Как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях

Образование

Как проверить произношение ребенка?

Часто бывает так, что первыми на проблемы со звукопроизношением у малыша указывают воспитатели, педагоги или люди, которые впервые слышат, как кроха разговаривает. Родителям иногда сложно заметить особенности речи их ребенка, так как в результате постоянного общения, мы привыкаем к тому, как говорит малыш. Заметить трудности в произношении звука «Ш» в домашних условиях можно двумя способами:

  1. Наблюдение. Этот вариант диагностики требует довольно продолжительного времени и усиленного внимания со стороны взрослых.
  2. Упражнения. С помощью различных заданий (с постепенным усложнением уровня сложности), Вы сможете проверить, как ребенок произносит звук «Ш».
  • Змейка. Попросите кроху озвучить, как шипит змея («ш-ш-ш-ш-ш»).
  • «Повтори слоги». Начните с сочетаний двух букв («ша», «ши», «шу», «иш», «ош» и так далее), затем используйте сочетания из трех букв («у-шу», «а-ша», «э-шэ», «о-шо» и другие). Самыми сложными являются сочетания с согласными (например, «кши», «шка», «шки», «сши», «пши»).

Произносите все звуки четко и с выраженной артикуляцией. Дети часто перенимают от взрослых неправильное произношение, поэтому родителям необходимо пристально следить за чистотой собственной речи.

Как проверить произношение ребенка?

  • «Назови слово». Для этого упражнения необходимо заранее подготовить карточки с изображением известных крохе предметов, в названии которых есть нужный Вам звук. Примеры слов: шея, шапка, мышка, машина, ландыш, шишка, шуба, калоши, кошка, шуршит, шершавый, шар и так далее.
  • Словосочетания и предложения со звуками «Ш». Это самый высокий уровень сложности, так как, чтобы правильно произнести предложения, нужна хорошая артикуляция. Примеры: «кошка бежит за мышкой», «шла Саша по шоссе», «шершавая шишка», «Мама сшила мне штанишки», «Даша надела теплый шарф», «Миша шлепает по лужам».

Варианты неправильного произношения звука «Ш»

В идеале звук «Ш» должен произноситься четко и довольно звонко (несмотря на то, что это глухой согласный). Дети дошкольного возраста могут по-разному изменять этот звук в своей речи. Логопеды выделяют следующие возможные отклонения:

  1. Межзубное произношение. Если малыш слишком сильно выдвигает язык вперед, в речи слышится шепелявость (звук «Ш» звучит как «Ф»).
  2. Носовое произношение («Ш» превращается в «Х») возникает, когда корень языка поднимается к твердому нёбу и воздух проходит через получившуюся между ними щель.
  3. Свистящее произношение (замена «Ш» на «С»).
  4. Мягкое произношение («Ш’» вместо «Ш») происходит из-за того, что язык прижимается к нижним передним зубам.
  5. Если язык упирается в верхние резцы, возникает звук «Т».
  6. Воздушный поток может проходить между щекой и коренными зубами, в результате чего слышно хлопок или хлюпанье. Ребенок точно произносит звук «Ш» неверно, если в этот момент его щеки раздуваются.

Иногда малыши могут довольно чисто произносить звук «Ш» при неправильном положении органов артикуляции. Поэтому необходимо проследить, каким именно способом ребенок извлекает звук.

Варианты неправильного произношения звука «Ш»

Причины проблемы

Как вызвать звук ш

Дислалия — это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Выделяют две формы — механическую и функциональную. Первая появляется из-за недостатков строения периферического речевого аппарата. Чаще всего это короткая подъязычная уздечка, которая не дает языку подниматься. Могут быть проблемы с прикусом и положением зубного ряда.

У функциональной дислалии нет органической основы. Часто она возникает на фоне педагогической запущенности. В таких семьях родители не уделяют время ребенку, не обращают внимание на его речь, не дают ему образец четкого произношения. Проблемы могут появляться при недостаточном развитии фонематического слуха — именно за счет него человек различает звуки речи и воспроизводит их.

Подготовительный этап

Если у ребенка отсутствует звук [Ш], то это — сигматизм, когда он заменяет звук или искажает — парасигматизм. Правильное определение причины дефекта позволяет сделать процесс исправления эффективным.

Можно попробовать поставить звук [Ш] в домашних условиях. Для этого нужно соблюдать последовательность этапов. Первый — подготовительный. На нем необходимо проводить артикуляционную гимнастику — специальный комплекс упражнений для развития мышц.

Примерные упражнения для группы шипящих:

Задание для дошкольника

  1. «Наказать непослушный язычок» — рот широко открыт, широкий язык лежит на нижней губе. Его нужно аккуратно шлепать верхней губой или слегка прикусывать. Действие сопровождается произнесением слоговой дорожки: пя-пя-пя.
  2. «Лопаточка» — рот открыт, широкий язык кладется на нижнюю губу и удерживается в таком положении 5 секунд.
  3. «Чашечка» — рот широко открыт, язык расслабленно лежит на нижней губе, необходимо загнуть его боковые края. Усложненный вариант — «Чашечку» перемещают за верхние зубы.
  4. «Грибок» — рот приоткрыть, распластанный язык прижать к нёбу и удерживать в таком положении 5 секунд.
  5. «Гармошка» — положение как в предыдущем упражнении. Нижняя челюсть опускается вниз, потом поднимается вверх. Язык должен оставаться приклеенным к нёбу.
  6. «Лошадка» — при приоткрытом рте язык присасывается к нёбу и открывается, получается характерный звук.
  7. «Бублик» — губы вперед и немного округлить.

Цель артикуляционных упражнений для звука [Ш] — выработка движений языка. Поэтому они выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать. Необходимо уделять внимание качеству действий.

Еще одна важная часть подготовительного этапа — дыхательная гимнастика. Дошкольника просят сдувать небольшие бумажные шарики с поверхности стола или шестигранный карандаш. Важно следить, чтобы в это время у него надувались щеки. Еще одно полезное упражнение — «Фокус». Ребенка просят сделать «Чашечку», на кончик носа кладется маленький кусочек ватки. Дошкольник должен сдуть его так, чтобы он полетел наверх.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Когда артикуляционная и дыхательная гимнастика будут хорошо усвоены, можно переходить к постановке звука. В специальных детских садах для детей с нарушениями речи, с детьми проводятся групповые и индивидуальные занятия. Это позволяет им лучше усваивать материал.

Постановка звука ш

Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Логопедический профиль звука ш

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

Упражнение Бегемот

  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

Упражнение Лягушка

  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

Упражнение Трубочка

  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Упражнение Блинчик

  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

Упражнение Варенье

  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Упражнение

Постановка от С

А это значит ставить по принципу “чем богаты тем и рады”. Обычно ставится либо от Р либо от С. Второй способ самый популярный. Если нет сильной дизартрии, язык не дергается и не уходит в сторону, то со звуком С нет проблем в его постановке. Даже если звук не совсем четкий в свисте, то для шипения пойдет. Поднимаем язык кверху и просим произнести С, главное, чтоб он не напрягался. Звук получается хороший, если язык достаточно широкий и отработана дыхательная струя посередине.

Затем просто просить малыша дуть, придерживая язык вверху, периодически убирая подпорки. Можно даже начинать закрепление в слогах и коротких словах в начальной позиции. Также продолжать дуть на ватку и полоски бумаги. Ватный шарик класть на ладошку, он должен подскакивать. Дутье должно быть легкое, без усилий и напряжений в мышцах губ. Следите, что ребенок не напрягал брови, шею, не были сильной мимики в лице.

Затем надо провести работу по различению произношения С и Ш, разницу в положении языка, когда он опущен вниз и упирается в нижние зубы, а когда поднимается вверх. Это очень актуально при различных видах сигматизма, когда язык находится где-то в середине между зубов, принимая неопределенную форму то ли “булочки” то ли “пельменя”. В таких случаях дети очень долго путают свистящие и шипящие в свободной речи. Над этим приходится очень долго работать.

Постановка от А, Э, Ы

Если в активе ничего нет, можно попробовать поставить от гласных звуков, А, Э, Ы.
Попросить произнести их и зондом поднимать язык вверх. Вообще Ш хорошо ставится в обратных слогах АШ — ОШ — УШ — ЫШ — ЭШ. Особенно при тяжелых нарушениях речи, когда малыш не говорит совсем, это вариант. Кроме то, не надо забывать, что при дизартрии, как правило С ставится в последнюю очередь. Поскольку тремор и гиперкинезы языка не дают добиться чистоты звучания без предварительной проработки с массажем.

Постановка от Р

Также можно ставить от Р, если звук хорошо автоматизирован. При произнесении звука нужно зондом немного подержать под кончиком, чтобы он не вибрировал. Или попросить ребенка сказать РРРШ. Хорошо предварительно поделать динамическое упражнение “грибок — парус”, то присасывать язык к небу, то отпускать среднюю часть в форме чашечки. Звук Р желательно произносить не звонкий, если в итоге хотите получить Ш, на звонком может получиться Ж или Ч, что тоже, в общем-то, неплохо.

С помощью зонда

Если даже язык вывалился тоже ничего криминального нет, просто придержать его теми же пальцем / зондом / ватной палочкой. Продолжать дуть и  показывать, как это должно выглядеть в идеале. И надо находится перед зеркалом, чтобы малыш видел образец и сравнивал с тем, как получается у него. Постепенно должен вырисовываться звук похожий на Ш. Но если все ухищрения не помогают, звук не тот, то надо перейти к варианту Б.

По подражанию от «паруса»

Поэтому приемы постановки звука зависят прежде всего от того, что есть у ребенка в активе, что он умеет выговаривать.Если проблем особых нет ни с прикусом, ни с аденоидами, ни с иннервацией, то ставится звук очень просто, можно сразу за одно занятие. Достаточно показать малышу, куда он должен поднять язык, можно добавить сенсорных ощущений, потрогав это место за верхними зубами пальцем, зондом, ложкой или пусть ребенок сам его потрогает.

Затем провести чем-нибудь острым, но не травмирующим, например ногтем по кончику языка. И сказать, что вот этим кончикам упереться в то место. Затем язычок слегка расширить “как парус” и произнести Т, если язык не выпал, то это хороший признак и можно идти дальше, попросить как бы “подуть на парус”, то есть попытаться произносить звук Т подольше, что среднее между “тссс” и “тффф”.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

Упражнение Воздушный футбол

  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Упражнение Села бабочка на цветок

Игровые приемы

Для того, чтобы занятия были интереснее и занимательнее, приготовьте картинки или игрушки с “шипящими” животными (гусь, змея) и предметами (спустилось колесо, шарик, мячик). Показываете гуся, как он вытягивает шею и шипит, как будто хочет ущипнуть ребенка. Мальчик играл с воздушным шариком, а он накололся на ветку. И здесь можно использовать “звуковые дорожки” — нарисовать путь змеи, как она ползет и шипит. Машина едет по дороге со спущенным колесом.

После того, как звук поставлен и малыш его может произносить более-менее самостоятельно, можно переходить к закреплению в слогах, словах и предложениях. И параллельно пробовать ставить другие шипящие: Ж, Ч, Щ, дифференцируя их друг от друга и от свистящих. Все эти упражнения очень хорошо развивают фонематический слух, а занятия “найди место звука в слове” или “придумай слово на этот звук” еще и звуко-буквенный анализ и синтез, что является хорошей подготовкой к школе. Намного более полезной, чем заставлять малыша читать.

На этом заканчиваю писать эту статью. Будут еще и другие, где я буду продолжать рассказывать о закреплении звука Ш и различении его от С. Так что подписывайтесь на новые статьи, чтобы всегда быть в курсе событий. Делитесь впечатлениями в соцсетях, а также пишите о своем опыте в комментариях в блоге. Всего хорошего!

Закрепляем произношение

Упражнения для автоматизации звука «Ш»

Упражнение на добавление окончаний со звуком «Ш»:

ША ШИ ШУ
Кукла Да… (ша). Маша чистит у… (ши). В библиотеке надо быть ти… (ШЕ).
Девочка Ната… (ша). Пищат мы… (ши). Мама подарила конфету Ма…(ШЕ).
Сын Але… (ша). В лесу собирают ланды… (ши).
Попугай Кирю… (ша). В школу не ходят малы… (ши).

Заменить первый звук на Ш: тапки – шапки, губы – шубы, мыло – шило, пар – шар.

Образовать уменьшительно-ласкательное слово: зима – зимушка, тётя – тетушка, хозяйка – хозяюшка, хлеб – хлебушек, пятно – пятнышко.

Постановка звука

Упражнения для улучшения речевого слуха:

  1. Угадай животное. Необходим магнитофон с записями звуков различных животных. Ребенку необходимо дифференцировать и назвать животное.
  1. Пальчиковая игра «Погодные явления». Тому, кто проводит игру, необходимо называть одно из явлений, ребенок должен стучать по столу. Например, изображая гром ребенку необходимо кулаками стучать по столу. Молнию изображать легкими ударами пальцев, произнося при этом продолжительный звук Ш.

Когда не обойтись без логопеда

Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:

  • уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
  • уровень психического развития в соответствии с возрастом.

Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.

Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы.

Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.

Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, — фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.

Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.

К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.

В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе — ваша любовь и желание помочь.

Ценная литература. Есть несколько книг с общим названием «Помогите малышу заговорить». Эти пособия дают исчерпывающую информацию о том, как научить ребенка говорить букву «Ш» и другие.

Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык — перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.

Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.

Источники
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kak-nauchit-malysha-proiznosit-zvuk-sh.html
  • https://nauka.club/podsovet/postanovka-zvuka-sh.html
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/postanovka-i-avtomatizatsiya-zvuka-sh
  • https://marilina.ru/sposoby-priemy-dlya-postanovki-zvuka-sh/
  • https://kidteam.ru/postanovka-zvuka-sh-rebenku-poetapno.html
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_sh.html

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста