«Мальчики крутые и непоседливые»
«Девочки аккуратные и вежливые»
Мы, взрослые, обретаем душевное спокойствие, следуя правилам. Эти правила мы можем брать из наших семейных очагов или извлечь из определенных ожиданий, которые мы очень часто маркируем сексуально. Женщинам принято открывать дверь, мужчинам принято подавать обед. Женщине дают платок когда она плачет, а мужчину грубо хлопают по плечу, смущенно отводя взгляд.
Наше поведение и социальные правила, которые мы различаем по половому признаку, являются результатом определенных привычек и стереотипов. Эти привычки мы, как общество, повторяем уже много десятков лет.
Стереотипы в общении
Стереотип — это упрощенное представление о внешнем виде или черте, которую мы приписываем человеку без причины, а просто потому, что он принадлежит к какой-то определенной группе. И хотя мы часто говорим о стереотипах среди взрослых, мы забываем, что иногда, даже действуя добросовестно, мы передаем их и детям.
Примером может служить вера в то, что настоящие парни должны быть крутыми и смелыми. Когда мальчик плачет, мы утешаем его, говоря: «Не плачь, мужчины не плачут! Ты должен быть таким же смелым как твой отец!» И хотя мы хотим добра, таким комментарием мы отказываем мальчику в праве испытывать тяжелые эмоции, мы хвалим его, когда он подавляет эту грусть. Реальность такова, что эта «смелость» у взрослых мужчин, выражающаяся в вытесненных эмоциях, не заставляет их меньше испытывать эти эмоции, но может вызвать проблемы с памятью, депрессию и контроль агрессии в будущем.
Однако последствия использования убеждений, основанных на стереотипах, можно увидеть гораздо раньше, еще до того, как наши дети вырастут.
Стереотипная угроза
87% девушек считают, что о женщинах судят больше по внешности, чем по их умственным способностям и навыкам. И хотя интерес женщин к внешности не вызывает удивления, объем этой статистики в сочетании с тем фактом, что она касается детей и вызывает глубокую тревожность. Это не приходит из ниоткуда.
Когда мы тратим много времени, рассказывая ребенку об одной вещи, мы даем ему понять, что эта тема важна. Если мы регулярно говорим с детьми, например, о доброте или доброте по отношению к другим, это показывает им, что это важно.
Если часто хвалить ребенка за то, что он чем-то делится с другими – ребенок поймет, как взрослые ценят щедрость.
Но также, если часто говорить маленьким девочкам, какие они красивые, они начнут думать, что их внешний вид имеет значение. Ведь мальчикам почти никогда не говорят, что они «красивые» или что у них особая красота. Или когда кто-то комментирует привлекательность девушки более последовательно, чем что-либо еще в ней. А девушка начинает подсознательно думать, что ее внешность имеет большее значение, чем любая другая черта.
Исследования показывают, что дочери покупают больше одежды, а сыновья покупают больше игрушек. Получается, мы с самого начала учим девочек тому, что их внешний вид важнее того, что они делают. Это может привести к схематизации игр, а также к стигматизации поведения детей, отклоняющегося от традиционных норм, принятых нами, взрослыми.
Стереотипы в играх
Предубеждение, основанное на стереотипе «мальчики крутые», состоит в утверждении, что игра с куклой вместо кубиков показывает чувствительность, а мальчики должны быть крутыми. Так что, если этот мальчик играет с куклой, он слаб».
Мы пытаемся воспитать наших мальчиков хорошими отцами и преданными домашними партнерами, но у них не так много возможностей узнать ценность заботы или работы по дому. Куклы, коляски и пылесосы в основном розовые — поэтому они ассоциируются с «девчачьими занятиями». К тому же взрослые часто критикуют мальчиков за такие «девчачьи» или «не мужские» игры.
Таким образом, мальчики, как правило, пропускают эти типы игрушек и связанные с ними занятия и запугивают своих сверстников за участие в таких занятиях. И когда эти мальчики вырастают, нас удивляет отсутствие у них интереса к заботе об одежде, доме, готовке, а затем и к воспитанию детей. Когда они должны были узнать ценность таких вещей?
Маркировка детей
Именно использование рейтингов и навешивание ярлыков на детей за их выбор игрушек или отсутствие разнообразия в их выборе создают и увековечивают стереотипы. Чем больше таких сигналов получают дети, тем больше они будут замыкаться на шаблонах, которые другие считают приемлемыми.
Такой схемой будет отказ девочки от большей части мальчишеского и ограничение себя только стереотипно девчачьей деятельностью. У мальчиков наблюдается отдельный механизм поведения.
Роль родителей состоит в том, чтобы помнить об опасности стереотипов, содержащихся в общении с ребенком, и реагировать на такие сообщения, используемые другими в окружении ребенка. Иногда этот разговор может стать трудным, потому что привычки часто являются важной частью нашей идентичности.
Однако поднять эту тему стоит – наши дети имеют право жить, не заботясь об условностях.