- 1. Нужно ли менять полис старого образца на полис единого образца?
- 2. Как получить полис ОМС на новорожденного?
- 3. Имеете ли вы право сменить участкового педиатра?
- 4. Можно ли не менять поликлинику в связи с переменой места жительства?
- 5. Как пройти диспансеризацию по полису ОМС бесплатно?
- 6. Что делать, если ребенок заболел, а участковый педиатр уже закончил прием?
- 7. Если малыш заболел в другом городе, какую помощь он может получить по полису ОМС?
- 8. К кому обращаться, если есть претензии к качеству медицинского обслуживания?
О наличии у меня полиса ОМС я вспомнила, когда забеременела в первый раз. И сразу расстроилась (гормоны, что поделать?), потому что меня направили срочным образом менять полис старого образца, иначе отказывались приклеплять в поликлинику. Как выяснилось позже, это вовсе необязательно. Что еще мы не знаем об обязательном медицинском страховании?
1. Нужно ли менять полис старого образца на полис единого образца?
Полисы, выданные до 1 января 2011 года, – и есть те самые, старые. Однако нет никакой необходимости в его замене или дополнительных отметках о продлении. Есть желание? Меняете. Нет – и не надо. Даже если сменили адрес регистрации в пределах РФ или работу. Другой вопрос, если была перемена имени, фамилии, отчества или даты рождения (например, выявлена ошибка), или полис слишком ветхий, нечитабельный, тогда замена нужна. Необходимые для этого документы: паспорт, СНИЛС. Но медицинские работники не имеют права отказать вам в помощи при наличии полиса ОМС старого образца.
2. Как получить полис ОМС на новорожденного?
До получения отдельного полиса малыш обслуживается по полису мамы. Но в течение 30 дней после рождения необходимо собрать документы – паспорт родителя, свидетельство о рождении и СНИЛС (при наличии) – и обратиться в любую страховую компанию. В день обращения выдадут временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса и право на бесплатное оказание медицинской помощи. Если у молодых родителей совсем нет времени, оформить полис на новорожденного может и бабушка. Но для этого, помимо прочих документов, ей необходимо иметь простую доверенность от родителей в письменной форме без заверения нотариусом и свой паспорт.
3. Имеете ли вы право сменить участкового педиатра?
Да, но не чаще одного раза в год. Для этого нужно написать заявление на имя главврача. Однако по законодательству последний при принятии решения будет учитывать согласие или несогласие доктора. Выбор узкого врача-специалиста законодательством не предусмотрен. То есть, если вам не нравится хирург в вашей поликлинике, можно обратиться в другую, но за прием придется платить.
4. Можно ли не менять поликлинику в связи с переменой места жительства?
Если вам хочется остаться в прежней поликлинике – пожалуйста. Но экстренную и неотложную помощь на дому будут оказывать врачи из того лечебного учреждения, к которому прикреплено ваше новое место жительства.
5. Как пройти диспансеризацию по полису ОМС бесплатно?
Обратиться к участковому педиатру в территориальной поликлинике. Любой гражданин имеет право на бесплатное обследование, начиная с 21 года, каждые три года. То есть диспансеризация возможна, если вам исполнилось 21, 24, 27, 30, 33 года и т.д. Если вы хотите проверить свое здоровье, а возраст не соответствует названному, можно пройти профилактический осмотр. Он имеет более “узкий” спектр исследований, но достаточный, чтобы выявить то или иное заболевание. Проходить профилактический медицинский осмотр можно раз в два года, не зависимо от возраста.
6. Что делать, если ребенок заболел, а участковый педиатр уже закончил прием?
Необходимо обратить в регистратуру, ребенка обязан принять другой врач, как экстренно заболевшего.
7. Если малыш заболел в другом городе, какую помощь он может получить по полису ОМС?
Можно бесплатно вызвать врача на дом или пойти к местному педиатру. Однако, если ребенок будет длительное время проживать вдали от места регистрации, имеет смысл сменить поликлинику в связи со сменой места жительства: в этом случае возможны обращения не только по заболеванию, но и для прохождения обязательных профилактических осмотров.
8. К кому обращаться, если есть претензии к качеству медицинского обслуживания?
В вашу страховую компанию. Там не только проинформируют о правах и порядке оказания услуг в системе ОМС, но и осуществят защиту этих самых прав. А с января 2018 года работают эксперты качества медицинской помощи. Они, при обращении, проведут анализ своевременности диспансерного наблюдения, плановых госпитализаций, посодействуют в оказании медицинской помощи застрахованному.
Текст написан по материалам, предоставленным Людмилой Грицаевой, начальником отдела защиты прав застрахованных Территориального фонда ОМС по Московской области.
Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook