5 эффективных способов справиться с детской истерикой

Воспитание

Порой, выход на прогулку с ребенком оборачивается настоящим испытанием для мамы. Это – не хочу, то – не буду, лучше сяду, нет, лягу и буду громко выражать свое недовольство! На обратном пути картина повторяется. Как же справляться с детской истерикой?

Наиболее яркие проявления подобных реакций происходят в возрасте трех лет. Однако нельзя сказать, что в другое время истерик не бывает. Неужели это значит, что наши дети – плохие, не такие, невоспитанные, неуравновешенные?

“На самом деле, все без исключения, малыши хотят быть хорошими, это важно понимать, – говорит психолог семейных отношений Валерия Солдатова. – Они хотят угождать своим родителям любыми способами. Однако дети, так же, как и взрослые, имеют право на выражение негативных эмоций: расстраиваться, плакать, кричать. И на это всегда есть объективная причина”.

Почему случаются истерики?

  • Манипуляция. Когда ребенок чего-то хочет, а вы не даете, он начинает кричать и топать ногами. Манипуляция обычно легко узнаваема. Лучший метод воздействия – стоять на своем, не уступать. Даже если данный вопрос для вас непринципиален. Дадите слабину – история повторится, но в больших масштабах.
  • Стресс. Часто случается в людных местах или длительных поездках. В супермаркет или другой город нужно, прежде всего, маме. А детей такое количество поступающей информации перегружает. Когда причина в стрессе, лучше найти уединенное место, дать ребенку попить воды, побыть с ним один на один, позволить “напитаться” материнским вниманием. Обычно этого бывает достаточно, чтобы продолжать покорять вершины. В длительных путешествиях лучше делать регулярные остановки со сменой картинки.

Как все это остановить?

Ответ простой – активное слушание. Метод, пропагандируемый психологом Юлией Гиппенрейтер, который работает на перспективу, в отличие от неэффективных угроз, запретов и условного шантажа.

1. Поощрение. Спокойно проговорить: “Я понимаю тебя, я тебя слышу, ты хочешь играть с машинкой…” – и предложить выгодную вам альтернативу: “А давай возьмем ее с собой на прогулку? Покажешь ей свою горку и качели?”

2. Повторение. Мама дает понять ребенку, что она его слышит: “Если я правильно понимаю, ты хочешь играть с машинкой. Что нам мешает взять ее с собой на улицу и продолжать играть там?”

3. Отражение. Проговорить чувства ребенка: “Я вижу, ты расстроен/рассержен/злишься…” Обычно уже после этого накал страстей значительно снижается и можно вести переговоры, придумывая стимул для того, чтобы пойти на улицу, или предлагать выбор без выбора (наденем синюю куртку или красную?).

4. Обобщение. “Ты не пойдешь, ты хочешь играть с машинкой, ты хочешь бегать по квартире. Думаю, ты хочешь веселиться. А давай продолжим веселиться в другом месте?”

Иногда ребенок доводит себя до состояния аффекта, когда падает на пол, бьется головой и ногами, кричит длительное время. В эти минуты он уже не может себя контролировать, и требуется “тяжелая артиллерия”.

5. Контейнирование. Сядьте на пол рядом с ребенком, обхватите его со спины, так, чтобы спина малыша прижималась к вашей груди, мягко зафиксируйте руки и ноги своими руками и ногами. Начинайте дышать так же часто, как он, пока не “разгонитесь” до одного диапазона с ребенком. После начинайте потихоньку замедлять дыхание, успокаивая его. Обязательно проговорите, что любите его, что знаете, ему сейчас было очень плохо, но вы – рядом. В такие минуты нельзя оставлять ребенка одного.

Об эмоциях мамы

Самое сложное при детской истерике – сохранять спокойствие маме. Ведь она обычный человек, который куда-то спешит, который может быть расстроенным или усталым… В эти минуты полезно спросить себя – что я сейчас чувствую? Какие ощущения есть в моем теле? Может, это комок в горле? Может, скрутило живот и т.д. Определив эмоцию, озвучьте ее себе или ребенку.

“Нет ничего страшного в том, чтобы испытывать злость. Хотите – топните ногой или побейте подушку. Скажите сыну или дочке, что расстроены из-за того, что он закатил истерику. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. В конечном итоге, вы показываете своему ребенку положительный пример того, как справляться с эмоциями. Когда мама понимает себя, она поймет и ребенка”.

Первые четыре-пять лет маме приходится “работать” на ребенка, закладывая фундамент правильного отношения к себе, своим чувствам и эмоциям. Но неизбежно наступает время, когда с человеком можно будет просто договориться, без криков и скандалов. Это непростой путь, небыстрый, но самый действенный и долговременный.

Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий