Как продолжительный плач может нанести непоправимый ущерб мозгу ребенка

Здоровье

Вопреки росту количества исследований, которые говорят о положительном влиянии постоянного родительского присмотра за ребёнком на его развитие, многие мамы и папы продолжают прислушиваются к неоднозначному мнению детских психологов. Распространённый совет от Ричарда Фербера — приучать ребенка засыпать в одиночестве. Суть метода заключается в том, что нельзя брать плачущего малыша на руки — вместо этого ждать, пока он не успокоится сам.

Неочевидный вред воспитательного метода

Некоторым покажется удивительным, но если не успокаивать ребенка, а оставлять его одного и позволять ему плакать, это принесет больше вреда, чем пользы. Дело не только в том, что для здоровья младенца важно, чтобы он постоянно ощущал родительскую заботу. Длительный плач приводит к необратимым изменениям в формирующемся мозге, которые впоследствии влияют на особенности его строения и функционирования.

Разлука с родителем, воспитателем — всегда большой стресс для детей. Антропологи утверждают: эволюционно сложилось так, что первые годы жизни мы должны проводить большую часть времени в надежных материнских руках. Родительская забота и опека веками обеспечивали выживаемость каждого последующего поколения. Новорожденные дети генетически запрограммированы чувствовать угрозу, когда мамы нет рядом, и звать на помощь громкими криками и рыданиями.

Психологические последствия стратегии “пусть выплачется”

Сторонники метода “дать ребенку выплакаться” уверены: пускай младенец будет лить слезы несколько дней, зато потом обязательно успокоится. Фактически, да, после 2-4 суток повторяющихся истерик малыши начинают вести себя тихо. Но значит ли это, что они стали чувствовать себя комфортно? Или маленький человек перестал верить, что его защитят, понял безнадежность своих криков? По мнению специалистов в области сна, привитие этого стереотипа поведения — не лучший вариант научить ребенка самостоятельно засыпать. Печально, но дети лишь перестают надеяться на приход родителя и замолкают от чувства, что никому не нужны — в итоге, подавление и обессиленные горем, засыпают.

Подобный метод воспитания, применяемый ко младенцем, травмирует их хрупкую психику. Здоровые отношения с матерью — это когда с первых дней жизни новорожденный уверен: рядом всегда есть тот, кто неизменно приходит на помощь и дарит заботу. На основании опыта первых жизненных впечатлений и переживаний ребенок запечатлевает в сознании образ мира и самого себя. Характер мировосприятия впоследствии отразится на том, как он будет строить отношения с окружающими, когда вырастет.

Человек, чьи эмоциональные потребности игнорировались начиная с рождения, впоследствии страдает от чувства покинутости, поскольку не ждет ничьей поддержки. С большой вероятностью игнорируемая в детстве личность характеризуется следующими особенностями:

  • Тревожный или избегающий тип привязанности в отношениях;
  • Низкая самооценка;
  • Психологическая скованность, боязнь свободы действий.

С младенческих лет человек привыкает к тому, что его требования не вызывают положительного отклика. В проблемных ситуациях его парализует страх и неуверенность в своих возможностях.

Привычка рыдать до потери сил — предпосылка ассоцильного поведения: дети часто оказываются неспособны справляться с эмоциями, ведут себя несдержанно. Недополучив утешений и сочувствия в детстве, им трудно научиться проявлять эмпатию самим.

Во взрослом возрасте неправильное воспитание даёт начало психическим расстройствам: депрессии, неврастении, навязчивым идеям, социофобии, и это далеко не полный перечень.

Приучение к самостоятельному засыпанию: влияние на мозг ребенка

Конечно, низкая самооценка ребенка в будущем — это не самое худшее из негативных последствий родительских ошибок. Страшнее другое: продолжительный плач способствует развитию необратимых изменений в мозгу ребенка, определяющих его функционирование в дальнейшем. Почему это происходит?

Человек рождается с примерно с двумястами миллиардами нейронов, не связанных друг с другом. Первые пять лет человеческой жизни критически важны для развития мозга: до 90% нейронных связей образовываются в это время! В каком направлении — положительном или отрицательном — пойдет это развитие, играют важную роль действия родителей.

Мозг развивающегося ребенка очень восприимчив, обладает повышенной чувствительностью к стрессовым ситуациям. Непрекращающиеся истерики нарушают его хрупкий химический баланс.

Слёзы — свидетельство повышенной выработки гормона стресса кортизола в организме малыша. Чем раньше ребенок успокаивается на руках у родителя — тем лучше. Иначе, если рыдания не прекращаются более часа, уровень кортизола может достичь опасного уровня. У детей, которых приучают к самостоятельному засыпанию, повышенный уровень кортизола сохраняется в течение нескольких дней! Согласно исследованиям, даже если ребенок перестал плакать и уснул, он продолжает находится в стрессовом состоянии.

Высокий уровень кортизола очень опасен для несформировавшегося организма. Последствия хронического стресса:

  • Угнетение развития нейронной сети головного мозга и блокирование возможности создания новых связей между нервными клетками,
  • Снижение иммунитета;,
  • Неправильная терморегуляция организма,
  • Нарушения в ритме сердца (аритмия);
  • Повышенное внутричерепное давление,
  • Недостаток глубокого сна, необходимого для правильного роста и развития ребёнка.

Детский мозг, переносящий хронический стресс, изменяется почти так же, как у человека, страдающего депрессией. Эти пагубные процессы в основном необратимы. Исследования дополняют: психологические травмы в детстве сопровождаются гибелью клеток гиппокампа — части мозга, отвечающей за обучение.

Приведенные факты доказывают: процессы, происходящие в организме младенца в стрессовый период, отражаются на его развитии во всех сферах: социальной, эмоциональной и интеллектуальной. Исследователи зафиксировали низкий IQ, плохую успеваемость в школе и в десять раз больший риск развития СДВГ у детей, которые воспитывались по методу “поплачет и успокоится”. Этот метод чреват другими нарушениями здоровья:

  • Болезни сердца;
  • Астма;
  • Мигрени и головные боли;
  • Сбои в работе ЖКТ;
  • Ненормальное изменение аппетита.

Заключение

Неважно, какова причина слез младенца: голод, боль или желание получить долю родительского внимания. Все потребности ребенка одинаково важны, и их нужно своевременно удовлетворять. Вы также можете поместить теории об упражнениях для легких между сказками Теория о том, что новорожденных детей следует учить независимости — не более, чем миф. Ребенок физически не способен успокоиться самостоятельно: рассчитывать на то, что ребенок успокоится самостоятельно: область мозга, отвечающая за контроль эмоций,  в детском возрасте ещё не функционирует. Вот почему младенцы так нуждаются в том, чтобы их успокаивали любящие родители или воспитатели. Детский плач — не манипуляция, а важное заявление о неудовлетворенной потребности в ласке, заботе и любви.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий