Творчество – это мостик к раннему обучению. Когда ваш ребенок натура творческая и любознательная, он может придумать ответы на проблемы, которые встречает. Творчество поможет ребенку стать вдумчивым, любознательным и уверенным в себе учеником, когда он пойдет в школу.
Для очень маленьких детей, искусство рисования и ранние письменные навыки – это одно и то же. Ваш ребенок обнаруживает связь между рукой, держащей карандаш и линией, сделанной на странице. Для самых маленьких детей есть четыре стадии рисования и письма, которые вы можете наблюдать у своего ребенка от 15 месяцев до 5 лет.
Обратите внимание, что этапы развития, перечисленные ниже, являются приблизительными; ваш ребенок может освоить эти навыки быстрее или медленнее. Рост не происходит с одинаковой скоростью для каждого ребенка, но, предлагая ему весело повторять материал разнообразием художественных материалов, вы увидите движение вперед с течением времени.
Этап 1. Случайное написание
(от 10 месяцев до 2,5 лет). Это период, когда маленькие дети осознают, что линии и каракули, которые они видят на странице – это результат их движений. Эти каракули обычно появляются от немалых усилий (от плеча, с карандашом или маркером, зажатом в детском кулаке). Радость присутствует в создании искусства в любом возрасте, но на данном этапе особенно: многие дети получают удовольствие, чувствуя обратную связь: они ощущают движение карандаша, чувствуют запах краски, консистенцию.
Для некоторых детей этой сенсорной информации может быть слишком много и они не могут пользоваться некоторыми инструментами написания на данном этапе. Вводите постепенно различные предметы по мере того, как растет ваш ребенок.
Этап 2. Контролируемое написание
(от 2 до 3 лет). Как только детям удается лучше контролировать мышцы рук и пальцев, их каракули начинают меняться и становятся более контролируемыми. Малыши могут сделать повторные знаки на странице – начертить круги, диагонали, изогнутые, горизонтальные или вертикальные линии. С течением времени ребенок сможет держать карандаш или маркер между большим и указательным пальцем.
Этап 3. Линии и структуры
(от 2, 5 до 3,5 лет). Теперь дети понимают, что написание состоит из линий, кривых и повторяющихся узоров. Они пытаются подражать этому в своих собственных записях. Пока они не могут писать реальные буквы, вы можете увидеть компоненты письма в их нанесении символов на бумагу.
Они могут включать линии, точки и кривые. Это захватывающее время, когда ваш малыш понимает, что его рисунок передает смысл! Например, он может написать что-то, а затем рассказать вам, какие слова он вкладывал в свое «письмо». Это важный шаг на пути к чтению и письму.
Этап 4. Рисунки предметов или людей
(от 3 до 5 лет). Способность придумать и удерживать образ в вашей голове, а затем представить его на странице – определенный навык мышления у детей, который развивается не сразу.
Сначала дети придумывают и изображают свои незапланированные творения. По окончании картины пометьте их шедевр с именами людей, животных или объектов, к которым они привыкли. С течением времени качество и процесс придумывания рисунка будет улучшаться.
Вскоре вы увидите, как ваш ребенок четко планирует до начала рисования, что именно и как он будет создавать.
Как только ваш ребенок начал целенаправленно рисовать образы, это означает, что он освоил символическое мышление. Эта важная веха в навыках мышления означает, что ваш ребенок понимает, что линии на бумаге могут быть символом чего-то такого, как дом, кошка или человек.
На этом этапе ребенок начинает понимать разницу между рисунком и письмом. Поэтому вы можете увидеть, как он нарисовал картинку, а затем подписал некоторые “слова” ниже, чтобы описать рисунок или историю.
Когда ваш ребенок будет понимать, что может поделиться своей историей с вами, он будет больше замотивирован, и творить все больше и больше работ.
Этап 5. Буквы и слова
(от 3 до 5 лет). Дети уже имели опыт работы с буквами на протяжении нескольких лет вокруг себя, и теперь они начали использовать буквы в своих собственных записях. Обычно дети начинают экспериментировать с буквами своего имени, так как это наиболее привычные символы.
Они также делают «игрушечные письма», копируя знакомые формы письма, и часто предполагают, что их письмо должно быть реальным, потому что это выглядит как и другие письма, которые они видели.
За это время дети начинают понимать, что некоторые слова из символов бывают короче, а некоторые длинней. В связи с этим, и их манера письма меняется: вместо одной длинной строки ребенок пишет короткие и длинные модели, которые выглядят как слова или предложения.
Пусть эти буквы и слова технически не правильно написаны – это не имеет значения. Ведь уже произошло значимое достижение – ваш ребенок начинает понимать, что символы и текст имеют смысл.