Дошкольный возраст – это время серьезных изменений в развитии человека. Обычно это связано с посещением детского сада, который приносит ребенку новый опыт на многих уровнях функционирования: когнитивном, эмоциональном и социальном. Родители по-прежнему играют важную роль для ребенка, а в детском саду еще и воспитатель – это могут быть люди, которые поддержат ребенка на следующих этапах развития и покажут ему новые возможности и опыт, связанные с приобретением знаний и навыков.
Изменения в моторной и когнитивной областях также сопровождаются интенсивными изменениями в эмоциональной и социальной сферах. Дошкольники все больше осознают себя как отдельного человека, чьи мотивы и эмоции могут отличаться от тех, которые проявляют другие люди, например, родители. Частью этого осознания является способность определять свои собственные предпочтения и характеристики (все еще на определенном уровне), что формируется возможностью сравнения и наблюдения за различными формами поведения и ролями, присутствующими в мире.
Эти роли часто повторяются детьми в игре, в которой все более заметны определенные правила и элементы сотрудничества между ее участниками.
Эмоции в дошкольном возрасте
В возрасте 4–5 лет преобладают эмоции, связанные с оценкой других людей, они больше не основываются в основном на плаче или смехе. Наряду с выбором действия возникает также чувство вины и стыда, ребенок учится выбирать между собственными стремлениями и требованиями окружающих. Однако ему все еще трудно понять, что одна ситуация может вызвать две крайние эмоции, например, что можно радоваться празднованию своего дня рождения и грустить, что лучшего друга там не будет. Исследование показали, что 5-летние дети знакомы с ситуациями, которые могут вызывать появление основных эмоций, таких как гнев, грусть и страх. Причины более сложных эмоций доступны детям ближе к младшему школьному возрасту – примерно 7 лет.
Как и прежде, период от 4 до 6 лет также связан с возникновением тревожности развития. В возрасте 4 лет — это, в основном, боязнь темноты, диких животных или звуков (например, звук двигателя). Для 5-летнего возраста характерен низкий уровень тревожности, хотя страх темноты все еще сохраняется. Можно наблюдать большую интенсивность страхов у 6-летних детей. Есть страхи сверхъестественного мира (монстров, призраков, ведьм), стихий, чьего-либо присутствия под кроватью и страх перед болезнью или смертью родителей. Эти страхи обычно временны, хотя в определенные периоды могут быть очень сильными.
Таким образом, ребенок в возрасте от 4 до 6 лет уже способен регулировать выражение своих собственных эмоций и считывать эмоциональные реакции других людей. Он также учится посредством наблюдения и реакций взрослых выражать эмоции и подавлять негативное поведение. Развитие причинно-следственного мышления позволяет ребенку делать выводы о причинах появления эмоций и последствиях применяемых методов и стратегий. Дети в этом возрасте также более открыты для установления близких отношений с другими людьми – появляются первые дружеские отношения, учителя или родители других детей становятся важными. Они, как и воспитатели, играют важную роль в моделировании стратегий совладания с эмоциями и обучении ребенка социально-желаемому поведению.
Адаптация и эмоции в детском саду
Стоит отметить адаптацию и само посещение детского сада в контексте эмоционального развития дошкольников, поскольку это важная сфера жизнедеятельности в этом возрасте. Готовность к посещению детского сада является составляющей как готовности ребенка (когнитивной, эмоциональной, социальной), так и готовности родителей. Дошкольники проявляют большую готовность выйти за рамки семейного окружения, что дает им возможность стать более независимыми и приобрести новые эмоциональные и социальные компетенции.
Достижение этого периода – растущая самостоятельность ребенка, ведущая к проявлению инициативы в действиях: в достижении целей, удовлетворении собственных потребностей. Тем не менее, посещение детского сада – существенное изменение для ребенка и требует адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Это адаптация на многих уровнях – место, где чаще всего пребывает ребенок, меняется на комнату детского сада, опекун меняется с родителя на воспитателя, меняются социальные требования, необходимость делить опекуна с большим количеством детей, а иногда и самостоятельно решать сложные ситуации (конфликты со сверстниками, неудачи, трудности в общении).
Это может усилить тяжелые эмоции как у ребенка, так и у родителей. Ребенку по-прежнему нужна поддержка взрослых, как в этот непростой период, так и позже в дошкольном образовании. Несмотря на растущую способность выражать эмоции и справляться с ними, процесс саморегуляции несовершенен. Детям дошкольного возраста сложно справиться с неудачей или откладывать реакцию, они не всегда способны адекватно реагировать на неудачи или конфликтные ситуации. Они учатся контролировать свое поведение и эмоции, но все же могут быть ситуации, с которыми они не смогут справиться или будут нуждаться в поддержке. Дошкольный период – это время множества образовательных и социальных проблем, обучения новым ролям и навыкам, которые раньше были недоступны для ребенка.
Эмоциональные и социальные компетенции детей
Оба родителя во время повседневных игр и занятий, а также воспитатели детских садов могут повышать и формировать эмоциональные и социальные компетенции детей. Это важно не только с точки зрения будущей готовности к школе, но и для всего процесса развития ребенка. Знания об эмоциях и способах преодоления трудных ситуаций позволяет детям лучше справляться и на других уровнях – в социальных контактах или во время образовательных задач. Это включает в себя не только способность называть и выражать свои эмоции и эмоции других людей, но и быть благодарным, отдыхать, напрягать и расслаблять свое тело и заботиться о собственных потребностях.
Как можно формировать эмоциональные и социальные компетенции дошкольников? Некоторые из них аналогичны или даже идентичны методам для детей младшего возраста, но по мере развития познавательных способностей становятся доступными новые способы, которые могут расширить методы, используемые при контакте с ребенком.
Например:
- Называть эмоции ребенка. Говорить, что что-то его обрадовало, а что-то огорчило. Это не только выражает принятие чувств ребенка, но также увеличивает его осознание собственного эмоционального состояния и способность размышлять о них.
- Научить ребенка распознавать эмоции, например, на картинках; детей старшего возраста можно познакомить с более сложными эмоциями или поиграть в «эмоциональные каламбуры».
- Изучать с ребенком, где эмоции «живут» в теле, чтобы впоследствии определять эмоции по сигналам тела.
- Осуществлять релаксацию, учить ребенка отдыхать.
- Читать терапевтические сказки, чтобы расширить знания об эмоциях и позже обращаться к эмоциям и способам борьбы с ними через сказочных персонажей.
- Играть в настольные игры, которые дают возможность узнать об эмоциях, научиться справляться с неудачами, моделировать реакции на отказ.
- Создать место тишины, где ребенок может выражать трудные для него эмоции (не в качестве наказания), где у него есть материалы для выражения эмоций (пластилин, мелки, раскраски, газеты). Это место требует предварительного объяснения, для чего оно.
- С помощью игр, сказок, в процессе игры, знакомить ребенка с конкретными способами борьбы с эмоциями, которые ему трудны.
- Просить ребенка выполнять домашние обязанности с целью научить уважать труд других, дать ощущение себя частью семейной системы, научить ответственности.
- Регулировать вопрос об играх / сказках – хотя они также могут принести пользу для развития ребенка, стоит определить время, которое ребенок может проводить перед телевизором или компьютером, и убедиться, что контент подходит ему. Сильно агрессивные игры или мультфильмы с содержанием, вызывающим тревогу, могут способствовать эмоциональному расстройству у детей.
- Научить ребенка благодарности, укрепить непосредственность, сохранить восхищение миром – стоит показать ребенку не только, как справляться с трудными для него эмоциями, но и как поддерживать те, которые ему нравятся.
- Научить делать что-то хорошее для себя, заботиться о своих потребностях.
- Говорить о своих эмоциях – дети учатся через моделирование, поэтому важно, чтобы родители реализовали то, чему они хотят научить своего ребенка.
- Применяя четкие сообщения и границы, рассказывать о своих потребностях и ожиданиях.
- Предоставлять ребенку выбор, это повышает осведомленность о своих предпочтениях, усиливает чувство ответственности за собственный выбор.
- Научить ребенка описывать свое настроение и рассказывать о своих предпочтениях, выражать свое согласие с ними.
- Сопровождать ребенка в случае неудачи, затем назвать его чувства, показать ему, как он может с ними справиться.
В случае необходимости, когда что-то беспокоит родителя, стоит воспользоваться услугами специалиста.
У детей дошкольного возраста развитие познавательных процессов является основой эмоционального и социального развития, в результате чего ребенок лучше знает эмоции и способы борьбы с ними. Поддержка со стороны воспитателей и помощь в развитие эмоциональных и социальных навыков ребенка может способствовать лучшему преодолению трудных ситуаций, более быстрой адаптации к новым условиям и повышению способности самостоятельно регулировать свои эмоции.