Известный итальянский педагог Мария Монтессори большое внимание уделяла сензитивным периодам в развитии ребенка и утверждала, что именно в эти периоды ребенок наиболее быстро и радостно усваивает новую информацию. Такие периоды длятся определенное время, достаточно краткое, и вернуть их нельзя. Пропускать такие периоды ни в коем случае нельзя, упущенная возможность для развития определенных возможностей ребенка обойдется родителям достаточно дорого.
Психика и здоровье ребенка ухудшаются, если взрослые пытаются заставить учиться чему-то новому в неподходящий сензитивный период. Поэтому так важно создать все условия для того, чтобы внутренние импульсы в определенный период не угасали, а только способствовали развитию малыша. Длительность сензитивных периодов у каждого ребенка индивидуальна, важно увидеть его начало и помочь ребенку в соответствии с его личным внутренним планом психологического и физиологического развития использовать их возможности.
Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды в развитии ребенка:
Развитие речи (от 0 до 6 лет)
В возрасте от рождения до 6 лет ребенок без изучения грамматических правил очень легко усваивает грамматический строй языка. С помощью речи человек учиться выражать свои желания, мысли, эмоции. Поэтому так важно помогать ребенку в этот период, предоставлять ему интересные материалы и играть в его игры.
Родной язык ребенок учит при помощи букв, книг, письма и чтения. Родителям необходимо помнить, что все богатство речи ребенок усваивает через речь окружающих, через то, что он слышит и видит. Читайте полезные и добрые книги, общайтесь с ребенком на взрослом языке, окружайте его заботой и вниманием.
Развитие чувства порядка (от 0 до 3,5 лет)
Порядок нужен не только взрослым, но и детям. Только тогда ребенок будет спокоен, когда он его окружают упорядоченные вещи. Порядок во времени (различного рода режимы), порядок вокруг и внутри – все это малыш проживает ежедневно и впитывает с самого рождения. Недаром все психологи и детские врачи сходятся в едином мнении, что режим питания, прогулок, игр и свободных занятий так важен для ребенка. Ведь, если человек с детства привыкает к таким режимным моментам, то уровень его организованности намного выше по сравнению с другими.
Отдельная, пусть и небольшая по размеру, среда для ребенка, где он может заниматься, играть, где его вещи хранятся каждая на своем месте, также очень важна для развития ребенка. Немаловажным моментом развития чувства порядка является порядок во взаимоотношениях в семье. Родителям стоит помнить, что их действия по отношению к детям должны быть последовательны.
Если до трех с половиной лет вы не смогли привить ребенку любовь к порядку, то позднее будет сделать это намного сложнее.
Развитие самостоятельности (от 0 до 5 лет)
Возраст от рождения до 5 лет является важным сензитивным периодом формирования самостоятельности у ребенка. Уже с 7 месяцев самостоятельность проявляется достаточно четко, когда малыш пробует стянуть с себя шапку или носки.
При правильном подходе родителей, когда они не мешают проявляться самостоятельности, не делают за ребенка самые простые вещи, уже к 1.9 ребенок аккуратно кушает сам, к 3 годам умеет одеваться, к 5 может занимать себя играми без помощи взрослых, делать самостоятельный выбор в различных жизненных ситуациях.
Очень важно не перехватывать инициативу у ребенка, стремящегося к самостоятельности, иначе он вырастет обычным исполнителем чужой воли, не способным к творчеству и активным действиям.
Развитие движений и действий (от 0 до 4 лет)
Энергия, которая есть у любого здорового ребенка, ни в коем случае не должна оставаться в нем самом. Любому малышу уже с самого рождения просто необходимо активно двигаться большое количество времени.
Любое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий. Поэтому пеленание, запреты на любого рода подвижные действия, попытка заставить ребенка днями заниматься только интеллектуальным трудом – это ошибка родителей, которые просто не знают о важности сензитивного периода движений и действий.
Кислород, который так важен для умственного развития, сам собой не поступит в организм ребенка. Запрет на активные движения грозит проблемами с суставами и опорно-двигательным аппаратом. Движения, игры на свежем воздухе, обязательные прогулки очень важны для развития ребенка.
Сенсорное развитие ребёнка (от 0 до 5 лет)
Мария Монтессори говорила: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах». По ее мнению, именно сенсорное воспитание является основой мышления ребенка. Сенсорные материалы, разработанные Монтессори, позволяют детям развивать зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также стереогностическое чувство — вершину сенсорного развития.
Сенсорное развитие, в свою очередь, служит важной базой для развития речи, обучения письму и чтению, для изучения математики.
Несомненно, что человек с развитыми чувствами имеет более высокое эстетическое чувство. Воспитание сенсорных возможностей позволяет ребенку воспринимать окружающий мир во всех его оттенках, воображать и сосредотачиваться на деталях.
Развитие восприятия мелких предметов (от 1,5 до 2,5 лет)
Мелкая моторика развивается при помощи мелких предметов, но родители опасаются предлагать ребенку такие предметы, так как бояться, что он может взять их в рот. Важно помнить, что если малышу показать, что можно и нужно делать с бусинками, зернышками, мозаикой, то угроза, что он будет использовать их не по назначению, значительно минимизируется.
Чем раньше ребенок научится играть с мелкими предметами, тем успешнее будет в дальнейшем продвигаться его деятельность по освоению новых навыков.
Развитие социальных навыков (от 2 до 6 лет)
Умственное развитие ребенка напрямую связано с его общением с окружающими людьми. Именно диалог учит ребенка новому и развивает его мозг, ведь в общении информация воспринимается значительно быстрее и продуктивнее.
Общение со сверстниками учит ребенка строить взаимоотношения и договариваться. Общение с взрослыми не только является ценным опытом усвоения новых знаний, но и прививает ребенку правила поведения в обществе. Уже первый толчок в утробе матери – это попытка еще не родившегося малыша завязать диалог с матерью.
Границы практически всех сензитивных периодов продолжатели идеи Марии Монтессори предлагают отодвинуть ко времени внутриутробного развития ребенка. Родителям важно помнить, что развитие ребенка начинается задолго до его рождения, и сделать все возможное, чтобы это развитие было не только продуктивным, но и приносило удовольствие малышу.