Детям не нужны идеальные родители

Воспитание

Одно из основных заблуждений взрослых заключается в том, что детям нужны идеальные родители. Это означает, знающие, целеустремленные, способные своевременно дать эффективный совет, доброжелательные, понимающие. В этом случае нужно ориентироваться на всем известное правило – при сомнительной ситуации, возникающей на борту самолета, прежде всего, маску нужно надеть взрослому, а только затем – ребенку. Это подчеркивает, что дети без содействия родителей – беспомощны, беззащитны. Вместе с тем, стремление к идеальности может достаточно быстро утомить, стать причиной множественных разочарований и даже психологических нарушений. Все дело в том, что быть идеальными – невозможно, и попытки соответствовать придуманному шаблону достаточно быстро подтверждают свою неэффективность.

Педиатр и психотерапевт Дональд Винникотт – создатель концепции «достаточно хорошей матери» (с адаптацией к нынешней теме – «достаточно хороших родителей»), в совместной работе с психологом Д. Боулби, изучая тему взаимодействия взрослых и детей, рассмотрел значимость фактора привязанности. Согласно этой теории, у ребенка нет потребности в наличии идеальных родителей еще на этапе младенческого периода. Более того, согласно мнению Д. Винникотта, гиперопека может даже создать угрозу для новорожденного, навредить процессу его гармоничного развития, стать причиной множественных отклонений от нормы. Психолог утверждал, что для выполнения ухода за ребенком на достаточном уровне и для эффективного осуществления своих прямых обязанностей, родителям достаточно соответствовать уровню «хорошие» и не стремиться к планке «идеальные».

Что означает – быть хорошими родителями?

Быть хорошими родителями – это означает не пресекать желания ребенка, не отговаривать его от выполнения определенных действий, которые не укладываются в мировоззрение взрослого. Отзывчивость, даже при несоответствии идеальным показателям, служит благоприятным условием для построения полноценных, доверительных отношений между родителями и детьми. Отзывчивость, в свою очередь, это умение правильно реагировать в ответ на потребность, возникшую у ребенка. При наличии такого качества родителей можно отнести в категорию «хорошие» и, по мнению ученых, этого уровня взаимодействия достаточно для полноценного развития детей.  

Д. Винникотт акцентировал внимание на том, что существует несколько действий, при которых родитель в повседневности может проявить себя, как хороший. Например, держа ребенка в руках, купая и кормя его. Каждое из перечисленных действий связано с проявлением заботы, характеризуется визуальным, словесным и тактильным взаимодействием. Это способствует формированию у ребенка психики и мировоззрения, а впоследствии закладывает определенные черты в характер. Мнение Д. Винникотта спустя некоторый период времени разделили и другие специалисты, относящиеся к разным областям науки. Ведущие физиотерапевты, психологи и антропологи пришли к выводу, что мать имеет определенные ожидания от ребенка на этапе его вынашивания. И основу детского здоровья, по их мнению, составляет появление женщиной заботы в отношении новорожденного.

Повышенная концентрация на ребенке – вредоносное действие

С момента рождения дети нуждаются в тактильном контакте, тепле, ощущении безопасности, насыщения и утоления жажды. Если не актуален даже один из перечисленных факторов, это может привести к нарушению психики, стать причиной эмоциональной нестабильности и появления иных расстройств. Если родители удовлетворяют все перечисленные потребности ребенка, они считаются хорошими (ответственными, заботливыми, любящими). Вместе с тем, между проявлением достаточного объема внимания к ребенку и гиперопекой существует тонкая грань, пересечение которой приводит к отсутствию взаимопонимания между представителями двух поколений.

Одна из распространенных ошибок взрослых заключается в том, чтобы уделять детям каждую свободную минуту. По мнению любящих родителей, ребенок может претендовать на абсолютное внимание с их стороны и хорошее воспитание – это полное посвящение себя этому процессу. В действительности же такое мышление – ошибочное, чему есть подтверждение в виде заключения ученых. Уделяя детям все свободное внимание, можно не заметить не только их новые потребности, но и то, с какой скоростью они меняются.

Многие современные детские психологи уделяют внимание вопросу заботы о ребенке. Предметом исследования было то, сколько времени нужно затрачивать на осуществление действий по уходу за детьми. В результате аналитической работы специалисты пришли к выводу, что фактор внимания, направленного на воспитание ребенка, необходимо классифицировать на проявление заботы и один из признаков гиперопеки. Если все же актуален второй случай, то возрастает риск появления проблем во взаимоотношениях между детьми и взрослыми.

Последствия повышенной опеки над ребенком

Ученые пришли к выводу, что чрезмерное внимание к своему ребенку губительно отражается не только на взаимоотношениях с ним, но и на психическом состоянии родителей. То, что в действительности требуется от взрослых – это проявление готовности к взаимодействию, обеспечение ощущения своего присутствия, проявление желания контактировать. Если родители корректно реализуют перечисленные действия, остается место для потребностей ребенка. По мнению ученых, взрослые, которые стремятся обеспечить идеальное воспитание, а не ограничиться хорошим, причиняют вред и не создают благоприятные условия для детского развития. Это говорит о том, что целесообразно воздержаться от подобной тактики, чтобы не навредить процессу полноценного формирования у ребенка психики. Не менее важно приспосабливаться к детским потребностям и отслеживать их в динамике.

Построение отношений с родителями на основе привязанности и близости, последующее создание так называемой гибкой дистанции служит оптимальной тактикой для осуществления полноценного воспитания детей. Это доказано учеными в ходе аналитической, исследовательской деятельности. Такая модель отношений по многим причинам признана специалистами здоровой. В свою очередь, исследуя результат поведения взрослых, которые стремились быть идеальными родителями, можно сделать вывод, что в развитии таких детей имеется дисбаланс. И отношения между родителями и детьми в этом случае нарушены из-за того, что своей тактикой взрослые предвосхищали потребности детей.

Зачастую указанный тип авторитарного влияние включает в себя пресечение стремления ребенка к самостоятельным действиям, отсутствие толерантного отношения к фрустрации. В совокупности это приводит к тому, что у ребенка нет благоприятных условий для развития адаптивных механизмов. Он не может приспособиться к изменчивым обстоятельствам окружающей среды, к пребыванию в социуме, к общению со сверстниками.

Головной мозг каждого человека характеризуется осуществлением процесса возбуждения и торможения. При этом первая реакция служит ответом на воздействие стресса, вторая представляет собой процесс успокоения. Дети, чьи родители проявляют в отношении них повышенную опеку, не могут проявлять указанные реакции адекватно – своевременно,  в полной мере, в правильной очередности. Хороший родитель, в отличие от того, который стремится быть идеальным, способен прогнозировать потребность ребенка в успокоении, и в нужный момент спровоцировать появление этих реакций в детском головном мозге.

Взрослые, которые сами воспитывались в строгости, непонимании и отсутствии доверительных отношений между ними и их родителями, будучи родителями сами, стараются загладить вину перед своими детьми. Они не проявляют принципиальность, напористость и прочие черты характера, вместо этого, окружают детей чрезмерной опекой, что влечет ряд неблагоприятных последствий. Например, ребенок, выросший в среде повышенного, необоснованного внимания, вырастает несамостоятельным, неадаптированным к жизненным условиям и их динамике. Впоследствии становится понятно, что проявление гиперопеки неблагоприятно отражается и на самих родителях. Они становятся эмоционально нестабильными – вспышки агрессии сменяются периодами угнетения и даже депрессии. Отсутствие своевременной коррекции таких состояний приводит к развитию болезней.

Потребности родителей и детей

Родители черпают силы из физических и интеллектуальных ресурсов. Установлено, что взрослые служат источником энергии для своих детей. Если родители не располагают достаточным объемом ресурсов, они не могут восполнить потребности детей, что отражается на их воспитании, развитии, общем состоянии.

Чтобы быть хорошим родителем, достаточно прикладывать усилия для того, чтобы ребенок был сытым, находился в помещении с нормальной температурой воздуха, чтобы в отношении него были своевременно и в полной мере выполнены гигиенические процедуры, чтобы он был в безопасной обстановке. Немаловажное значение имеет фактор благоприятного микроклимата – эмоциональной среды, в которой находятся и воспитываются дети.

В свою очередь у родителей также есть потребности. Специалисты пришли к выводу, что взрослые, которые способны позаботиться о себе, могут проявить достаточный объем внимания к своим детям. Для большинства родителей первостепенными потребностями служат такие необходимости: в пище, сне, в реализации гигиенических процедур. Физическая активность и духовное развитие во время воспитание детей смещаются на второй план, но все равно не теряют своей актуальности.

Изначально может быть сложно перенастроить себя на другую, непривычную модель поведения. В этом случае нужно учитывать, что родители должны служить источником силы для своих детей, а чрезмерное проявление внимания и повышенная забота – изматывают взрослых и быстро надоедают детям, служат причиной разлада в отношениях между ними.

Как родители должны заботиться о себе

Восполнение ресурсов, затраченных во время ухода за ребенком и его воспитания – это необходимость. Существует несколько правил, которым нужно следовать для того, чтобы забота о детях не становилась утомительным или даже ненавистным процессом. Для поддержания физического и психоэмоционального здоровья в норме, необходимо:

  • Следить не только за длительностью сна, но и за его качеством. Отдыхать лучше всего к комнате, температура воздуха в которой не превышает 20 ˚C, избегать переохлаждения.
  • На время отдыха дистанцироваться от мобильного телефона.
  • Питаться своевременно, в нужном объеме, разнообразно; избегать соблюдения диет и различных форм голодания.
  • Своевременно, тщательно, правильно выполнять процедуры, направленные на поддержание тела в чистоте.
  • Читать книги – это способствует не только развитию, но и полноценному отдыху.
  • Носить ребенка в слинге или переноске. Такая тактика минимизирует нагрузку на тело, исключает вероятность быстрого утомления.
  • Прогуливаться. Особенно после родов полезно вдыхание лесного воздуха.
  • Ежедневно выполнять дыхательные упражнения. Они способствуют расслаблению не только физического, но и психического состояния.
  • Избегать пребывания в стрессовой среде.

Чтобы избежать нагрузки и воспитывать ребенка полноценно, целесообразно распределить обязанности среди членов семьи или хотя бы частично делегировать функции. Такую тактику нельзя назвать эгоистичной, поскольку она способствует профилактике переутомления, укрепляя отношения между близкими людьми.

Кроме того, реализация упомянутой тактики рекомендована ведущими психотерапевтами. Она позволяет получить двойную пользу – предотвратить состояние эмоционального истощения и в то же время направить на ребенка достаточный объем внимания, окружить его заботой.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий