Диагноз СДВГ – в каких случаях ставится, симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности, его диагностика и лечение

Здоровье

Что такое гиперактивность

Гиперактивностью называют состояние, при котором наблюдается повышенная возбудимость ребенка, что проявляется чрезмерной речевой и двигательной активностью. Нередко подобное сочетается с нарушениями внимания и импульсивностью, что в комплексе в медицине носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Очень часто это сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной неустойчивостью. В результате ребенок постоянно находится в состоянии нервного напряжения, которое он пытается сбросить путем физической активности. В целом он просто не может вести себя по-другому и тем более сознательно корректировать собственное поведение.

Но повышенная возбудимость ребенка доставляет массу проблем, как его родителям и педагогам, так и ему самому. Нарушение работы нервной системы накладывает отпечаток на его отношения с ровесниками и взрослыми, что в конечном итоге часто становится причиной возникновения психологических проблем и комплексов.

При этом может наблюдаться дефицит внимания, который и заставляет чаще всего родителей искать помощи у специалистов. Проблемы с концентрацией и усидчивостью вызывают негативные отклики о работе ребенка на занятиях в детском саду, других дошкольных учреждениях, а затем и в школе.

Согласно медицинской статистике, синдром гиперактивности диагностируется у 6% детей школьного возраста и 3% подростков, при этом мальчики страдают от него в 5—6 раз чаще.

Мальчик ползет по полу и кричит

Не стоит путать неврологически-поведенческое расстройство с повышенной активностью. Подавляющее большинство детей не может долгое время усидеть на месте и стремиться к подвижным играм. Но при гиперактивности наблюдается действительно патологическая неспособность ребенка вести себя спокойно, что создает проблемы даже для него самого. Под этим термином подразумевается не просто диагноз, а целый комплекс нарушений, объединяемых по наличию отдельных признаков, не соответствующих конкретному возрасту, чем и объясняется многогранность проявлений синдрома.

Таким образом, СДВГ может проявляться у разных детей по-разному, на основании чего и выделяют его разновидности. У одних детей может одновременно присутствовать как чрезмерная подвижность, так и расстройство внимания, у других – наблюдаться только гиперактивность или проблемы с концентрацией. В последнем случае ребенок отличается импульсивностью, на него постоянно поступают жалобы воспитателей и педагогов в связи с плохим поведением, которое, нужно признать, он не способен самостоятельно контролировать. Но при этом такой ребенок может успешно справляться с решением задач, требующих сосредоточенности и внимания. Также бывают ситуации, когда присутствует только расстройство внимания, но ребенок не отличается гиперактивностью, или же наблюдаются смешанные типы.

Поэтому поводом для получения консультации врача при подозрении на наличие гиперактивности являются:

  • постоянная высокая активность и проблемы с концентрацией внимания;
  • возникновение трудностей при общении с другими людьми из-за особенностей поведения, в частности другими детьми на детских площадках;
  • постоянное неудовлетворительное поведение в дошкольных учреждениях;
  • низкая успеваемость в школе и плохое поведение;
  • полное отсутствие желания или даже возможности самостоятельно выполнять домашние задания;
  • агрессивность в отношении других людей, животных.

Мальчик бьет подушкой старшего брата

Виды

Выделяют 3 вида синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

  1. С преобладанием гиперактивности. Чаще встречается у мальчиков. Они не могут оставаться на одном месте, имеют «полевое» поведение, нетерпеливы и беспокойны.
  2. С преобладанием дефицита внимания. Чаще наблюдается у девочек. Им тяжело сосредоточиться на одном виде деятельности, внимание распыляется на внешние раздражители.
  3. Смешанный вид, когда гиперактивность и дефицит внимания выражены в равной степени.

Лечение СДВГ в Москве в центре «Выше радуги» корректирует любой вид поведенческих нарушений.

_MG_8427

_MG_0615

_MG_8100

_MG_9940

Причины

Существует множество предположений по поводу того, что именно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но не один невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкую связь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности. Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различных нарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические и психосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновения гиперактивности и/или расстройства внимания.

Проводившиеся исследования подтверждают, что действие наследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что же касается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаются церебрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаются нарушениями функционирования нервной системы, а именно:

  • преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
  • профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
  • внутриутробные инфекции;
  • перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
  • далекое от здорового питание во время беременности;
  • преждевременные роды или «переношенная» беременность;
  • рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
  • нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.

Считается, что дефицит качественной белковой пищи, витаминов и минералов в ежедневном рационе на фоне избытка простых углеводов, особенно потребляемых в больших количествах по утрам (хлеб, булки, сладости) создают благоприятные условия для возникновения СДВГ.

Причины развития СДВГ

Не последняя роль в развитии заболевания отводится психосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:

  • алкоголизм и серьезные разногласия между родителями;
  • насилие в семье;
  • перенесение ребенком психологической травмы;
  • низкое социальное положение семьи, дефицит средств к существованию, что может отягощаться насмешками со стороны сверстников.

Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенные требования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.

Ранние признаки СДВГ

Как же можно выявить заболевание и своевременно приступить к лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка? У детей первых лет жизни отмечаются определенные симптомы патологии, появление которых должно насторожить родителей:

  • Быстрое физическое развитие (раньше срока начинают держать голову, не ползают, а сразу стремятся вставать и ходить и т. д.).
  • Тяжело и подолгу засыпают, спят меньше положенной нормы в сутки.
  • При утомлении не успокаиваются, а впадают в истерику и капризы.
  • «Полевое» поведение – невозможность сконцентрироваться на одном деле более 1-2 минут; бросают игрушки до того, как их рассмотреть.

До 3-х лет еще трудно определить, являются ли вышеперечисленные проявления признаками патологии. К 5-12 годам симптомы становятся видны отчетливо. Поэтому лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка необходимо проводить в обязательном порядке.

Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ – характеристика делится на три категории:

  1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.
  2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.
  3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Как проявляется синдром гиперактивности

Впервые заболевание может проявиться в любом возрасте, начиная с грудничкового периода. Оно может сопровождаться:

  • беспокойством;
  • неусидчивостью;
  • раздражительностью, плаксивостью;
  • нарушениями сна;
  • снижением уровня внимания, постоянной отвлекаемостью;
  • импульсивностью;
  • упрямством;
  • задержкой развития речи.

Для каждого возраста разработаны отдельные нормы, несоответствие которым заставляет задуматься о возникновении нарушений в работе нервной системе. Например, очень быстрое переключение на другие окружающие предметы, озвучивание случайных мыслей, воспоминаний называют отвлекаемостью, что является одним из наиболее ярких признаков дефицита внимания.

Длительность сохранения активного внимания у детей разного возраста

Другим термином, часто звучащим при диагностировании СДВГ, является «импульсивность». Это значит, что ребенок при получении какого-либо задания не дослушивает до конца рекомендации или инструкции и преждевременно приступает к выполнению. В результате он обычно недооценивает сложность задачи или справляется с ней неправильно, так как проигнорировал требования. При этом импульсивные дети не способны думать о последствиях своих действий, поэтому часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев разной тяжести и попадают в неприятные ситуации.

Гиперактивность или нет

Как уже говорилось, очень часто здоровая детская активность и непосредственность путается с таким нарушением функционирования нервной системы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Наличие именно СДВГ родители могут заподозрить по присутствию следующих признаков:

  • ребенок значительно подвижнее, чем его ровесники (иногда родители говорят, что он «бегает по потолку»);
  • повышенная возбудимость, что проявляется присутствием лишних движений (ребенок постоянно вертится, болтает ногами, качается на стуле, играет руками и т. д.) или речевой несдержанностью (ребенок болтает, не замолкая);
  • рассеянность – при СДВГ дети постоянно теряют и забывают личные вещи, не слушают получаемые от взрослых инструкции даже непродолжительные и отвлекаются;
  • быстрое наступление усталости при необходимости выполнения заданий, требующих усидчивости и концентрации на процессе – родители школьников подчас вынуждены постоянно сидеть рядом с ребенком во время выполнения домашней работы и контролировать их;
  • повышенная эмоциональность, проявляющаяся абсолютной несдержанностью и выплескиванием любых эмоций на окружающих;
  • невозможность довести начатое дело до логического завершения – ребенок теряет интерес к занятию и быстро переходит к другому виду деятельности;
  • отсутствие самоконтроля, проявляющееся постоянным перебиванием других людей, сложностями при необходимости дожидаться своей очереди либо где, склонность к ссорам и дракам;
  • нарушения координации, в результате чего ребенок может часто травмироваться.

Признаки СДВГ всегда возникают до 7 лет, но обращать на себя внимание они чаще всего начинают в поздний дошкольный и школьный период жизни ребенка.

Мальчик отвлекся от домашнего задания на игру

Кроме того, при СДВГ у детей старше 4 лет родители могут терять контроль над их поведением. Такие дети часто не просто не слушаются взрослых, а неспособны договариваться и искать компромисс и в целом следовать установленным правилам. Но подобные «симптомы» могут проявляться вместе или по отдельности и у здоровых детей во время сложного психологического периода, переживания кризиса 3-х, 6—7-ми лет и т. д. Поэтому бить тревогу родителям следует только, если у ребенка присутствует несколько из вышеописанных нарушений, причем дольше полугода, и они мешают ему адаптироваться в социуме.

Гиперактивность – перманентное состояние. Поэтому дети с таким синдромом одинаково ведут себя везде: дома, в садике, школе, на прогулке.

Диагностика СДВГ

Что бы ни утверждали воспитатели в детском саду, учителя, другие родители или знакомые, точно дать оценку состоянию ребенка может только врач, а диагностировать синдром гиперактивности в сочетании или без нарушения внимания способен только невролог или детский психолог. Педагоги или другие общающиеся с ребенком люди могут лишь обратить внимание родителей на те или иные черты личности малыша, имеющиеся трудности при работе с ним и высказать предположение о необходимости получения консультации специалиста.

При диагностике СДВГ врач должен исключить другие патологии нервной системы и нарушения развития. Поэтому нередко требуется консультации обоих узких специалистов – невролога и психолога. Это позволит точно дифференцировать СДВГ от:

  • последствий психологической травмы, тревожных расстройств;
  • расстройств аутического спектра (могут сочетаться с гиперактивностью);
  • определенных видов шизофрении, эпилепсии;
  • эндокринных патологий.

Доктор разговаривает с девочкой и ее мамой

Поэтому диагноз не может быть поставлен на первой же консультации врача. Для этого, кроме подробной беседы с ребенком и его родителями, требуется понаблюдать за его поведением, а также провести нейропсихологическое тестирование. Для исключения других патологий назначаются:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • ЭЭГ;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭКГ и другие исследования.

Часто ли встречается СДВГ?

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.

Существуют ли профилактические меры, препятствующие развитию СДВГ?

К счастью, развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно предотвратить. Для этого следует придерживаться обычных правил здорового образа жизни: соблюдать режим сна, много гулять на свежем воздухе, употреблять простую здоровую пищу, придерживаясь рациона, в котором преобладают овощи, фрукты и ягоды, отказаться от добавленного сахара. Все это снижает нагрузку на нервную и эндокринную системы ребенка и дает им возможность полноценно развиваться.

Остановить развитие СДВГ также поможет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, а скандалы и конфликты между значимыми для ребенка людьми могут стать спусковым крючком для прогрессирования синдрома.

Может ли проблема СДВГ исчезнуть сама по себе?

«Такой вариант возможен, но довольно редко, — говорит Екатерина Талакова. — Ведь существует две формы СДВГ — простая и осложненная. Первая характеризуется лишь рассеянностью и гиперактивностью, в некоторых случаях ее удается перерасти. При осложненной форме к симптомам добавляются расстройства сна, головные боли, панические атаки, заикание и так далее. В этом случае лечение крайне необходимо, так как с возрастом симптомы только усугубляются».

Каковы последствия СДВГ у ребенка?

СДВГ у детей дошкольного и школьного возраста приводит к тому, что из-за неспособности концентрировать внимание им очень трудно дается обучение. Часто старшеклассники, страдающие такой проблемой, не могут сдать школьные экзамены и поступить в вуз.

Из-за повышенной импульсивности, неумения прогнозировать последствия своих слов и поступков в подростковом возрасте у таких детей усиливаются конфликты со сверстниками. Им редко удается выстроить продолжительные дружеские и романтические отношения.

«При этом диагноз СДВГ не связан с интеллектом. Большинство гиперактивных детей многосторонне развиты, талантливы, одарены творчески и способны глубоко чувствовать. Однако из-за плохой регуляции нервной системы ребенок с СДВГ в обычной школе, равно как и дома, не в состоянии полноценно проявить эти качества», — добавляет Екатерина Талакова.

Для предотвращения развития СДВГ не позволяйте ребенку подолгу смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры

Лечение Гиперактивности у детей:

Образование

О расстройстве ребенка нужно сообщить в семье, в школе и самому ребенку. Не стоит винить в этом родителей или самого малыша. Часто гиперактивных детей много ругают, потому что они бывают совершенно невыносимыми. Но взрослые должны признать, что проблемы ребенка – не просто намеренное

непослушание.  Нормы относительно неприемлемого поведения должны быть ясными, должны настойчиво и спокойно претворяться в жизнь и поддерживаться немедленными (но не суровыми) санкциями (наказаниями). Ключевая цель лечения – уменьшить вероятность того, что ребенок дополнительно приобретет поведенческое расстройство. Когда появляются проблемы и обучением, может понадобиться коррекционная помощь.

Психологическое лечение

Управление поведением часто полезно и в самых легких случаях может быть единственным лечением, которое требуется. Родители могут записаться на специальные тренинги, чтобы улучшить навыки управления ребенком. Это снимает стресс в семье и помогает бороться с негативным поведением ребенка.

Можно награждать ребенка, когда он всё дольше и дольше сосредоточен на какой-либо деятельности. Также предлагается учить ребенка когнитивным стратегиям, чтобы увеличить обдумывание.

Лечение медикаментами

Хорошо проверенным лечением гиперактивности у детей является применение стимуляторов. Но в США, к примеру, им злоупотребляют.

Часто применяют для лечения метилфенидат, а также дексамфетамин. Из-за опасения повреждения печени пемолин на сегодняшний день применяется в редких случаях.

Медикаментозное лечение с помощью стимуляторов применяют при тяжелой и устойчивой гиперактивности и при отсутствии эмоциональных симптомов. Если родители против лечения лекарственными средствами, им предлагается дать ребенку краткий курс, вместе с врачами оценить результаты и решить, стоит ли продолжать лечение.

Медикаменты, назначенные адекватно, позитивно влияют на внимание и уровень активности, часто наступает параллельное улучшение в послушании, взаимоотношениях со сверстниками. Улучшаются также отношения в семье и повышается уровень обучаемости.

Метилфенидат и дексамфетамин не вызывают привыкания у детей, не имеют седативного действия. Побочные эффекты также незначительны, ими можно пренебречь, или врач рекомендует немного снизить дозу. Стимуляторы могут привести к усилению тиков, поэтому они не являются препаратами первого выбора у детей с тиками или при отягощающей истории тиков в семье.

Прием стимуляторов может не прекращаться месяцы и даже годы. Это безопасно. Может случиться только одно осложнение после долговременного применения – очень небольшое уменьшение роста у взрослых. Гиперактивность можно лечить другими средствами – например, клонидином, бупроприоном, трициклическими препаратами, такими как имипрамин.

Но нельзя ограничивать лечение гиперактивности у детей только приемом медикаментов. Стимуляторы помогают ребенку начать нормальное развитие.

Диета

Лечение диетой очень популярно у родителей, и часто бывает необходимо вначале попробовать сначала его, а потом уже, если не поможет, и другие методы. Судя по последним данным, гиперактивность у ребенка уменьшается от исключения из рациона некоторых продуктов. Обычно причина кроется в одном или двух естественных продуктах, например, в апельсинах или молоке.

Прогноз. Чрезмерная активность обычно уменьшается, когда ребенок становится подростком, хотя во взрослой жизни у многих пораженных детей остаются проблемы, связанные с внутренним чувством беспокойности, импульсивностью и невнимательностью.

В учебе такие дети часто не преуспевают, что может стать причиной непродвижения по карьерной лестнице в дальнейшей взрослой жизни. У детей с сочетанием гиперактивности и расстройства поведения высок риск антисоциального расстройства личности и злоупотребления психоактивными веществами во взрослой жизни; у детей с «чистой» гиперактивностью риск этих антисоциальных исходов меньше, хотя они, тем не менее, уязвимы.

Особенности общения с гиперактивными детьми

Чем раньше близкие заметят у ребенка отклонения в поведении, тем легче будет ему помочь. В лечении, которое начинается после обследования, обычно принимают участие:

  • педиатры
  • психологи
  • неврологи

Но на состоянии детей значительным образом сказывается и атмосфера, царящая в семье.

Суперактивным детям особенно необходимо спокойное и доброжелательное отношение со стороны домашних. Любые крайности в воспитании, как вседозволенность, так и запреты по любому поводу, вредны таким ребятишкам.

Не следует навязывать им жестких правил, указания взрослых всегда должны быть обоснованы. Твердость надо проявлять только в отношении безопасности детей и их здоровья. Все требования к ребенку должны соответствовать его способностям и возможностям.

Этим детям противопоказаны шлепки и прочие телесные наказания, зато они очень чувствительны к любому виду поощрения. Надо хвалить их за каждый положительный поступок или послушание, подчеркивать даже самые незначительные заслуги.

Пусть у ребенка появятся домашние обязанности, которые он будет ежедневно выполнять сам, но взрослым никогда не следует его в этом подменять.

Надо, чтобы у ребенка дома был оборудованный уголок для занятий. Там не должно быть зеркал и ярких предметов, которые могут его отвлекать. Очень хорошо, если у ребят появляется увлечение.

Такие дети требуют особого внимания к себе, и с ними надо проводить больше времени. Им очень полезны любые физические нагрузки, при которых высвобождается избыточная энергия, продолжительные прогулки на свежем воздухе, спорт и закаливание. Но соревнования и игры на результат их перевозбуждают, этого следует избегать.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

У ребенка дефицит внимания: что делать? Рекомендации для родителей

  1. Первое, что нужно сделать при подозрении на СДВГ — это показать ребенка врачу, а лучше сразу группе специалистов: психотерапевту, педиатру, невропатологу, психиатру. Самостоятельно диагностировать СДВГ невозможно, и тем более нельзя самовольно давать ребенку препараты. Медикаментозная терапия проводится только по назначению врача.
  2. Важно следить за режимом дня: в одно и то же время укладывать малыша спать, кормить его, играть с ним, делать уроки.
  3. Нужно помогать ребенку избавляться от лишней энергии: следить за тем, чтобы он больше времени проводил на свежем воздухе, занимался физкультурой, бегал.
  4. Любые родительские инструкции следует всегда формулировать ясно и коротко — не больше 10 слов за раз. Повторяйте их перед сном, чтобы малыш запомнил. Не давайте ребенку несколько заданий сразу — лучше всего разнести их по времени и выполнять также поочередно.
  5. Гиперактивные дети не восприимчивы к наказаниям, но в то же время чувствительны к поощрениям. Хвалите ребенка за любой, даже маленький прогресс.
  6. Ограничивайте просмотр мультфильмов и компьютерные игры — не давайте нервной системе ребенка перевозбуждаться.
  7. Родителям детей с СДВГ важно также следить за собственным ресурсным состоянием, не допускать эмоционального истощения, своевременно отдыхать, уделять особое внимание атмосфере внутри семьи.

Проходит ли СДВГ с течением времени?

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Источники
  • https://institut-clinic.ru/giperaktivnost-i-povyshennaya-vozbudimost-rasprostranennaya-problema/
  • https://vishiradugi.ru/narusheniya/nerechevye-narusheniya/sindrom-defitsita-vnimaniya-sdvg/
  • https://www.nevromed.ru/stati/sdvg_el
  • https://riafan.ru/1394158-sindrom-durnogo-vospitaniya-ili-opasnaya-impulsivnost-psikholog-rasskazala-o-prichinakh-i-posledstviyakh-sdvg-u-detei
  • https://www.eurolab-portal.ru/diseases/2566/
  • https://www.pravda.ru/health/46866-giperaktivnye_deti/

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста