В наше время повсеместно открываются Центры раннего развития ребенка, в которые приглашают детей от 8-ми месяцев и старше. Цена, уровень специалистов, оборудование помещений и другие составляющие определяют выбор родителя в пользу того или иного заведения.
Многие готовы заплатить немалые деньги за занятия, полагая, что только там их малыш сможет обучиться и затем в детском саду или в школе показать себя на высоте. На самом деле, многие родители не учитывают тот факт, что именно дома ребенок проводит практически все свое время, и именно в домашних условиях, в первую очередь, происходит его развитие.
Как же родителям развивать ребенка в домашних условиях, успевая в то же время выполнять свои домашние обязанности? Очень легко, весело и полезно не только для ребенка, но и для них самих.
Каждую минуту жизни малыш узнает что-то новое и интересное, любое действие является для него игрой, в ходе которой он познает окружающий мир. Очень важно уметь не только правильно подбирать игрушки, но и умело организовывать занятия.
После года прежде всего познает физические свойства предметов и явлений, ему интересны те игрушки, которые можно исследовать несколькими способами. Кубики, которые можно ставить один на другой, рушить и снова строить, мячи, которые можно бросать, катать, различные конструкторы и мозаики будут самыми полезными игрушками в этом возрасте.
Важно не ограничивать манипуляции ребенка с игрушками, только та игрушка полезна, которую можно взять в руки, погрызть, повертеть, собрать и разобрать. Новые и нередко удивительные способы применения предметов свидетельствуют о развитии фантазии у ребенка.
Очень часто малыши пробуют подражать действиям взрослых, берут веник, исследуют стиральную машину или компьютер. Не ограничивайте ребенка в его действиях, рассказывайте ему о том, для чего нужен тот или иной предмет, и тогда он не только научится пользоваться этими предметами, но и в значительной мере разовьет координацию и моторику.
Постоянное общение с ребенком, чтение книг, рассказы о том, что происходит вокруг, даже если вам кажется, что малыш вас не слушаем, – это верный путь к развитию речи ребенка и обогащению его словарного запаса. Ни одна аудиокнига или мультфильм не смогут заменить общение родителей со своим чадом, общение, которое формирует взаимопонимание и уважение.
Социальное развитие ребенка в домашних условиях также происходит, несмотря на то, что семья может состоять только из мамы и малыша. Умение правильно вести себя с другими людьми и принимать их интересы и желания можно сформировать во время игр в лото, домино, ладушки, также полезно играть в различные ролевые игры.
Комплексное развитие ребенка невозможно без его физического развития. Важно в течение дня уделять особое внимание физическим упражнениям. Зарядка, ежедневные прогулки с активными играми, игры в прятки и догонялки укрепляют мышцы ребенка. Обучение малыша азам гигиены, несомненно, важно для его здоровья, также оно развивает в нем дисциплину и ответственность за свою жизнь.
Особое место в развитие ребенка занимают творческие занятия. Они приносят малышам массу удовольствия и учат его фантазировать и любить жизнь с ее яркими красками. Не бойтесь испачканных вещей, раскрашенных стен и оторванных обоев. Все можно отмыть, починить, приклеить заново. А вот детское желание творить можно раз и навсегда обрубить одной фразой: «Прекрати рисовать свои каракули повсюду». Точки, линии, нелепые на первый взгляд мазки – это волшебный мир вашего маленького творца, который так важен для его развития.
Опыт мам по развитию ребенка в домашних условиях очень богат и разнообразен. Большинство их них отдают предпочтение в ходе занятий с ребенком нескольким развивающим методикам, среди которых карточки Глена Домана и обучающая среда Марии Монтессори.
В основе первой методики лежит изучение окружающей действительность путем демонстрации карточек с изображением различных предметов из одушевленного и неодушевленного мира. Карточки можно как купить, так и сделать своими руками, приклеив на картон распечатанные рисунки. Заниматься по карточкам Домана рекомендуется с самого раннего детства.
Обучающая среда Марии Монтессори в своей основе имеет следующие принципы:
- ребенок может все сделать самостоятельно, не стоит ему мешать, можно лишь помогать;
- во главе развития ребенка лежат его интерес и индивидуальные особенности;
- не стоит ускорять развитие ребенка, нужно дать ему то, что нужно на определенном этапе.
Разнообразие дидактического материала – шнуровки, вкладыши, пирамидки, карточки, игрушки разных форм и цветов – все это позволит родителям развить разностороннюю личность. Не обязательно покупать дорогие игрушки, все необходимое есть под рукой – коробочки, крупы, баночки и другие предметы, используемые в быту, послужат материалом для занятий.
В домашней обстановке не стоит забывать о планировании занятий. Именно заранее разработанный план поможет родителям и детям плавно продвигаться вперед в изучении окружающего мира. Два занятия я в день по 15 минут (математика и развитие моторики, чтение и физические упражнения) не утомят ребенка, а в его голове сформируется понимание того, что и для чего он делает.
Конечно, общение ребенка со сверстниками на занятиях в обучающих и развивающих центрах – очень важная составляющая развития, но все же основные навыки, знания и умения мы получаем именно дома. Поэтому так важно все свое свободное время посвящать ребенку и его интересам.