Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Гимнастика для мозга»

Обучение

Что такое межполушарное взаимодействие?

Во все времена можно было встретить ребенка невнимательного, неорганизованного, который не способен сосредоточиться и правильно выполнить поставленные задачи. Такие дети плохо учатся в школе, имеют неразборчивый почерк, делают ошибки по невнимательности, испытывают трудности при решении задач, осуществлении расчетов.

Причины плохой успеваемости специалисты сопоставляют не с отсутствием желания учиться, а со свойствами анатомического строения мозга и его функционирования. Не зрелость тканей мозга приводит к отсутствию полноценного обмена информацией между полушариями органа. Каждая доля изучает и постигает окружающую среду по-разному.

Благодаря разделению функций, особенностям строения головного мозга обеспечивается взаимная координация деятельности организма в целом.

Когда межполушарное функционирование отсутствует или работает не слаженно, то появляются трудности в учебе связанные с дисграфией (нарушение процессов письма), дислексией (дефекты разговорной речи), аккалькулией (расстройство навыков счета). Нормальное взаимодействие между частями головного мозга считается основой интеллектуального развития ребенка или взрослого человека.

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Укрепление и развитие межполушарных связей является важной составляющей нейропсихологической коррекции детей, имеющих нарушения в развитии. Именно благодаря согласованной работе полушарий человек относится к существам разумным, он способен выполнять функции, отличающие его от других живых организмов: речевую, культурную, производственную, прямо хождение.

От правильности взаимодействия и координации всех частей мозга зависят все ступени успешного развития человека (физического, психического, эмоционального). Каждая доля отвечает за определенные функции восприятия мира, лишь их ассиметричная деятельность позволяет получить полное понятие об окружающей среде.

Причины слабого развития межполушарного взаимодействия у детей

Иногда у некоторых детей слабое развитие связей обуславливается болезнями матери или стрессом во время беременности. Причинами могут стать неврологические расстройства, особенности строения мозга или патологии мозолистого тела. Однако чаще всего на взаимодействие влияет отсутствие развивающих упражнений и занятий в жизни ребенка. С самых первых дней необходимо всесторонне развивать малыша.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия

Данные связи генерируются у детей до 12-15 лет. Их развитие происходит поэтапно. Нейропсихологи считают наиболее важным возрастом для формирования взаимодействия период с 3 до 8 лет, так как в это время закладывается слуховое, зрительное, кинетическое восприятие, а также звуковое смыслоразличение и многое другое.

Родителям следует задуматься, если у малыша имеются такие симптомы:

  • плохая память;
  • агрессия;
  • нарушения речи (говорит сбивчиво, нечетко);
  • трудности в коммуникации с ровесниками;
  • письмо в зеркальном отражении;
  • затруднения в описании ситуации по рисунку;
  • затруднения при переписывании текста или написании под диктовку.

Нарушениями у младенцев считается «торможение» перед любым действием и пропуск этапа ползания.

За что отвечает правое полушарие?

Правая доля контролирует четкий словесный склад ума. В области специализации органа входят:

  • Разбор сенсомоторных данных, то есть расшифровка информации, извлеченной не из слов, а из предметов и образов.
  • Фантазия, благодаря которой человек может выдумывать, изобретать и грезить.
  • Музыкальные способности или художественное творчество.
  • Способность понимания переносного смысла фраз и юмора.
  • Умение ориентироваться в пространстве, складывать пазлы и головоломки.
  • Возможность одновременного параллельного обрабатывания разноплановой информации, то есть охват задания в целом без использования анализа.
  • Решение различных задач, сопряженных с синтезом и умозаключениями. Роль части органа заключается в фиксации цельного объекта взамен его ступенчатого поэтапного рассмотрения.
  • Регулирование двигательной функции левой стороны тела.

Согласно историческим фактам, сложилось так, что ученые уделяли мало внимания правой доле. Врачи даже считали, что ее удаление не нанесет вреда организму.

На сегодняшний день ученые убедились, что полноценная деятельность правой доли служит необходимым условием для формирования и развития творческих способностей. Специалисты сформировали понятие о значимости деятельности органа, благодаря которому человек может сделать выводы из ситуации, выразить любую гипотезу или идею (даже если она бредовая или нестандартная).

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Очень часто такие мысли оказываются правильными. Получается, что полушарие отвечает за бессознательное мышление, которое проходит скрытно и предоставляет лишь вывод своей работы.

Межполушарное взаимодействие (упражнения для детей улучшают работу мозга) влияет на функционирование организма в целом. Дети, у которых доминирует правая доля над левой половиной, не регулируют безукоризненность своего разговора, у них наблюдается большое количество выдуманных ими слов, понятий.

За что отвечает левое полушарие?

В полушарии концентрируются механизмы абстрактного мышления. Характерными отличительными особенностями левосторонней деятельности являются:

  • Анализ вербальных данных (словесных способностей). Это значит, что доля осуществляет контроль над речью, возможностями чтения и письма, за запоминанием информации и воспроизведением ее в любом виде.
  • Понимание прямого смысла фраз (буквальной информации).
  • Несение ответственности за логический и аналитический склад ума, так как доля усваивает лучше цифры, факты, математические знаки.
  • Последовательная обработка данных (по этапам).
  • Регулирование двигательной функции правой стороны тела.

Левую долю человечество ценит в большей мере, так как люди, у которых она доминирует, добиваются значительных успехов в жизни. Если у ребенка левое полушарие развито лучше, то ему легко дается математика, он отличается старательностью, прилежность, и соответственно хорошими оценками.

Для чего нужна синергичная работа мозга?

Главный орган центральной нервной системы работает по принципу межполушарного взаимодействия с помощью синоптических связей (электрических движений в синапсах, вызванных распространением нервных сигналов). Возбуждение клеток формируется с помощью нейронов, которые контролируют функционирование всего организма.

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия помогают ребёнку избежать проблем с психическим восприятием

В области деятельности мозга входят аспекты:

  • анализ осязательной информации, которая поступает от всех органов чувств;
  • анализ и планирование оптимального распределения ресурсов для достижения поставленных задач;
  • принятие решений;
  • запуск процессов согласования мышц тела, направленных на успешное выполнение двигательных и умственных задач;
  • управление движениями тела;
  • получение эмоций (как положительных, так и отрицательных);
  • фиксация внимания (избирательная направленность восприятия на любой объект с целью получения данных);
  • управление памятью (функция накопления, сохранения и воспроизведения полученных знаний и навыков);
  • контролирование психофизиологических процессов (мышление – осознание закономерностей окружающей среды);
  • понимание и выработка речи.

Межполушарное взаимодействие (упражнения для детей основаны на соединении гимнастических с логопедическими занятиями) нужно для нормального обеспечения всех выше перечисленных функций мозга. Такое функционирование носит название синергия (усиление эффекта путем взаимодействия двух долей).

Почему у ребенка не формируется синергия?

Причины нарушения синергии находятся в период развития мозга. Эмбриональное строение органа относится к одному из ключевых понятий, объясняющих его деятельность. Клетки мозга формируются из ростральной части нервной трубки, образующейся в процессе нейруляции.

Зарождение и развитие мозга проходит два основных этапа:

  1. Стадия трех мозговых пузырей, которая наступает с начала 4 недели внутриутробного развития плода. В этот период происходит формирование трех частей органа (передний, средний и ромбовидный мозг).
  2. Этап пяти мозговых пузырей наступает в начале 9 недели развития плода. Стадия характеризуется окончательным разделением на конечный, промежуточный, средний, задний, продолговатый мозг.

Далее орган развивается до 28 недель беременности. Если в этот период произошло внутриутробное инфицирование плода, у матери появились проблемы со здоровьем, то велика вероятность развития мозговой энцефалопатии.

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Следующий опасный для здоровья мозга период – это роды. Такие патологии как родовые травмы, асфиксия, затяжная или скоротечная родовая деятельность способны нанести вред незрелому органу.

Для полноценной работы обоих полушарий необходима также функциональная связь, которая образуется в период младенчества. Когда ребенок учится ползать, то таким образом он познает мир, развивает свою интеллектуальную деятельность благодаря наличию постоянных скрещивающихся движений рук и ног.

В случаях, когда период ползания является непродолжительным, то в недостаточной мере развивается координация движений, которая влечет за собой дисбаланс мозговых полушарий, а также нарушение нервных функций и тела в целом.

На формирование асимметрии мозговой деятельности влияют следующие факторы, сведенные в таблицу.

Биологические факторы Показатели среды развития ребенка
Наследственность или генетика. Материальное благополучие
Наличие органических поражений мозга в период вынашивания плода Рацион питания
Проблемы в родах Соответствие методов, приемов и содержания образования когнитивному стилю, то есть возможностям правого и левого полушарий
Развитие в первые годы жизни ребенка Эмоциональный фактор
Наличие соматических заболеваний их продолжительность и частота Воспитание, поддержка рационального режима дня

Как и зачем развивать межполушарные связи?

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.

Улучшают взаимодействие полушарий:

  • пальчиковая гимнастика;
  • логоритмика;
  • дидактические игры и задания;
  • кинезиологические упражнения;
  • арикуляционная и дыхательная гимнастика;
  • самомассаж;
  • творческие занятия под классическую музыку (Моцарта и других композиторов).

От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.

Специальные упражнения

Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи между полушариями у детей. Начинать их можно уже с 2 лет. Поммимо основного предназначения, они формируют зрительно-моторную координацию, способствуют развитию концентрации, а также пальцевого и пинцетного захватов.

Важно! Во всех играх сначала задействуется одна рука, а затем вторая.

Приемы для детей от 2 лет и старше:

  1. Покорми птичку. Вам потребуется две емкости, ложки разного размера (кофейная, чайная, десертная, столовая), горох и фасоль. Нужно предложить ребенку накормить птичку (игрушку). Сначала вы должны сами показать как это делается, а потом дать ложку ребенку. Если это необходимо, можно использовать прием «рука в руке», а дальше нужно добиться самостоятельного выполнения упражнения. Порядок действия — перенести горох и фасоль из миски в миску, предназначенную для птички, стараться не рассыпать. Начинать нужно с 4 ст. л., постепенно (в течение 10 дней) доведя объем до 8 ст. л. Для усложнения задачи можно увеличить расстояние между мисками, или же предложить ребенку использовать ложку меньшего диаметра.
  2. Для детей после 5 лет очень полезными будут задания на развитие графомоторных навыков двигательной координации, а также слаженности работы рук и глаз. Например, левая рука выводит в воздухе квадрат, а правая треугольник. Это упражнение можно выполнять не только в воздухе, но и на бумаге или мелом на асфальте. Для усложнения можно предложить ребенку закрыть глаза.
  3. Логоритмика — это отличный способ развития речевого и моторного ритмов. В ней сочетается музыка, движения и слова. Выговаривание слов и совершение определенных действий прекрасно развивает речь и способствует формированию межполушарного взаимодействия.

Тест

Для проверки развитости связей между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть он заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.

Ухо-нос

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

межполушарные связи упражнения для детей

Алфавит

Это упражнение развивает также внимание, мышление и улучшает работоспособность, помогает снять эмоциональное напряжение.

Для выполнения упражнения распечатываем или пишим обычный русский алфавит.
Под каждой буквой произвольно ставим пометки: Л, П, О.
Л означает, что надо поднять левую руку, П — правую, О — обе руки.
Глядя на алфавит, ребёнку нужно одновременно называть букву и выполнить движение, отмеченное под буквой.

Первая часть упражнения — пройти от А до Я.
Вторая часть — пройти от Я до А.
Время от времени пометки под буквами алфавита нужно менять местами.

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

межполушарные связи упражнения для детей

Живот — макушка

Выполните следующие движения:

  1. Поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке.
  2. Постукивание левой ладошкой по макушке.
  3. Объедините оба движения.

После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.

Кинезиогимнастика

Кинезиологические упражнения характеризуются простотой выполнения. Их необходимо проделывать ежедневно, продолжительность занятий составляет от 5 до 20 мин. Упражнение «Восьмерки и узоры» помогает развить творческий потенциал, заглянуть вглубь самого себя или открыть уникальные способности.

Алгоритм выполнения следующий:

  1. Ребенок в положении «сидя» должен нарисовать пальцем в воздухе знак бесконечности, отслеживая его взглядом.
  2. Сначала упражнение нужно осуществлять по отдельности каждой рукой.
  3. Далее тренинг усложняется благодаря вовлечению двух рук одновременно.
  4. Знак бесконечности можно заменить кругами, спиралями или любыми другими узорами.

Следующее упражнение носит название «Перекрестные шаги», движения являются основой танцевальной хореографии и маршировки. Благодаря упражнению можно связать оба полушария, оживить речевой центр.

Выполнение производится следующим образом:

  1. Ребенок должен подтянуть правое колено к левому локтю в положении «стоя».
  2. Потом следует правой рукой коснуться лодыжки левой ноги.
  3. Далее необходимо поменять все местами. Тренинг повторяется 5-6 раз.

В результате реализации упражнений для улучшения межполушарного взаимодействия, дети становятся более спокойными и уверенными в себе. У них нормализуется качество речи (из бессвязной она превращается в осознанный разговор), также ребенку становится по силам решение задач, которые требуют определенных знаний, классификации, обобщения и систематизации материала.

«Колечко»

По очереди соединяйте мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы с большим пальцем в колечко. Выполняйте упражнение то в одном порядке, то в другом. Сначала участвует только одна рука, правая или левая, потом обе руки одновременно.

Лепка и оригами

В складывании фигурок из бумаги и придании соленому тесту или пластилину определенной формы участвуют обе руки и глаза. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении.

Собачка — пистолет

Это одно из моих любимых упражнений. Сложите пальцы на одной руке в знак СОБАЧКА, а на другой— ПИСТОЛЕТ. Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть там, где была СОБАЧКА — стал ПИСТОЛЕТ, а где был ПИСТОЛЕТ — стала СОБАЧКА. Попробуйте повторить 10-15 раз.

Развитие межполушарных связей

«Замок»

Скрестите руки и сцепите их в замок. Теперь попробуйте подвигать каждым пальцем в отдельности. Задействовать соседние пальцы нельзя.

Поиграйте в цвета

Запишите на листе бумаги названия разных цветов палитры ручками с цветной пастой, фломастерами или карандашами, которые не соответствуют им по цвету, например, для слова «красный» используйте синий карандаш, а для слова «черный» – желтый. Теперь с опорой на лист произнесите только названия цветов, которыми записаны слова. Старайтесь делать это как можно быстрее. Сначала цепочки должны быть короткими: три-четыре слова, затем количество названий можно увеличить.

Прописи и пособия

Улучшить взаимодействие между полушариями поможет рисование обеими руками. Существуют специальные прописи с игровыми заданиями, в которых нужно раскрашивать, штриховать, обводить рисунки левой и правой рукой поочередно или одновременно. Они помогают синхронизировать работу глаз и рук, улучшить координацию и пространственно-графическую ориентацию, а также подготовить дошкольников к обучению в школе.

Пример прописей:

Задание для развития межполушарных связей у детей

Задание

Прописи для развития межполушарных связей

Рисунки можно распечатать или приобрести рабочую тетрадь. Полезные игры, задания и упражнения вы найдете в следующих пособиях:

  • «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», Трясорукова Т.П.;
  • «Графомоторика», Давыдова О.А.;
  • «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления», Давыдова О.А.;
  • «Волшебные обводилки», Г.М. Зегебарт;
  • «Нейропрописи: развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков», Ирина Праведникова.

Доска для развития межполушарных связей у детей

Доски

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными межполушарными тренажерами. Приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта с бегунками. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно, двигаясь от центра лабиринта к краю или наоборот. Существуют доски для рук и для ног. Рекомендуются для занятий с детьми старше 5 лет.

Межполушарное взаимодействие в процессе психической деятельности – одна из важнейших характеристик человека как вида. Вместе с речью, прямохождением, сознанием они стали толчком к эволюции. Взаимодействие полушарий обеспечивает психике устойчивость, упорядоченность, дифференцированность, предопределяет общее развитие, обучаемость и интеллект.

Развитие межполушарных связей полезно для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Выполняя специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе. Снизится риск дисграфии – нарушения письма, повысится стрессоустойчивость, улучшатся память и внимание. При наличии выраженных симптомов коррекцию слабости межполушарных связей лучше доверить специалистам: нейропсихологам и неврологам.

Применение в обыденной жизни

Когда мы разобрались с межполушарным взаимодействием и поняли, как это делать. Давайте рассмотрим самое главное, а именно, ради чего все это. На практике жизни, всегда можно встретить людей, которые не так быстры в своих манерах. А иногда это выражается в зависании, когда перед человеком стоит выбор. И когда таких выборов за день сотни, а то и тысячи, то это явно отображается на вашей продуктивности и эффективности в течение дня. Поэтому если вы сегодня видите в себе эти признаки медленного взаимодействия полушарий, то мы рекомендуем вам заняться упражнениями уже сегодня, потому что отложенные важные вещи обычно откладываются очень надолго.

Источники
  • https://kidteam.ru/mezhpolusharnoe-vzaimodeystvie-uprazhneniya.html
  • http://karkusha.su/kak-i-zachem-razvivat-mezhpolusharnoe-vzaimodejstvie-u-detej/
  • https://Razvivashka.online/razvitie-myshleniya/razvitie-mezhpolusharnyh-svyazey-u-detey
  • https://vashrebenok.org/intellektualnoe-razvitie/mezhpolusharnoe-vzaimodejstvie.html
  • http://naymenok.ru/razvitie-mezhpolusharnyih-svyazey/
  • https://infourok.ru/statya-mezhpolusharnye-svyazi-dlya-chego-i-kak-ih-razvivat-4236077.html
  • http://karkusha.su/uprazhneniya-dlya-razvitiya-mezhpolusharnyih-svyazey/
  • https://mozgotren.ru/blog/kak-razvivat-mezhpolusharnoe-vzaimodeystvie

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Развитие детей дошкольного возраста

Notice: Undefined index: tlap_yametrika_ecommerce in /var/www/www-root/data/www/myunikum.ru/wp-content/plugins/true-lazy-analytics/functions.php on line 293

Notice: Undefined variable: ym_ec in /var/www/www-root/data/www/myunikum.ru/wp-content/plugins/true-lazy-analytics/functions.php on line 308