Развитие

Физкультминутка для детей со словами и движениями

Цели и задачи физкультминуток для средней группы

Физкультурная минутка в процессе занятий образовательной деятельностью представляет собой необязательный режимный момент продолжительностью в средней группе 1–2 минуты, который заключается в выполнении 1–2 физических упражнений. Как правило, такие паузы организуются в промежуток между 12–16 минутами занятия, когда внимание ребят снижается, и они утомляются.

Целями проведения таких пауз является:

  • предупреждение утомляемости малышей;
  • восстановление функции работоспособности мозга (так, на занятиях познавательного характера двигательная активность на физкультминутке возбуждает участки коры головного мозга, которые на уроке не были задействованы, а те, которые работали, наоборот, отдыхают).

Воспитательница и дети бегают на месте

Физкультминутки помогают не только снять напряжение, но и гармонично сменить один вид деятельности на другой

Задачами проведения физкультурных пауз является:

  • развитие координации движений;
  • тренировка мелкой моторики (для средней группы это начальный этап подготовки руки к письму);
  • совершенствование осанки;
  • развитие речи, произвольного внимания и памяти (за счёт запоминания движений и слов их иллюстрирующих);
  • стимулирование интереса детей к совместному с педагогом и товарищами выполнению заданий.

Как проводится физкультминутка

Движения выполняются стоя. Причём дети могут стоять у столов или выходить на свободное место. Упражнения могут заключаться в:

  • потягивании;
  • наклонах туловища;
  • махах руками вверх и вниз;
  • беге на месте;
  • приседаниях;
  • невысоких прыжках;
  • ходьбе.

Задания могут совмещать несколько видов упражнений. Например, физминутка «Мебель» совмещает ходьбу на месте, приседания, тренировку кистей рук:

  • Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте) Мебель там приобретём: Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх) И табурет, (приседают) Кровать — на ней нам будет мягко спать (кладут сложенные ладони под левую щёку) Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул») И стол большой (разводят руки в стороны) И отвезём домой (крутят руль).

Каждый вид движений сопровождается текстом — потешкой или стихотворением, которые могут быть связанными с темой занятия, а могут быть отвлечёнными от неё. Дети произносят текст по строчкам, делая вдох на начале строки и выдыхая в конце — это принципиально важно, так как в этом случае после выполнения упражнений дыхание будет спокойным и ритмичным.

Это интересно. Физкультминутки в средней группе могут проходить под музыку. В этом случае набор упражнений может включать несколько танцевальных шагов, исполнение 1–2 куплетов песенки с движениями-импровизациями (наклонами, приседаниями).

Дети стоят вокруг воспитательницы и хлопают в ладоши

Рифмовки и музыка в качестве сопровождающего элемента физминутки развивают в детях чувство ритма

Когда проводится физкультминутка

Физкультурная пауза, как уже было сказано, не является обязательным элементом режима. Более того, она проводится не на всех занятиях непосредственной образовательной деятельностью (НОД). Так, физкультурные и музыкальные занятия уже насыщены движениями, то есть вводить их дополнительно не имеет смысла. Что касается уроков по изобразительной деятельности, то в работе со средней группой педагогу нужно ориентироваться на состояние ребят. В 4–5 лет ребята могут довольно долго заниматься тем, что им интересно, что особенно проявляется на уроках рисования или лепки. Поэтому если малыши работают увлечённо, не отвлекаются, то и физкультминутку проводить не стоит. Исключение составляют занятия по рисованию карандашами: недостаточность развития мелкой моторики у воспитанников средней группы приводит к тому, что у них сильно устают пальцы, поэтому физкультминутку для пальчиков делать необходимо.

Подробнее о пальчиковой гимнастике в средней группе можно узнать из нашей статьи — Организация и проведение пальчиковой гимнастики в средней группе детского сада.

Например, со своими детьми я провожу упражнение «Аты-баты»:

  • Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота — Рота за ротой! (Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки).

Подводя итог, физкультурная пауза в средней группе проводится на занятиях по:

  • развитию речи;
  • чтению художественной литературы;
  • формированию элементарных математических представлений;
  • ознакомлению с окружающей средой.

Классификация физкультминуток

Физкультминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе занятия? На эти вопросы должен ответить воспитатель, прежде чем предложить детям проведение физкультминутки.

Танцевальные

Эти физкультминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

Физминутка для дошкольников с движениями

Оздоровительные

Оздоровительные физкультминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа. Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

Мозговая гимнастика

1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы).

  • Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.
  • Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
  • Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
  • Выполнять 30 секунд.

2. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

  • Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
  • «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

3. Гимнастика для глаз.

Физкультминутки не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Рекомендуемые упражнения:

1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2. Горизонтальные вправо-влево;

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;

4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную). Предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

6. Письмо носом.

7. Упражнение «Сладкий сон» – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

8. Растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин) .

Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, но и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.

Физминутка для дошкольников с движениями

Пальчиковая гимнастика

Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Сюда можно отнести упражнения:

  • «Ленивые восьмерки» – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.
  • «Двойные рисунки» – рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.
  • «Постукивание пальчиками» – имитация игры на пианино,
  • «Пальчики замерзли» – растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.
  • «Салютик» – пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем,
  • «Замочек», «Здравствуй, пальчик» – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.
  • «Солим капусту».

Ритмические.

В отличие от танцевальных, движения в ритмических физкультминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физкультминутки выполняются под счет.

Общеразвивающие упражнения.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

Подвижные игры.

Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры «Съедобное – несъедобное», упражнения на координацию движения.

Читайте также:  Подвижные игры для детей. 29 подвижных игр для детей 3-12 лет с подробным описанием правил игры

Двигательно-речевые физкультминутки.

В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика. Этот вид физкультминуток наиболее популярен на занятиях. Дети коллективно читают (поют) небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения «Задуй свечу», «Надуй шарик».

Физминутка для дошкольников с движениями

Пантомимическая гимнастика.

Связана с подражанием животным, птицам, например:

  • «Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется».
  • «Сова» – релаксационное упражнение на снятие напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи. И. п. – захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим «ух».

При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков. Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон!
Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев)

Дидактические игры с движениями.

  • Игра «Умный светофорик» – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте.
  • «Зверь-птица-рыба».

Физкультминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: «Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево… »

Психогимнастика

  • «Энергетическая зевота» – расслабление голосовых связок, имитация зевоты.
  • Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение.

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д) .

Очень важным фактором для развития речи является то, что при использовании физкультминуток действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Произносить тексты физкультминуток взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Детям трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощь.

Физкультминутки на занятиях, требующих письма.

1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе.

  • 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение.
  • 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение.
  • 5–6. Плавно наклонить голову назад.
  • Исходное положение. Голову наклонить вперед.
  • Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.

  • Исходное положение – сидя, руки подняты вверх.
  • 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти.
  • Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.

  • 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс.
  • 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо.
  • 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх.
  • 7–8. Сделать два хлопка руками над головой.
  • 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо.
  • 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс.
  • 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам.
  • Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

Физкультминутки общего воздействия для разных групп мышц.

  • 1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.
  • 1. Резко повернуть таз вправо.
  • 2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний.
  • 2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.
  • 1. 1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону.
  • 2. 4–6. То же в другую сторону.
  • 3. 7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями.
  • 4. Повторить 4–6 раз. Темп средний.

Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение – сидя на стуле.

  • Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч.
  • Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе.

  • Поворот головы вправо.
  • Исходное положение.
  • Поворот головы влево.
  • Исходное положение.
  • Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

  • Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
  • Исходное положение.
  • То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.
  • Исходное положение.
  • Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

  • Правую руку вперед, левую вверх.
  • Переменить положение рук.
  • Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.

  • Свести локти вперед, голову наклонить вперед.
  • Локти отвести назад, прогнуться.
  • Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. Исходное положение – сидя.

  • Поднять руки через стороны вверх.
  • Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук.
  • Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза

Комплекс 1 для начальной школы.

«Паучок» – рекомендуется для урока чтения.

Паучок на лавку упал. Нечаянно лапку сломал.
В городскую лавку сходил и другую лапку купил.
Ты смотри, паучок, не зевай, больше себе лапок не ломай.

(Комплекс выполняется в легком плясовом ритме. Дети произносят нараспев последнюю фразу.)

Упражнения

1. И. п. : стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – локти в стороны; 2 – и. п. ; 3-4 – то же; 5 – упор присев; 6 – и. п. Выполнить 1-2 раза. Темп средний.

2. И. п. : стоя на правой ноге, левая согнута в колене, руки на пояс. 1-2 – легкие пружинистые подскоки на правой; 3-4 – то же на левой со сменой положения ног. Выполнить 8-10 раз. Темп средний.

3. И. п. : стойка ноги вместе, руки за голову. 1 – левую вперед на пятку; 2 – левую назад на носок; 3-4 – в и. п., два притопа; 5-8 – то же с правой. Выполнить 4 раза. Темп средний.

Комплекс 2 для начальной школы.

«Пружинки» – рекомендуется для урока чтения.

1. И. п. : о. с., руки на пояс. Такты 1-4 на счет 1 и 2 каждого такта – полу-приседы, на «и» – вернуться в и. п.

2. И. п. : то же. Такты 5-8 – прыжки на месте на двух ногах, слегка отрывая носки. (Упражнение 1 выполняется без остановок, упражнение 2 – при подскоках колени слегка сгибать.)

Комплекс 3 для начальной школы.

Рекомендуется для уроков чтения.

1. И. п. : сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и. п.

Читайте также:  В поход с ребенком или как сделать ваши каникулы незабываемыми

2. И. п. : стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и. п. ; 3-4 – то же направо.

3. И. п. : о. с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и. п. (Имитирует «пружинку», сохранять равновесие.)

Комплекс 4 для начальной школы.

«Маятник» – рекомендуется на занятиях по письму.

1. И. п. : о. в., руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.

2. И. п. : о. с., правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.

3. И. п. : стойка ноги врозь, руки в стороны. Слегка приседая, правую руку вперед, левую назад, затем наоборот. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин.

Комплекс 5 для начальной школы.

«Жук» – рекомендуется на занятиях по письму.

На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

(Имитирует полет жука. Следить за осанкой. Произнесение звуков «жу-жу-жу» способствует глубокому выдоху.)

Одним из важных показателей при проведении медико-педагогического контроля является определение внешних признаков утомления. Положительное влияние занятий на организм ребенка может быть достигнуто при таком дозировании мышечных нагрузок, которое обеспечивает общее развитие, тренировку основных физиологических функций. Для этого при проведении занятий предусматривается чередование повышенной мышечной деятельности, вызывающей некоторую степень утомления, и отдыха, особенно активного, что является необходимым условием тренировки.

Нужно учитывать, что у детей дошкольного возраста функциональные сдвиги определяются не только объемом и интенсивностью мышечной деятельности, но и формой проведения физических упражнений, а также эмоциональной настроенностью детей.

Положительные эмоции снижают утомление, при интенсивной деятельности внимание не рассеивается, появляется увлеченность. Однако следует помнить, что для дошкольника характерна повышенная возбудимость, поэтому даже положительные эмоции не должны быть чрезмерными: надо чередовать упражнения, повышающие эмоциональный тонус, и упражнения, требующие внимания.

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо) вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Интересные физкультминутки для дошкольников

Физминутки в подготовительной группе обычно проводятся в середине образовательного процесса, в течении 2-3 минут физических упражнений. Наибольший эффект достигается проведением физминуток различного вида. Детям нравятся короткие физкультминутки, сопровождаемые стихами или музыкой. Важно, чтобы движения были максимально простыми, доступными для выполнения каждому ребенку и затрагивали все группы мышц.

Музыкальные физминутки для детей с движениями можно использовать в ДОУ с самого раннего возраста. Они улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы, положительно влияют на мозговую активность. Физкультминутки это обязательный элемент в образовательном процессе, они важны и необходимы для здорового отдыха во время занятий.

Физминутка Звериная зарядка

Звериная зарядка
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Физминутка Колобок

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)

Физкультминутка Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Физкультминутка Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Физкультминутка Гриша шел

Гриша шел — шел — шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два — грибок, (Наклоны вперед.)
Три — грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок.
(Шагаем на месте. Читая текст, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

Упражнения для мелкой моторики

Упражнения для мелкой моторики необходимы для детей, т. к. они возбуждают речевые центры в головном мозге, приводят к их согласованной деятельности. Так речевые навыки развиваются быстрее.

Эти упражнения положительно влияют на эмоциональный фон, учат прислушиваться к речи и понимать ее, усиливают речевую активность, повышают концентрацию внимания. При выполнении подобных заданий речь ребенка становится четче, ярче, ритмичнее, он начинает лучше контролировать свои движения.

Память развивается быстрее, т. к. дошкольник запоминает положения ладоней и последовательность действий. Кисти рук, пальцы становятся более гибкими, подвижными и сильными, что облегчает освоение письменных навыков.

Пальчики-пальчики

Для выполнения этого упражнения ребенок должен вытянуть вперед руки, расположив ладони перед собой. Пальцы держат в прямом положении, затем раздвигают.

Далее нужно сжимать и разжимать пальцы одновременно на обеих руках, приговаривая:

Пальчики

Движения повторяют 5-10 раз.

Хлопки

Дети должны ритмично хлопать в ладоши, повторяя за взрослым:

Читайте также:  Что взять с собой в поход с ребенком

Хлопки

Солнышко

Солнышко

Месим тесто

Игра Месим тесто

Виды и формы физкультминуток в старшей группе детского сада

Кратковременные перерывы для активизации двигательных навыков можно сгруппировать в несколько видов.

Физкультминутки в середине занятий

Их цель — переключение внимания воспитанников с одного вида деятельности на другой. Так не только повышается качество усвоения материала, но и снижается давление на организм ребёнка. К этому виду перерывов относятся:

  • потягивания и выпрямления позвоночника;
  • бег;
  • ходьба на месте;
  • приседания;
  • подскоки;
  • наклоны в стороны и махи руками.

Такие задания выполняются в сопровождении потешек, героями которых выступают мышки, хомячки, зайки, медведи и пр. Например:

  • Мишка вылез из берлоги,
    Огляделся на пороге. (Выполняют повороты влево и вправо)
    Чтоб скорей набраться сил,
    Головой медведь крутил. (Вращают головой)
    Наклонился взад-вперёд,
    Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад)
    К турнику я подхожу,
    Перекладину беру,
    Мышцы дружно напрягаю,
    Стройным, крепким быть желаю!
    Чтобы сильным стать и ловким,
    Приступайте к тренировкам!
  • Хомка, Хомка, Хомячок, (Круговые движения по животу)
    Полосатенький бочок. (Прямые движения по бокам)
    Хомка рано встаёт, (Потягиваются)
    Шейку моет, (Имитируют мытьё шеи)
    Щёчки трёт. (Трут щёки кулачками)
    Убирает Хомка хатку (Имитируют подметание)
    И выходит на зарядку: (Шагают на месте)
    Раз, два, три, четыре, пять (Руки вперёд, вверх, вперёд, в стороны, вниз)
    Хомка сильным хочет стать. (Показывают, какой Хома сильный).
  • Зайке холодно сидеть,
    Нужно лапочки погреть.
    Лапки вверх, лапки вниз,
    На носочках подтянись,
    Лапки ставим на бочок,
    На носочках скок-скок-скок.
    А затем вприсядку,
    Чтоб не мёрзли лапки.
    Прыгать заинька горазд,
    Он подпрыгнул десять раз. (Дети имитируют все движения, описанные в стихотворении).

Дети и педагог присели в помещении группы

Дошкольники лучше воспринимают сюжетные физкультминутки

Физкультминутки для пальчиков и кистей рук

Такие физкультминутки проводятся для расслабления мышц после продолжительной работы с карандашами, ручками. Они часто используются на занятиях письмом или рисованием. В набор упражнений входят задания на:

  • сгибание/разгибание кистей рук;
  • движения запястьями по кругу;
  • напряжение и расслабление кулачков.

К этому виду разминок относится, например, разминка «Алые цветы»:

  • Наши красные цветки
    Открывают лепестки. (Разжимают пальцы)
    Ветерок чуть дышит,
    Лепестки колышет. (Шевелят пальчиками)
    Наши красные цветки
    Закрывают лепестки. (Пальцы сжимают в кулачок)
    Головой качают,
    Тихо засыпают. (Покачивают кулачками).

Четыре девочки и мальчик сложили ладошки корабликом

Гимнастика для пальчиков активизирует работу речевых центров

Физкультминутки для утренней зарядки

Используются для стимуляции интереса дошкольников к выполнению знакомых упражнений, но в необычной стихотворной или игровой форме. По сути, это тот же набор, что и для первого типа физкультминуток, проводимых во второй половине занятий, но только по форме. Содержание же соотносится с тематикой зарядки. Примеры упражнений этого вида:

  • Буратино потянулся, (Руки поднимают через стороны вверх, потягиваются, поднявшись на носочки)
    Раз — нагнулся,
    Два — нагнулся, (Наклоны корпуса вперёд)
    Руки в сторону развёл, (Руки разводят в стороны)
    Ключик, видно, не нашёл. (Повороты вправо и влево)
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать. (Руки на поясе, поднимаются на носочки).
  • Ветер тихо клён качает,
    Вправо, влево наклоняет:
    Раз — наклон и два — наклон,
    Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища вправо и влево).
  • Загудел паровоз «Ту-ту» (Кладут руки на плечи впереди стоящему ребёнку)
    И вагончики повёз.
    Чу-чу-чу, чу-чу-чу («Паровозы» едут по кругу)
    Далеко их укачу.
    Паровоз кричит:
    «Ду-ду-ду,
    Я иду, иду, иду».
    А колёса стучат,
    А колёса говорят:
    «Так-так-так!» (Ходьба на месте, с продвижением вперёд, согнутыми руками делают движения вперёд-назад).

Дети в белых футболках и чёрных шортах на зарядке

Сюжетные физкультминутки включаются в комплекс упражнений для зарядки

Формы проведения перерывов

Содержание физкультминуток должно быть облечено в подходящую форму, чтобы ребятам было интересно выполнять физические упражнения. Это:

  • Задания для общего развития. Включают 3–4 упражнения на все группы мышц, завершаются пробежкой в умеренном темпе на месте или быстрой ходьбой.
  • Подвижные игры. Выбирать лучше забавы средней подвижности, без требования больших свободных площадей и соблюдения объективно несложных правил.
  • Дидактическая игра. Подходит для проведения на занятиях по речевому развитию.
  • Танцевальные па. Проводятся в середине занятия под музыку с умеренным ритмом.
  • Движения, сопровождающие сюжет стихотворения (загадки, потешки или считалки). Тексты необходимо подбирать с чёткой рифмой и понятным содержанием, перекликающимся с темой занятия.
    Мальчик и девочка делают пальчиковую гимнастикуВ основе большинства пальчиковых игр лежит текст потешки или стихотворения
  • Движения-иллюстрации, например, отгадывание загадок не словесно, а имитацией двигательной активности: конькобежец (характерно отставляет ноги), боксёр (махи кулаками) и пр.

Таблица: задачи физкультминуток на занятиях с детьми 6–7 лет

Задачи физкультминутокОсобенности
Повышение или стабилизация работоспособности во время занятияВ старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность к произвольному вниманию: ребята могут сознательно концентрировать внимание и удерживать его в течение непродолжительного отрезка времени. Но по-прежнему сохраняется необходимость в частой смене деятельности — для поддержания интереса к занятию и профилактики умственного перенапряжения.
Профилактика мышечного перенапряженияВо время занятий в подготовительной группе у детей в напряжении находятся мышцы туловища, спины, шеи — из-за сидячего положения за рабочим столом. Физкультурная пауза даёт возможность расслабиться, ткани насыщаются кислородом. Активно работают мышцы руки, когда ребёнок пишет, рисует, вырезает. Физкультминутки в таком случае проводятся в форме пальчиковой гимнастики, что предотвращает мышечные зажимы и спазмы в кисти ведущей руки.
Забота об органах зрения и слухаБудущие школьники работают с большим объёмом наглядного материала: рассматривают иллюстрации, следуют схемам и мнемотаблицам, просматривают познавательные презентации. Напряжение испытывают глаза, что может привести к повышению внутричерепного давления и далее к головным болям. Традиционная физкультминутка даёт глазам отдохнуть, дети выполняют большинство упражнений по памяти или словесным указаниям воспитателя. Коррекционные упражнения стимулируют циркуляцию крови и внутриглазной жидкости, улучшают аккомодацию (способность глаза видеть предметы на разных расстояниях).
Занятия образовательной деятельностью требуют также повышенной слуховой внимательности: дети выполняют задания по устным инструкциям, слушают зачитываемые педагогом произведения или объяснения. Физкультурную паузу рекомендуется проводить под приятное музыкальное сопровождение.
Создание хорошего настроенияНемаловажный аспект — забота об эмоциональном фоне в группе и поддержании позитивного настроя у каждого воспитанника. Физкультминутки развлекают детей, эти короткие паузы проводятся в игровой форме с привлечением любимых ребятами персонажей, весёлыми стишками и песенками. Много важной информации впитывают воспитанники 6–7 лет, готовясь к школьной жизни, но нельзя забывать, что ведущая деятельность старших дошкольников — по-прежнему игра.

Дети с поднятыми вверх руками делают гимнастику возле парт

Для эффективной физкультминутки нужно немногое: встать из-за рабочего места и хорошенько размяться

Таблица: картотека тем для физкультминуток

Общая тема занятийНазвания физкультминутокКомплекс упражнений
«Транспорт»«Поезд мчится и стучит»
  • Ходьба по кругу,
  • круговые движения согнутыми в локтях руками (крутятся колёса поезда),
  • шаги с притопом.
«Транспорт»
  • Ходьба на месте,
  • хлопки в ладоши,
  • имитация транспорта (крутят руль, летят, как самолёты, плывут, как корабль).
«Вы, колёсики, крутитесь»
  • Имитация вращения руля (крутят руками),
  • повторение в ускоряющемся темпе.
«Времена года»«Зимний день такой холодный»
  • Хлопки в ладоши,
  • приседания,
  • перекатывания по ковру,
  • имитация действий человека (ёжатся, греют руки, греют ноги, кормят птиц крошками).
«Мы листики осенние» (с веточками искусственных листьев)
  • Бег врассыпную,
  • плавные движения руками,
  • остановка с окончанием музыки.
«Бабочка весной проснулась»
  • Имитация действий бабочки по стихотворению (потянулись, умылись, полетали, покружились).
«Посуда»«Чайник»
  • Движения плечами вверх-вниз,
  • повороты головой,
  • прыжки на месте.
«Посуда» (пальчиковая гимнастика)
  • Хлопки ладонями, удары кулачками,
  • загибание пальчиков,
  • имитация мытья посуды.
«Игрушки»«Любимые игрушки»
  • Ходьба на месте,
  • имитация действий с игрушками (укачивают куклу, стучат мячом, молоточками, крутят руль машинки).
«Мы кидаем мяч друг дружке»
  • Прыжки на месте,
  • приседания.
«Погремушка» (с пластмассовыми погремушками)
  • Вращательные движения кистями рук,
  • разведение рук в стороны,
  • повороты головой.
«Сказки»«Буратино потянулся»
  • Наклоны туловищем,
  • движения руками вверх (с растяжкой).
«Вышла мышка как-то раз»
  • Имитация действий сказочной мышки (прядёт пряжу, бегает).
«Животные»«Котик лапкой умывается»
  • Имитация действий кота (как он умывается).
«Маленький бычок»
  • Наклоны и повороты туловищем,
  • приседания,
  • махи руками.
«Зайка шёл, капусту нашёл»
  • Ходьба,
  • приседания,
  • имитация движений зайчика (ест капусту).
«Рыбка плавает в водице»
  • Имитация движений рыбки (плавает),
  • вращательные движения и захваты кистями рук.

У каждого воспитателя в нашем саду есть картотека физкультминуток. На карточке записан текст динамической паузы и движения. На консультациях родителям демонстрируется проведение физкультминутки и предлагается ознакомиться с картотекой.

Источники

  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kartoteka-fizkultminutok-v-sredney-gruppe.html
  • https://tanyakiseleva.ru/sbornik-fizkultminutok-dlja-detej-s-dvizhenijami-i-muzykoj/
  • https://urok.1sept.ru/articles/606766
  • https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/fizminutka/kak-provodit-fizkultminutku-dlya-detej-3-4-let
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kartoteka-fizkultminutok-v-starshey-gruppe.html
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kartoteka-fizkultminutok-v-podgotovitelnoy-gruppe.html
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kartoteka-fizkultminutok-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-po-fgos-s-tselyami.html

[свернуть]
Adblock
detector