Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Воспитание
Содержание
  1. Первичная социализация ребенка как основная функция семьи
  2. Воспитательный потенциал семьи
  3. Родительские установки
  4. Принятие и любовь
  5. Явное отвержение
  6. Излишняя требовательность
  7. Чрезмерная опека
  8. Стили семейного воспитания
  9. Авторитарный
  10. Авторитарный стиль воспитания
  11. Авторитарные родители
  12. Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?
  13. Как сгладить авторитетный стиль?
  14. Разрешительный (либеральный) стиль воспитания
  15. Либеральные родители
  16. Плюсы
  17. Каковы последствия либерального воспитания ребенка в семье?
  18. Как сгладить либеральный стиль?
  19. Демократический стиль воспитания
  20. Демократичное воспитание развивает уверенность в себе и учит самостоятельно принимать решения
  21. Трудности демократического воспитания
  22. Самый правильный тип – поддерживающие родители
  23. Авторитетный стиль
  24. Чем зарабатывается авторитет родителей?
  25. Типы неправильного воспитания в семье
  26. Эмоциональный стиль воспитания
  27. Гиперопека
  28. Каковы последствия опекающего воспитания ребенка в семье?
  29. Как сгладить гиперопеку?
  30. Пренебрежительный стиль воспитания
  31. Хаотический и индифферентный стиль
  32. Попустительский стиль
  33. Индифферентный (попустительский) стиль
  34. Индифферентный стиль: последствия
  35. Замотанные родители
  36. Самый благоприятный стиль
  37. Частые ошибки семейного воспитания
  38. Признание своих ошибок
  39. Рекомендации
  40. Обозначение границ и объяснение их
  41. Просьбы
  42. Открытость
  43. Взращивание самостоятельности
  44. Станьте лучшим родителем!
  45. Заключение

Первичная социализация ребенка как основная функция семьи

Говоря языком психологии, семья обуславливает первичную социализацию ребенка. Детский сад, школа, университет – вторичная социализация. Естественно, первичная важнее. Она закладывает основные способы реагирования личности на проблемы, модели поведения, установки. Что подразумевается под первичной социализацией:

  • освоение языка и эмоционального строя;
  • освоение основных ценностных норм и содержательных представлений общества.

Цель первичной социализации в семье – сформировать у ребенка социальную ответственность и умение подчинить индивидуальное общему.

Социализации ребенка проходит через имитацию и идентификацию.

  • Через имитацию ребенок усваивает элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Но для имитации, то есть подражания, должен быть пример. И это родители.
  • Идентификация – принятие норм и убеждений как своих внутренних (или непринятие). На этом этапе еще не все потеряно. И даже если семья неблагополучная, но на ребенка оказывается более благоприятное влияние извне, то он может не принять образец родителей. Наглядный пример: в семье алкоголиков у детей обычно два сценария: повторить образ родителей или наоборот категорически не воспринимать алкоголь. Середина бывает крайне редко.

Когда члены семьи не справляются со своими обязанностями и правами, возникает дисгармония в семье. Из-за дисгармонии – дисфункциональность. При дисфункциональности семьи и других институтов общественного воспитания возникает дезадаптация ребенка и социальная дезадаптация как массовое явление. Это в свою очередь приводит к десоциализации, что и наблюдается в современном обществе.

Воспитательный потенциал семьи

Семья – это нить между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.

В противном случае может сформироваться эгоистичное поведение, разрушительные устремления (агрессивность, враждебность, злоба, ненависть). В конечном счете это возможно приведет к аморальному поведению. Тогда человек будет представлять опасность для общества и себя. Потому ценность семейного воспитания безгранична для общества.

В рамках семейного воспитания осуществляется:

  • патриотическое;
  • этнокультурное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • физическое;
  • сексуальное и гендерное воспитание.

Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Притом в этой системе он находится постоянно. А значит, каждое действие родителей, слово, жест имеет воспитательное значение. Воспитание в семье реализуется постоянно, каждый день в рамках совместного быта детей и родителей.

В этом и состоит уникальность семейного воспитания: в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии.

В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Тому есть несколько причин:

  • нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей;
  • недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
  • разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
  • усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.

В результате взаимоотношения родителей и детей страдают количественно и качественно. Во-первых, это недостаток совместного времени. Во-вторых, это недостаток понимания и доверия в отношениях.

Немалое влияние на семью оказывают и личностные особенности родителей. Негативно влияет:

  • неустойчивость, противоречивость личности;
  • неадекватная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • эгоцентризм;
  • акцентуированные черты характера;
  • чрезмерно выраженный характер переработки чувств и переживаний;
  • негибкость мышления.

От отношения родителей к ребенку будет зависеть отношение ребенка к самому себе позже.

Родительские установки

Стиль воспитания – отношение ко всем детям и воспитанию как таковому. Родительская позиция (установка) – отношение к конкретному ребенку. Можно выделить 4 типа родительских установок.

Принятие и любовь

Коронная фраза родителей: «Ребенок – центр моих интересов». Родители проводят много времени с ребенком, занимаются совместными делами, проявляют нежность. В итоге ребенок развивается нормально, испытывает чувство близости с родителями.

Явное отвержение

Коронная фраза: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться». Родители невнимательны и жестоки с ребенком, избегают контакта с ним. В итоге ребенок вырастает эмоционально неразвитой личностью, агрессивным, с преступными наклонностями.

Излишняя требовательность

Девиз: «Не хочу ребенка таким, какой он есть». Родители придираются к ребенку, постоянно критикуют, не хвалят. В будущем для ребенка характерна фрустрация и неуверенность в себе.

Чрезмерная опека

Девиз: «Все сделаю для моего ребенка, посвящу ему жизнь». Воспитание отличается чрезмерными поблажками или ограничением свободы. Ребенок вырастает инфантильным (особенно в плане социальных отношений), несамостоятельным.

Стили семейного воспитания

«Зависимость от родителей, которая внушается детям как добродетель повиновения родителям, является выражением ничем не регулируемой родительской власти», – Франсуаза Дольто.

Существует 3 основных педагогических стиля воспитания в семье. Каждый из них по-своему влияет на ребенка.

Авторитарный

Родители подавляют ребенка и пользуются своей властью. Дети в итоге вырастают мрачными, недоверчивыми и пассивными.

Авторитарный стиль воспитания

Этот стиль воспитания предполагает жесткий родительский контроль над ребенком. Как правило, родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, пытаются навязать детям жесткие правила поведения, а также наложить серьезные ограничения, с целью полного контроля за ребенком. Приверженцы авторитарного стиля считают, что дети не должны позволять себе демонстрировать негативные эмоции, например, плакать, поскольку, по их мнению, это является проявлением слабости.

Дети авторитарных родителей постоянно пребывают в состоянии борьбы, чтобы все время соответствовать высоким требованиям и ожиданиям родителей. Обычно это приводит к тому, что дети перестают ощущать родительскую любовь, ласку и заботу, что, в свою очередь разрушает связь между родителями и детьми.

Авторитарные родители зачастую не в состоянии объяснить своим детям причину введения строгих правил и ограничений. В результате, у ребенка возникают проблемы с чувством самостоятельности, способностью принимать решения и верой в свои силы.

Во более позднем возрасте, дети авторитарных родителей могут чувствовать себя одинокими, часто переживать состояния эмоционального стресса, у них могут возникать проблемы в обучении и сложности в общении со сверстниками.

Авторитарные родители

  • Стараются дать ребенку все самое лучшее: еду, одежду, образование, но и требуют по максимуму.
  • Поскольку взрослые – главные в семье, на их стороне жизненный опыт, им и определять, как поступить. Как папа-мама сказали, так и должно быть. Точка.
  • Ребенок – существо в целом разумное, поэтому с ним можно не сюсюкаться, а общаться на равных.
  • Порядок в доме – порядок в голове. Воспитания нет без правил и режима.
  •  Нечего детей захваливать, а то вырастут лентяями. А вот указать на ошибки – важно.
  • Хороший ребенок – послушный ребенок.

Что происходит. Контроль, режим и правила для ребенка необходимы. Они создают опору: «Взрослый знает, как должно быть». Но чрезмерный родительский контроль может плохо повлиять на способность ребенка управлять своими эмоциями и поведением. Дети привыкают, что кто-то ими руководит. И когда возникает сложная ситуация, не знают, что делать и как принимать решения. И хотя требовательные папы и мамы ожидают больших свершений от своих детей, именно излишний контроль и строгость ведут к неустойчивому поведению и плохим оценкам, считает Б. Перри, доктор философии из Университета Миннесоты.
– Авторитарный стиль дает ребенку хорошие границы, но, к сожалению, они очень узкие, – уверена клинический и социальный психолог Люция Сулейманова. – Нет возможности проявить себя иным способом, кроме утвержденного и заверенного родителем. Это влияет на самооценку и поведение ребенка. Тут вырастает два варианта личности: либо сломленный ребенок, либо бунтарь.
Итог:

  • ребенок не уверен в себе;
  • вырастет послушным, но не сможет выражать свое мнение;
  • будет испытывать трудности в общении либо из-за излишней стеснительности, либо из-за агрессивности вне стен дома;
  • склонен страдать от тревоги и депрессии.

Что делать. Если у родителя-диктатора были такие же авторитарные родители, ему будет трудно отказаться от знакомой манеры воспитания. Важно понять, что не только родительская точка зрения может быть правильной, и пытаться прислушиваться к другим.
Учите детей самостоятельно контролировать свои эмоции и поведение. Например, ребенок чем-то расстроен и поэтому плохо себя ведет. Вместо слов: «Хватит реветь! И перестань ломать игрушки!» – стоит сказать: «Я понимаю, что ты очень расстроен, но нельзя из-за этого ломать игрушки».

Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?

В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.

При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх. В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение. В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:

  1. Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
  2. Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.

Как сгладить авторитетный стиль?

Если вы заметили склонность к авторитарному стилю воспитания в семье, но не знаете, как это исправить, вот несколько советов:

  • научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения;
  • реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте;
  • объясняйте свои действия, рассказывайте, почему последовало наказание, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете;
  • дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать друзей, одежду, музыку, основываясь на своих собственных предпочтениях и вкусах;
  • постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.

Разрешительный (либеральный) стиль воспитания

Этот подход к воспитанию детей характеризуется невмешательством в жизнь ребенка. Либеральные родители, дают своим детям практически полную свободу и почти не подвергают их контролю со своей стороны.

Разрешительный стиль воспитания не предусматривает строгих правил поведения для детей, но даже если такие правила и существуют, то все они очень нестрогие и даже приблизительно не похожи на ограничения, которые накладываются на детей авторитарными родителями.

Несомненно, родители, придерживающиеся разрешительного стиля, любят своих детей, но, вместе с тем, они готовы принять неприемлемое поведение ребенка без применения каких-либо дисциплинарных мер воздействия, например, истерики или плохое поведение.

При разрешительном стиле воспитания, родители, как правило, дают своим детям большой выбор вариантов поведения и действий, при этом, совершенно никак не препятствуя ребенку совершать ошибки, даже если будет заранее известно, что ребенок поступает неправильно. Но это не значит, что они не следят за ребенком и не пытаются уберечь его от фатальных ошибок. Однако такие родители считают, что дети должны постигать все самостоятельно, исключительно за счет личного опыта.

Либеральные родители

Как поступают и что говорят:

  • С ребенком обо всем можно договориться без наказаний и ограничений.
  •  Детство должно быть счастливым, поэтому детские желания нужно исполнять.
  • Мы с дочкой (сыном) – лучшие друзья.
  • Вместо того чтобы заставить, правильнее заинтересовать. Например, пообещать подарок или адекватную плату.
  • Домашними обязанностями ребенка нагружать нечестно – это дом родителей и их ответственность. Вот выйдет замуж или женится – там и поработает.
  • Мы уважаем личность ребенка и поэтому не указываем ему, как поступать. Готовы поддержать его решение.

Родители этого стиля с большим теплом относятся к ребенку. Но не задают четких правил и рамок. – Такая вседозволенность провоцирует развитие тревоги и скрытой или открытой неуверенности в себе, так как родитель не дает ребенку адекватной обратной связи и четких ориентиров. Более того, часто дает ложные – относительно его сильных и слабых сторон. Ребенок воспринимает себя королем мира и пупом земли, но в окружении сверстников понимает, что те не готовы его так воспринимать. У него возникает внутренний конфликт.
Итог:

  • ребенок с трудом следует каким-либо правилам;
  • не может ограничивать себя во времени и привычках, например, в просмотре телевизора или еде;
  • неадекватно реагирует, если с его мнением не соглашаются;
  • не очень успешен в учебе. Исследования показали, что либеральное воспитание напрямую связано с низкой успеваемостью детей. Родители их не мотивируют, поэтому у школьников нет цели, к которой они могут стремиться.

Что делать. В общении с ребенком нужно давать честную обратную связь. «Вот это ты делаешь хорошо! А вот это – неправильно». Обратите внимание: не ты плохой, а твои действия!
Составьте список правил, которые ребенок обязан соблюдать. Если они нарушаются, должны быть логичные последствия («Не выучил уроки – вечером не будешь смотреть мультики!»). С подростком сложнее, но тоже нужны правила. Например, сын уехал к друзьям. Мы с ним договариваемся: «У тебя должен быть включен телефон, и ты обязан прийти в такое-то время». Если договоренности не выполнены, то мы закрываем тему поездок к друзьям на некоторое время. «Возвратимся к этому, когда будем уверены, что ты станешь соблюдать наши договоренности».

Плюсы

  • Маленький человечек не ощущает давление со стороны, ему не навязывают какие-то определённые модели поведения. Поэтому в основном он испытывает интерес к познанию нового, а также радость от свободы.
  • У него есть право голоса, он знает, что значим в этой семье и будет услышан, несмотря на то, что не разбирается в каком-то вопросе.
  • Испытывает близость и доверие к родителям. Благодаря этому на низкую самооценку и одиночество не жалуется.
  • В основном коммуникабелен и находится в центре внимания, так как ведёт себя достаточно раскованно, без стеснения.
  • Свобода и отсутствие требований позволяет прислушаться к собственным желаниям и обнаружить то занятие, которое удаётся и приносит удовольствие, удовлетворение. Так что в либеральных семьях нередко «взращивают» талантливых, творческих, а порой и гениальных личностей.
  • Достаточно часто такие дети амбициозны и стремятся если не захватить, то хотя бы покорить этот мир.
  • Умеют принимать других людей с их недостатками.
  • Открыты к общению и познанию чего-то нового.

Каковы последствия либерального воспитания ребенка в семье?

Если авторитарный стиль обращения с детьми становится причиной появления грубых или несамостоятельных людей, то либеральный – «недолюбленных» или чересчур отвязанных. Возможны следующие варианты развития личности:

  1. Самостоятельный, уверенный в себе человек, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Не желает думать о других, не слишком понимает, как проявлять близость, привязанность. Такие люди идут по жизни одиночками, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях.
  2. Люди, которые привыкли жить вне общественных рамок. Считают, что им все можно, не обязательно придерживаться правил и норм поведения. Довольно часто такие личности выбирают для себя криминальные «профессии», отличаются безответственностью и неумением держать слово.

Как сгладить либеральный стиль?

Либеральный стиль воспитания детей не является оптимальным, не способствует росту физически и психологически здорового человека. Если описанный выше подход к воспитанию детей вам слишком знаком, вот советы:

  • проводите с ребенком больше времени, интересуйтесь им, ваша задача – установить доверительные, теплые, но не лишенные авторитета родителя, отношения;
  • включитесь в жизнь ребенка, установите хотя бы несложные правила, которые приучили бы чадо к дисциплине, например, что домой нужно приходить не позже 9-10 часов вечера, а перед тем, как сесть за игры, нужно помыть посуду и сделать уроки.

Демократический стиль воспитания

Это, пожалуй, один из наиболее сбалансированных стилей воспитания, поскольку он поощряет детей к самостоятельности и принятию ответственности за собственные действия.

Демократичные родители учат своих детей различать хорошее и плохое, но при этом оставляют возможность выбора и приучают ребенка к ответственности. У таких родителей, как правило, четкие и разумные ожидания. Они в состоянии объяснить, почему они хотят, чтобы дети вели себя соответствующим образом, следят за поведением своих детей и даже наказывают их, но только таким образом, чтобы дети не чувствовали унижение, а только проявления любви и заботы.

При демократическом стиле воспитания родители активно приобщают детей к принятию внутрисемейных решений. Детские ошибки спокойно анализируются и разбираются вместе с ребенком, чтобы он мог их оценить и внести коррективы в собственное поведение. Любая оплошность, совершенная ребенком, рассматривается как возможность получить ценный жизненный урок, а не как повод для очередного наказания. С другой стороны, хорошее поведение детей всегда ценится и вознаграждается.

Родители, придерживающиеся демократического стиля воспитания, помогают детям раскрывать свои способности и в зависимости от этого делать свой выбор и корректировать поведение.

Демократичное воспитание развивает уверенность в себе и учит самостоятельно принимать решения

Особенности демократичного стиля воспитания

Многие родители задаются вопросами: как укреплять эмоциональную связь между членами семьи, как сообща справляться с трудностями? Как членам семьи заботиться друг о друге и поддерживать друг друга в сложные времена? Наконец, как сделать так, чтобы трудности только сплачивали семью? Открытые разговоры о том, как каждый из вас справляется с трудными ситуациями, может натолкнуть ваших близких на важные мысли и полезные решения.

Обеспечивать стабильность и порядок в семье в условиях неопределенности – чрезвычайно ответственное задание для родителей. Но вместе с тем оно позволяет им укреплять эмоциональную связь всех членов семьи друг с другом.

Общение между родителями и детьми является очень важным элементом, который лежит в основе прочных взаимоотношений. Доверительное и теплое общение создает комфортную и любящую атмосферу в семье, в которой каждый чувствует себя уверенно.

В результате многочисленных исследований в сфере развития детей ученые пришли к единому выводу, что лучший стиль воспитания – это демократичный стиль.

Что такое демократичный стиль воспитания

В 60-х годах ХХ века американский психолог Диана Баумринд описала три стиля воспитания детей дошкольного возраста: авторитарный, демократичный и индифферентный.

Демократичный стиль воспитания ставит в центре всего воспитательного процесса ребенка. Данный стиль воспитания подразумевает разумные требования и высокую отзывчивость родителей. Демократичные родители могут иметь высокие ожидания от своих детей, но при этом они предоставляют им ресурсы и поддержку, которые необходимы для успеха в жизни. Демократичные родители прислушиваются к своим детям и демонстрируют им свою любовь и поддержку, при этом устанавливая ограничения и правила.

Дети, которых воспитывают в демократичном стиле, как правило, обладают сильными навыками саморегуляции, уверенностью в себе и в будущем способны строить счастливые отношения. Исследования психологов показывают, что, даже придерживаясь демократичного стиля воспитания, родители должны быть гибкими и учитывать цели, которые они ставят перед ребенком, а также особенности его характера.

Воспитывая ребенка в таком стиле, родители способствуют тому, чтобы он максимально развил свой потенциал:

  • родители помогают ребенку поставить цели и устанавливают ограничения в соответствии с возрастом, способностями и интересами ребенка;
  • родители поощряют ребенка, хваля его и отмечая его достижения;
  • родители устанавливают позитивные взаимоотношения с ребенком, регулярно выделяя время на игры и совместные занятия, общение и обсуждение текущих событий;
  • родители устанавливают для ребенка правила, способствующие его развитию, формируют дисциплину, учат уважению к себе и окружающим.

Демократичный стиль воспитания позволяет родителям вырастить ребенка уверенным в себе и успешным.

Родители, которые воспитывают ребенка в демократичном стиле, учат их рассуждать и самостоятельно выполнять работу. Но при этом их ожидания от ребенка достаточно высоки. Когда ребенок нарушает установленные правила, родители устанавливают ему справедливые последствия за его поступки.

Однако демократичные родители должны проявлять гибкость. Если поступок ребенка неоднозначен, родители позволяют ему рассказать о причинах его поведения и объясняют, в чем он был неправ. Демократичные родители последовательны в своем воспитании и учитывают все обстоятельства, которые привели ребенка к тому или иному поступку.

Почему демократичное воспитание работает

Демократичные родители для ребенка являются образцом для подражания. Поэтому они должны демонстрировать такое же поведение, какое ожидают от ребенка. Так он усваивает правильные модели поведения и начинает их придерживаться. Четкие и справедливые правила, установленные родителями, позволяют ребенку понять, чего от него ожидают.

Родители понимают эмоции ребенка, а также хорошо умеют контролировать собственные эмоции. Так ребенок сам учится самоконтролю.

Демократичные родители также позволяют ребенку принимать самостоятельные решения. Это дает ребенку понять, что он способен самостоятельно выполнять свои обязанности, а также развивает у него самооценку и уверенность в себе.

Демократичный и авторитарный стили воспитания

Демократичный стиль во многом противоположен авторитарному. Последний предполагает высокие ожидания от ребенка при небольших проявлениях заботы о нем.

Представьте ситуацию: двое детей украли конфеты в магазине. Одного из детей родители воспитывают в демократичном стиле, поэтому дома он получит справедливое наказание, соответствующее тяжести его проступка. Он должен будет вернуть конфеты и извиниться перед владельцем магазина, после чего две недели его не будут выпускать гулять. Родители поговорят с ним о том, что воровать нельзя, поддержат и будут способствовать тому, чтобы такое поведение не повторилось.

Другого ребенка воспитывают в авторитарном стиле. Когда ребенок вернется домой, оба родителя накричат на него. Отец применит к нему физическое наказание, лишит ужина и заставит провести остаток дня в своей комнате. Родители никак не объяснят свое наказание, поэтому ребенок так и не поймет, в чем он неправ.

Некоторые родители склонны к демократичному стилю воспитания, некоторые – к авторитарному или индифферентному. Но даже не имея склонности к демократичному воспитанию, вы можете развивать соответствующие привычки у ребенка. При любом стиле воспитания нужно развивать у ребенка дисциплину, самостоятельность и контроль над эмоциями. Старайтесь не быть слишком суровым или снисходительным. Начните с того, что дайте ребенку возможность принимать больше самостоятельных решений, но при этом обсуждайте их с ребенком. Будьте гибкими, учитывайте потребности ребенка – и со временем ваш метод воспитания станет более эффективным.

Трудности демократического воспитания

Исследователи отмечают ряд трудностей и негативных последствий, которые могут возникнуть в процессе демократического воспитания детей:

  1. В подростковом возрасте дети могут принять свободу за вседозволенность и предъявлять родителям необоснованные претензии.
  2. Дети, используя практику совместного принятия решений, могут использовать родителей в принятии решений для своих корыстных целей.
  3. Родители всегда должны показывать ребенку только положительный пример, чтобы ребенок следовал им.
  4. Демократический стиль воспитания, несмотря на кажущуюся легкость, требует от родителей настойчивости. Они должны быть целеустремленными, последовательными и терпеливыми.
  5. Если родители не последовательны в своем воспитании, то оно может не только неэффективно, но принести негативные результаты. Дети вырастают недисциплинированными манипуляторами, которые считают родителей за «равных», а иногда и вовсе им обязанными.
  6. Родители могут не заметить и неосознанно стать снисходительными, воспринимающими на слово все что говорит и делает ребенок, вследствие чего дети могут начать врать.

Самый правильный тип – поддерживающие родители

Группа японских исследователей выяснила, что именно «поддерживающее» воспитание помогает детям получать высокие оценки, а во взрослой жизни хорошо зарабатывать и чувствовать себя счастливыми.
Как поступают и что говорят:

  • Учитывают мнение ребенка.
  • Вместо запретов разъясняют ребенку последствия его действий.
  • Не используют физическую силу, стараются действовать убеждением и договоренностями, обсуждением того или иного вопроса.
  • Дают детям высказать свое требование и высказывают свое.
  • Объясняют причины своих действий. Вместо: «Выключи телевизор!» – «Нужно выключить телевизор, потому что твои глаза должны отдохнуть»/

В таких отношениях родителей и ребенка есть любовь, теплота, внимание и привязанность, но есть и границы, – объясняет психолог. – Такой стиль считается наиболее эффективным, чтобы дети росли здоровыми и счастливыми.
Итог:

  • ребенок учится принимать самостоятельные решения;
  • понимает следствие своих действий и поступков;
  • уверен в себе;
  • хорошо успевает в школе, любознателен и общителен.

Авторитетный стиль

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам.

Авторитетный стиль: Авторитарный стиль управления: преимущества и подводные камни – Стили воспитания детей: виды, последствия, советы — ашаж.рф

Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.

Чем зарабатывается авторитет родителей?

Не следует путать авторитет с авторитарным воспитанием — это разные вещи. Воздействуя на ребенка, нужно придерживаться «золотой середины». Полностью отказываться от того, чтобы он признавал за взрослым право голоса — нельзя и чревато негативными последствиями. Обратная сторона авторитарного стиля — это попустительское отношение к детям и предоставление им полной свободы. В результате такого воспитания, ребенок рискует вырасти преступником, впрочем, так же, как и в результате жесткого подавления воли и свободы.

Для тех, кто хочет быть авторитетом для детей, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

авторитет зарабатывается личным примером. Дети растут спокойными и уравновешенными, когда видят, что, у родителя в жизни тоже все в порядке, и он по большей части испытывает положительные эмоции.

Понимание чувств ребенка и уважение к нему — основа зарождения родительского авторитета.

Понимание детского мира и признание за детьми права выбора, голоса и, вместе с тем, присутствие контроля, способность направить детскую энергию в нужное русло — неотъемлемая часть «золотой середины» воспитания здорового и счастливого ребенка.

Типы неправильного воспитания в семье

Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, когда рождение ребёнка было изначально нежелательным, или в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик и наоборот, т. е., когда ребёнок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Намного сложнее определить неявное неприятие.

В таких семьях ребёнок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нём заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери. Для нее ребёнок — препятствие для развития карьеры, помеха, которую устранить она никогда не сможет, и вынуждена терпеть.

Проецируя свои проблемы на ребёнка, она создаёт эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребёнка на обратное неприятие. В таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми.

Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.

Гиперсоциальное воспитание. Это слишком “правильные” люди, пытающиеся педантично выполнять все советы по “идеальному” воспитанию. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно исполнителен и дисциплинирован.

Гиперсоциальный ребёнок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрессивная реакция или самоагрессия, или наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.

Тревожно-мнительный тип воспитания. Наблюдается, когда с рождением ребёнка одновременно возникает тревога за него, за его здоровье и благополучие. Чаще всего это встречается в семьях с единственным ребёнком или где растёт ослабленный или поздний ребёнок.

В результате, ребёнок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребёнок может вырасти несамостоятельным, нерешительным, робким, обидчивым, неуверенным в себе.

Эгоцентрический тип воспитания. Ребёнку, часто единственному, долгожданному навязывается представление о себе как сверхценности. Он кумир, “смысл жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку.

В результате, он не умеет понимать и принимать во внимание интересы окружающих, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает преграды. Такой ребёнок расторможен, неустойчив, капризен.

Гиперопека. Жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы.

Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты. Другая разновидность гиперопеки — воспитание по типу «кумира» семьи.

Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают.

Гипоопека. Для нее характерно ограничение заботы и внимания по отношению к ребенку. Родители зачастую осознанно выбирают данную модель поведения, считая, что только таким образом можно развить в ребенке самостоятельность и привить ему амбициозность. Но данное мнение в корне ошибочно и может нанести непоправимый вред психике ребенка.

Нехватка внимания со стороны мамы и папы никогда не проходит бесследно. Недолюбленные дети часто отличаются девиантным поведением, у них наблюдаются проблемы во взаимодействии с окружающими, психические расстройства и т. п.

Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему.

Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам.

Жесткое воспитание. За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Эмоциональный стиль воспитания

Это своеобразный, уникальный стиль воспитания, суть которого заключается в фокусировке на воспитании чувств ребенка. Например, родители, придерживающиеся эмоционального стиля, сопереживают ребенку, вместо того, чтобы анализировать его поступок или критиковать.

Родители, которые выбирают для воспитания эмоциональный стиль, пытаются эмоционально сблизиться с ребенком. Они поощряют выражение эмоций и сопереживают этим чувствам, но никак не ограничивают их выражение. Такие родители воспринимают каждый эмоциональный момент в жизни детей, как возможность общаться с ребенком и укрепить эмоциональную связь с ним, они разговаривают с ребенком и помогают ему решить проблему, но при этом не подсказывают готовое решение.

Пока что психологи не выявили отклонений у детей, которые воспитывались в семьях использующих эмоциональный стиль воспитания. Отмечено только, что такие дети имеют намного меньше проблем с поведением и лучше справляются со своими эмоциями как в детстве, так и после взросления.

Гиперопека

Гиперопекаемый тип воспитания характеризуется позицией взрослых “ребенок маленький, поэтому надо делать все вместо него”. Такое отношение к ребенку часто возникает в семьях, где малыша слишком долго ждали или беременность была трудной. Родители столько вложили в ожидание, что не могут позволить себе, чтобы с ребенком что-то случилось. Поэтому потакают всем капризам чада, сдувают пылинки с него.

  • Инфантильность и капризность, когда ребенок привык, что все за него решается и преподносится;
  • Безответственность: решения принимаются взрослыми, значит, ответственность на них;
  • Неумению себя обслуживать: убирать, стирать, гладить;
  • Неспособность к состраданию: ребенок привык к учету только его интересов, а не других;
  • Неумение принимать альтернативу и слышать отказ.

Человеку, гиперопекаемому родителями, проблематично жить самостоятельно, строить отношения и свершать карьерные прорывы, так как навыком преодоления, целеустремленности, уверенности в себе нет.

Ужасные последствия гиперопеки, и что делать родителям, которые перешли грань

  1. Прежде всего, понять, что ребенок – это личность, которая рано или поздно останется без вас. Задача взрослых – приложить максимум усилий, чтобы научить его справляться со своей жизнью самостоятельно.
  2. Распределите обязанности: каждый член семьи должен что-то делать по хозяйству, в том числе и ваше дитя. Это формирует ответственность и снимает вопрос об исключительности позиции ребенка в семье.
  3. Давайте возможность делать самостоятельно то, что можно по возрасту: застелить постель, собирать игрушки, делать уроки или сходить в магазин. Именно самостоятельные действия формируют уверенность в своих силах и стремление делать больше;
  4. Не контролируйте каждый шаг. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них.

Займитесь своей жизнью. Гиперопека возникает по причине отсутствия собственной жизни взрослого. Проявите интерес к чему-то еще помимо ребенка. Таким образом вы дадите больше свободы ему и себя наполните чем-то увлекательным. Так вы научите его любви к себе.

Чрезмерная опека – это признак недостатка любви взрослого к самому себе. Мы неосознанно делаем для других то, чего нам не хватает. Задумайтесь и начните себя опекать: радовать, заниматься хобби, уехать в отпуск, сесть на диету, ходить в кино. Это позволит родителям жить интересно и не превратить ребенка в инфантила, с которым никто не захочет общаться.

Каковы последствия опекающего воспитания ребенка в семье?

Стиль воспитания в семье во многом определяет и стиль жизни всех членов, а значит, влияет на обстановку, в которой растет ребенок. Часто гиперопекающие родители стремятся оградить ребенка от сложностей, иногда эти сложности – всего лишь домашние и школьные обязанности. Гиперопека приводит к возникновению следующих личностей:

  1. Человек, который считает, что он лучше окружающих. Из-за опекающего типа воспитания он привык манипулировать окружающими, относится к людям недоверчиво, высокомерно. Не слишком любит трудиться, однако требователен к окружающим и не желает считаться с чужим мнением.
  2. Зависимый, несамостоятельный человек, который не в состоянии справиться с трудностями и проблемами. Не проявляет инициативу, беспомощен, даже во взрослом возрасте по каждому вопросу советуется с мамой или папой.

Как сгладить гиперопеку?

Если вы заметили за собой опекающий стиль воспитания детей, не корите себя, ведь вы всего лишь заботились о ребенке и хотели, как лучше. Тем не менее, над подходом к воспитанию детей придется поработать:

  • найдите золотую середину, даже самому самостоятельному малышу нужна родительская опека, однако не стоит перебарщивать;
  • не стремитесь полностью, самостоятельно решать проблемы ребенка, лучше давайте советы и помогайте в преодолении трудностей;
  • не ограничивайте общение детей только с семьей, пусть чаще общаются со сверстниками;
  • в семейных отношениях детям нужна дисциплина, однако не забывайте про свободу, давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность.

Пренебрежительный стиль воспитания

По сути, этот стиль воспитания является отсутствием воспитания. Родители, пренебрегающие своими детьми, ограничиваются только лишь обеспечением основных потребностей жизнедеятельности ребенка и никак не вмешиваются в жизнь детей.

Такие родители попросту не занимаются своими детьми и не обращают на них никакого внимания, не говоря уже об обсуждении каких-то проблем ребенка. Дети вырастают непослушными и безответственными, у них очень часто проявляются признаки психологического стресса.

Хаотический и индифферентный стиль

В случае с хаотическим стилем родители придерживаются разного мнения относительно модели воспитания. Каждый член семьи имеют свою точку зрения и считает её единственно правильной. Нередко у матери случаются эмоциональные перепады.

В таких ситуациях дети становятся неуправляемыми и не учитывают родительские требования. Они страдают от неуравновешенности и не чувствуют себя защищёнными. Им хочется хоть как-то упорядочить окружающий мир. Во взрослом возрасте им обычно свойственна безответственность и инфантильность.

Авторитарный стиль воспитания детей

Индифферентный подход к воспитанию предполагает отсутствие всякого контроля со стороны взрослых. То же самое касается и самих взаимоотношений. Родители никак не взаимодействуют с детками, не занимаются ими.

Или они слишком много работают, или им наплевать на то, какими вырастут дети. Каждый занят своими личными проблемами. Такое поведение обуславливает становление негативной самооценки малыша, который ощущает свою неважность и ненужность.

Попустительский стиль

Отсутствие требований + удовлетворение всех потребностей

Это родители-хиппи, они очень добродушны, никогда не наказывают и позволяют делать всё, что хочется. Казалось бы, рай? Но нет. Для ребёнка — это ад. Отсутствие хоть каких-то границ, правил способствуют нарастанию тревоги и неуверенности. Маленький человек не в состоянии нести такой груз ответственности за своё поведение, он живёт в хаосе, без каких-либо ориентирован, вынужден устанавливать границы сам, на ощупь, не имея поддержки и уверенного взрослого рядом, на которого можно опереться в принятии решения. Не будет большой ошибкой сказать, что лучше родитель-командир, придерживающийся авторитарного стиля, чем добродушный взрослый, рядом с которым ребёнок чувствует лишь тревогу и неуверенность.

Индифферентный (попустительский) стиль

Детский сад как способ снять с родителей заботу о присмотре за ребёнком, проблемы воспитания не являются первостепенными.

Так, во многих государственных садиках Израиля и Египта детям предоставляют только присмотр. Их просто собирают довольно большими группами в одном помещении, где за ними приглядывает воспитатель. Мебели в садиках немного, даже игрушки и еду детям приходится приносить с собой. Образовательной программы или прогулок может не быть вообще, либо могут быть дополнительные занятия по лепке, музыке, рисованию. Итог такого подхода к воспитанию очевиден — ребёнок может оказаться совершенно не подготовлен к школе, несамостоятелен.

Индифферентный стиль: последствия

Каковы же последствия индифферентного стиля воспитания? К сожалению, довольно-таки плачевные. Находясь в семье, которая придерживается такой модели воспитания, ребенок не получает должной ласки и заботы, ему не хватает внимания, а это может привести к тому, что из него вырастет озлобленный человек, склонный к асоциальному поведению. Личность будет очень замкнута, потому как не произошел процесс социализации, в детстве его просто не учили общаться с людьми. К минусам данного стиля воспитания можно также отнести: склонность к алкоголю и наркотикам, суицидальные наклонности, предрасположенность к депрессии. К тому же, такому человеку будет очень трудно полюбить и завести семью, потому что он попросту не будет знать, что испытывают люди, когда влюбляются и как проявляются родительские теплые чувства.

Характерные особенности стиля:

  • Родители не обращают внимания на различное поведение ребенка: нормальное, исключительное или ошибочное.
  • Низкий уровень спроса.
  • Ответственность родителей передается другим лицам в среде ребенка (домашняя работа, другие члены семьи, школы и т.д.).

Последствия развития личности детей, воспитанных в этом стиле:

  • Если дети чему-то и учатся, то это происходит случайно.
  • Дети не приобретают адекватных привычек и не имеют адекватного уровня спроса.
  • Они ищут поддержки у других людей вне семейного круга, не находя ее внутри семьи.
  • У них высокий уровень тревоги и плохая уверенность в себе.
  • Низкая самооценка.

Врачи-психологи не советуют прибегать к подобной методике воспитания детей, потому как индифферентная система имеет огромное количество негативных влияний на человека, страдает психика ребенка, последствия такого воспитания в будущем будут очень мешать личности при взаимодействии с обществом.

Замотанные родители

Как поступают и что говорят:

  • Тут бы на жизнь заработать и дома прибраться. Ну неужели сложно самому сделать свое домашнее задание?
  •  Моя обязанность – тебя обуть, одеть, накормить. Твоя – хорошо учиться. Я свою выполняю, и ты свою, будь добр, выполни.
  • Ну что еще ты от меня хочешь? У учительницы спроси!
  • Пусть делает что хочет. Лишь бы полиция не приходила.
  • Да если бы я знала, что твой папочка нас бросит, никогда бы тебя не родила!

Родители заняты решением своих проблем. Возможно, рождение ребенка было для них неприятным сюрпризом или буквально поставило на грань выживания. А может, просто не включился материнский инстинкт. Поэтому родительство для них – ожидание совершеннолетия, чтобы вздохнуть с облегчением.
– Детям замотанных или безразличных родителей, чтобы достичь успеха в жизни, потребуется очень много усилий, так как близкие вообще не дают им поддержки, – считает наш эксперт. – Ребенку придется искать эту поддержку вне дома. Обычно это происходит в подростковом возрасте. И здесь все зависит от того, на кого он сможет опереться. Если единственным, кто заинтересуется таким ребенком, будет сосед-уголовник, он и пойдет по кривой дорожке.
Но если рядом с таким ребенком окажется неравнодушный взрослый – бабушки-дедушки, соседи, педагоги, – не все потеряно. Покажите подростку, что мир к нему небезразличен. Пригласите прогуляться в парке, послушайте о его проблемах. Все это сможет заполнить эмоциональную пустоту. Возможно, стоит тактично поговорить с родителями о том, что ребенок отчаянно нуждается во внимании.
Итог:

  • у ребенка низкая самооценка и успеваемость в школе;
  • нет стремления достичь чего-либо в жизни;
  • проблемы с поведением;
  • нет ощущения счастья;
  • эмоциональная замкнутость.

Самый благоприятный стиль

Демократический тип воспитания считается наиболее благоприятным для развития будущего поколения. Дети получают возможность научиться быть самостоятельными и вместе с этим дисциплинированными и ответственными. Ребёнок имеет свои обязанности, но его интересы не ущемляются.

Демократический тип воспитания
Взрослые с уважением относятся к точке зрения малыша и считаются с ним, принимая какие-то важные решения. Они осознают возрастные особенности крохи и не ожидают от него чего-то невозможного. При необходимости родители обосновывают собственные требования и всегда готовы услышать аргументы чада. Они не отнимают у него право выбора и при этом возлагают определённую ответственность.

Ребёнок не страдает от чрезмерной опёки, крупных конфликтов в таких семьях не случается. Детки прислушиваются к маме и папе, которые им объясняют, что делать можно, а что нельзя.

Демократический стиль воспитания в семье характеризуется такой особенностью, как умеренность. Малыши не проявляют излишней агрессии, одновременно с этим у них есть замечательные предпосылки для того, чтобы стать лидерами. Они способны контролировать других, однако сами манипулированию не поддаются. Ещё подобный подход именуют авторитетным стилем воспитания.

Помогать маме мыть посуду

Обычно такие дети морально устойчивы, целеустремлённы, открыты и общительны, они с лёгкостью адаптируются к социальной жизни. Однако стоит упомянуть те черты, которые отмечаются лишь у незначительной части отпрысков в описываемых семьях. Это альтруизм, сензитивность, эмпатия.

Авторитетный стиль подразумевает уважение установок маленькой личности, родителям важно научиться дружить с малышом, не теряя собственного авторитета в его глазах, чтобы кроха мог доверять им в будущем.

Частые ошибки семейного воспитания

  1. Безнадзорность детей. Чаще обусловлена чрезмерной занятостью родителей.
  2. Гиперопека.
  3. «Ежовые рукавицы», то есть постоянные наказания и порицания.
  4. Условия повышенной моральной ответственности. То есть чрезмерные требования и ожидания со стороны родителей. Стремление, чтобы их ребенок походил на какой-то идеал или завершил их планы.
  5. Отчужденность и холодность. Как правило, возникает в случае нежеланной беременности.

Признание своих ошибок

Нет идеальных людей, даже если кто-то очень многого достиг, это не означает, что он безгрешен и никогда не допускает ошибки.

Когда, допустим, мама признаёт свою вину и неправоту – она показывает, что на самом деле живая, настоящая и к ней можно приблизиться. А не ощущать, что является недосягаемым образом, которому нет смысла подражать.

Такой подход, кстати, ещё учит тому, что ошибки можно исправлять. А также просить прощения за свои слова и поступки. Что означает – нести за них ответственность, а не придумывать оправдания, желая показаться лучше, чем есть на самом деле.

Родители наблюдают за детьми

Рекомендации

Обозначение границ и объяснение их

Ясно, если предоставить свободу действий ещё незрелому человечку в целях показать уважение к его личности – это повергнуть свою и его жизнь в хаос. А как же тогда быть, если, допустим, каждое утро надо вставать в 7 утра, чтобы успеть в школу, а он не хочет? Кроме как заставить, по-другому он не слушает?

Необходимо твёрдо обозначить свою позицию, при этом позволив ему выразить свои чувства. Например, сказав: «Я понимаю, что это вызывает у тебя злость или печаль, но таковы правила. Если ты будешь вставать позже – ты опоздаешь на уроки».

Старшим детям в таком случае можно предоставить немного свободы в плане самостоятельного разрешения сложностей в связи с опозданием. То есть, не звонить учителю, предупреждая о форс-мажорных ситуациях, не писать записки. А пусть разбирается с новыми сложностями без вашей помощи.

Так он будет учиться нести ответственность за свои действия и поступки. Пусть не всегда успешно, но ему важно получать этот опыт. Тогда вы снимаете с себя лишний груз. Побывав «на ковре» директора, получив дополнительные задания от учителей и прочее, он будет более мотивирован не опаздывать, чем при ваших скандалах по утрам.

То есть, важно объяснять, почему возникли какие-то правила, ограничения, а также что грозит в случае их нарушения. После чего давать хоть немного свободы и возможности получить опыт, как говорится, «набить шишки».

Просьбы

Попросив чадо помочь вам с чем-то и не взрываясь праведным гневом при отказе – вы со временем добьетесь того, что ваши отношения станут более доверительными. Вы сможете сотрудничать, а не воевать. Что крайне важно с подростками, иначе можно совсем потерять с ними контакт и близость.

Порой непросто вместо привычных приказов обратиться с просьбой к тому, кого считаешь буквально обязанным делать то, что ему скажут. Тут важно преодолевать собственное сопротивление. Всё-таки намного приятнее осознавать, что вам помогают не потому, что боятся, а потому что любят и с целью позаботиться соглашаются на какую-то деятельность.

Открытость

Когда ваше чадо оступается, не стоит его винить и стыдить. Необходимо чтобы у него развился регулятор совести, чтобы он понимал сам, что стоит делать, а что нет. Вы ему поможете, если просто будете говорить о своих чувствах. Что, например, какие-то его действия расстроили вас, разозлили или вызвали грусть, разочарование.

Тогда он научится понимать и предвосхищать последствия, которые неминуемо последуют в связи с его выбором. Обвиняя его, вы только спровоцируете защитную реакцию – оправдаться, исхитриться, но выйти «сухим из воды».

И кстати, все мы допускаем ошибки, даже лучшие из нас. Поэтому извиняться также стоит уметь. Этот поступок не «снимет корону», а наоборот, поднимет авторитет в его глазах.

Взращивание самостоятельности

Вместо того чтобы поругать или покритиковать, обратитесь с вопросом, как ему самому нравится то, что он совершил. Пусть сам оценит свою работу. А вы можете просто поделиться своими ощущениями. Только не в виде оценок, а используя Я-высказывания.

Например, вместо того чтобы сказать: «Ты поступил неправильно, ты что, идиот?» лучше будет воспринята формулировка «Когда ты так делаешь, я очень расстраиваюсь. Можешь объяснить, почему ты решил поступить именно так?».

Станьте лучшим родителем!

Если вы чувствуете, что вы не тот тип родителя, которым хотите быть, и отношения с вашим ребёнком идут не в ту сторону, всегда есть шанс на позитивные изменения. Вы можете поговорить с одним из наших психологов, чтобы помочь себе понять, почему вы действуете таким образом, что вы делаете не так, и как можно помочь себе стать тем родителем, каким вы хотите быть. Вы, как взрослый, безусловно, несёте ответственность за будущее своего ребёнка, и за то каким взрослым он станет. Помните — улучшить отношения можно в любом возрасте, это никогда не поздно сделать. Дети меняются очень быстро и расцветают в любящих и заботливых отношениях.

Заключение

Не стоит воспринимать формулировку «стиль воспитания» как некий термин, которого нужно неуклонно придерживаться. Не наука породила стили воспитания, это сделали родители, ученые только систематизировали подходы, применяемые в семьях, и дали им названия.

Кроме того, каждый из перечисленных стилей воспитания описан только на основании самых общих характеристик. В действительности в «чистом виде» стили воспитания встречаются крайне редко. Обычно родители демонстрируют характеристики, принадлежащие к двум и более стилям воспитания одновременно.

Источники
  • https://psychologist.tips/1091-semejnoe-vospitanie-stili-i-tipy-ih-harakteristika-i-vliyanie-na-rebenka.html
  • https://ksusha-club.ru/stili-vospitaniya.html
  • https://www.kp.ru/putevoditel/sovety-dlya-roditelej/stili-vospitaniya-detej-v-seme/
  • https://iqclub.ru/blog/2018/03/kakimi-byvayut-stili-vospitaniya-detey/
  • https://Qvilon.ru/semya/liberalnyj-stil-vospitaniya.html
  • https://childdevelop.ru/articles/upbring/5723/
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/demokraticheskoe_vospitanie/
  • https://uspeshnick.ru/tipy-i-stili-semejnogo-vospitaniya-i-ih-vliyanie-na-lichnost-rebenka/
  • https://MedAboutMe.ru/articles/plyusy_i_minusy_avtoritarnogo_vospitaniya_detey/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5e4e2f83e977e25b8eec20ac/stili-vospitaniia-i-k-chemu-oni-privodiat-5f7ca8577a73103031c50b42
  • https://mel.fm/blog/mariya-arkhipova1/12587-popustitelsky-ili-avtoritarny-4-glavnykh-stilya-vospitaniya-v-detskikh-sadakh-mira
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/semejnoe/stili-semejnogo-vospitaniya-i-ih-vliyanie-na-razvitie-lichnosti-rebenka.html
  • https://Qvilon.ru/semya/avtoritetnyj-demokraticheskij-stil-vospitaniya.html
  • https://Qvilon.ru/semya/avtoritarnyj-stil-vospitaniya-v-seme.html
  • https://mstore57.ru/interesno/demokraticheskij-stil-vospitaniya.html

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста