Кризис 7 лет у ребёнка: как проявляется и как себя вести родителям

Кризис 7 лет: рекомендации родителям от психолога Развитие

Причины изменений в поведении ребёнка

Кризис семилетнего возраста у малыша связан прежде всего с социальным развитием, обязательными образовательными нормами. Ведь согласно действующему законодательству ребёнок в нашей должен пойти в первый класс в чётко установленные сроки — не ранее 6,5 лет и не позднее 8 лет (в отдельных случаях возможно и более раннее поступление в школу — с разрешения директора конкретного учебного заведения).

Первоклассники идут с цветами

Кризис семи лет напрямую связан с социальными нормами, необходимостью идти в школу в определённом возрасте

В данном случае название «кризис 7 лет» носит несколько условный характер. Психологи утверждают, что данные личностные изменения начинаются у детей с 6 до 8 лет. Всё здесь индивидуально и зависит от особенностей психики ребёнка и возраста, в котором его отдали в школу. Ведь кто-то становится первоклассником в 6 лет, а кто-то — почти в 8 лет.

Начало кризиса связано со взрослением ребёнка в связи с осознанием своей новой социальной роли ученика. Сложность состоит в том, что малышу чаще всего трудно быстро к ней адаптироваться:

  1. Меняется режим дня (особенно если ребёнок до этого не посещал детский сад или ходил туда нерегулярно).
  2. Появляется ответственность (необходимо выполнять задания учителя, поддерживать внешний вид и пр.).
  3. На уроках требуется быть спокойным и сосредоточенным, в то время как ребёнку хочется поиграть, повеселиться.
  4. Малыш попадает в новый круг общения (особенно если он ранее не был знаком с одноклассниками).

Мальчик на уроке хватается за голову с усталым видом

Начало кризиса связано с тем, что ребёнок начинает осознавать свою новую роль ученика, но не может свыкнуться с ней.

Характеристика детей и семей, у которых кризис может быть более выраженным

Некоторые ребята изначально более предрасположены к данному кризису:

  1. Излишне чувствительные, мнительные малыши.
  2. Домашние дети, которые не посещали детский сад, а, например, «сидели» с бабушками.
  3. Родители психологически не готовили малыша к школе, а тем более, когда его с первого же месяца отдают в продлёнку.
  4. Взрослые слишком тревожились о поступлении ребёнка в школу, передавая ему своё волнение (малыш изначально «накручен», запуган школой).
  5. Малыша отдали в первый класс слишком рано (не все дети в 6,5 лет психологически готовы становиться учениками, между тем родители не хотят «терять» лишний год в детском саду).
  6. Ребёнка одновременно со школой отдали на какую-то секцию или кружок. Это нужно делать хотя бы за полгода до поступления в первый класс или, наоборот, когда малыш уже адаптируется к учёбе.
  7. От сына или дочери ждут слишком многого. Например, кроху со средними данными отдают в класс с повышенной нагрузкой.

Ребёнок с портфелем прижался к ноге взрослого

Некоторые дети изначально более предрасположены к переживанию кризиса: например, это излишне чувствительные ребята или те, кого необоснованно рано отдали в первый класс.

Произвольность и опосредованность

Ранее ведущей и почти единственной деятельностью была игровая. Она характеризовалась непосредственностью и непроизвольностью. Перед ребёнком не ставили конкретной задачи: нужно выучить все цвета. В процессе игры знания приходили сами за счёт любопытства, веселья, интереса.

Теперь ведущей деятельностью становится учебная. Несмотря на присутствие в ней игровых моментов, она существенно отличается от тех методик обучения, которые использовались в детском саду. Здесь перед ребёнком ставятся и проговариваются конкретные цели: выучить стихотворение, запомнить звуки и буквы, решить примеры.

Каждое действие становится опосредованным, т. е. ребёнок понимает, зачем он его совершает и к какому результату оно приведёт. Это накладывает на него ответственность. Он должен выполнять требования, задачи, цели, правила и ограничения. После детсадовской относительной свободы он начинает ощущать себя в тисках, что становится одной из причин кризиса. С другой стороны, он может их нарушить — у него появляется выбор, как осознанно повести себя в той или иной ситуации.

Осознание внутренних переживаний

В 7 лет происходит осознание своего внутреннего «я». Оказывается, что, кроме физической, существует ещё и психическая оболочка. Конечно, ребёнок не знает таких сложных для него терминов. Но он понимает, что, кроме телесных нужд, в нём есть ещё нечто, что отвечает за совершенно другие потребности.

Если раньше малыш просил дать ему шоколадку, он удовлетворял свой голод и любовь к сладкому. Ревновал родителей к новорождённому члену семьи — ему просто не хватало объятий и заботы.

Теперь ребёнок осознаёт, что он хочет получать «пятёрки» не затем, чтобы утолить голод или ощутить физическое удовольствие. Он делает это для того, чтобы не разочаровать родителей, оправдать надежды учителя, самоутвердиться среди одноклассников.

Пример из практики. У мальчика была врождённая хромота. Дворовые ребята обзывали его, не хотели брать с собой играть в футбол. Несмотря на это, до 7-летнего возраста он продолжал выходить на улицу каждый день и проситься к ним. Иногда, когда народа было мало, его неохотно брали, но при этом обвиняли в любом пропущенном мяче. Когда наступило время кризиса, ребёнок почувствовал обиду, боль, разочарование и массу других неприятных ощущений от того, что к нему так относятся. Он стал стесняться и перестал выходить во двор к ребятам. Типичная ситуация, когда ощущение себя физического трансформируется в ощущение себя психического.

Это создаёт определённые проблемы, потому что внутреннее «я» оказывается крайне противоречивым. С одной стороны, хочется идти гулять. С другой, страшно натыкаться на издевательства со стороны ребят. Возникает ситуация выбора, с которой ребёнок сталкивается ежедневно по несколько раз. И это тоже становится причиной кризиса.

Взаимоотношения по правилам

Это новообразование вовсе не значит, что до 7 лет ребёнок ведёт себя, как хочет. Но, согласитесь, кривляния до этого возраста воспринимаются по-детски милыми и обаятельными. Позволительны некоторые шалости, можно простить нарушения каких-то правил. Тем более, что он сам не всегда осознаёт, что сделал что-то плохое.

В 7 лет он знакомится с новыми правилами общения. Учитель — непререкаемый авторитет, ослушаться которого страшнее, чем родителей. Последние могут пожалеть, но у «Марьиванны» — целый класс таких кризисных детей, и никого она прощать не будет. С одноклассниками начинается конкуренция — за парту, за самую красивую девочку, за лидерство. Родители начинают относиться строже и спрашивать выполнение домашних заданий, дневник, результаты учёбы.

Ребёнку трудно усвоить сразу столько правил и устанавливать такое большое количество межличностных контактов. При этом он понимает, что прежние наивные глазки и милое личико уже не позволят ему быть прощённым за очередной промах. Это становится ещё одной причиной кризиса.

Новые социальные роли

Первая новая социальная роль — школьник. А вместе с ней — отсиживание уроков, соблюдение непривычного режима дня, выполнение домашних заданий, учёба, получение хороших отметок, усвоение новых знаний, умений и навыков.

Вторая новая социальная роль — одноклассник. А с ней — конкуренция, дружба, симпатии, совместные игры, мелкие группировки внутри класса, выполнение определённых обязанностей (старосты, физорга).

Ребёнок начинает понимать, что к нему меняется отношение окружающих. Для родителей, родственников, соседей он теперь — именно школьник. Из-за того, что требования возрастают, он начинает считать себя взрослым. Но на самом деле он таковым не является. Это нередко становится причиной конфликтов и, соответственно, кризиса.

Поэтому дети в 7 лет часто предъявляют родителям свои требования, совершенно справедливые, по их мнению: «Я теперь буду ложиться спать позже!», «Я не буду теперь есть манную кашу по утрам!». И обязательно добавляют: «…потому что я теперь взрослый(-ая)!» или «…я уже не маленький(-ая)». Когда претензии не выполняются, они это глубоко переживают.

Каждое из этих новообразований так или иначе связано с адаптацией к школе. Поэтому многие ошибочно считают именно её причиной кризиса 7 лет. На самом деле, даже если ребёнок в силу каких-то обстоятельств идёт в 1 класс позже, проблемный период всё равно наступает своевременно.

Типичные признаки кризиса

В зависимости от темперамента ребёнка, его психологических особенностей кризис семилетнего возраста у него может проявляться по-разному. В целом родители замечают явные изменения в поведении своего малыша, он становится непохожим на себя прежнего. Конкретные же проявления могут быть следующими:

  1. Часто грубит, всем недоволен, необоснованно проявляет раздражительность, агрессию, например, в ответ на самые обычные просьбы («Иди обедать») или советы («Сегодня лучше лечь спать пораньше»). Ранее дружелюбный ребёнок становится раздражительным, вспыльчивым, всем недовольным
  2. Крайне негативно воспринимает любую критику.
  3. Упрямится, до последнего настаивает на своём, провоцирует ссоры с родителями. Например, школьник может не отказываться делать уроки, но согласен заниматься этим только в определённое время или выбирает только один предмет.
  4. Проявляет наигранность в общении (кривляется, паясничает, передразнивает окружающих).Девочка кривляется, высовывает язык
  5. Имитирует поведение взрослых: начинает разговаривать важным тоном, имитирует палочкой от «Чупа-чупс» процесс курения сигареты, отказывается от любимых игрушек, мультфильмов, блюд.
  6. Демонстративно употребляет в речи нецензурные слова, чтобы шокировать родителей.
  7. Отказывается подчиняться правилам, например, ходить в школу или спокойно сидеть на уроке.Мальчик сидит на улице на плитке, мама что-то ему объясняет
  8. Быстро утомляется, становится рассеянным.
  9. Стремится во всём проявить свою «взрослость», например, полностью обслуживать себя самостоятельно, поздно ложиться спать, хочет один ходить в школу.
  10. У отдельных детей, наоборот, возникает регрессия: они просятся обратно в садик, имитируют поведение пятилетнего ребёнка (например, намеренно коверкают слова, как малыши).

Естественно, у одного ребёнка не проявляются одновременно все эти симптомы (это была бы просто жесть для родителей). Но достаточно хотя бы пары из них, чтобы понять, что пресловутый кризис начался. Кроме того, кризис необязательно совпадает с началом учебного года в первом классе. Напротив, изначально малышу может понравиться обучение в школе (например, школьная форма, общение с одноклассниками): осознание новой социальной роли приходит уже позже. А кого-то метаморфозы «накрывают» ещё до поступления в первый класс — во время посещения подготовительных курсов в школе.

Сроки

Многие ошибочно полагают, что если это кризис 7 лет, то он и начинается ровно в тот день, когда ребёнку исполняется семь лет. Или 1 сентября, когда он идёт в школу и сталкивается с суровой реальностью. На самом деле в психологии всё далеко не так просто.

Во-первых, данный возрастной кризис наблюдается у детей 6-7 лет. Это связано с тем, что родители пытаются подготовить их к учёбе заранее. Начинаются посещения Школы первоклассника. В детском саду занятия становятся серьёзнее и требовательнее, максимально приближенными к школьным. Ребёнок чувствует предстоящие изменения, и, если они слишком резкие и неожиданные для него, психические новообразования могут начать формироваться за несколько месяцев до 1 сентября. Есть и такие детки, которые осознают трудности спустя какое-то время после этого. Не нужно искать в этом отклонений. Каждый приходит к кризису в тот момент, когда психика оказывается к нему готовой.

Во-вторых, кризис не случается в один день. Трудности и проблемы нарастают постепенно, подобно снежному кому. Сначала формируется одно новообразование и появляются связанные с ним симптомы. Через какое-то время обнаруживается второе и т. д.

Как утверждают психологи, возрастной кризис 7 лет длится от 6 до 9 месяцев, в зависимости от индивидуальных психических особенностей ребёнка.

Тактика поведения родителей — главный инструмент помощи ребёнку

Длительность и сила кризиса у ребёнка во многом зависит от того, как поведут себя мама и папа. Прежде всего, родителям нужно успокоиться и понять, что данное явление является нормой и практически неизбежно. Просто нужно помочь школьнику пережить непростой период:

  1. Постараться принять ребёнка таким, каков он есть, общаться с ним на равных, понять, что он, действительно стал взрослее. Следует чаще советоваться со школьником, прислушиваться к его мнению, смотреть вместе фильмы, передачи, обсуждать их.Мать с сыном смотрят фильм в кинотеатре
  2. Не идти на конфликт с сыном или дочерью, а находить компромиссы (например, пусть сделает уроки в то время, когда считает нужным, или вечером чуть позже ляжет спать). Но если агрессия переходит в хамство, то это, конечно же, надо пресекать.
  3. Чтобы подчеркнуть взрослость школьника, нужно давать ему различные поручения (купить продукты в магазине по списку), посильные домашние обязанности. При этом хорошо подчеркнуть его самостоятельность («Раньше ты не мыл свою тарелку, потому что мог её разбить, а теперь ты уже взрослый»).Мальчик моет посуду
  4. Уважать право ребёнка на личное пространство. В идеале у него должна быть отдельная комната, где он может почитать в одиночестве, порисовать, поиграть с друзьями.
  5. Активно интересоваться школьными делами ребёнка, его увлечениями, мыслями. Однако при этом не следует проявлять назойливость.Мама с сыном лежат на ковре и разговаривают
  6. Поощрять общение с друзьями, как старыми, так и новыми (одноклассниками), приглашать их к себе домой. Кстати, это даст возможность проанализировать, как протекает кризис семилетнего возраста у других детей-ровесников.
  7. Дать школьнику почувствовать последствия своих поступков (ведь он же взрослый). К примеру, если он не желает выполнять домашнее задание, пусть не делает: когда учитель сделает замечание перед всем классом, он сам дома примется за уроки.
  8. Хвалить сына или дочь даже за самые небольшие достижения («Твой почерк постепенно становится всё лучше»).

Вообще, ещё до поступления в первый класс ребёнку нужно чаще рассказывать о школе в положительном контексте, при этом не идеализируя школьную жизнь. Замечательно, если малыш посещает подготовительные курсы, которые ведёт его будущий учитель: их важность — в психологической подготовке к новой роли ученика, знакомстве с новым коллективом. Если нет, то нужно просто сводить малыша в школу: показать здание снаружи и изнутри, походить по коридорам, зайти в будущий класс.

Какие ошибки часто допускают взрослые, не понимающие детскую психологию

В период возрастного кризиса у ребёнка многие взрослые совершают распространённые ошибки, которые могут только усугубить ситуацию:

  1. Слишком опекают свой чадо, каждый день докучают учителю с расспросами, дома следят за каждым шагом ребёнка, контролируют общение с друзьями, постоянно названивают другим родителям, чтобы уточнить домашнее задание и пр.
  2. Наказывают школьника за упрямство, возражения и пр., особенно физически. Это путь в никуда: ребёнок так ведёт себя, потому что растерян, пытается самоутвердиться, свыкнуться с новой жизнью, он подсознательно ждёт от родителей понимания, поддержки, а получает такую реакцию.
  3. Критикуют малыша, сравнивают его с другими, благополучными на вид ровесниками.
  4. Слишком категоричны в требованиях, не идут на компромиссы («Я сказала идти спать в девять часов, и точка!» или «Началась школа — всё, теперь никаких гулянок!»).

Мать грозит пальцем, дочь затыкает уши и морщится

Иногда родители наказывают детей за проявление упрямство, не пытаясь найти компромисс или изначально слишком категоричны в своих требованиях

Общие советы как пережить?

Прежние меры воздействия и воспитания перестают быть эффективными. Родителям приходится находить новые способы контролировать и управлять ребенком. Вместе с тем, ему предоставляется больше самостоятельности.

фото 16357_2
Что делать:

  1. Проводить с ребенком больше времени.
  2. Позволить ему самому решать проблемы, к которыми он в состоянии справиться. Это развивает самостоятельность, силу воли, мотивацию.
  3. Показывать свою любовь: поддержкой, объятиями, дружескими разговорами.
  4. Принять, что ребенок имеет собственную личность, он индивидуальность, со своим характером, желаниями.
  5. Уметь выслушать, если ребенок хочет чем-т о поделиться: проблемами или радостью. Не перебивать, а дать ему высказаться.
  6. Не нагружать чрезмерно, оставлять время для игр.
  7. Проводить вместе время.
  8. Если сын или дочь просят помочь с домашними заданиями, то не делать все полностью за них, а подсказать основные моменты.
  9. Воспитывать чувство ответственности – у мальчиков, девочек должны быть свои обязанности, но те, с которыми они в состоянии справиться.

Взрослым надо обсудить единую тактику воспитания. Нельзя, чтобы один баловал, другой ругал, один запрещал, другой разрешал. Ребенок должен четко понимать, что от него хотят.

Недопустимо:

  • повышение голоса;
  • критика, если школьник с чем-то не справляется;
  • физическое насилие.

Все эти факторы негативно скажутся на становлении личности.

Важно объяснять подрастающему поколению, что допустимо делать, а что нет, какие существуют правила в обществе, как общаться со сверстниками, учителями.

Также не менее значимо установление и сохранение доверия к родителям. Ребенок не должен бояться сообщить о неприятности, просить совета, помощи.

Особенное внимание уделяется тем детям, у которых родители не живут вместе или находятся в процессе развода. Кризис в этом случае может проходить более ярко и болезненно, так как возникает дополнительный стрессовый фактор.

Правила взаимодействия: что делать?

фото 16357_3
Основные правила, которые стоит соблюдать:

  • Не повышать голос. Негативное настроение родителей не должно отражаться на детях.
  • Объяснять свои требования. Семилетка вполне способен усвоить правила, и он должен понимать, что конкретно от него хотят, а не потому что мама или папа так решили.
  • Самим не нарушать установленные правила и не изменять те, что установлены для ребенка.
  • Не ограничивать общение со сверстниками.
  • Нельзя сравнивать с другими.
  • Если возникают проблемы в школе, нельзя их игнорировать, надо найти способ помочь.
  • Относится к младшему школьнику, как ко взрослому.

Если кризис и поведение ребенка выходят из-под контроля, то лучше обратиться к психологу или спросить совета у опытного педагога.

Родители должны всячески демонстрировать свою любовь и уважение к личности подрастающего человека. Однако это не значит, что надо потакать любым его прихотям и выполнять каждое желание. Подрастающая личность должна понимать, что существуют ограничения, но надо дать объяснять, почему именно.

Семилетка находится уже в достаточно осознанном возрасте и способен усвоить многие правила и следовать им.

Распорядок дня – это хорошо и правильно, но должно быть время и на отдых. В выходные надо давать возможность расслабиться, заняться любимой деятельностью, отдохнуть.

Дети сильно устают от учебного процесса, особенно в первые месяцы посещения школы, когда идет привыкание к новым правилам, режиму, более активной деятельности – умственной и физической. Переутомление приводит к появлению агрессии, отказу учиться, соблюдать установленные правила.

При обесценивании принятых правил

фото 16357_4
При обесценивании правил ребенок часто грубит, проявляет упрямство, спорит по любому поводу, ломает игрушки.

Задача родителей – твердо и спокойно настаивать на выполнении правил, объяснять, что грубить взрослым и детям недопустимо. Можно сказать ребенку, что он теперь взрослый, поэтому должен вести себя соответствующе.

Большое значение имеет пример близких родственников – ребенок учится поведению у взрослых. Одновременно надо повышать самооценку, не наказывать, а подсказывать, как лучше и правильнее себя вести.

При желании подражать взрослым

Естественное стремление взрослеющего человека – вести себя, как взрослый. Надо поощрять положительные моменты: стремление к труду, учебе. Желание быть, как взрослый, воспитывает силу воли, смелость, самостоятельность. Родители должны перестать относиться к младшему школьнику, как к малышу, в противном случае это будет вызывать еще большее сопротивление.

Ты считаешь себя взрослым, значит, должен выполнять определенные правила. Мама и папа работают, твоя работа – это учеба.

При стремлении к самостоятельности

Поддерживать ребенка в его стремлении развиваться, познавать мир, становится более самостоятельным, давать простые задания, которые он способен выполнить. Развитие самостоятельности в этом возрасте необходимо, чтобы ребенок мог в дальнейшем смело и активно ориентироваться в окружающем мире, сам решать текущие проблемы и задачи без опоры на взрослых.

К чему надо быть готовым родителям

Любой кризисный период является противоречивым процессом, и кризис семи лет – не исключение. В норме появление кризиса совпадает с началом обучения в школе, благодаря чему негативные проявления его сглажены и на первый план выносятся позитивные. Но это лишь в норме; значительное количество детей испытывает определённые трудности в адаптации к школьному образу жизни, которая из-за этого осуществляется с опозданием.

Несмотря на то, что главной деятельностью для ребёнка становится учёба, важное значение для него продолжает сохранять игра, и между этими видами деятельности порой случаются «столкновения». Конечно, современная система обучения может объединять оба вида деятельности, делая это с пользой для ученика; однако определённые противоречия всё же имеют место: например, теперь ребёнок должен по-новому распределять своё время, меньше времени он будет отводить играм и больше – обучению. Также ребёнок ещё сильно привязан к родителям, особенно к матери, несмотря на то, что пришла пора устанавливать новые социальные отношения.

Тяжёлое переживание данного кризиса может повлечь за собой не только психологические, но даже психические проблемы, вследствие чего ребёнку может потребоваться помощь психиатра. К примеру, могут наблюдаться поведенческие и эмоциональные отклонения.

Базовые рекомендации родителям

Кризис порождает глубокие изменения, которые затрагивают самосознание и самоощущение ребёнка, поведение и образ жизни. А если так, то и отношение родителей к своему ребёнку должно быть иным, нежели то, что было раньше. Родители должны понимать, что они сталкиваются с очередным изменением в развитии своего ребёнка и что это изменение является жизненно необходимым для него. И в первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы подготовить ребёнка к школьной жизни заранее.

Для этого необходимо принять ряд мер:

  1. Установление режима дня. Примерно за полгода до начала учебного года следует научить ребёнка рано засыпать и просыпаться, чередовать игры, прогулки, отдых и учебные занятия.
  2. До начала первых занятий рекомендуется показать ребёнку школу снаружи и изнутри, причём в буквальном смысле – сводить его в здание школы, показать ему его и рассказать, чем он здесь будет заниматься. Ребёнок должен воспринимать школу спокойно и уверенно, не бояться её.
  3. Ребёнку нужно разъяснить его права и обязанности. Делать это нужно не строго, без насилия, с пониманием. Доверительные отношения с родителями помогут убедить даже самых непослушных детей. Нужно поставить вопрос так, чтобы ребёнок понял, что обязанности есть у всех, но вместе с обязанностями появляются и новые права и возможности.
  4. Ребёнку нужно предоставлять возможность свободно распоряжаться своими обязанностями. Например, если необходимо сделать в комнате уборку, то ребёнок может выбрать удобное для себя время и сделать работу удобным для себя способом.
  5. Не стоит ругать ребёнка за его ошибки. Ведь они в любом случае произойдут – ошибки человек совершает всегда и везде. Необходимо лишь обсудить с ребёнком его ошибки, разобрать их, проанализировать. Почему он получил плохую оценку на уроке? – потому что слишком много играл вместо того, чтобы делать домашнее задание. Такой разбор поможет в будущем предотвратить новые ошибки, научит ребёнка прогнозировать результаты своих действий и составлять план работы на длительное время вперёд.

Чего категорически делать нельзя

Данный кризисный период довольно сложен, и грубые ошибки взрослых могут обернуться большими проблемами для психики ребёнка. Новые обязанности и социальные отношения нельзя навязывать, приучать к ним ребёнка насильно: ведь это приведёт его не к большей самостоятельности и ответственности, а лишь к большему «послушанию».

Ребёнок рискует так и остаться недоразвитым; отсюда проистекают и проблемы в обучении, и неподготовленность к более взрослой жизни. Нельзя назначать ребёнку его социальную роль «сверху» – своё место в социальной системе он должен занять сам, опираясь на свои наблюдения, склонности и имеющийся жизненный опыт.

Гендерные различия

Кризис 7 лет неодинаково воспринимают девочки и мальчики. Об этом обязательно должны знать родители для корректирования своей поддержки в этот особенный период. Детьми этого возраста уже осознаются гендерные особенности, и это отражается в их поведении.

Нежелательные действия со стороны родителей

критика ребенка

Если во время кризиса родители будут вести себя неправильно, то их действия могут помешать нормальному развитию первоклассника. Вместо внутренней позиции школьника и развития психических процессов у ребенка сформируется низкая мотивация и самооценка. Что делать в период кризиса 7 лет родителям не стоит?

  1. Кричать на ребенка. Это демонстрирует унижение и неуважение к человеку, хоть он пока и не взрослый. Кроме того указывает на бессилие родителей, раз договориться спокойно они не в состоянии.
  2. Критиковать педагогов в присутствии ребенка, даже если кажется, что он занят своими делами и не слушает. Мнение родителей обязательно отложится на сознании ребенка. В этом случае спрашивать его о том, почему он не слушается учительницу, нет смысла, это и так понятно: мама же говорит, что «она – глупая», так зачем ее слушать?
  3. Нарушать правила, установленные для ребенка. Если ему запрещается есть перед телевизором, то и мама с папой делать этого не должны.
  4. Физически наказывать. Это унижает и также демонстрирует беспомощность родителей в воспитании.
  5. Сравнивать с другими детьми. Это обидно, понижает самооценку и приводит к новому витку конфликта с родителями в период кризиса.
  6. Игнорировать школьные проблемы. Если первоклассник обратился к родителям за помощью, то они должны сделать все, чтобы помочь ребенку в них разобраться.

Избегая подобных действий, родители смогут вырастить сознательного и уверенного в себе человека. Эти правила работают не только в кризис, но и в другие периоды жизни.

Можно ли извлечь пользу?

Кризис 7 лет – важный этап развития, поэтому нельзя упустить многие моменты. Личность младшего дошкольника перестраивается, и родители должны это понимать. Относиться к нему, как к маленькому, уже не получится.

Развитие самостоятельности – один из важных моментов, на который должны обратить внимание родители. Формируется и сила воли, ответственность. Важно сохранить и развить мотивацию к обучению и познанию. Надо объяснять важность посещения школы, выполнения домашних заданий, соблюдения определенных правил.

Девочки чаще всего учатся более прилежно, и взрослеют они раньше. Однако они могут сравнивать себя со сверстницами, например, в плане одежды. Творческое начало, желание красиво выглядеть надо направить в правильное русло: хвалить, записаться в кружки (танцев, рукоделия), поддерживать в начинаниях.

Мальчики пытаются самоутвердиться в коллективе, конфликтуют с мальчиками и девочками, эмоциональный фон нестабилен, возможны вспышки насилия, драки, наблюдаются сложности в монотонной работе. Мальчику надо разнообразить школьные будни, поддерживать интерес к учебе, записать в секции – плавания, борьбы, конструирования, учитывая интересы и способности ребенка.

Среди героев мультфильмов, книг можно найти примеры положительных героев. Надо объяснить, почему они поступают правильно, а другие герои действуют неверно.

Примеры совместных игр для всей семьи

Ведущей деятельностью становится учеба, но игры также играют немаловажную роль в развитии, расслаблении и отдыхе.

Если у ребенка есть любимые игры, то не стоит их запрещать – в процессе взросления они постепенно отойдут на второй план. Игры помогают переключить психику, отдохнуть от учебы.

Полезны спортивные игры на свежем воздухе – позволяют избавиться от лишней энергии, отдохнуть от учебного процесса. Дети этого возраста больше тянутся к командным играм

В этом период детей могут заинтересовать интеллектуальные игры, творчество. Разыгрывание сценок, детский театр – отличный пример игровой деятельности. Дети развиваются творчески. Разыгрывание сценок полезно для развития памяти, воображения.

фото 16357_5
Примеры игр:

  1. «Штанга». Позволяет расслабиться, сбросить напряжение. Представить, что на полу есть штанга. Надо наклониться, взять ее, сделать вдох и поднять вверх. Представить, как тяжело. Затем медленно опустить вниз.
  2. Тактильная игра. На стол кладутся разные предметы: твердые, мягкие – кусочек меха, бумага, кисточка, кубик и др. Взрослый проводит предметом по руке ребенка и просит рассказать об ощущениях.
  3. «Замри в нужной фигуре». Тренировка внимания, координации движения. Играть интереснее группой. Все движутся по кругу, когда ведущий хлопнет в ладоши, надо замереть в определенной позе. Например, один хлопок – поза аиста, два – медведя, три – возобновить движение.
Источники
  • https://babyzzz.ru/parents/kids/35563.html
  • https://ponervam.ru/krizis-7-let-u-rebenka.html
  • https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/vozrastnye-krizisy/7-let/kak-pomoch
  • https://PsyLogik.ru/57-krizis-semi-let.html
  • https://psychology4all.ru/psihologiya/povedenie/krizis-7-let-u-detej-kratkoe-posobie-dlya-roditelej/
  • https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/vozrastnye-krizisy/7-let/krizis-7-let-u-rebenka

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста