Кризис 3 лет. Ошибки родителей

Воспитание

О, этот страшный период, которого взрослые ожидают с некоторым трепетом! “Не хочу! Не пойду! Не буду!” – началось. Делаем глубокий вдох и читаем о том, как делать не нужно.

С кризисом трех лет помогла разобраться педагог с многолетним стажем, человек, которому доверяют тысячи мам, Нина Николевна Некрасова. Помимо прочего, она, вместе с дочерью Заряной Некрасовой, является автором серии книг для родителей, в том числе бестселлера “Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти”.

“В период кризиса трех лет малыш находится между двух огней – самоуверенности и неумения. Он уверен в своих силах и хочет всего добиваться сам. Но многое не получается, поэтому он отчетливо понимает: без взрослого не обойтись. Это шатко-двойственное положение порождает неустойчивое и неуравновешенное поведение: капризы, протесты, истерики, вспышки агрессии”.


Можно ли справиться с таким поведением? Да. Во-первых, не спрашивайте у ребёнка «почему ты так себя ведёшь?». Он сам не понимает. От этого непонимания только еще больше «заводится». От вопросов-упрёков у малыша возникает смутное ощущение, что с ним происходит что-то не очень хорошее, а может быть, и сам он не очень хорош.

Во-вторых, дайте понять человеку, что вы цените и уважаете его мнение, интересы. Если ребенок чувствует ваше уважительное отношение, он будет намного спокойнее.

И, наконец, старайтесь избегать ошибок, о которых мы поговорим ниже.

Ошибка №1. Оправдывать плохое поведение кризисом

У современных мам есть тенденция на каждую проказу пожимать плечами: “У него же кризис, что тут поделаешь”. Надо сохранять терпение и хладнокровие, чтобы не повредить психику маленькому человеку.

Правда в том, что вы ему больше навредите попустительством. По факту, кризис трех лет может длиться всего несколько месяцев, а не лет, как считают иные родители. И это будет просто всплеск эмоций, чувств и проверка границ. Но, если начиная с двухлетнего возраста все детские фокусы оправдывать кризисом и ничего не предпринимать, то дальше вы уже будете говорить об избалованности ребенка, а еще спустя время – и о манипулировании с его стороны.

Конечно, это не значит, что нужно бросаться в другую крайность, и везде ставить рамки. Просто, если малыш нашалил, покажите ему свое недовольство. Скажите четко, кратко и ясно, что вам не нравится такое поведение. А потом поставьте в положение, что повторять подобную историю ему будет невыгодно. Например, вылил ребенок литр меда в раковину: теперь не получит конфет, на которые мама откладывала деньги, потому что нужно купить новую банку меда, иначе нечем будет лечиться.

Ошибка №2. Стремиться стать идеальной мамой

Это вредно для психического и физического здоровья. Ведь она никогда не повышает голоса на своего ребенка, все делает по книжкам, постоянно занимается саморазвитием, всегда найдет правильный подход к воспитанию, никогда не устает…

Ее планка все время повышается, и рано или поздно она начинает предъявлять повышенные требования к своему ребенку. И здесь уже начинаются конфликты.

На самом деле, нет ничего ужасного в том, чтобы иногда прикрикнуть на ребенка, если он совсем расшалился. В крайнем случае, почувствовав себя виноватой, можете признать ошибку и попросить прощения. Но не стоит давать ребенку распоясываться, важно четко показывать, что можно, а что нельзя, пока человек не сел на голову.

Ошибка №3. Быть с ребенком на равных

Быть маленькому человеку другом вовсе не означает быть с ним на равных. В тандеме взрослый-ребенок ответственность всегда на взрослом. Не нужно опускаться до уровня детей, будьте им старшим товарищем, который имеет больше опыта, больше знает о мире. Дружба – это хорошее отношение, уважение, доброжелательность, но не попустительство.

Ошибка №4. Говорить всегда, говорить везде

Безусловно, желание договориться с ребенком – прекрасный и гуманный способ воздействия на него, но далеко не единственный. Представьте ситуацию, когда вы подходите к проезжей части и хотите взять малыша за руку, а он отказывается. Что вы сделаете? Будете объяснять ему, почему это важно? Нет, скорее всего, вы просто возьмете его за руку.

Есть ситуации, когда возможны только “или-или”. Их не должно быть много, но лучше, чтобы они присутствовали в воспитании. Не хочешь надевать пальто? Остаемся дома. Бессмысленно объяснять, что без него человек замерзнет и заболеет. После 4-5 лет дети начинают пользоваться желанием родителя поговорить и заговаривают им зубы, если так выгодно.

Растёт ребёнок – должны расти и родители. То есть – изменяться. Перестраивать потихоньку взаимные отношения, поднимать их на новый уровень. И начинать перестройку лучше заранее. Чтоб успеть, чтоб привыкнуть, чтоб навык приобрести.

Сайт Нины и Заряны Некрасовых: http://zaryana-nina.narod.ru/

Если хотите регулярно получать наши статьи – присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook, 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий