Дети вундеркинды. О детях, которые поражают своими способностями

Воспитание

Что значит быть вундеркиндом?

маленькая-девочка-в-очках-у-школьной-доски

Вообще, само по себе слово не несёт ничего сверхъестественного и необычного. В переводе с немецкого языка «Wunderkind» обозначает «чудесный ребёнок». Каждый не только второй, каждый первый – чудесный ребёнок, ведь правда? Но вундеркиндами принято называть тех детей, у которых есть от природы особые способности. Они признаются одарёнными по причине того, что значительно превосходят границы интеллектуального развития сверстников.

Рано проявившие таланты дети реализуются в разных сферах. Совсем не значит, что чуть лучше рисующий или поющий – это уже вундеркинд. А вот умеющий в детсадовском возрасте решать математические задачки, которые не под силу и выпускнику школы, и сочиняющий сонаты подобно великому музыканту ребёнок вполне может претендовать на это звание.

мальчик-скрипач

Как правило, еще до подросткового периода вундеркинды экстерном получают среднее образование, поступают в институты и защищают кандидатские и докторские.

Ранняя речь, способности всё улавливать и запоминать, делать несколько дел одновременно – всё это отличает маленьких самородков.

Таким родился

Ученик музыкальной школы № 10, 13-летний композитор Саша Иванов в Малом театре во время работы над спектаклем «Волки и овцы». 01.07.1994.

Общепринятой на сегодня точкой зрения является то, что вундеркиндами рождаются, а не становятся. Вундеркинд – это маленький гений, и само слово «гений» уже указывает на врожденный дар.

Некоторые психологи обращают внимание на факты, которые свидетельствуют в пользу этой точки зрения. Например, то, что вундеркинды часто рождаются в семьях интеллектуалов и, по-видимому, наследуют высокий интеллект. Важен и тот факт, что они обладают прекрасной памятью.

Поистине удивительно то, что некоторые из них помнят даже свои внутриутробные впечатления и процесс появления на свет.

Известно, что высокий процент вундеркиндов рождается в результате беременностей, осложненных стрессовыми ситуациями.

Так мать математического и физического вундеркинда Джейка Барнетта была госпитализирована множество раз в течение беременности, а еще одной женщине, родившей высоко одаренного ребенка, пришлось в этом положении вместе с мужем отражать вторжение вора в их дом.

Далеко не все вундеркинды могут похвастаться внутриутробными воспоминаниями, но вот что объединяет практически всех таких детей, это высокая чувствительность и эмпатия.

По словам доктора Джоан Рутзац из университета штата Огайо, которая изучает вундеркиндов уже 15 лет, для них характерно глобальное чувство ответственности и альтруизм. Такие дети очень бурно реагируют на жестокость к животным, на несправедливость в отношении одноклассников, они способны расплакаться из-за негативного поворота сюжета в кино или в мультфильме, расстроиться из-за войны или катастрофы даже в отдаленной части планеты или из-за глобального потепления.

Польский психиатр Казимеж Домбровски, одним из первых начавший изучать этот феномен, обозначил сочетание ряда черт вундеркиндов как «сверхстимулируемость» или «сверхвозбудимость». Сюда входят такие особенности характера, как огромный запас физической энергии, сенсорная гиперреактивность, яркое воображение, интеллектуальное любопытство и драйв, способность к глубокому сопереживанию.

Есть предположение, что у таких детей имеет место высокая коннективность мозга. Это значит, что возбуждение одной его части, вызывает одновременное возбуждение других областей, или, иными словами, один и тот же стимул вызывает возбуждение сразу же нескольких областей мозга.

Можно предположить, что именно этим объясняется еще одна общая характерная черта вундеркиндов: они обладают большим запасом рабочей или «оперативной», по аналогии с компьютером, памяти. Именно рабочая память играет ведущую роль в выполнении сложного действия, требующего высокого исполнительского мастерства, которое заключается в согласовании большого количества ряда физических манипуляций (как в игре на музыкальном инструменте) или в быстром переборе вариантов (как в игре в шахматы). (Заметим в скобках, что именно достаточный размер оперативной памяти определяет многозадачность компьютора).

Разумеется, такие навыки достигаются и менее одаренными людьми путем длительных и упорных тренировок, однако в том-то и заключается ранняя гениальность, что ребенок демонстрирует их еще до того, как его успели научить.

Высокая коннективность областей мозга у вундеркиндов – пока что только предположение. Сколько-нибудь значимых исследований на эту тему, к сожалению, не проводилось.

Гений-отстающий

Образцовой моделью вундеркинда считается Вольфганг Амадей Моцарт, который сочинял музыку с четырех лет, а с шести уже активно концертировал.

Отец Моцарта Леопольд сам был музыкантом, скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, а потому зерно одаренности его маленького сына упало на благодатную почву.

Так, однако, происходит не всегда.

Ученик одной из американских начальных школ по имени Джеффри получал в школе низкие оценки по всем предметам, избегал общения со сверстниками и молча страдал от того, что родители расстраиваются из-за его неудач.

Что же происходит дальше?

Классный руководитель отправляет Джеффри и его родителей на консультацию к психиатру, где ему дают тест на IQ. Каково же было изумление родителей и учителей, когда мальчик оказался высоко одаренным с IQ в 150 баллов!

Высокие интеллектуальные способности Джеффри стали для него ловушкой, и в этом он не одинок. Нередко вундеркинды отличаются не только мастерством в какой-то конкретной области, но и скоростью психического развития. Иными словами, они быстро взрослеют и начинают достаточно рано смотреть на себя со стороны, сравнивать себя с другими и, самое главное, опасаться того, что они могут не справиться с той или иной задачей и разочаровать близких.

Страх неуспеха сопровождает таких детей постоянно, а в критические моменты (например, сдача экзамена, контрольная работа, ответ у доски) страх просто парализует их до степени невозможности произвести необходимые действия. Именно это и было причиной школьного «отставания» Джеффри.

Нередко ранние выдающиеся способности в какой-то конкретной области сопровождаются расстройствами нейроразвития – дислексией, диспраксией, синдромом Аспергера и другими. Это становится дополнительной ловушкой для ребенка, который очень легко осваивает содержание школьной программы, но, когда подходит момент демонстрации знаний и навыков, результат оказывается не блестящим.

Если родители наказывают его за оценки, то дело идет еще хуже: к уже существующим проблемам добавляется тревожность, перерастающая в серьезное дополнительное расстройство.

Важная задача родителя – быть внимательным и к способностям, и к дефицитам ребенка. Дислексия полностью излечивается за 6–18 месяцев, если ребенок начинает получать терапию в возрасте до 5 лет. Диспраксия хорошо корректируется терапиями, направленными на психомоторное развитие.

Кроме того, вундеркинду-школьнику необходимо объяснить, что неудача – это нормальная часть жизни и случается с каждым, даже с теми, кто является признанным мастером в той или иной области.

Какие бывают таланты?

мальчик-в-очках-размышляет-над-задачей

Выдающихся детей-вундеркиндов делят на три типа.

  • Одарённые дети. Такие явно являются ярким пятном среди окружающих благодаря более высокому умственному развитию.
  • Гении. Они с природными талантами рождаются. Без своего дара они не то чтобы жить не могут, они шага не ступают. Примером такой талантливой личности может быть всемирно известный Моцарт, который в свои восемь уже сочинял сонаты.
  • Саванты. Особое явление, которое находится под пристальным вниманием учёных. Редкая форма природного дара, которая сопровождается ограниченностью общения. Поэтому часто на фоне других они выглядят как умственно отсталые. «Остров гениальности» чаще всего относится к математике или искусству. Такие уникальные личности – обладатели чего-либо в острой форме. Они могут обострённо чувствовать временные промежутки или запахи, феноменально запоминать информацию.

Родился или стал?

Джейк Барнетт, вундеркинд в области математики и физики

Канадский журналист Малькольм Глэдуэлл – бывший вундеркинд. В подростковом возрасте он был самым быстрым бегуном Канады в своей возрастной группе, олимпийской надеждой страны. Надежда, однако, не оправдалась. В 15 лет юноша проиграл одно из важных соревнований, и, оставаясь хорошим бегуном, он так и не смог достичь чемпионских высот.

Уже будучи взрослым, Глэдуэлл стал изучать феномен вундеркиндства и пришел к определенным выводам, расходящимся с распространенной точкой зрения.

Журналист познакомился с исследованием (изданным отдельной книгой Genius Revisited), посвященным судьбами выпускников престижной Нью-Йоркской школы для одаренных детей при колледже Хантер, в которую принимают лишь тех, чей IQ не ниже 155.

Его поразил тот факт, что хотя большинство из них вполне преуспели в карьере и в жизни в целом, среди выпускников не оказалось ни звезд, ни Нобелевских лауреатов, ни даже авторитетов национального масштаба в той или иной области.

«Все они были детьми-гениями, не ставшими взрослыми гениями», – говорит Глэдуэлл.

Безусловно, вундеркинд имеет природный дар, но сам ранний характер его проявления не является непременным свидетельством гениальности.

Любители музыки знают, что одаренные дети, выигрывающие музыкальные конкурсы в своих возрастных группах, редко становятся звездами, собирающими огромные концертные залы своих поклонников.

А как же Моцарт?

Он, скорее, исключение (хоть и не единственное) из общего правила, считает Глэдуэлл. При этом, давайте примем во внимание несколько фактов.

Во-первых, музыкальные экзерсисы четырехлетнего Моцарта не то, чтобы очень хороши. Они представляют собой переложения музыки других композиторов. Во-вторых, все они записаны рукой его отца, что внушает некоторые подозрения. В-третьих, не исключено, что Леопольд, демонстрируя игру сына ценителям музыки, мог несколько приуменьшить его возраст – такое случается и сегодня, а уж в XVIII веке документов в такой ситуации никто не требовал.

И, наконец, ключевой факт. Леопольд усадил своего трехлетнего сына за клавесин, и с этого момента Вольфганг Амадей играл по 3 часа ежедневно, аккумулировав к шестилетнему возрасту 3 500 часов музыкальной практики! Это, по меньшей мере, в три раза больше, чем у любого сверстника.

Взглянем на это с другой стороны, предлагает Глэдуэлл.

То, что мы знаем о детских характеристиках признанных гениев – Коперника, Рембрандта, Баха, Ньютона, Бетховена, Канта, Леонардо да Винчи, Эйнштейна – дает все основания полагать, что в школу для одаренных детей их бы не приняли.

Романтизация ранней гениальности, считает Глэдуэлл, вредна, так как она способствует выделению своеобразной детской элиты, которая получает значительно больше ресурсов от общества и государства, в то время как будущие взрослые звезды остаются в группе «середнячков».

А каково самим вундеркиндам?

Слева — публикация в газете о том, что Мэт Хаймович открывает серию концертов в JB Speed ​​Art Museum (университет Луисвилля), 1990 г. Справа — Мэт Хаймович, 2019 г.

Знаменитый виолончелист Мэт Хаймович – один из тех, чья ранняя одаренность не поблекла с возрастом. Он не жалеет о том, что, будучи подростком, проводил с виолончелью по 5–6 часов в день и не имел друзей. Его главным другом была и остается музыка, хотя его социальная жизнь вполне в норме, он женат, имеет детей, общается с друзьями.

С некоторых пор, однако, Мэт почувствовал то, что можно назвать «творческой фрустрацией». Он устал от публичного образа самого себя, и ему захотелось изменить что-то кардинальным образом.

Хаймович сделал совершенно необычный шаг. По его словам, маститые учителя никогда не предлагали ему к исполнению музыку XX века, и, пережив творческий кризис, он стал играть на виолончели джазовые композиции Джимми Хендрикса, Майлза Дэвиса и даже на темы песен легендарной группы Led Zeppelin.

«Быть вундеркиндом – это демонстрировать мастерство в том, что придумано до тебя», – говорит профессор психологии Бостонского колледжа Эллен Виннер. Взрослые же творцы отличаются тем, что делают что-то новое или по-новому, и это принципиально иная способность.

Виннер считает, что будущее вундеркинда зависит, в первую очередь, от взрослых, которые его окружают. Чрезвычайно опасно оказывать на него давление, слишком высоко поднимать планку ожиданий.

«Ты гений!», «Ты станешь гением, когда вырастешь!» – эти слова могут развить в ребенке страх того, что он не оправдает надежды родителей и учителей, чрезмерное для его возраста чувство ответственности и, в случае неудачи, – ощущение вины и ложного стыда. Все это разрушительно для любого ребенка, в том числе для высоко одаренного.

Но если вы скажете: «Ты очень музыкален. Я думаю, у тебя будет интереснейшая жизнь, связанная с музыкой», – это совсем иной посыл, разумный и позитивный.

Вундеркинды: о детях, которые поражают своими способностями

Ранние успехи в образовании характерны для детей-вундеркиндов. Рассказываем об известных ребятах, которые как и россиянка Алисе Теплякова, рано добились впечатляющих результатов.

Истории одаренных ребят из разных стран собрал сайт Skillbox.ru. Специалисты затрудняются сказать точно, в чем именно секрет вундеркиндов – в методиках обучения либо врожденной гениальности. Но они отметили общие особенности, которые характеризуют ребят, быстро усвоивших школьную программу. Во-первых, они добиваются успехов не по возрасту. Уже в первые месяцы после рождения произносят слова, и до двух лет начинают читать. Во-вторых, как правило, все знания они получают в домашнем обучении. Ходить на занятия они сразу начинают в вуз. В-третьих, ими обычно занимаются мамы. Приводим несколько известных примеров одаренных детей.

Майкл Кирни, 1984 год (США)

Этого мальчика считают одним из самых молодых выпускников колледжа. Заговорил впервые в 4 месяца, а в 9 месяцев уже умел читать. Когда его ровесники только пошли в школу, он ее уже закончил – в 6 лет. На изучение материала старших классов у него ушел год домашнего образования.

В 10 лет Кирни получил первую учёную степень по антропологии. После этого он снова учился и стал химиком и специалистом по информатике.

Лоран Симмонс, 2009 (Бельгия)

9-летний Лоран практически побил рекорд и стал почти самым юным выпускником университета. Но несмотря на это «почти» его успехи блестящи: в 8 лет он окончил школу и поступил на факультет электротехники в Техническом университете в Эйндховене (Нидерланды). Чтобы освоить курсы 2 или 3 месяцев, он тратил всего неделю. И планировал за 9 месяцев пройти программу, рассчитанную на 3 года. В 9 лет он хотел получить ученую степень. Однако университет решил, что мальчику придется еще поучиться. Тогда из вуза его забрали родители. И летом 2011 года Симмонс в 11 лет стал бакалавром по физике в Университете Антверпена. О мальчике ранее писал сайт «Учительская газета».

Моше Каи Кавалин, 1998 (США)

В 4 месяца Кавалин произнёс первое слово — «самолёт» на китайском языке. В 7 лет он знал тригонометрию и все, что положено знать согласно обычной образовательной программе. Тогда мама стала водить его на занятия в колледж. После его окончания в 11 лет мальчик стал студентом Калифорнийского университета.

В 17 лет Моше приняли на работу в Национальное космическое агентство США. Там он помогал работать над технологией по наблюдению за дронами. Юноша получил лицензию пилота задолго до того, как смог водить автомобиль. Он овладел боевыми искусствами и написал книгу о своих детских годах.

Шо Яно, 1990 (Южная Корея / США)

У Яно — высокий показатель IQ: 200 баллов против обычных 100–130. Читать он стал в 2 года, к 4 годам играл на фортепиано, а в пять сочинял музыку. К девяти годам поступил в Чикагский университет Лойола. В 12 лет стал учиться в Медицинской школе Притцкера при Университете Чикаго. К 19 годам Яно присвоили докторскую степень, он занимался молекулярной генетикой. В настоящее время он работает детским неврологом.

Ким Ун-Ён, 1962 (Южная Корея)

Пока другие дети учились читать, Ким к 5 годам написал несколько книг, знал 4 языка и поступил в старшие классы школы Гранта в Лос-Анджелесе. В 8 лет Ким стал работать в Национальном космическом агентстве США. Мальчик был его сотрудником до 18 лет. Работа ему не очень нравилась. Как Ким позднее вспоминал, его жизнь была похожа на машину, он страдал одиночеством и мечтал о друзьях. Поэтому уехал в Корею, нашел там друзей и работает в большой китайской корпорации.

Константин Славин, 1969 (Азербайджан)

В 5 лет Константин пошел в школу, в семь – в 5 класс. А в 12 лет золотой медалист стал студентом Азербайджанского медуниверситета. Окончил вуз с красным дипломом хирурга, перебрался в Москву и в 19 лет впервые оперировал пациента. В 90-е Славин переехал в США, там он работает в клинике. В Америке он окончил учебу примерно в том же возрасте, что и его коллеги. Только для них это образование было первым, а для Константина – вторым.

Анжела и Диана Князевы, 1986 и 1987 годы (Россия)

Успех девочек в большой степени связан с их матерью — кандидатом педагогических наук. Юлия Князева создала методику развития детской одарённости. Обучаясь по ней, ее дочери окончили школу в возрасте 10 и 11 лет. Затем они стали студентками факультета международных экономических отношений Финансовой академии при Правительстве РФ, окончили ее в возрасте 13 и 14 лет. Через год Анжела и Диана выучились на юристов, а третье по счёту высшее образование получили в Стэнфордском университете. Они стали самыми юными магистрантками вуза — в 16 и 17 лет. Сестры остались в США, работают в финансовой сфере.

Малыши на миллион: современные русские вундеркинды

Вундеркиндами принято восхищаться, но в то же время жалеть их: считается, что детство у них тяжелое и лишенное нормальных малышовых радостей, а будущее — туманно, поскольку талантливый взрослый совсем не так интересен, как талантливый ребенок.

Но сегодня, когда любой человек может совершенно неожиданно для себя стать звездой соцсетей или даже живым мемом, за будущее вундеркиндов можно быть спокойными. А вот их таланты во все времена восхищают одинаково. Да как они это делают-то?

Гордей Колесов

Сейчас Гордею Колесову 10 лет, и он кандидат в мастера спорта по шахматам, один из самых молодых в мире спидкуберов (сборка кубика Рубика на скорость) и полиглот, владеющий пятью языками:  русским, китайским, испанским, французским и английским.

А еще у Гордея Колесова почти миллиард поклонников: в возрасте шести лет он выступил на конкурсе талантов в Китае, и местные телевизионщики сняли о нем два документальных фильма. Оно и неудивительно: Гордей не только свободно говорит на китайском, но и знаком с китайскими идиомами, которые порой неизвестны даже взрослым китайцам.

Нажми и смотри

Даниил Самсонов

Четырнадцатилетнего Даниила Самсонова назвал вундеркиндом сам Евгений Плющенко. Воспитанник Этери Тутберидзе не просто оставляет далеко позади своих соперников в юниорских соревнованиях фигуристов-одиночников: в тринадцать лет он победил на первенстве России среди юниоров, исполнив самый сложный прыжок в мире — четверной лутц.

В короткой программе он исполнил сложный каскад тройной лутц + тройной риттбергер, чего даже не пытались сделать его ближайшие соперники (фигуристы в возрасте 15 и 16 лет). Кажется, у нас подрастает новый гений фигурного катания!

Нажми и смотри

Полина Осетинская

Полина Осетинская

Юная пианистка начала гастролировать по стране и собирать полные залы, когда ей было всего 6 лет. Пик славы Полины пришелся на 80-е. Во многом она реализовывала несбывшиеся мечты отца: когда-то он не смог стать пианистом из-за травмы руки.
К 8 годам Полина могла наизусть сыграть 30 часов сложнейших музыкальных произведений.

Но в подростковом возрасте девочка взбунтовалась. В 13 лет Полина сбежала из дома и впервые назвала журналистам цену своей гениальности: ей приходилось терпеть регулярные побои и унижения от родителей, стремившихся воспитать звезду. Несмотря на это, музыку Осетинская не бросила.
Она закончила сначала школу-лицей при Петербургской консерватории, а затем и саму консерваторию. Сейчас она продолжает успешно концертировать, а несколько лет назад смогла разобраться и со своим непростым детским опытом. В 2008 году Полина Осетинская выпустила книгу «Прощай, грусть», в которой рассказала о жестоких методах воспитания, которым она подвергалась.

Гата Камский

Гата Камский

Гениальный советский шахматист из Новокузнецка стал чемпионом СССР среди юношей в 12 лет, а затем, в 16 — самым молодым гроссмейстером. Читать Гата научился в 2 года, играть на фортепиано — в 4.

Советские и российские вундеркинды: истории со счастливым финалом

В 1989 году родители увезли Гату в США. Карьера Камского-шахматиста завершилась в 1996 году после обидного поражения Анатолию Карпову. Оно так его задело, что Гата не садился за доску 10 лет. За это время он успел получить диплом юриста и сейчас управляет собственной фирмой.

Савелий Косенко

Савелий Косенко

Одаренный физик, Савелий поступил в университет в возрасте 11 лет — и тогда же написал учебник по физике, попав в Книгу рекордов Гиннеса. «Бауманку» он закончил в 16 лет — во многом благодаря матери, которая рано начала учить Савелия читать, считать и писать.
Несмотря на то, что сейчас Косенко — успешный бизнесмен, о детстве он вспоминать не любит и говорит, что в учебе экстерном нет никакого смысла. По словам Савелия, он не понаслышке знает о том, какой травле со стороны сверстников подвергаются дети-вундеркинды.

Андрей Хлопин

Андрей Хлопин

В 2007 году ученый Андрей Хлопин опубликовал три научных гипотезы в области астрономии. На первый взгляд, ничего необычного, но мальчику на тот момент было всего 10 лет. Конечно, Хлопин попал в Книгу рекордов Гиннеса. Советские и российские вундеркинды: истории со счастливым финалом

Но по мере взросления интересы Андрея поменялись: сейчас он учится на юриста и занимается боксом. А строчка в Книге рекордов, по его словам, очень помогает произвести впечатление на девушек.

Константин Славин

Константин Славин

Сейчас известный врач-нейрохирург, в мединститут Константин Славин поступил в 12 лет. Окончил он его, конечно с красным дипломом, а после успешной практики и защиты диссертации в Москве перебрался в США по приглашению университета Иллинойса.
В 2006 году Славин возглавил Русско-Американскую Медицинскую Ассоциацию, его карьера успешно продолжается и сегодня.

София Абрамовская

Юная циркачка из Архангельска покорила страну, показав свои таланты на шоу «Лучше всех». Шестилетняя воздушная гимнастка показала трюки, которые обычно выполняют взрослые гимнастки. А еще девочка призналась, что ее любимое ощущение во время тренировок — «обрыв»: когда она падает вниз головой с высоты десяти метров и повисает на одной ноге. И вот еще что: София не из династии цирковых артистов, она просто однажды пришла заниматься в детскую цирковую студию!

Нажми и смотри

Источники
  • https://shkolala.ru/vneshkolnaya-zhizn/kto-takie-vunderkindyi/
  • https://www.miloserdie.ru/article/otkuda-berutsya-vunderkindy-i-chto-ih-zhdet/
  • https://ug.ru/vunderkindy-o-detyah-kotorye-porazhayut-svoimi-sposobnostyami/
  • https://www.cosmo.ru/lifestyle/stil-zhizni/malyshi-na-million-7-sovremennyh-russkih-vunderkindov/
  • https://fishki.net/3292186-sovetskie-i-rossijskie-vunderkindy-istorii-so-schastlivym-finalom.html

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста

Notice: Undefined index: tlap_yametrika_ecommerce in /var/www/www-root/data/www/myunikum.ru/wp-content/plugins/true-lazy-analytics/functions.php on line 293

Notice: Undefined variable: ym_ec in /var/www/www-root/data/www/myunikum.ru/wp-content/plugins/true-lazy-analytics/functions.php on line 308