Организация пространства ребенка немаловажный фактор в развитии. Родитель, в первую очередь, должен исходить не из целей своего удобства и красоты помещения, а из необходимостей ребенка.
Плохо обустроенное пространство может привести к тому, что ребенок не будет проявлять интереса к прикладному творчеству или спорту, потому что нет удобного места для этих занятий, или он вырастет неряхой, потому что убирать за собой игрушки – сложно и неинтересно и т.д.
И напротив, если обустроить пространство так, что все будет под рукой, но при этом в полном порядке, ребенок начнет быстрее и легче развиваться в своих увлечениях.
Организовывать пространство нужно исходя из занятий вашего чада. Определим направления, необходимые малышу для гармоничного развития:
1. Физическая активность
2. Практико-прикладное детское творчество
3. Интеллектуальное развитие
Следовательно, в комнате малыша необходимо, помимо зоны отдыха, сделать три зоны для перечисленных направлений.
Но сначала о зоне отдыха
Если подразумевается только кровать, в которой спит малыш – минимум, что необходимо сделать, это поставить рядом ночник, чтобы выключатель был под рукой. Пусть вечером, перед сном, основного освещения не будет, и мягкий свет ночника успокаивающе воздействует на ребенка. Хотя не помешает и иное место для отдыха – кушетка, или мягкий ковер, усыпанный подушками, где под тихую расслабляющую музыку ребенок будет отдыхать или читать книги.
Зона физического развития
Отлично было бы поставить небольшой спортивный комплекс или турник в комнате. Рядом, на полке или на полу, поставьте коробку, в которой будут мячи, кегли, скакалки, обручи и т.п. Если у вашего ребенка есть батут, его уместно поставить здесь же.
Зона практико-прикладного творчества
Организация этой части комнаты открывает настоящий простор для фантазии родителей и детей. Сюда уместно поставить стол со стульчиками, можно разложить игрушечную посуду. Если у вас есть детский или игрушечный домик – его место тут.
Поставьте открытый стеллаж или невысокие полки, в которых будут стоять контейнеры. В этой зоне место для таких игровых наборов, как «Дочки-матери», «Доктор», «Школа», «Фокусы» и т.п. На полках найдите место для коробок, в которых будет храниться пластилин, цветная бумага, ножницы, альбом, краски и кисточки, мелки, клей и т.п.
Подходите творчески к организации места – быть может, этот уголок уместно будет выделить яркими фотообоями, или, напротив, повесить обои для рисования – пусть ребенок сам оформляет здесь стену своими рисунками. А может, вместо этого, вы решите поставить доску для рисования мелками.
Зона интеллектуального развития
Ее можно условно разделить еще на несколько зон: математическую, языковую, зону естественного развития и сенсорного воспитания. Найдите место в комнате, которое будет хорошо освещено. Поставьте удобный для ребенка стол и стул так, чтобы сидя за ним, все остальные зоны были за спиной, и ничего не отвлекало бы от учебы. Стеллажи, полки и контейнеры разместите так, чтобы малыш мог бы с легкостью достать нужный предмет.
1. Математическая зона
Сюда отправляем счетные палочки, пирамидки, матрешки, домино, математические картинки – одним словом – все игрушки, направленные на изучение цифр, геометрической формы и размера.
2. Языковая зона
На полках данного раздела должны стоять книги. Также здесь место всем игрушкам, связанным с русским и иностранным алфавитом – кубики с буквами, плакаты и т.п.
3. Зона естественного развития
Все, что помогает ребенку познавать окружающий мир, отправляем сюда. Определите здесь место для лото с растениями, карточек с животными, календарей «Времена года». Найдите здесь место для глобуса земного шара и карт звездного неба. Если у вас имеются игрушечные наборы статуэток в виде животных, также расположите их здесь.
Пусть этот уголок станет живым – поставьте домашние цветы в горшках, за которыми малыш будет сам ухаживать и поливать. Если у малыша есть маленький зверек, например, морская свинка или попугайчик – пусть здесь же, рядом, находится клетка.
Зона сенсорного воспитания
Здесь мы расположим предметы, развивающие органы чувств ребенка. Это зона, в которой будут храниться различные музыкальные инструменты, пищащие и гремящие игрушки. Оформите это место различными кусками ткани, чтобы развивать тактильные ощущения. Пусть здесь стоят коробочки с различными запахами, со специями или саше, чтобы малыш развивал обоняние.
Обязательно создайте «стенд славы» совместно с малышом, и найдите ему место в комнате. Пусть на этой импровизированной «доске почета» будут развешены его фотографии с важными событиями, особо удачные рисунки, аппликации, поделки и т.д. Тогда ребенку будет хотеться снова и снова достигать высот и обновлять или расширять «стенд славы».
В целом, обустраивая дом под малыша, заботьтесь о его удобстве – уже в возрасте трех лет он может самостоятельно проводить гигиенические процедуры, помогать накрывать на стол, наводить чистоту. Но это возможно, лишь если столы и стулья в доме подходящей высоты, раковина находится довольно низко, или рядом стоит подставка, если у каждой вещи есть свое место, и ребенок понимает, что это – порядок.
Сейчас часто оформляют детские комнаты в определенном стиле – принцессы, пирата и т.п. Тогда логично уже и зоны развития оформлять, исходя из общего дизайна – контейнеры в виде сундуков, «живой уголок» – как сказочный сад и т.д.
Оформляя пространство для малыша, подходите к вопросу творчески – необязательно тратить кучу денег, приобретая специальные контейнеры – используйте коробки из-под обуви, продуктов или техники, которые можно обернуть бумагой, обоями, тканью, обклеить рисунками ребенка и т.д. Берите в помощники самого малыша, и тогда процесс организации пространства превратится в совместный художественный акт.