Интеллектуальное развитие происходит не только благодаря решению каких-либо трудных манипуляций, которые максимально нагружают мозг. Такие методы недоступны ребёнку на ранних этапах его развития, поэтому на первый план выступают сенсорные системы человека, выполняя первичное обучение.
Сенсорика – основа основ
Ощущение – психический процесс, который помогает познавать действительность, непосредственно с ней контактируя. Контакты могут осуществляться по следующим каналам:
- зрительный;
- слуховой;
- тактильный;
- обонятельный;
- осязательный.
Всё это называется сенсорикой. Именно она развивает ребёнка, начиная с первых дней его жизни, но по мере взросления всё меньше, так как в определённый момент на первое место выходит когнитивная (знаковая) информация.
Что должен знать малыш дошкольник?
Если говорить о детях до года, то о знаниях речи идти пока не может, но о развитии, однозначно, да. Ведущим каналом информации в этот период жизни является тактильный. Прикосновения мамы сигнализируют о том, какая вокруг среда в целом: спокойная и приятная или грубая и опасная.
Также важно сказать об особенностях прикорма. Следует начинать с однокомпонентных продуктов, так как таким образом малыш будет лучше усваивать разные вкусовые ощущения. Звуки, зрительные и обонятельные ощущения так же присутствуют, но пока не имеют такой важной роли как тактильные.
В норме уже к трём годам ребёнок должен уметь различать основные цвета, формы предметов, размеры, текстуры, а также их пространственное положение. Однако последнее у младших дошкольников развито ещё не совсем хорошо и лучшего качества достигнет в раннем школьном возрасте.
Мягкая игрушка, зелёный квадрат, громкий звук, тёплый чай, мокрый пол – все эти объекты с их характеристиками вполне доступны детям уже к трём годам. А с четырёх лет можно начинать учить ребёнка более чёткому различению оттенков цветов, звуков и вкусов.
Как развивает сенсорика?
Для удобства можно рассматривать методы по их направленности на конкретную модальность.
Слуховое развитие
Давать для прослушивания ребёнку музыку, которая соответствует его возрастным биоритмам (в интернете можно подобрать для любого возраста), особенно в период до года;
Показывать малышу какие звуки издают животные, какие бывают от воздействий на предметы или работы техники, как звучит природа (звуки воды, ветра и пр.) и обязательно пояснять.
Визуальное развитие
Показывать различные картинки, фигурки, цвета и то, как они могут изменяться (но это для старших дошкольников);
Демонстрировать перемещение объектов, людей животных, но в естественных условиях, не по телевизору.
Тактильное развитие
Самое простое – массаж;
Различительное обучение: просим ребёнка закрыть глаза, и взяв его руку, начинаем проводить пальцами или всей ладонью по предметам, просим описать (для старших дошкольников и угадать) предмет.
Обонятельное развитие
Просто даём ребёнку почувствовать запах разных продуктов и другие, ненавязчиво пахнущие вещества, и обязательно поясняем их.
Вкусовое развитие повторят принцип обонятельного.
Сенсорное развитие ребёнка это очень простой, но максимально эффективный способ научить малыша включаться в среду и адаптироваться к ней. Более того, все необходимые для этого ресурсы всегда под рукой.