- Что нужно знать и уметь будущему первокласснику
- Окружающий мир
- ОБЖ
- Математика
- Литературное чтение
- Обучение грамоте (русский язык)
- Физическая культура
- Технология (труд)
- Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: задания, игры, упражнения
- Мышление
- Внимание
- Память
- Моторика
- Аккуратность
- Тест для первоклассника: готов ли ваш ребёнок к школе
Поступление ребенка в первый класс волнующий момент и для него самого, и для родителей. На голову обрушивается большое количество вопросов: что должен знать, что уметь, какие выбрать принадлежности, какая программа подойдет данному ребенку?
Считается, что в школе ребенок научится всем начальным навыкам и знаниям. Тем не менее, в старшей и подготовительной группе детского сада проходят занятия по подготовке к школе. Адаптационный период проходит легче, если подготовка комплексная. Она включает в себя не только занятия в дошкольном учреждении, но и общение с родителями, посещение дней открытых дверей на базе школы, знакомство с будущим учителем.
Официального списка требований для поступления в первый класс нет. Однако первостепенные навыки помогут в период адаптации. Закон Российской Федерации “Об образовании” запрещает прием детей в первый класс на конкурсной основе. Все дети, достигшие шести с половиной лет, имеют право на зачисление в учебное учреждение.
Что нужно знать и уметь будущему первокласснику
При поступлении в 1 класс рекомендуется обучить будущего первоклассника несложным данным: фамилия, имя, возраст, адрес, информация о родителях. По предметам тоже можно провести несложную подготовку.
Окружающий мир
Знание о простейших природных явлениях: снег, гроза, дождь. Умение различать цвета, называть распространенные названия представителей флоры и фауны. Знать названия частей тела человека. Умение ориентироваться в режимных моментах и различать “право”, “лево”. Знание последовательности дней недели, месяцев, времен года.
ОБЖ
Знакомство с правилами поведения на улице, в транспорте, с правилами дорожного движения (назначение светофора, “зебры”). Поведение с незнакомыми людьми.
Математика
Счет в пределах первого десятка. Сложение и вычитание в пределах десяти. Знание цифр и умение их соотнести с количеством. Элементарные понятия о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Умение сравнивать фигуры по категориям: форма, цвет, размер. Знакомство с логическим мышлением: сравни, найди отличие, что лишнее.
Литературное чтение
Если ребенок идет в первый класс, умея читать, это не значит, что ему на уроках литературного чтения будет скучно. Современный урок строится в зависимости от возможностей класса. Дифференцированный подход даст возможность совершенствовать навыки чтения. Умение назвать простейшие жанры: сказка, стихотворение. Иметь “собственный” список любимых произведений.
Обучение грамоте (русский язык)
Правильность написания букв лучше оставить учителю. От этого будет зависеть почерк ребенка. Если родителям хочется позаниматься “русским языком”, то есть специальные дошкольные прописи, где на линиях, элементах букв, штриховке ребенок совершенствуется в графических навыках.
Физическая культура
Утренней зарядки вполне хватит для начальной подготовки.
Технология (труд)
Умение пользоваться простейшими инструментами: ножницами, линейкой и карандашом (без знания мер длины), кистью для клея.
Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: задания, игры, упражнения
С точки зрения психологии к шести с половиной годам большая часть детей эмоционально готова для обучения в начальной школе. Тем не менее, для будущих первоклассников важно иметь “фундамент”. Рассмотрим некоторые познавательные процессы:
Мышление
Развитие логического и пространственного мышления происходит через игровую деятельность. Подготовка к школе подразумевает развитие навыков: определение лишнего, умение классифицировать предметы по одному из признаков, находить сходства и различия, умение складывать фигуру или рисунок из частей, строительство фигуры по заданному сценарию, решение простейших задач на логику.
Внимание
Умение внимательно слушать учителя страдает у большей половины учащихся. Начиная с первого сентября, ученик получает огромное количество новых ярких впечатлений. Ему сложно ориентироваться в этом новом материале и еще сложнее вычленять необходимое. Переключение с одного вида деятельности на другой дает возможность маленькому человеку не устать и продолжать работать в заданном направлении. В момент подготовки к школе необходимо учить ребенка правильно распределять внимание и концентрироваться.
Память
Хорошая память залог успеха. Для подготовки к занятиям в школе развитие памяти должно играть одну из ведущих ролей. Для этого существует множество дидактических игр, например, “Повтори за мной”, “Добрая утка”.
Моторика
Должен ли уметь ребенок в начале первого класса писать письменные буквы? В большинстве случаев знание написания букв не является успешным написанием слов. Сложности соединений букв выливаются в орфографические ошибки. Собираясь в школу, первокласснику рекомендовано уметь:
- Правильная посадка за партой.
- Умение держать ручку.
- Иметь первичные графические навыки.
Аккуратность
Отличная оценка состоит из двух показателей: правильность и аккуратность. В первом классе оценочная система не количественная, а качественная. Тем не менее, учитель обращает внимание ученика на аккуратность выполнения. Отработать это умение можно изготовлением небольших аппликаций, например, “рваных”.
Рекомендации по эффективному формированию навыков:
- Занятия должны быть регулярными.
- Длительность занятия не более двадцати минут в день.
- Постепенное усложнение материала.
- Поощрение за успешные действия.
Тест для первоклассника: готов ли ваш ребёнок к школе
Вопросы для первоклассника подразумевает работу с родителями. Кто как ни они могут рассказать о своем малыше все. Для них предлагается тест ” Что должен уметь ребенок”:
- Высказывает ли ребенок желание идти в первый класс?
- Что привлекает его в школе?
- Способен ли ребенок полчаса заниматься одним делом?
- Стесняется ли малыш чужих людей?
- Может ли составить связный рассказ по картинке из пяти предложений?
- Знает ли наизусть стихи?
- Умеет ли читать? По буквам? По слогам? Целыми словами?
- Знает ли счет до десяти и обратно?
- Способен ли решать простейшие задачки?
- Аккуратно ли закрашивает картинки?
- Владеет ли ножницами?
- Может ли назвать диких и домашних животных? (по 3)
- Соберет ли пазл за одну минуту? (9 деталей).
- Может ли назвать категорию по признаку? (свекла, лук, репа – овощи).
- Любит ли рисовать?
- Может ли делать некоторые действия самостоятельно?
Результаты:
15-16 баллов – полная готовность.
10 – 14 баллов – частичная готовность. Нужна небольшая доработка.
9 и менее – требуется психологическая и дидактическая помощь в освоении дошкольной программы.