Развивашки для детей: игры на логику, мышление, внимание и память. Игры развивающие для малышей

Развитие

Виды развивающих игрушек

Чтобы детская развивающая игрушка принесла радость, малышу потребуется сделать какое-нибудь встречное движение, например, соединить один кубик с другим, чтобы построить домик, или нажать на кнопку — иначе мелодия не заиграет.

Сегодня производители предлагают:

  • конструкторы из мягких материалов на липучках;
  • кубики с картинками, цифрами и буквами (из них можно складывать сказки, слова и примеры);
  • звуковые пазлы (надо собрать картинку, и тогда услышишь мелодию);
  • сортеры (в окошко соответствующей формы нужно поместить фигурку);
  • шнуровки (учат детей завязывать шнурки и завязки);
  • машинки с шуруповертами (их можно собирать и разбирать — все крепления находятся на внешней части изделия).

Развивающие игры для детей

Для детей 2-3 лет

Развивающие игры для детей 2-3 лет очень полезны.

развивающие игры для детей

Игра 1. Комарики

Цель: развивать речь, мелкую моторику.

Описание: взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комарика». Акцентирует внимание на размер насекомого, особенность поведения (летает — жужжит; сядет — замолкает; когда укусит — характерный писк, становится больно, место укуса краснеет, зудит). Можно продемонстрировать предметную картинку с изображением комара.

Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями.

Дарики-дарики, Хлопать в ладоши.
Вот летят комарики: «З-з-з!» Складывать пальцы рук в щепоть.
Вились, вились, Вращать кистями рук.
Вились, вились,
Раз! И в ушко (носик, ручку) Пощипывать за ушко.
Нам вцепились!

***

развивающие игры для детей

Игра 2. Подарок для куклы

Вам потребуются: бусины с крупными отверстиями, леска.

Расскажите малышу, что сегодня — день рождения у куклы Маши, поэтому надо подарить ей подарок. По секрету кукла вам сообщила, что ей очень нравятся красивые разноцветные бусы. Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску. Называйте цвет каждой бусины. Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы.

Игра способствует развитию мелкой моторики.

***
развивающие игры для детей

Игра 3. Кто что делает?

Цель: Игры расширяют кругозор и способствуют развитию интеллекта, сообразительности, памяти.

А вот сразу несколько хороших устных игр. Вы начинаете, малыш — продолжает. А можно — наоборот.

Машина едет, гудит …

Кошка бегает, спит…

Назовите два предмета или два живых существа. Пусть малыш назовет, какое общее действие они совершают:

И лягушка, и зайчик … (прыгают).
И птица, и муха … (летают).

А теперь нужно перечислить предметы, выполняющие одно действие:

Едет- машина, поезд, велосипед, а еще …
Тает — мороженое, лед, а еще …

***

развивающие игры для детей

Игра 4. Повторяй за мной

Цель: Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

***

развивающие игры для детей

Игра 5. «Отгадай, не глядя» или «Волшебный мешочек»

Необходимый инвентарь: самые разнообразные предметы, отличающиеся по величине, форме и материалу, из которого они изготовлены.

Попросите ребенка закрыть глаза и отгадать, что лежит у него в руке. Пусть он прокомментирует свои ощущения.

Глаза можно и не закрывать, а спрятать предмет в непрозрачный мешочек, попросить ребенка опустить туда руку, нащупать предмет и отгадать, что это.
Пусть ребенок угадывает предмет, ощупывая его как правой, так и левой рукой. Это позволит развивать тактильную восприимчивость обеих рук одинаково.

Для детей 3-4 лет

Развивающие игры для детей 3-4 лет способствуют улучшению памяти, внимания, взаимодействия.

развивающие игры для детей

Игра 6. «Волшебное слово»

Цели: развитие внимания; освоение правил этикета.

Описание: ребенок должен внимательно слушать, что сказал взрослый и выполнять просьбу только если взрослый произнес слово «пожалуйста».

Например: взрослый говорит «Подпрыгни!» — ребенок не должен реагировать на слова.

Если взрослый сказал «Сядь на диван, пожалуйста», «Принеси книгу, пожалуйста», то малыш должен сесть, принести книгу и т.д., выполнить просьбу, так как прозвучало слово «пожалуйста».

***
развивающие игры для детей

Игра 7. Посади цветы

Подготовьте дидактический материал: цветы, вырезанные из цветного картона (24 шт.), четыре прямоугольника — клумбы.

Предложите ребенку помочь садовнику рассадить цветы по клумбам — на каждой клумбе должны расти только одинаковые цветы.

Просите малыша называть цвет каждого цветка.

развивающие игры для детей

Игра 8. Разноцветный поезд

Для игры вам потребуется несколько картонных коробок. Вместе с малышом оклейте каждую коробку цветной бумагой так, чтобы все они отличались друг от друга. Скрепите коробки нитками или клейкой лентой — получился поезд с разноцветными вагонами.

Теперь расскажите ребенку правила игры: поезд поедет только в том случае, если цвет предметов, помещенных в каждый вагон, будет совпадать с цветом вагона. Например, в коробку, оклеенную желтой бумагой, можно класть все игрушки желтого цвета и т.д. Если кроха затрудняется сделать правильный выбор, помогите ему: «Давай приложим этот кубик к вагончику и сравним их цвет? Как ты думаешь, кубик такого же цвета, как коробка?». Загрузив все вагоны, отправляйтесь в «путешествие».

развивающие игры для детей

Игра 9. «Что, где, когда»

Цели: развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов.

Описание: бросая мяч ребенку, задать вопросы:

— Где растут ветки? (На дереве.)
— Где растут деревья? (В лесу.)
— Где растут листья? (На ветке.)
— Где живут рыбы? (В реке.)

***

развивающие игры для детей

Игра 10. «Массажная рукавичка»

Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, отработка цвета и формы.

Для изготовления рукавички Вам понадобится:

  • перчатка;
  • пуговицы разного цвета и формы;
  • нитки и иголка.

Изготовление:

Пришить в хаотичном порядке к рукавичке пуговицы.
В чем смысл игры?!

  1. Детки любят, когда им делают массаж, специально подставляют спинки, а также им нравится делать массаж взрослому самостоятельно. Все действия производятся через одежду.
  2. На перчатке нашиты пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, разного цвета. При помощи перчатки Вы можете с детьми отработать цвет и форму, спрашивая, «Какого цвета пуговка», «Найди все пуговки красного или любого другого цвета», «Найди все круглые (квадратные, треугольные) пуговки» (или похожие на круг, квадрат, треугольник).
  3. Покажите ребенку пуговку, предположим, желтого цвета, и попросите его вспомнить «Что бывает желтого цвета, пока я делаю тебе массаж спинки».

Для детей 4-5 лет

В развивающие игры для детей 4-5 лет весело играть.

Игра 11. Я — ты

развивающие игры для детей

Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я — радуга!» Ребенок должен ответить: «Я — солнце!» Воспитатель продолжает: «Я — небо». Ребенок отвечает: «Я — самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

***

Игра 12. Мамы и дети

развивающие игры для детей

Прочитайте ребенку стихотворение:

У собаки есть сынок —
Это маленький щенок,
И у кошки есть ребёнок —
Это беленький котёнок.

А у курицы-наседки,
Есть цыплята — тоже детки.
У лошадки есть ребёнок —
Длинноногий жеребёнок.

А в лесу живёт волчица
И волчатами гордится.
И у птички тоже детки –
Птенчики сидят на ветке.

После прочтения попросите малыша вспомнить и назвать других взрослых животных и их детенышей, например, белка-бельчонок, корова-теленок, медведица-медвежонок и т.п.

***

Игра 13. Поезд

развивающие игры для детей

Предложите ребенку отправиться в путешествие на поезде: вы садитесь друг за другом и воспроизводите стук колес в характерном для него ритме. Начиная с медленного и тихого «постукивания», постепенно ускоряйте темп. При достаточно быстром «движении» имитируйте гудок паровоза, после чего «стук колес» постепенно замедляется. При повторном гудке скорость вновь нарастает.

***

Игра 14. Фотоаппарат

развивающие игры для детей

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

***

Игра 15. Расскажи сказку

развивающие игры для детей

Пользуется большой популярностью у детей от 4х лет. На пирамидку одеты виниловые пластинки (которые окрашены из балончика).На первом — изображения героев знакомых сказок; на втором – предметы из этих сказок. Пособие можно использовать как Круги Луллия, тк пластинки легко меняются.

Цель: Закреплять знания текстов знакомых сказок. Учить составлять новый текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

  1. «Посмотри, иллюстрация к какой сказке под стрелкой» («Курочка Ряба»); «Найди подходящий предмет» (Яичко).
  2. «Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Герой из сказки «Красная Шапочка» и скалочка из сказки «Лисичка со скалочкой») как скалочка может помочь Красной Шапочке справиться с волком?».

Для детей 5-6 лет

Развивающие игры для детей 5-6 лет помогают освоить необходимые в этом возрасте навыки.

Игра 16. Чистюли

развивающие игры для детей

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Моем шею, моем уши, (Ладонями трут шею, уши.)

Вытираем их посуше. (Имитируют растирание полотенцем.)

Чистота всего дороже. (Грозят пальцем.)

Мы и зубы чистим тоже. (Имитируют чистку зубов.)

Раз-два-три, раз-два-три, (Хлопают в ладоши.)

Зубы щеткой чистим мы.

***

Игра 17. Чем не Золушка

развивающие игры для дете

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: крупа (рис, гречка).

Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

***

Игра 18. Юный архитектор

развивающие игры для детей

Расскажите ребенку о том, чем занимается архитектор. Рассмотрите фотографии архитектурных построек, объясните, что ни одно здание нельзя построить без предварительного плана, чертежа.

Предложите поиграть в архитекторов: построить дом из кубиков или конструктора по чертежу. На первых занятиях рассматривайте простые конструкции из 4—5 деталей. Попросите ребенка построить дом и сделать чертеж готового строения. Затем возьмите на себя роль строителя, в то время, как малыш станет архитектором, то есть, сделает чертеж.

Усложняя игру, можно построить несколько объектов и схематично изобразить один из них, предложив ребенку найти строение, сверяясь с чертежом.

***
Игра 19. Уголки

развивающие игры для детей

Задачи: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Содержание игры:

Дети становятся возле деревьев или в кружочках начерченных на земле. Один из играющих оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говорит» Мышка, мышка продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится на середину.

Варианты:

Если водящему долго не удаётся занять место, воспитатель говорит: «Кошка!» все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.

***
Игра 20. Чей ботинок?

развивающие игры для детей

Количество играющих: от 3 человек.

Дети садятся на лавку (стулья) в ряд и снимают обувь, один из них, голящий, садится спиной.

Ведущий берет по одному ботинку и спрашивает у голящего: «Чей ботинок?».

Голящий называет имя игрока. Ведущий ставит ботинок у ног названного ребенка. И так пока не закончится обувь.

Ребенок, у которого оказалась пара одинаковых туфель, голит следующим, предыдущий голящий может быть ведущим.

***

Игра 21. Домашнее животное

развивающие игры для детей

Если в вашем доме есть живое существо, малышу будет чем заняться на досуге. А если нет настоящего, можно завести игрушечное домашнее животное.

Наверняка у вас найдется мягкая игрушка — кошка или собака. А может быть, это будет жираф или слон. Кстати, многие дети мечтают о том, чтобы в доме жила настоящая лошадь с красивыми лиловыми глазами.

Если нет возможности разместить в ваших «апартаментах» живую, купите для начала игрушечную. У ребенка появится круг забот: кормить, дрессировать, выгуливать, ухаживать. Эта игра воспитывает в детях чувство ответственности.

Для детей 6-7 лет

Развивающие игры для детей 6-7 лет нравятся ребятам.

Игра 22. Цепочка из слов

развивающие игры для детей

Цель игры — составить самое длинное предложение. Побеждает тот, кто скажет последнее слово, подходящее по смыслу. Например: «солнце», «жаркое солнце», «большое жаркое солнце», «большое жаркое летнее солнце», «светит большое жаркое летнее солнце», «на небе светит большое жаркое летнее солнце» и т. д. Можно описывать предметы по тому же принципу. Например: дерево — высокое, большое, зеленое, красивое и т. д.

***
Игра 23. Спаси куклу

развивающие игры для детей

Обыграйте ситуацию: ребенок катит машинки по дороге, у вас в руках кукла, которая выбегает на проезжую часть неожиданно для водителя. Что угрожает кукле? Водителям? Как исправить положение? Проводите куклу до обозначенного перехода. Попросите ребенка объяснить ей правила дорожного движения.

***

Игра 24. Космическое путешествие

развивающие игры для детей

Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами. Мягко направляйте действия ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т.п.

Пусть ребенок проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

***
Игра 25. Закончи предложение

развивающие игры для детей

Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.

Теленок больше похож на. (корову, лошадь, козу).

Заяц больше похож на. (кролика, кошку, собаку). Весной перелетные птицы. (улетают, прилетают). Дети обычно бывают. (ниже родителей, выше родителей).

У дерева всегда есть. (тень, ствол).

Больше народа живет. (в деревне, поселке, городе).

Обед не может быть без. (одежды, автомобиля, пищи, часов).

***
Игра 26. Логические задачи

развивающие игры для детей

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

  1. Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)
  2. Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух — не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок — красный.)
  3. На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)
  4. Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)
  5. Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

***
Игра 27. Наседка и цыплята

развивающие игры для детей

Цели: закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением цыплят разного количества.

Описание: па карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети — «цыплята», один ребенок — «наседка». «Наседку» выбирают с помощью считалки:

Говорят, на заре

Собирались на горе

Голубь, гусь и галка…

Вот и вся считалка.

Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Педагог обращается к детям:

Цыплята есть хотят.

Мы накормить должны цыплят.

«Наседка» начинает свои игровые действия: стучит по столу несколько раз — созывает «цыплят» к зернышкам. Если «наседка» постучала 3 раза, ребенок, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) — его цыплята накормлены.

***
Игра 28. Клочки по закоулочкам

развивающие игры для детей

Справиться с немотивированной агрессией и другими последствиями нервного перенапряжения ребенку поможет обычная бумага. Предложите малышу разорвать альбомный лист на мелкие кусочки, затем еще один. Теперь дайте крохе лист картона. Вполне возможно, что, справившись с этим заданием, ребенок, сам того не заметив, успокоится. Самое время предложить малышу поиграть в уборочную машину и собрать результаты его деятельности в пакет или в ведерко. Можно устроить соревнование, разделив замусоренную площадь на участки, победителем объявляется тот, кто чище и быстрее убрал свою территорию.

Для детей 7-8 лет

Развивающие игры для детей 7-8 лет интересны детям и взрослым.

Игра 29. «Типография»

развивающие игры для детей

Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.

Примечание. Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.

Описание. В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» — портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.

***
Игра 30. «Сделай сама» из бумаги

развивающие игры для детей

У многих девочек, которые уже сами стали мамами, были бумажные куклы. Благодаря интернету, сейчас их можно не покупать.

Классический вариант позволит развить мелкую моторику. Вырезание фигурки и одежды требует усидчивости, а результат приходит быстро. Это формирует понимание достижения цели как награды. Разнообразить занятие поможет создание уникальных нарядов: нужно только показать, как, а все остальное сделает фантазия.

Необязательно ограничиваться обычными куклами. В интернете есть шаблоны с рыцарями, чудовищами, сказочными и фольклорными персонажами. Также в качестве материалов подойдут старые журналы и плакаты.
Если ребенок уверенно справляется со стандартными двухмерными моделями, можно предложить ему трехмерный вариант. Он поможет развить пространственное мышление.

развивающие игры для детей

***

Игра 31. Приключения

развивающие игры для детей

Каждый человек в душе искатель приключений. Утолить эту жажду может помочь семейный поиск сокровищ. Для этого нужно нарисовать карту комнаты или всей квартиры, а затем спрятать что-нибудь, отметить на карте, а после спрятать и ее. Дети должны найти карту по подсказкам родителя, а потом, следуя плану, отыскать сокровище, которым может быть шоколадка, дарующая богатырскую силу. После можно поменяться местами, и теперь следовать подсказкам будут уже родители.

Такие игры не имеют ограничений и не требуют большой подготовки к ним. Можно отказаться от использования карты и просто спрятать в доме несколько сладостей, а затем подсказками помогать детям их найти. По мере развития сюжета можно на ходу добавлять новые задания. Так игра становится более непредсказуемой и интересной.

***

Игра 32. Льдинки и мороз

развивающие игры для детей

Цель игры: развитие коммуникативных способностей, внимания и быстроты реакции.

Ход игры: игроки-«льдинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

— Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят, дзинь-дзинь!

Игроки должны повторять слова до тех пор, пока не услышат команды ведущего «Ветер!»

Услышав это слово, они разбегаются в разные стороны, потихоньку договариваясь друг с другом, кто с кем будет строить круг — большую льдину. На слова ведущего «Мороз!» — игроки встают в круг и берутся за руки. Выигрывают те дети, у кого круг был построен быстрее и оказался больше других.

Особые замечания: после слова «ветер» надо тихо и быстро договориться о том, кто с кем встанет в круг.

***

Игра 33. Угадай-ка

развивающие игры для детей

Участвуют 2 человека. Завязав глаза, по вкусу и запаху, они пробуют угадать продукты. Заготовьте игрокам наборы одинаковых продуктов (варенье, апельсин, банан, морковь, капуста, творог) Побеждает отгадавший больше запахов и вкусов.

***
Игра 34. Электрик-монтер

развивающие игры для детей

Посмотрите, как хитёр
этот маленький монтёр.
он пока проводит свет
только там, где света нет

Для игры нужен клубок шерстяных ниток (желательно не очень ценный) и фантазия ребенка.

Разрешите ребенку провести «провода» из ниток по всей комнате. Пусть он проводит электричество от одного дома (стула) к дому-дивану. Заодно и расскажите крохе об электричестве. Вы увидите, как эта игра его увлечет. Единственный недостаток – скручивать нитки после игры. Нам обычно удается собрать все нитки в прежний клубок, но пару раз пришлось разрезать нити, так как не могли распутать узлы. К скручиванию клубка ниток приобщайте и ребенка, это будет способствовать развитию мелкой моторики.

Другие увлекательные и развивающие игры для детей

В первую очередь отметим сюжетно-ролевые игры. Это могут быть как классические дочки-матери, так и взаимодействие с куклой, которая приходит на занятия к деткам и дает им интересные задания.

Важны игры как на мелкую, так и на крупную моторику. Сортировать предметы, лазать, бросать мяч, прыгать через низкие препятствия не просто в компании со взрослым, но и совместно с другими малышами, координируя усилия, соблюдая очередность, проявляя терпение и демонстрируя взаимопомощь, для малышей двух лет очень полезно. Двух- и трех-летние малыши способны вырезать простые формы (полоски, кусочки) детскими ножницами, лепить из пластилина, рисовать “каляки” и тематически называть их.

«Ловушка»

игры на 3

Возьмите моток плотных ниток и вместе с ребёнком постройте “ловушку” — натянутые в разных направлениях нити, как паутину. Можно в разных местах “сети” прикрепить маленькие колокольчики. Задача игроков — пробраться сквозь ловушку, не задев нитей и колокольчика. Если это задание кажется простым, усложните задачу и играйте на скорость! Самому быстрому и шустрому участнику подготовьте небольшой приз.

Эта игра очень нравится детям, не требует тщательной и долгой подготовки, играть в неё можно и дома, и на улице.

«Что в ладошках?»

Вам понадобятся 15-20 небольших предметов (фишек, палочек, значков, кубиков, кружочков) трёх цветов, которые уже знакомы ребёнку.

Задача проста — спрятав в руке вещь, спрашиваем: “Не жёлтая и не синяя, какая?”. Если малыш отвечает верно, предмет переходит к нему, нет — остаётся у ведущего. Выигрывает тот, кто соберёт больше трофеев. Можно специально путать малыша, называть другие цвета и признаки, например, форму и размер, использовать не три,  а 4-5 цветов. Ориентируйтесь на знания вашего ребёнка и обязательно меняйтесь ролями, чтобы малыш побыл ведущим.

Эта игра помогает закрепить знания цветов, развивает внимание и наблюдательность, учит анализу.

«У кого это есть?»

Хорошая игра на развитие речи, наблюдательности, а также закрепление знаний. Взрослый перечисляет предметы, а ребёнок называет, кому они могут принадлежать. Например: “У кого есть половник, фартук, нож и колпак?” (повар) или “У кого есть большой панцирь и маленькие лапки, которые не умеют бегать?” (черепаха).

«Поезда»

Эта весёлая подвижная игра подходит для тех детей, которые не любят соревнования.

Предложите им  изобразить поезд, выстроившись друг за другом. Суть игры — повторять все движения за первым игроком, который может идти ровно, прыгать с места на место, сворачивать в разные стороны, шагать задом, танцевать и так далее. Следите, чтобы рулевым смогли стать все желающие.

Лучше всего эту игру проводить на свежем воздухе, но если детей немного, она подходит и для домашней обстановки.

«Обезьянки»

Ещё одна игра на повторение движений. Но в ней больше задействована мимика, а не тело.

Расскажите малышам, что обезьянки очень любят корчить рожицы и повторять движения друг за другом. Предложите детям побыть этими животными и поиграть! Пусть один ребёнок повторяет движения за взрослым или придумывает гримасы сам, а все остальные игроки повторяют за ним. Не забывайте менять ведущего или играть в парах, если детей много.

«Высота»

игры для детей 3 лет

Отличная задумка для игры на улице и дома. Подготовьте верёвку или шнур и положите её, вытянув в линию. Это будет ваша дорога над пропастью. На конце шнура поставьте тарелку или коробку, в которой будет лежать приз (яблоко, леденец, мячик или любой другой приятный сюрприз). Задача малыша — осторожно пройти по верёвке, удерживая равновесие и не упав. Пока ребёнок пытается пройти испытание, подбадривайте его словами, пусть он ощущает поддержку болельщиков! Ещё интереснее играть командами на скорость. Если все справляются легко, сделайте дорожку над пропастью не прямой, а извилистой.

Эта игра развивает координацию движений малышей, а также приносит массу веселья и хорошего настроения!

«Волшебные нити»

игры на 4

Это прекрасная игра на развитие воображения, а также закрепление знаний о цветах и формах. Покажите, как с помощью нитей или шнурков разных цветов выложить контуры различных предметов и фигур. А затем предложите выложить самостоятельно солнце, цветок или домик, тучку или контур птицы сначала одним цветом, а затем несколькими.

«Дождик»

Ещё один вариант игры с нитками или шнурками. Вместе с ребёнком нарисуйте на плотном картоне тучи. Под ними с помощью ножниц или шила сделайте небольшие дырочки, через которые ребёнок должен продеть нитки или шнурок, чтобы получились короткие стежки-полоски дождя.

«Забавные крупинки»

Отличный вариант для развития и мелкой моторики, и воображения, и сенсорного восприятия. Задача проста — насыпать в плоскую посуду или поднос тонким ровным слоем манную или любую другую мелкую крупу.

Затем предложите ребёнку нарисовать пальцем на таком “холсте” знакомые фигуры и рисунки. В начале это будут простые изображения: домик, солнце, тучка, а после можно усложнять задачу.

Когда малыш немного подрастёт, с помощью этой игры изучайте буквы и знакомьтесь с цифрами.

игры развивающие для детей

«Паутинки»

Возьмите картонную коробку и в каждой из её сторон сделайте несколько отверстий. Затем предложите малышу сплести паутинку, продевая разноцветные ниточки сквозь получившиеся отверстия. Используйте нитки или разные по толщине, цвету и длине шнурки. Можно разнообразить игру, просто положив на дно коробки мелкие предметы. Когда паутинка будет готова, с помощью пинцета или пальцев достаньте со дна коробки оставшиеся там вещи.

«Угадай-ка»

Суть игры — с закрытыми глазами угадать, что ведущий положил в руку. Подберите небольшие предметы разной формы и разных материалов. Если ребёнок хорошо говорит, предложите ему озвучивать свои мысли, например: «Это что-то деревянное, шершавое, твёрдое и с острыми углами. Думаю, это кубик».

игра для детей

Запомни картинку

развивающие игры для детей 3 лет

Угадай звук

«Фигурные поиски»

Задача проста — вырезать из бумаги разной текстуры (обычная, картон, металлизированная, бархатная, газета) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Затем завяжите малышу глаза и попросите на ощупь пальчиками отыскать все круги или другие фигуры. Для детей 4 лет можно подготовить более сложные варианты (многоугольники, трапеции, ромбы).

«Не вижу и не слышу»

Это отличная подвижная игра для двух и более игроков, которая очень нравится детям. Правила: когда ведущий произносит “не вижу”, игроки бегают, прыгают, резвятся, но в абсолютной тишине. Если кто-то произнесёт звук, то проигрывает. Если ведущий говорит “не слышу”, то игрокам можно и нужно шуметь, кричать, петь, смеяться, но стоять на одном месте. Кто сдвинулся — проиграл.

Игра больше подходит для улицы, чтобы дети могли вдоволь набегаться и накричаться, не тревожа соседей.

«Цветные краски»

игры для маленьких

Это замечательная игра для закрепления знаний цветов и их оттенков. Для неё требуются минимум три участника.

Уверены, многие родители вспомнят правила! Нужно начертить линию (или проложить верёвку или шнурок), с одной стороны которой стоит ведущий, а с другой — игроки. Ведущий поворачивается спиной, называет любой цвет и разворачивается обратно. У кого на одежде есть такой цвет, легко переходит на другую сторону, остальные же участники должны перебежать, пока их не схватил ведущий. Кого из игроков он поймал, занимает место ведущего.

«Полоса препятствий»

Эта игра потребует небольшой подготовки, так как нужно создать «трудности», которые будут преодолевать дети. Лучше всего играть в компании или даже командами на скорость.

Ориентируясь на интересы малыша, создайте полосу препятствий (стулья, под которыми надо проползти, туннель из подушек, листочки, которые спасут от лавовой реки и так далее). Тематика может быть разной, например, охота на динозавров, спасение принцессы от дракона, джунгли, пиратский остров и любые другие фантазии.

Если играют команды, можно подготовить главный приз для победителей и поощрительный для проигравших. Но самой важной наградой в “Полосе препятствий” будет отличное настроение и заряд бодрости!

«Снова и снова»

развивающие игры для детей 3-4 лет

Отличная игра, которая развивает навыки классификации и анализа.

Вам понадобятся карточки с изображениями животных, растений, предметов мебели, цветов, транспорта и того, что можно классифицировать.

Суть игры — выложить перед ребёнком все картинки, например, с мебелью и попросить отделить предметы небольшого размера от крупных, затем деревянные от пластмассовых и так далее. Чем больше вы найдёте вариантов для анализа и сравнения, тем лучше.

«Что в уме?»

Цель забавы: весело и интересно развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

Подготовьте несколько несложных картинок с разным содержанием и попросите малыша выбрать одну, но не говорить, какую именно. Затем взрослый задаёт вопросы, чтобы разгадать, какое же изображение было выбрано, а ребёнок отвечает либо да, либо нет. Например: “На этой картинке человек?”, “Есть ли жёлтый цвет в одежде человека?”. Затем поменяйтесь ролями — кто быстрее справится с заданием?

Готовые сюжетные картинки или изображения животных можно приобрести в любом книжном магазине или сделать самим, вырезав из журналов.

«Загадочные действия»

Играют два и более человек, которым нужно понять, что показывает ведущий своими жестами или действиями. Например, взрослый зажимает нос, закрывает глаза и приседает — это ныряние в воду. Загадать можно любые реальные предметы или занятия: письмо, плавание, сон, стук молотка и так далее. Ведущий может заранее подготовить возможные варианты и записать их на карточках. Выигрывает тот участник, который называл правильные ответы быстрее остальных.

«Кто так может?»

Ещё одна интересная игра на развитие речи. Задача проста — быстрее остальных игроков отгадать, о чём идёт речь. Ведущий описывает предмет, человека или персонаж, например: “Это небольшой металлический предмет, который издаёт тонкий звук. Такие маленькие предметы часто вешают домашним животным на шею” (колокольчик).

Игра помогает закреплять любые полученные знания: о профессиях, транспорте, растениях, животных, временах года и множестве других предметов и явлений.

«Сравнения»

игры для детей 4 лет

Взрослый показывает ребёнку два предмета и просит рассказать, в чём их сходства и отличия. Например: “Вот мячик и воздушный шарик разных цветов, сравни их!”. Сходство — оба предмета круглой формы. Отличия: цвет, материал. Чем больше признаков назовёт малыш, тем лучше. Постепенно усложняйте задачу, подбирая похожие предметы, например, кубики одного цвета, но немного отличающиеся по размеру. Можно также увеличивать количество сравниваемых предметов.

Эта игра отлично развивает внимание и совершенствует навыки классификации и анализа.

развивающие игры для детей 3 4 лет

Повтори узор

игра для малышей

Одинаковые картинки

игры для детей 4 года

Два одинаковых предмета

«Вопросы-ответы»

Суть игры — ответить на разнообразные вопросы, которые задаёт взрослый. Это могут быть как смешные вопросы, так и познавательные и закрепляющие. Например: “Бывают ли грозы зимой?”, “Какого цвета солнце?” или “Зачем нужно кушать?”.

Игра развивает речь и память, а также навыки обобщения предметов и подходит для тихих семейных вечеров.

игры для детей 3-4 лет

«Команды»

Интересная спокойная игра на развитие речи. Ведущий заранее готовит забавные команды: «Сядьте те, кто любит компот», «Закройте один глаз те, кто пил сегодня сок» и так далее. Забава подходит для знакомства в новой компании, потому что позволяет узнать интересы новых друзей и создать весёлую атмосферу.

«Сигналы»

игры для детей 4 года

Очень интересная игра, которая развивает внимание и увеличивает его концентрацию, а также улучшает память.  Задача проста — ведущий заранее готовит «сигналы» (любые картонные фигуры разного цвета) и показывает их детям. Каждый цвет обозначает какое-то действие, например, жёлтый —  стоять на месте, красный — присесть, синий — поднять вверх руки. В произвольном порядке показывайте игрокам эти сигналы. Постепенно усложните задачу и произносите команды, показывая карточки другого цвета. Выигрывает тот, кто не запутался и верно следовал сигналам.

«Собираем игрушки»

Отличная активная игра, которая помогает не только развивать внимание и память, но и быстро убраться в комнате! Желательно, чтобы в игре было как минимум два участника, чтобы получилось соревнование.

Возьмите несколько предметов и разложите их по комнате в различные места (или просто озвучьте то, что нужно искать). Детям нужно как можно скорее найти все вещи и убрать в ящик или корзину.  Выигрывает тот, кто оказался первым.

Потом усложните задачу и предложите продолжать поиски, стоя на одной ноге, хлопая, идя гуськом или ползая.

игры для 3 лет

Какие предметы были на картинке?

«Узорный покров»

Сделайте на листе картона несколько отверстий и предложите малышу разноцветными нитками или шнурком сделать узорный покров. Это может быть спонтанный узор или заранее подготовленные изображения, которые легко повторить.

игры для детей 3-4

Большинство предложенных игр позволяют не только весело и с пользой провести время, но и помогают улучшить отношения между ребёнком и родителями, а также детей друг с другом.

Источники
  • https://www.akusherstvo.ru/detskie-igrushki-i-igry/razvivayushhie-igrushki/
  • https://multi-mama.ru/razvivayushhie-igry-dlya-detej/
  • https://IQsha.ru/ilove/post/razvivashki-dlia-detei
  • https://IQsha.ru/ilove/post/igry-dlia-detei-3-4-let

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста