Эдипов комплекс у девочек: рождение принцессы

Психология

Ситуацию, когда дочь начинает соперничать с матерью и завоевывать внимание отца, в психоанализе называется комплексом Электры, по аналогии с эдиповым комплексом у мальчиков. Правда, у представительниц прекрасного пола все проходит немного иначе.

Примерно с трех лет мальчишки начинают смущать своих родителей, а иногда и других окружающих, демонстрируя половые органы. Как вести себя в подобных случаях, мы писали ранее. Что же происходит с девочками?

Дела интимные

У них все не так явно и открыто, ни в психологическом плане, ни в физиологическом…

Вопрос, откуда появляются дети, возникает уже в два года, и, если родители отговариваются капустой и аистом, их любопытство не удовлетворяется. Внимательные девочки видят большой живот мамы или другой женщины, ожидающей малыша, возможно, наблюдают кормление грудью, и делают вывод, что взрослые чего-то не договорили.

Следующий вопрос, который у них возникает, чем отличаются девочки от мальчиков. И если родители снова не готовы разговаривать на эту тему, исследования продолжаются. В том числе и исследования своего тела.

Интересоваться им девочки начинают раньше, чем мальчики, и первая стимуляция происходит в возрасте от года до трех лет. Потом этот процесс может ненадолго затихнуть и возобновиться ближе к начальной школе.


Сложно говорить о мастурбации, как таковой, по отношению к двух-трехлетнему ребенку. В этом возрасте стимуляция может приносить психическое и физическое успокоение, не более. Соответствующей должна быть и реакция родителей. Лучшая стратегия – не обращать внимания. Если же взрослый видит необходимость вмешаться, то лучше делать это с глазу на глаз и таким тоном, как будто вы говорите о пуговице на платье.

Если запугивать, выступать резко против самоудовлетворения, это может привести к торможению в развитии ребенка или сделает его недисциплинированным бунтарем.

В норме у здорового ребенка мастурбация никогда не будет на виду и частой. И в таком виде она не должна особо интересовать и беспокоить родителей. Это всего лишь способ психоэмоциональной разрядки.

Если же взрослые застают маленького человека за самоудовлетворением слишком часто, то уже ранее довели его до невроза. Это будет симптомом избыточного эмоционального напряжения, стресса, волнения и т.д. В подобном случае ребенка нужно лечить, а не ругать: обратиться к специалисту, который сможет мягко и грамотно работать с психоэмоциональной сферой ребенка и предложит ему другие способы «разрядки».

Отношения девочки с отцом

В возрасте трех лет внимание девочки с собственного тела переходит на тело мальчиков. Наверное, родители слышали от воспитателей, что малыши в детском саду регулярно “проверяют”, у кого что есть. Когда девочка обнаруживает, что у нее чего-то не хватает, когда она осознает, что этого у нее никогда не будет, данный факт разочаровывает ее, и она оставляет самоисследование.

Но либидо по-прежнему ищет выход, и в норме находит его в стремлении девочки быть привлекательной – носить заколочки, платья, краситься, как мама, наряжаться. Это демонстрация желания покорять сильных взрослых или мальчиков, которые могут ее защитить, ведь у них есть сила, отсутствующая у девочек. Так происходит идентификация с матерью и проявляется нежное внимание к отцу.

Pexels.com

Девочка может кокетничать с папой, говорить, что он будет ее мужем, у них родятся дети. На этом пути дочь встречает сильную соперницу – маму, и понимает, что явно ниже ее. Даже если девочка будет провоцировать мать на конфликты и споры, быстро поймет, что это непродуктивно, потому что папа ее порицает в подобных ситуациях. Соперничество становится скрытым, неявным, менее агрессивным, чем может быть у мальчиков. Накопившиеся негативные эмоции девочка может выражать на куклах в играх: наказывая их, она избавляется от агрессивных влечений.

“Здесь важно понимать, насколько значимыми остаются для девочки отношения с мамой, – говорит психотерапевт Катерина Суратова. – И насколько фундаментально влияют отношения между родителями на её восприятие себя и будущего партнера. Мама становится объектом идентификации девочки. Мама должна наполнить девочку «содержанием» того, что мы понимаем под словами «женственность» и «материнство» (в будущем), а роль папы – утвердить «форму», то есть закрепить за ней право вырасти женщиной, достойной внимания, почитания, уважения”.

Если отец будет естественным образом нежен со своей дочкой, то этого достаточно для нормального разрешения эдиповой ситуации. Постепенно от любви к отцу девочка переходит к любви к другим представителям противоположного пола, чувствуя защиту и поддержку. Хорошо помогают сказки про принцесс – они представляют архетипические сценарии отношений. Девочка начинает идентифицироваться с понравившимися персонажами и, исходя из собственных особенностей характера, искать подходящие модели отношений. Сказки формируют сценарии любовной жизни и закрепляют то, что усвоено из семейного опыта.

Возможные ошибки

Проблемы начинаются, если мать мешает девочке раскрепощаться, наряжаться, прихорашиваться. Как правило, это связано с низкой самооценкой матери, её собственными страхами перед сексуальностью, пробуждающейся в лице маленькой дочери.

Бывает, женщина преподносит материнскую и супружескую жизнь как западню, череду бесконечных неприятных обязанностей. В этих случаях девочка отказывается от женской сущности, уверяется в своей некрасивости, непривлекательности.

В норме в пубертатном периоде все еще может измениться, выровняться, и девушка все-таки откроет себя (в том числе и через мастурбацию). Если же этого не происходит, могут вырасти болезненно робкие, вечно стыдящиеся женщины, которые вряд ли смогут быть по-настоящему успешными в каком-либо виде деятельности. Они никогда не будут чувствовать себя способными соперничать с другими женщинами. Однако могут вести постоянную борьбу с мужчинами. Подобные истории иногда заканчиваются гомосексуализмом, периодически – сложными семейными отношениями с инфантильным мужем и желанием унижать окружающих.

Недостаток отцовской любви тоже может сыграть свою негативную роль в сексуальном развитии девочки: она останется в вечном ожидании. Маловероятно, что сможет создать нормальную семью и гармоничные взаимоотношения с партнером и собственными детьми.

Важно понимать, что все всегда можно исправить. И начинать необходимо с себя. Будьте честны с собой, и, если замечаете неадекватное отношение к той или иной ситуации в развитии своей дочери, попробуйте сначала проанализировать его: как это отношение влияет на вашу собственную жизнь. Разобравшись в себе, сможете правильно отреагировать и найти верный выход.

Если хотите регулярно получать наши статьи – присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook, 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий