- Причины выделения этапов развития ребенка
- Кризис новорожденных
- Основные возрастные кризисы
- Коротко о детских страхах
- Виды деятельности
- Психическое развитие
- Возраст детей
- Дети раннего возраста (новорожденный, грудничок)
- Дети младшего возраста
- Средний возраст: от 4 до 5 лет
- Старший возраст: от 5 до 6 лет
- Подготовительная группа: от 6 до 7 лет
- Формирование личности детей старшего школьного возраста
- Юность и ранняя взрослость
- Зрелость
- Физиологические развитие
- Рост и вес
- Пропорциональность
- Кости и мышцы
- Зубы
- Сердечнососудистая и дыхательная системы
- Питание
- Мозг и ЦНС
- Дети полутора лет
- Особенности ребенка
- Советы родителям и учителям
- Двухлетние дети
- Особенности ребенка
- Советы родителям и учителям
- Особенности ребенка
- Трехлетние дети
- Советы родителям и учителям
- Воспитание детей в раннем возрасте. Стили
- Договориться с ребенком
- Отставание в развитии
- Причины отставания в развитии
- Что делать при отставании в развитии
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Основные возрастные кризисы
Специалисты выделяют два кризиса дошкольного возраста, характеристика которых представлена в таблице.
Название | Возможные причины | Основные симптомы | Рекомендации родителям |
Кризис трех лет | Поведение родителей (гиперопека, авторитаризм), отсутствие братьев или сестер, болезненность. Чаще всего возникает у меланхоликов и холериков. | Упрямство, деспотизм, строптивость, негативизм, своеволие, протесты, обесценивание – это семь основных признаков кризиса, выделенных Л.С. Выготским. Дети действуют «назло», нередко вопреки собственным желаниям, имея целью только отказать родителям (например, малыш сам замерз и хочет домой, но упрямство заставляет его не слушаться и продолжать гулять). | Необходимо всеми силами сохранять спокойствие, не кричать на ребенка, поощрять его стремление к самостоятельности. Каждое проявление строптивости должно быть проанализировано. Следует поговорить с ребенком, рассказать о своих переживаниях – именно так он учится выражать свои эмоции и идти на контакт. Навязывать свою волю не надо, важно дать дошкольнику возможность выбора (например, какой мультик посмотреть). |
Кризис семи лет (может также возникнуть в 6 лет) | Нередко совпадает с началом процесса обучения, ребенок получает новую для себя роль, к которой ему предстоит привыкнуть, для него становится важным казаться более взрослым, получить свободу, которую родители пока не готовы предоставить. | Отсутствие послушания, раздражительность, упрямство, потеря прежних интересов. Часто возникают конфликты с учителями и родителями. Дети методом проб и ошибок изучают границы дозволенного, проверяя родителей на прочность. Могут категорически отказываться от ранее им присущих социальных ролей. | Предоставление ребенку большей свободы, пояснение ему, что у каждого человека, в том числе у дошкольника, есть свои обязанности, которые следует выполнять. Право на ошибку позволяет ребенку понять, что он сам несет ответственность за свои поступки. |
Кризисом 6-7 лет завершается дошкольный возраст. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только в случае грамотного поведения родителей, которые понимают, что их подрастающий малыш становится более самостоятельным, и выстаивают взаимоотношения с ним, учитывая эту истину.
Коротко о детских страхах
Бояться малыши начинают еще до года, но конкретные и разнообразные страхи появляются у них именно в дошкольный период. Так, в 3-5 лет дети могут опасаться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей, боятся оставаться одни. Иногда страх ничем не мотивирован – так, пугать ребенка может безобидная на первый взгляд игрушка, с которой связаны личные неприятные ассоциации.
5-6 лет – тот возраст, когда проявляется себя страх смерти, поэтому родителям надо быть готовыми дать ответ на вопросы малыша о загробной жизни.
Чаще всего детские страхи проходят с возрастом, но в наиболее сложных случаях могут применяться различные коррекционные методы: сказкотерапия, арт-терапия и прочее.
Виды деятельности
Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми. А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).
Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.
Мнение Эксперта
Таня Охрименко, педагог-психолог: В этом периоде очень важно для родителя уметь наблюдать. То, как проходят его игры и вмешиваться только тогда, когда ребёнок вас просит. Так вы будете больше узнавать о ребёнке и в тоже время давать ему пространство для самостоятельности.
Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.
Психическое развитие
Психическое развитие детей раннего дошкольного возраста отличается скачкообразностью и высоким темпом. Наибольшее влияние на формирование психики ребенка оказывают следующие факторы:
- Умение ходить. Самостоятельное передвижение делает доступными для него многие предметы, дает возможность научиться свободно ориентироваться в пространстве, научиться определять расстояние до предмета.
- Умение говорить. Ребенок активно начинает осваивать речь, и именно этот период является наиболее благоприятным для развития этого умения.
- Предметная деятельность ребенка. Малыш играет не только игрушками, но и другими предметами, которые попадаются ему в поле зрения, он постепенно осваивает их предназначение и учится переносить функции одних предметов на другие, он замещает недостающие для игры вещи.
Особое значение для психики ребенка раннего возраста имеет эмоциональное состояние. Если ребенок чувствует себя комфортно и в безопасности, он более открыт к новым знаниям об окружающей среде, кроме того, он лучше формирует социальные связи, необходимые для общения с детьми и взрослыми.
Возраст детей
Ребенком считается человек от рождения до окончания периода полового созревания. В данный отрезок входят периоды «детский возраст ребенка» и «подростковый возраст» детей старшего возраста.
Возраст детей также подразделяют на несколько дополнительных периодов. Говоря о хронологическом, или календарном, паспортном возрасте, подразумевают временной отрезок от рождения ребенка до даты определения возраста.
Для выделения отдельных периодов в жизни принято ориентироваться на этапы развития функциональных систем и/или жизненно важных органов человека.
В процессе зарождения и становления детского организма выделяют два основных этапа: внутриутробного и внеутробного развития. Внутриутробное развитие исчисляется от момента зачатия до появления на свет, подразделяясь, на эмбриональный период и период развития плода (до 3-х месяцев беременности и с 3-х до рождения).
После появления ребенка на свет в возрасте детей выделяют следующие периоды:
-
- новорожденности – от даты рождения до 4-х недель;
-
- грудной период, возраст грудничка, по устаревшей системе, когда в ясли принимали грудных детей, именовавшийся ранний ясельный: от окончания новорожденности до 1 года;
-
- преддошкольный, старший ясельный или младший дошкольный период – от 1 года до 3-х лет;
-
- дошкольный, от 3-х лет до поступления в школу (6-7 лет);
-
- младший школьный возраст – от начала учебы до вступления в пубертат;
-
- непосредственно подростковый возраст.
Детский возраст ребенка характеризуется непрерывностью процессов роста и его развития, в связи с чем границы возрастных периодов установлены условно на основании средних данных этапов функционирования организма и психики ребенка. Эти возрастные границы могут изменяться под влиянием генетических, социальных, индивидуальных физиологических особенностей детей и их окружения.
В соответствии с календарным методом исчисления окончанием младшего школьного возраста принято считать 12-13 лет, этап появления первых признаков полового созревания, отсутствующий у детей младшего возраста. Однако тенденция к акселерации, раннему началу полового развития в последние десятилетия позволяет говорить о снижении возрастных границ начала пубертата. Все чаще вторичные половые признаки начинают появляться у детей в возрасте 10-11 лет и ранее. В связи с этим окончание детского возраста и начало подросткового для конкретного ребенка рассматривается индивидуально. Статистически на данный момент нижней границей начала подросткового периода считается возраст в 12 лет.
Дети раннего возраста (новорожденный, грудничок)
К раннему возрасту относят новорожденных и грудничковый период, от момента рождения до года.
Дети раннего возраста характеризуются интенсивностью роста и развития организма, потребностью в организованном высококалорийном питании. Они беспомощны и требуют постоянного ухода, внимания, кормления, соблюдения правил гигиены. Слабость иммунной системы в этом периоде сказывается на подверженности детей раннего возраста риску развития септических процессов.
Период новорожденности – это период незаконченности развития органов и функциональных систем, начала адаптационных процессов к условиям внеутробного существования. Недостаточная функциональная зрелость органов может вызывать ряд расстройств, что осложняет диагностику в период новорожденности. Не всегда возможно определить, является ли расстройство физиологическим, как, например, физиологическая желтуха или потеря веса в первые дни после рождения, или патологическим (альбуминурия).
Относительная функциональная слабость органов пищеварения диктует выбор рациона детей раннего возраста. В него входят преимущественно молочные продукты (грудное молоко или его заменители), по достижении готовности ребенка в питание начинают вводить зерновой или овощной прикорм, постепенно внося разнообразие в список продуктов. При несоблюдении требований к качеству и количеству пищи возможны нарушения деятельности пищеварительной системы, расстройства питания, роста и т. п.
Центральная нервная система характеризуется на данном этапе быстрой истощаемостью, для восстановления и правильного развития необходимо значительное количество отдыха, отсутствие излишних впечатлений и нагрузок, негативно влияющих на нервную систему и организм ребенка в целом. Родителям надо следить за режимом сна и бодрствования. Дети раннего возраста много спят, до 20-22 часов в сутки при рождении, постепенно увеличивая периоды бодрствования по мере взросления. В течение дня к году грудничок сохраняет один-два дневных сна.
Данный период жизни примечателен формированием первой сигнальной системы. Дети раннего возраста обучаются распознаванию лиц, предметов, ориентированию в окружающей среде, первичной коммуникации. Начинает формироваться речь.
Дети младшего возраста
Преддошкольный или ясельный возраст детей от 1 до 3-х лет характеризуется снижением темпов физического роста и развития. Основные физиологические системы достигают зрелости позднее, однако дети младшего возраста уже могут употреблять в пищу твердые продукты, осваивают навыки крупной и мелкой моторики, активно учатся речевой коммуникации.
В этом периоде отмечается интенсивный рост мышечных тканей, в среднем к двухлетнему возрасту у детей прорезается весь комплект молочных зубов.
Повышенная физическая активность в сочетании с несовершенным контролем тела и адекватности решений приводят к высокому травматизму. Еще один опасный фактор данного периода – высокая познавательная активность, вовлекающая использование всех возможных рецепторов. Это приводит к аспирации мелких предметов, отравлениям бытовыми химикатами.
Бурное развитие речи в данном возрасте проходит несколько этапов. Нормой считается освоение простых фраз из двух-трех слов к полутора годам, сложносочиненных предложений – к трем.
До трех лет ребенок имеет право не использовать местоимение «я» в речи, говорить о себе в третьем лице («дай Мише», «сыночек хочет гулять»).
Самоопределение как личности, осознание себя в качестве отдельного от родителей человека приводит к периоду проверки границ. У детей младшего возраста выделяют осознание возможностей сепарации в год, кризис двух лет, обусловленный первыми попытками настоять на своих желаниях, осложненный недостаточной развитостью речевой функции.
Дети младшего возраста наиболее чувствительны к приемам воспитания. Именно в этом периоде нужно начинать закладывать понятия о приемлемом и неприемлемом поведении, привычку к труду, распорядке дня, понимание допустимых форм выражения эмоций. Главные методы – пример взрослых и разъяснения в доступной малышу форме. Таким образом, воспитание становится основным элементом ежедневного ухода за ребенком.
Средний возраст: от 4 до 5 лет
Проблемы предыдущих возрастных кризисов постепенно забываются, так как дети к пяти годам уже могут контролировать свои эмоции. Самостоятельно успокаиваться, отвлекаться от неприятных моментов. Важная особенность — ребенок должен часто менять свою позу, ведь от статичной в этом возрасте он быстро устает.
Родителям необходимо понимать, что пятилетний малыш уже имеет практически сформировавшиеся характер и привычки. Поэтому особенно важной становится задача приучить его к чистоплотности, аккуратности, соблюдению режима дня.
Не менее значимо, чтобы ребенок четко понимал значение слов «надо» и «хочу». Умел прикладывать волевое усилие, чтобы выполнить какие-либо задачи из категории необходимых, даже если их не хочется делать. Возрастная психология рассматривает данный этап развития как один из самых важных для дальнейшей социализации личности.
Старший возраст: от 5 до 6 лет
У детей этого возраста преобладает пассивное внимание. Оно является непроизвольным и зависит от эмоций ребенка: концентрация внимания происходит на том объекте или действии, которые оказывают наибольшее впечатление, максимально интересных ему яркостью, новизной.
Для успешного обучения (с учетом возрастной психологии) необходимо развитие другого вида внимания — волевого или произвольного. Поэтому рекомендуется вовлекать ребят в сюжетно-ролевые игры. Предлагать такие виды деятельности, как рисование, аппликация, конструирование, моделирование. Дети должны учиться координировать свои действия, составлять план.
Еще одна особенность возраста: качество выполнения поставленной задачи у ребят зависит от эмоционального отношения к тому человеку, который руководит их деятельностью.
Также дети на этом этапе уже начинают ориентироваться на нормы социального поведения. Поэтому внимание необходимо уделять коллективным играм, в которых установлены дидактические правила.
Подготовительная группа: от 6 до 7 лет
Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуется учитывать при подготовке к такому важному этапу их жизни, как обучение в школе.
Психология развития подразумевает, что ребенок подготовительной группы уже должен уметь выполнять инструкции, которые ему дает взрослый (родители, воспитатель). Для него важен образец, с которым он может сравнить результат деятельности. Дошкольник все активней старается самостоятельно объяснять новые явления, с которыми он сталкивается. Склонен несколько завышать свою самооценку.
Это период, когда идет активное развитие наглядно-образного мышления и начинает формироваться абстрактное, ребенку еще трудно дается выделение главного в предметах или явлениях, использование полученных навыков при решении задач, с которыми он еще не сталкивался.
В таком возрасте воображение развито уже намного сильнее. Это видно при рисовании, лепке и т. п. Проявляется в устном творчестве, когда дошкольник делает попытки сочинять стихи, считалки. Для того, чтобы произошел максимально успешный переход ведущей роли от игровой деятельности к учению, необходимо, чтобы ребенок посещал организованные занятиях в детских коллективах — детском саде, школах раннего развития.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Юность и ранняя взрослость
Юность имеет условные возрастные границы. Большинство ученых придерживаются мнения, что юность, предшествующая ранней взрослости, длится до 22-25 лет. В это время ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Организм завершает физическое развитие, рост замедляется. Главной психологической задачей этого возраста является поиск своего места в мире. Зарубежные психологи, например, Э.Эриксон, называют этот процесс поиском идентичности. Отечественные исследования называют его самоопределением, самопознанием. Этот процесс должен получить свое завершение к 21-25 годам, чтобы человек мог приступить к решению других жизненных задач.
Ранняя взрослость, или молодость – это период от 21-23 до 30 лет. Главными особенностями этого возраста является быстрое когнитивное развитие на фоне все большего замедления физического роста. Человек учится быть независимым, брать на себя ответственность. Другим признаком взрослости является появление новых черт характера – твердости, решимости, надежности. Молодость – это время создания семьи. Оно наиболее оптимально для выбора спутника жизни и рождения детей.
Зрелость
Период зрелости, или взрослости (от 30 до 60-70 лет) – это время, когда человек имеет возможность полностью реализовать свой потенциал. В западной психологии этот процесс называется самоактуализацией. Развитие личности в зрелом возрасте предполагает большую социальную активность, максимальную отдачу в профессии. Зрелость является периодом расцвета личности. Э.Эриксон считал этот этап возрастом «совершения деяний».
Главной чертой взрослости является генеративность, неуспокоенность. Человек хочет быть лучшим родителем, достичь высот в профессии, быть опорой для членов своей семьи. Американский ученый Г.Олпорт выделяет следующие черты, свойственные самоактуализирующейся личности:
- Реалистическое отношение в себе, активность и деятельность;
- Ощущение эмоциональной теплоты;
- Интерес к окружающему миру;
- Жизненная философия, которая обобщает полученный опыт, и определяет человеческие поступки;
- Сострадание по отношению к другим людям, способность понимать и сопереживать.
Физиологические развитие
Возрастные особенности детей со стороны физиологии тесно связаны с умственным развитием, но у каждого они развиваются собственными темпами, поэтому у разных детей показатели и соотношение этих величин разное.
Рост и вес
Для наблюдения за естественными изменениями организма проводятся ежегодные измерения роста и массы тела. В таблице приведены показатели первых 10 лет жизни, признанные нормой.
Возраст | Вес, кг | Рост, см |
новорожденный | 3,3 | 50 |
3 мес. | 5,3 | 60 |
7 мес. | 7,2 | 66 |
9 мес. | 8,8 | 71 |
1 год | 10 | 75 |
2 | 12,8 | 84 |
3 | 15,8 | 91 |
4 | 17 | 98 |
5 лет | 18,7 | 104 |
6 | 2,3 | 109 |
7 | 22,1 | 116 |
8 | 24,7 | 121 |
9 | 27,2 | 126 |
10 | 30,2 | 130 |
Увеличение происходит волнообразно – то убыстряется рост, то заметно прибавляется вес:
- I округление тела – 1-4 года;
- I вытягивание – 5-7 лет;
- II округление – 8-10 лет;
- II вытягивание – 11-16 лет;
- III округление (период созревания) – 16 лет и продолжается до 20.
Пропорциональность
Наблюдается несоразмерность разных частей тела:
- у младенца голова размером 1/4 часть от всего тела;
- в 2 года – 1/5;
- в 6 лет – 1/6;
- в 12 – 1/7;
- в 15 — 2/15;
- для сравнения у взрослого – 1/8.
Подростков отличают длинные конечности, узкая неразвитая грудная клетка.
Кости и мышцы
В первые годы жизни значительные изменения претерпевает костно-мышечный аппарат:
- утончается внешняя компактная ткань, формирующая корковый, плотный слой костей;
- увеличивается объем губчатого вещества, делающего внутреннюю костную структуру легкой, пластичной.
Хотя к 7 годам их соотношение сравнивается, в скелете остается еще много хрящевой ткани, поэтому в целом костный аппарат непрочный. Мышцы растут больше в длину, особенно интенсивно у подростков, когда быстро вытягивается тело.
С началом двигательной активности меняется белковый состав мускулов, что делает возможным целенаправленное, но дозированное накачивание всех групп. Но у ребенка быстрая физическая утомляемость. Скелет человека основательно укрепляется к 24-м годам, а мышцы – примерно к 30.
Дошкольники и школьники должны быть под контролем взрослых в плане:
- разумного веса ранца с книгами;
- правильного положения позвоночника;
- ограничения длительного сидения;
- избегания гиподинамии.
Зубы
Прорезывание и смена зубов – один из важных моментов клеточного построения желудка, пищеварения в целом. Первые зубы режутся в 6-8 месяцев, все 20 единиц молочного ряда выходят на границе 2 и 3 годов.
В 5 лет начинается смена на постоянные, а к 15-17 годам у подростка уже 28 настоящих зубов.
Сердечнососудистая и дыхательная системы
В детском возрасте высока потребность в кислороде. При значительно меньшей, чем у взрослого, амплитуде поднятия грудной клетки, воздуха через легкие прокачивается столько же. Например, у младенцев частота дыхания более чем в 3 раза, а ЧСС в 2 раза превышает норму взрослых.
Сосуды более расширены и давление крови ниже, например:
- в 3 года – 78 ед.;
- в 7 лет – 88;
- в 27 – 114.
Пульс может резко менять частоту под влиянием мышечной, эмоциональной нагрузки. Эти особенности требуют постоянной заботы о притоке в помещение чистого воздуха, о регулярных прогулках, играх под открытым небом. В противном случае замедляется физический и умственный прогресс.
Питание
Растущий организм в условиях активной подвижности и большой теплоотдачи требует усиленного сбалансированного рациона. Хотя ребенок есть меньше, но в пересчете на кг веса объем продуктов получается больший, чем у взрослого. Состав пищи также специфический.
Больше всего белков (строительного материала):
- на 1 году– 4 г/кг веса (вчетверо больше от взрослой нормы);
- 2-5 лет – 3,5;
- 12-15 – 2,5;
- 15-17 – 2.
Кроме этого необходимы жировая, углеводная, кальциевая, фосфорная, витаминная составляющие, достаточный объем чистой воды.
Мозг и ЦНС
Масса полушарий к 9 мес. удваивается, к 3 годам утраивается, а к 10-12 достигает полной величины. Дальше растет только лицевая зона. Постепенно меняется реактивность мозга и ЦНС.
Если у малыша процессы возбуждения и торможения неустойчивы, то в младшем школьном возрасте наблюдается избирательность в их проявлении. Этому способствует формирование сдерживающей, самоограничивающей способности мозга, ЦНС. У старших школьников заметно аналитическое и синтетическое усовершенствование нервной деятельности.
Дети полутора лет
Особенности ребенка
- Ходит, лазает, ползает и бегает. Ему нравится толкать и тащить предметы. Способен разобрать какую-то вещь намного быстрее, чем собрать ее снова. Действия несогласованны. Быстро устает. Обычно не умеет одеваться.
- Издает много звуков. У него развивается способность разговаривать. Использует выражения, состоящие из одного слова, особенно “мое” и “нет”. Накапливает знания с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Понимает больше, чем может выразить.
- Испытывает удовольствие от того, что играет рядом с другими детьми, но часто не может взаимодействовать с ними. Ему бывает трудно поделиться.
- Часто плачет, но одни эмоции быстро сменяются другими.
Советы родителям и учителям
- Разнообразьте виды деятельности, чтобы поддержать интерес ребенка. Найдите такие занятия, чтобы ребенок мог ходить, что-нибудь толкать или тянуть. Играйте в игры на пальцах и не забывайте о музыке.
- Создайте широкие возможности для разговоров и активного участия. Учите благоговению во время молитвы. Пользуйтесь наглядными пособиями, рассказывая истории. Дайте им игрушки, которые ребенок может перемещать и с которыми он может экспериментировать, например, складные игрушки, мячики, простые головоломки, куклы и фигурки людей и животных.
- Обеспечьте игрушки и занятия, позволяющие ребенку играть одному. Помогайте ребенку научиться делиться и ладить с другими.
- Возьмите ребенка на руки, когда он расстроен или не чувствует себя в безопасности.
Двухлетние дети
Особенности ребенка
- Очень деятелен. Прыгает, ходит и бегает. Может хлопать в ладоши и бить по мячу. Умеет обращаться с маленькими предметами, но не умеет застегивать одежду на пуговицы или на молнию и вообще как-то позаботиться о себе. Раздражается и не может успокоиться, если устал.
- Может составить предложение из двух-трех слов. Часто говорит “нет”, даже когда не имеет это в виду. У него простые, прямые мысли. Не может рассуждать. Может сделать несложный выбор. Ему нравится что-нибудь повторять. Удерживает внимание лишь на короткое время (две-три минуты). Любопытен. Часто меняет виды занятий. Любит простые игрушки, изображения, книжки, короткие рассказы и занятия, связанные с музыкой.
- Любит играть один. Развивается интерес к играм с другими, но пока ему интереснее играть рядом, чем вместе с ними. Часто ссорится из-за игрушек. Ему трудно чем-нибудь поделиться и что-то делать вместе с другими. Просит у взрослых предметы, которые ему хочется отобрать у другого ребенка.
- Проявляет любовь и нежность. Ему доставляет удовольствие сидеть на коленях и держаться за руки. Любит быть рядом со своей мамой. С помощью эмоциональных вспышек выражает свои чувства, пытается получить то, чего хочет, и проявляет гнев и разочарование. Ему свойственна частая смена настроений. Любит независимость.
Советы родителям и учителям
- Найдите занятия, позволяющие детям отдохнуть, например, игры на пальцах и музыкальные игры. Займитесь, например, подбрасыванием мешочка с крупой, ходьбой строем, прыжками. Избегайте заданий, требующих определенных навыков и координации движений: не вырезайте и не клейте.
- Пусть обсуждения будут несложными. Помогайте ребенку участвовать в них. Используйте повторение. Не предоставляйте ребенка самому себе: дети этого возраста часто попадают в положение, угрожающее их безопасности.
- Создайте ребенку возможности общаться с другими, но не подталкивайте его к этому. Предоставьте ему самому выбирать, примет ли он участие в разных занятиях. С теплотой и заботой направляйте их. Отвлекайте его внимание от плохого поведения.
- Проявляйте любовь и нежность. Переключайте внимание ребенка, чтобы прекратить нежелательное поведение. Поощряйте самостоятельность, но при необходимости оказывайте помощь.
Особенности ребенка
- Ходит и бегает, но действия все еще несогласованны. Любит делать что-нибудь руками, но это выходит неуклюже.
- У него больше языковых навыков. Любит говорить и учить новые слова. Внимание задерживает ненадолго. Любопытен и назойлив. Часто неправильно понимает то, что слышит, и его слова кажутся не имеющими отношения к делу. Обожает притворяться. Любит игры на пальцах, рассказы и музыкальные занятия. Не способен отличить вымысел от правды.
- Ему нравится что-то делать в одиночестве. Нет большого желания играть в совместные игры, но ему нравится, когда вокруг товарищи. Занят самим собой. Ему трудно чем-то поделиться. Предпочитает находиться рядом со взрослыми, особенно с кем-нибудь из родных, потому что они обеспечивают безопасность.
- Хочет угодить взрослым. Нуждается в одобрении, любви и похвале с их стороны. Подвержен эмоциональным срывам, если напуган или испытывает беспокойство. Легко начинает плакать. Чувствителен к настроениям других людей. Становится до некоторой степени независимым. У него сильные, быстро проходящие эмоции.
Трехлетние дети
Советы родителям и учителям
- Занятия ребенка должны включать прыжки, ходьбу и наклоны. Займите их несложными творческими заданиями, например, наклеиванием, лепкой из глины и раскрашиванием. Не давайте им заданий, требующих точных навыков и слаженных действий, например, вязание узлов и вырезание.
- Излагайте свои мысли просто и ясно. Для закрепления кратко повторяйте пройденное и пользуйтесь наглядными пособиями. Поощряйте вопросы и ответы по теме урока, но пусть при этом ребенок дожидается своей очереди среди других детей. Применяйте разнообразные методы обучения: рассказы, песни, обсуждения, инсценировки, куклы на пальцах и простые игры. Чередуйте спокойную и подвижную деятельность.
- Обеспечьте детям возможность поиграть с другими. Придумывайте задания, побуждающие делиться, ждать очереди и заниматься чем-нибудь вместе. Развивайте с ребенком близкие отношения и часто давайте ему возможность поговорить о своей семье.
- Проявляйте свое одобрение и доверие к ребенку. Избегайте осуждения. Обращайте особое внимание ребенка на любовь к нему – вашу и его семьи.
Воспитание детей в раннем возрасте. Стили
Правильное воспитание детей закладывает необходимые предпосылки для характера, родителям нужно обратить внимание на правильную линию поведения с ребенком. Важно, чтобы все члены семьи придерживались одного стиля воспитания.
В каждой семье есть свой определенный стиль воспитания малыша. Психологи выделяют несколько наиболее популярных:
- Авторитарный предусматривает строгую дисциплину, на ребенка возлагаются большие надежды. Взаимоотношения в таких семьях достаточно прохладные. Диалог с малышом ведется в форме приказов и указаний. Такой стиль воспитания вырабатывает у ребенка дисциплину, но все хорошо в меру. Излишняя авторитарность развивает в ребенке безынициативность, он не может проявить самостоятельность, никогда не идет наперекор родителям, а только следует строго приказам.
- Либеральный характеризуется отсутствием запретов во время воспитания. Основная цель стиля – дать ребенку максимально выразить себя во всем и везде. Эмоциональные взаимоотношения между родителями и детьми теплые и душевные. Несмотря на положительные черты стиля, есть и отрицательные стороны. Родителям нужно установить определенные рамки допустимого для малыша, иначе он не сможет научиться контролировать себя и свои поступки.
- Демократический – это золотая середина между двумя предыдущими. Атмосфера в семье теплая и дружественная, но ребенок принимает авторитет родителей и следует установленным порядкам, строго придерживается ранее определенных границ. Родители поощряют достижения и успехи ребенка и предоставляют ему возможность заниматься любимым делом. Все правила и запреты логически объясняются ребенку, именно поэтому он их не нарушает осознанно, а не из чувства страха перед родителями. Этот стиль воспитания считается наиболее приемлемым для ребенка раннего детского возраста.
Договориться с ребенком
Особенностью детей раннего возраста является то, что они все уже понимают и осознают. Именно поэтому с ними можно договориться, но родителям следует понимать, что это не значит заставить выполнять то, что необходимо взрослому, договоренности должны учитывать интересы обеих сторон. Успешно договориться с малышом – значит найти оптимальное решение, которое устроит всех.
Чтобы договориться с ребенком, нужно научиться его слушать. Важно, чтобы ребенок понимал, что его состояние понимают и все его желания учитываются, что его слушают и слышат. Если ребенок пришел с проблемой, активное слушание поможет ему справиться с негативными переживаниями.
Важно предоставить варианты выбора, создавать иллюзию выбора. Авторитарные приказы будут восприниматься в штыки. Предложение сделать выбор укрепит уверенность в себе и понимание, что с его мнением считаются – конфликта не произойдет, и в то же время авторитет родителей не пошатнется.
Отставание в развитии
Темп развития каждого малыша индивидуален, но существуют определенные рамки и нормы, отклонение от которых может свидетельствовать об отставании в развитии. Задержка психического развития в раннем возрасте в большинстве случаев может быть успешно устранена.
Признаки отставания в развитии ребенка в 3 года:
- Недоразвитие речевой функции, то есть крайне маленький словарный запас, полное его отсутствие, несформированность речевого подражания (не повторяет звуки и слова за родителями, взрослыми), нарушение произношения, отсутствие фразовой речи.
- Проблемы с бытовыми навыками: не умеет самостоятельно кушать, одеваться, не умеет себя обслуживать.
- Отсутствие целенаправленных действий.
- Неразвитая игровая деятельность: игры однообразны, развиваются гораздо медленнее, чем положено в норме.
Присутствие одного или нескольких таких признаков должно заставить родителей обратится к опытному специалисту для диагностики детей раннего возраста и получения необходимых рекомендаций по устранению нарушений в развитии.
Причины отставания в развитии
Задержка развития ребенка не является самостоятельным заболеванием. Это следствие разнообразных причин – как врожденных, так и приобретенных, которые влияют на ребенка с самого рождения.
Итак, задержка в развитии может быть спровоцирована:
- Заболеваниями матери во время беременности: инфекции, травмы, отравления и так далее.
- Кислородная недостаточность у плода.
- Осложненные, продолжительные или стремительные роды.
- Травмы, которые повлияли на головной мозг ребенка.
- Генетические отклонения, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга ребенка.
Помимо сложностей и заболеваний, задержка психического развития может быть следствием неправильного воспитания малыша. По статистике такой диагноз чаще ставят детям из неблагополучных семей, но это не исключает появление отстающих в развитии детей и в обычных семьях. Жестокое обращение, крики, скандалы могут стать причиной того, что ребенок будет развиваться замедленными темпами.
Что делать при отставании в развитии
Чем раньше начать коррекцию отставания в развитии, тем лучших результатов можно добиться, особенно если причина отставания – не поражение головного мозга, а социальные факторы. Для этого необходимо выполнять рекомендации специалистов, постоянно заниматься с ребенком. Только регулярные занятия и упражнения приведут к хорошему результату.
Очень важным является развитие мелкой моторики рук, это позволит точнее выполнять всевозможные действия с предметами, а также активизирует центры головного мозга, которые отвечают за речевое развитие.
Пальчиковая гимнастика, массаж, игры помогут малышу в речевом развитии.
Родителям нужно регулярно использовать пособия, которые знакомят малыша с понятиями цвета, формы, размера, а также развивают крупную и мелкую моторику. Можно записать ребенка в специализированные группы или детские сады.
- https://detki.guru/razvitie-rebenka/vozrastnye-etapy-razvitiya.html
- https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/doshkolnyy-vozrast
- https://FB.ru/article/380487/rebenok-rannego-vozrasta-osobennosti-razvitiya-deyatelnost-i-obuchenie
- https://MedAboutMe.ru/zdorove/spravochnik/slovar-medicinskih-terminov/vozrast_detey/
- https://szabotoi.ru/razvitie/vozrastnye-osobennosti-detey
- https://salid.ru/journal/razvitie-lichnosti-v-raznom-vozraste
- https://kidteam.ru/vozrastnye-osobennosti-detey.html
- https://www.churchofjesuschrist.org/manual/teaching-no-greater-call-a-resource-guide-for-gospel-teaching/c-teaching-different-age-groups/2-age-characteristics-of-children?lang=rus