Синдром Каннера
Речь у детей с синдромом Каннера не несет практически никакой коммуникативной цели, даже если она развивается в нормальные сроки, без задержки и опережения. Ребенок редко пользуется речью, его игры с самим собой молчаливы. Даже минимальные проявления речи носят спонтанный характер, звуки представляют собой эхолалии – автоматические повторения чужой речи.
Такие проявления не соотносятся с ситуацией общения, никак к ней не привязаны. Вести диалог с таким ребенком, даже если у него все-таки была развита сложная речь с правильной грамматикой и синтаксисом, невозможно.
Интонации в голосе практически отсутствуют, ребенок неестественно меняет модуляции голоса, которые подчас звучат слишком вычурно. Также удивителен тот факт, когда ребенок при должном развитии речи использует необычные языковые ходы и метафоры, что свидетельствует об особом складе мышления, отличном от обычного.
Синдром Аспергера
Развитие речи при синдроме Аспергера не имеет существенной отсталости, однако наблюдается ряд особенностей при использовании языка. Ребенок часто прибегает к многословию, резко переходит от одной темы к другой, использует только ему понятные метафоры, при этом подчас не понимая речи собеседника. Наблюдаются эхолалия – повторение за собеседником, излишняя педантичность в тоне голоса, резкое повышение и понижение громкости.
Зачастую речь ребенка может быть отрывистой, очень быстрой и достаточно громкой. Дети с таким диагнозом ведут длинные монологи, не замечая, что собеседнику может быть неинтересна тема разговора. В таком случает попытки сменить тему разговора являются безуспешными.
Детей с данным синдромом часто называют «маленькими профессорами», так как их речь изобилует научными терминами, смысл которых они не всегда понимают. В то же время они воспринимают речь собеседника буквально, не имея возможности отличать в речи нотки юмора, иронии.
Синдром Ретта
У детей с синдромом Ретта отклонения в речевом развитии наблюдется с младенческого возраста. В большинстве случаев наблюдается полная утрата лепета, неспокойный сон с громкими криками. В возрасте полутора лет те дети, которые смогли усвоить несколько слов, теряют навык их произношения.
Если же речь все-таки сохранилась до младшего возраста, постепенно она затрудняется все больше и больше, ответы приобретают эхолалический характер. Временами речь пропадает окончательно. Зачастую ребенка мучат приступы насильственного смеха.