей детей с особыми потребностями

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий