Существует множество разнообразных методик в воспитании детей. Родители могут выбрать из этого множества интересную именно им и подходящую их ребенку, оценив плюсы и недостатки каждой из методик. Нередко родители пробуют разные методики и пользуются их принципами в совокупности.
Методика Глена Домана
Американский врач Глен Доман занимался нейрофизиологией, он много лет своей жизни посвятил детям, имеющим различные травмы мозга. Его методика, основанная на стимуляции всех органов чувств, представляет собой демонстрацию карточек с изображением предметов и явлений, сопровождающуюся рассказом о том, для чего нужен этот предмет, отчего происходит то или иное явление.
Методика Сесиль Лупан
Бельгийская актриса Сесиль Лупан, став матерью, заинтересовалась методикой Домана, применяла ее при воспитании своей первой дочери, а затем разработала свою собственную методику. Особую роль в раннем обучении и воспитании ребенка играют занятия, проводимые до года. Все пять чувств в этом возрасте, по мнению Лупан, развиваются намного активнее, поэтому она рекомендует матерям как можно чаще проводить времени с ребенком, стимулируя тактильные ощущения.
Методика Масару Ибука
Инженер и предприниматель из Японии, Масару Ибука, прославился не только как один из основателей корпорации Sony. Также он посвятил многие годы созданию методики раннего развития. Раннее развитие, по мнению автора, не нацелено прежде всего на воспитание ребенка-гения. Добрый и смышленый ребенок вырастет хорошим человеком, родители должны сделать для этого все возможное и дать ему такое образование, которое позволит развить в нем глубокий ум.
Вальдорфская педагогика
Методика получила свое название в честь сигаретной фабрики Вальдорф-Астория, расположенной в немецком городе Штутгарт. Ее владелец, Эмиль Мотт, в 1919 году обратился с просьбой к педагогам, работавшим по книге Рудольфа Штайнера «Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки», об открытии школы нового века.
Основой методики является развитие мыслей, чувств и воли ребенка, которые представляют собой триединство, путем использования натуральных материалов и неготовых игрушек. Различные виды творчества, по мнению педагогов вальдорфской школы, позволяют ребенку развиваться разносторонне.
Методика Марии Монтессори
Итальянка Мария Монтессори известна в мире не только как основатель методики воспитания и обучения детей, но и как первая женщина в Италии, окончившая медицинские курсы, и одна из первых женщин-докторов наук. Методика Монтессори заключается в фразе: «Помоги мне сделать самому».
По мнению автора, принуждение, критика и вмешательство в процесс игры ребенка мешают развитию. Задачей взрослых является помощь и поддержка, а ребенок все сможет сам. Среда Монтессори позволяет малышу от 8 месяцев выбирать себе занятие по интересу и формировать необходимые для жизни навыки и умения.
Методика Макаренко
Педагог из глубинки, Антон Семенович Макаренко, посвятивший около 20 лет работе с «трудными детьми», как никто лучше знал, что необходимо для гармонического развития человека. Его методика раннего развития призывает родителей стать примером для детей и научить их труду. Строгий режим, работа в коллективе, по мнению автора, – главные составляющие правильного воспитания.
«Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве» – вот одна из знаменитых фраз Макаренко, сумевшего из беспризорников своей трудовой колонии воспитать достойных людей.
Методика Зайцева
Основой методики петербургского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева является обучение речи и чтению с самого раннего возраста. Учебные пособия со слогами и готовыми словами, в отличие от азбуки с буквами, позволяют ускорить процесс развития речи.
Кубики Зайцева, паззлы, картинки, музыкальные инструменты издают звуки, шумы. Малыш играет и осваивает навыки речи и написания слов. По мнению автора, даже годовалый ребенок может научиться читать, но все же оптимальным возрастом является возраст после 3 лет.
Методика Амонашвили
«Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть» – девиз методики московского педагога Шалвы Александровича Амонашвили. Автор считает, что только любовь и поддержка взрослых помогут ребенку раскрыть свои таланты и развить свои способности.
Отказ от критики, наставлений и авторитарного общения способны даже из самого отстающего двоечника сделать пусть не отличника, но ударника. Методика Амонашвили подразумевает такие виды обучения, которые, в первую очередь, стимулируют активность и самодеятельность детей.
Методика Жан Ледлофф
Американская писательница и педагог Жан Ледлофф несколько лет прожила в индейском племени екуана и по возвращении в своей книге «Как сделать ребенка счастливым» описала собственную методику обучения и воспитания, основанную на принципах преемственности.
По мнению автора, ребенку для гармоничного развития необходимо постоянное присутствие рядом мамы и папы. Тепло материнских рук, прикосновения, все, что дается ребенку отцом и матерью на инстинктивном уровне, способно развить из ребенка полноценную гармоничную личность. Родители и природа, гармония в семье – вот что необходимо для счастливого детства.
Методика семьи Никитиных
Семья из подмосковного Королева, Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины, счастливые родители семерых детей, с 1957 года делились с другими молодыми парами секретами воспитания и обучения. Основой их методики, которая была их жизнью, является естественное физическое развитие ребенка и различные развивающие игры и занятия.
Малыш, который с раннего детства имеет здоровое тело и здоровый дух, по мнению авторов, способен развиваться активнее сверстников. Поэтому физическим упражнениям, закаливанию в семье Никитиных придавали огромное значение. По методике, разработанной семьей Никитиных в ходе личного опыта, следует создавать для ребенка такие условия, которые будут способствовать развитию его способностей, исходя из желаний и самочувствия.