Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Мамины лайфхаки
Содержание
  1. Значение конструирования в формировании личности ребенка
  2. Теоретические аспекты обучения
  3. Цели занятий
  4. Разновидности конструирования из бумаги
  5. Формы конструирования
  6. Недостатки конструирования у дошкольников
  7. Мотивация для детей
  8. Художественное детское конструирование
  9. Каркасное конструирование
  10. Мастер класс по объемному моделированию и конструированию из бумаги
  11. Бумажное моделирование и рекомендации
  12. Вырезание фигуры из бумаги по схеме
  13. Сгибание и сборка паперкрафта из бумаги
  14. Обработка разверток для бумажного моделирования
  15. Укрепление бумажной модели в паперкрафте
  16. Техника безопасности
  17. Поделки, посвященные осени
  18. Аппликация и объемная композиция
  19. Огородная тематика в поделках из бумаги
  20. Техника оригами
  21. «Зайчик»
  22. «Щенок»
  23. Отличие программы и её особенности
  24. Картотека игр для занятий по конструированию
  25. «Кто быстрее»
  26. «Что в мешочке лежит»
  27. «Разложи детали по порядку»
  28. «Построй по памяти»
  29. «Построй с закрытыми глазами»
  30. Отличие занятий по конструированию в старшей группе

Значение конструирования в формировании личности ребенка

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.

Каковы же некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности взрослых, особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей?

Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерна тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов.

Конструктор должен уметь представить не только структуру машины, конструкции, но и техническую сторону их: как, с помощью чего скрепляются части? Какая из них является основной для всей конструкции? Какими средствами достигается подвижность частей, конструкции в целом? Как размещаются все части конструкции не только во фронтальной плоскости, но и в пространстве трех измерений?

Конструктивно-техническая деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим точный расчет, продуманность, при выполнении ее требуется определенная последовательность и точность в работе. Любая неточность ведет к серьезным просчетам.

Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерно развитое пространственное воображение, выражающееся в способности к произвольному оперированию образами пространственного воображения в соответствии с поставленной целью. Прежде чем сконструировать новую машину, создатель должен отчетливо представить ее и мысленно проследить за работой машины. Только убедившись в удачном решении конструктивной задачи в целом, конструктор дает согласие на претворение мысленно созданного в реальный продукт.

Воображение конструктора должно быть одновременно и предельно конкретным, и крайне абстрактным, т. е. он должен обладать не только развитым пространственным воображением, но и высокой степенью гибкости мышления, которое проявляется не только в умении мысленно создавать различные конкретные вариации общей схемы машины, но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно.

Для технических способностей характерны иэмоционально-волевые качества личности. Они выражаются в интересе к конструктивной деятельности, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая или совершенствуя какую-либо конструкцию, имеющую общественную значимость. Сознание общественной значимости в создании нового изобретения вызывает творческую активность изобретателя и стремление добиться поставленной цели. Причем эта ответственность проявляется даже тогда, когда конструктор или изобретатель не испытывает интереса к данному виду техники.

Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.

На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

Важным моментом в формировании учебной деятельности, как это доказывается в исследованиях сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения. Это явление играет решающую роль в развитии осознания ребенком своих действий и их результатов. Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.

Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу. Ребенок уже в состоянии, как отмечает Н. Н. Поддьяков, «анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата». Это дает возможность обучать детей не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия и подготавливает ребенка к осознанию своих познавательных процессов. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

Теоретические аспекты обучения

Конструирование из бумаги (бумагопластика) — вид деятельности дошкольников, который предполагает:

  • составление плана действий;
  • выбор материала для поделки;
  • выполнение манипуляций в выбранной технике.

В детском саду дети конструируют поделки на занятиях, организованных воспитателем в игровой форме.

Цели занятий

Перед планированием занятия педагог должен поставить цель, которую он хочет достичь. Она реализуется через несколько задач.

Образовательные задачи:

  • знакомить со свойствами различных видов бумаги (классической, бархатной, голографической, крепированной);
  • формировать умение вырезать нужные детали для поделки и называть их (квадрат, круг и т.д.);
  • уточнять представления о цветах и их названиях;
  • учить делать объемные формы из бумажных заготовок путем их сгибания, сминания, скручивания или разрывания;
  • побуждать создавать изделия по замыслу (самостоятельно выбирать тему и материал для поделки);
  • учить объединять элементы в композицию (например, дороги и дома — это улица).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать мелкую моторику, мышление, внимание и память;
  • совершенствовать зрительное и тактильное восприятие;
  • формировать умение анализировать созданные поделки и на основе этого планировать свои дальнейшие действия;
  • развивать воображение.

Воспитательные задачи:

  • вырабатывать умение поддерживать порядок на рабочем месте и складывать инструменты на свое место после окончания работы;
  • воспитывать доброту, любовь к природе и др. (в зависимости от поделки).

Игры с бумагой

Разновидности конструирования из бумаги

Бумагопластика делится на 2 вида:

  • оригами — складывание фигурок путем сгибания бумаги;
  • объемное бумажно-картонное моделирование, предполагающее использование ножниц и клея.

Оригами

Формы конструирования

Выделяют 7 форм организации конструктивной деятельности:

  1. Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фреблем. Образцом выступают действия воспитателя. Дети повторяют показанное, усваивая новые техники работы с различными материалами.
  2. Конструирование по модели, предложенное А. Н. Миреновым. Вместо образца на занятиях используется модель — готовая поделка. Способ создания изделия не показывается. Воспитанники должны сами воссоздать модель. Эта форма организации деятельности используется при работе с детьми 5-6 лет и старше. Она помогает активизировать мышление дошкольников, т.к. им надо мысленно разобрать изделие на составляющие и воспроизвести неизвестный им порядок действий.
  3. Конструирование по условиям, разработанное Н. Н. Поддьяковым. Он предложил не давать детям готовых образцов и способов решения задачи. Основные условия должны носить проблемный характер. Например, учащимся предлагается сделать из бумаги предмет, который можно подарить маме на 8 марта. Этот метод позволяет развивать мышление и воображение. Он используется, если дети уже делали заданные объекты или анализировали похожие по структуре изделия.
  4. Конструирование по чертежам и наглядным схемам. Авторы методики — С. Леон Лоренсо и В. В. Холмовская. При работе с дошкольниками используют шаблоны. Дети учатся применять чертежи как способ познания предмета и способов его создания.
  5. Конструирование по замыслу. Для воспитанников детского сада эта деятельность сложна. Чтобы они мыслили творчески, педагог должен сформировать у детей представление о создаваемых предметах, умение повторять за педагогом действия и искать новые способы создания поделок. Только после того как дошкольники усвоят существующие способы моделирования из бумаги, они смогут творчески использовать полученные знания.
  6. Конструирование по теме. Эта форма близка к изготовлению поделок по замыслу. Разница в том, что воспитатель ограничивает замысел темой. Например, педагог предлагает детям создать любую поделку на тему «Осень».
  7. Каркасное конструирование, предложенное Н. Н. Поддьяковым. Этот метод редко используется при работе с дошкольниками. Воспитатель показывает каркас из любого материала, а затем делает то, что изменяет конструкцию. Дети при таком обучении усваивают не только строение каркаса, но и способы его изменения.

Недостатки конструирования у дошкольников

Благодаря систематическим хорошо организованным занятиям дети преодолевают следующие недостатки своих личных попыток конструирования:

  • замысел ребенка нечеткий, структура образа также размыта;
  • замысел имеет склонность к неустойчивости (дошкольники приступают к конструированию одного объекта, а в результате создают иной и этим довольны);
  • излишняя поспешность и увлеченность самой деятельностью, что отвлекает от общего замысла занятия;
  • размытые представления о том, в какой последовательности должны совершаться действия и как их нужно планировать;
  • дети не умеют предварительно проанализировать поставленную задачу.

Если эти недочеты не преодолеть, то ребенок так и будет заниматься конструированием на очень низком уровне.

Дошкольники умеют принимать участие в двух видах конструирования: художественное конструирование и техническое конструирование.

Мотивация для детей

Чтобы дошкольникам было интересно, можно превратить занятие в игру: принести игрушку (героя) и предложить детям сделать для него дом или подарок.

Важно, чтобы дети осознавали практическую значимость своей деятельности. Они будут более замотивированы, если узнают, что их изделие можно подарить взрослому (маме, папе, бабушке и т.д.).

Для мам

Художественное детское конструирование

Дети любят самостоятельно создавать художественные красивые продукты: они вырезают сказочные фигурки, которые затем можно использовать в играх, создают поделки, предметы для украшения. Детям нравится работать не только с известными литературными героями, но и с собственными придуманными персонажами.

Даже когда ребенок создает во время занятия по конструированию настоящий существующий предмет или образ, он старается его приукрасить, добавив свежие оттенки, внеся изменения в форму или отдельную часть поделки. Но общую структуру ребенок при этом сохраняет.

С бумагой можно работать по разному. Иногда ее требуется правильно смять, скрутить, разорвать, разрезать или согнуть. Сложнее всего детям даются две последних операции. Но при этом они чаще всего используются во время занятий, что позволяет быстро выработать нужный навык.

Каркасное конструирование

Также существует еще один тип — каркасное конструирование.

Его предложил Н.Н. Поддьяков. Дети сначала знакомятся с устройством основного каркаса, являющегося центральным звеном поделки. Далее педагог начинает демонстрировать изменения этого каркаса, что приводит к изменением всей модели.

Так дети начинают понимать принципы строения конструкции и приобретают навык по определению особенностей конструкции, опираясь на ее каркас.

При этом, рассматривая каркас, дошкольники мысленно придумывают, как можно закончить его, добавляя к нему те или иные детали.

Поэтому мы считаем, что каркасное конструирование очень хорошо помогает формировать детское воображение, обогащая используемые детьми методы конструирования. Также это формирует образное мышление детей.

Работа, основанная на замысле, расширяет возможности детей. Дети проявляют свои творческие способности более самостоятельно: они самостоятельно принимают решение, что и каким образом конструировать.

Мастер класс по объемному моделированию и конструированию из бумаги

Модели собираются из предварительно подготовленных и согнутых деталей. Развертки необходимо распечатывать на бумаге плотностью 170—200 г/м². Это будет гарантировать прочность и долговечность конструкции.

Для сборки потребуется:

  • развертки или схемы
  • клей (не используйте ПВА, после высыхания он деформирует бумагу) или тонкий двухсторонний скотч
  • кисть
  • иголка для нанесения клея в труднодоступных местах
  • металлическая линейка
  • острые ножницы, подойдут практически любые прямые или канцелярский нож, который часто поставляется в приобретенном наборе
  • дотс для продавливания сгибов
  • любая ровная поверхность для резки
  • Чтобы не испортить рабочий стол, на поверхность необходимо положить кусок линолеума, фанеры или стекла

Бумажное моделирование и рекомендации

Главным материалом для изготовления служит бумага. В принципе можно использовать обычные листы формата А4 плотностью 65-80 г/м3, но если творение большое, то лучше использовать ватман либо чертёжную бумагу (160-180 г/м3), для самых маленьких деталей можно попробовать (если конечно найдете, я не смог) папиросную. При построении бумажных многогранников рекомендую работать следующим образом: После того, как необходимая развёртка скачана и все инструменты под рукой, приступайте к вырезанию и склейке.

Вырезание фигуры из бумаги по схеме

Прежде чем приступить к сборке, необходимо подготовить рабочее место. Затем, распечатайте заготовки. Следите за тем, чтобы детали были пронумерованы. В случае отсутствия номерков, собственноручно напишите их на полях. Это сэкономит время при склеивании крупных поделок. Существует три вида линий, согласно которым появляются заготовки. Сплошная линия — отрезать часть бумаги с помощью ножниц. Пунктирная линия — на моделях без текстур сгибается внутрь, с текстурами — наружу. Шрих-пунктирная — без текстур наружу, с текстурами – внутрь.

Заготовки вырезайте осторожно, не забывайте оставлять «клейкие поля». Благодаря им, различные части изделия будут соединяться друг с другом. Всё сгибайте по линиям сгиба. Если он очень длинный (более 8 см) то, пользуйтесь линейкой.

Сгибание и сборка паперкрафта из бумаги

Подготовка сгибов. Чтобы деталь загнулась в правильном положении, необходимо пошагово пройтись по всем линиям. В этом вам поможет непишущая ручка. Сгибайте элемент по пунктиру. Старайтесь складывать максимально ровно и не бойтесь прикладывать силу, при сборке всё будет на своих местах. Согнутый край с внешней стороны обильно промазывается клеем, либо можете использовать узкий двухсторонний скотч, кому как удобно. Ищите идентичные цифры и их соединяйте. Процесс несложный. Хорошо развивает внимательность. Склейка прячется внутрь поделки, чтобы не выставлять на всеобщее обозрение неровности.

Не торопитесь соединить всё и сразу, если ваш метод скрепления – клеем, то стоит подождать полного высыхания, а затем приступать к оставшимся деталям. Из личного опыта советуем пользоваться двухсторонним скотчем. Возьмите на вооружение, как вариант. Его использование сэкономит ваше время и нервную систему. Помимо привычного нам, толстого скотча существует и узкий. Зачастую, он оказывается лучше и служит дольше обычного клея. Правда, трудиться с ним – достаточно кропотливое занятие, поэтому сразу приготовьте пинцет, дабы с лёгкостью снимать защитную бумагу. Но будьте осторожны, включайте логику и просчитывайте порядок скрепления деталей, дабы не возникало неудобных моментов в конце процесса.

В бумажном моделирование для начинающего с виду кажется всё довольно трудоёмким процессом, но стоит лишь попробовать, и это занятие станет одним из любимых для вашей семьи.

Процедура склейки является очень ответственным делом, поскольку требует усидчивости и максимальной внимательности. Все стыки должны совпадать – это главный секрет успеха при процессе соединения. Наносите тонкий равномерный слой клея на две стороны. Следует чуть-чуть подвигать детали, чтобы происходило равномерное распределение. После того, как части приведены в правильное положение, их следует плотно сжать и дождаться, пока клей не подсохнет.

Время от времени надо пользоваться пинцетами. Эти инструменты особенно полезны на завершающих стадиях, когда приходится работать внутри через небольшое отверстие. Следует чуть-чуть подвигать детали, чтобы произошло равномерное распределение. После того, как части приведены в правильное положение, их следует плотно сжать и дождаться, пока клей не подсохнет. Время от времени надо пользоваться пинцетами или, еще лучше, хирургическими зажимами. Эти инструменты особенно полезны на завершающих стадиях, когда приходится работать с внутренней частью через небольшое отверстие. Супер-клей используем для приклеивания мелких деталей или если нужно быстро соединить что-либо.

Хотим предупредить, что даже мельчайшие недочёты в несколько миллиметров, по итогу могут деформировать целостную картину.

Но если всё же клей, то стоит понимать, какой фирме отдавать предпочтение. Проверьте его на клейкость. Нужно, чтобы после полного высыхания он не съёживал творение и не оставлял следов. Помимо этого, склейка должна произойти за 15-25 секунд, этот момент покажет вам качество. Следует помнить и о технике безопасности. Он не должен быть токсичным.Кроме того, он должен схватываться достаточно быстро, но не мгновенно. Последнее, но очень важное требование – клей не должен быть токсичным. Часто поделки украшают гирляндами или лампочками, превращая их в ночники.

Обработка разверток для бумажного моделирования

Если изделие бесцветно или вы решили его перекрасить, то лучше всего подходят специальные краски. Они на нитрооснове, быстро сохнут, бумага от них не размокает, единственное, они дорогостоящие, несколько цветов обойдутся как целая пластиковое изделие.

Укрепление бумажной модели в паперкрафте

Важно: практически все они не имеют внутреннего каркаса и легко проминаются при нажатии, или даже под собственным весом, поэтому рекомендую при сборке укрепить вклеиванием  хотя бы нескольких распорок.

Техника безопасности

  • Сухое место обезопасит от попадания ненужной влаги.
  • Процесс склейки проводите за столом, а не где нибудь на диване или полу.
  • Готовое изделия на краю стола, стеллажа, шкафа, обязательно упадет.
  • Пыль с готового изделия вытирайте сухой тряпкой.
  • Содержите рабочее место в порядке, так как труд очень кропотливый и лишний хаос в заготовках вам точно не нужен.

Поделки, посвященные осени

Самое живописное время года, конечно же, заслуживает отражения в детском творчестве. Аппликация из плоских элементов или объёмная композиция – каждая из этих поделок прекрасно передаёт лёгкую грусть увядающей листвы и яркость палитры, которую может передать конструирование из бумаги в подготовительной группе. Осень послужит вдохновением. Для работы потребуется бумага и картон коричневого цвета для древесины и красно-оранжевых оттенков – для листвы.

Аппликация и объемная композиция

Для работы нужно приготовить несколько разных шаблонов с очертаниями листьев различных пород деревьев. По этим заготовкам дети изготовят свои элементы. Ветки выполняются из скрученной в плотные жгуты оберточной коричневой бумаги. Для оживления композиции можно посадить на верхушку маленькую задорную птичку.

конструирование из бумаги в подготовительной группе овощи

Подобным образом делается осенняя объемная композиция. Ствол скручен из вощеной оберточной бумаги, а листья выполнены в обрывочной технике. Тонкая цветная бумага, желтая, оранжевая и красная, рвется на кусочки, которые используются в качестве листвы.

конструирование из бумаги в подготовительной группе

Огородная тематика в поделках из бумаги

Осенняя тематика может быть продолжена в других проделках, которым посвящено конструирование из бумаги в подготовительной группе. Например, овощи из бумаги. Дети с удовольствием занимаются изготовлением знакомых предметов. Самым красивым из осенних овощей является тыква. Можно сделать целую композицию в технике бумажных полос.

Для работы потребуется цветная бумага. Оранжевая и зелёная. Листы нарезаются на длинные полосы. Для корпуса поделки необходимы оранжевые, а плетистые стебли выполняются из зелёных. Необходимо взять шесть полос и сложить их друг на друга, совместив по центру, подобно снежинке. Приклеить все детали в этой точке соприкосновения друг к другу.

Затем взять противоположные кончики и склеить между собой в виде колечка. Таким образом склеить все шесть бумажных колец. Если надо, можно увеличить их количество. Завершающим штрихом поделки будут ветвистые плети, которые сделаны из плотно свернутых в виде спиралей бумажных полосок зеленого цвета. Дети очень любят конструирование из бумаги в подготовительной группе, овощи являются обширной темой для занятий.

конструирование из бумаги в подготовительной группе птицы

Техника оригами

Это важно! Лучше для поделок в технике оригами использовать специальную бумагу. Во-первых, лист уже квадратный, во-вторых, она лучше складывается, а в-третьих, на сгибе она не белая.

«Зайчик»

Сложить зайца по представленной ниже схеме довольно просто.

Схема оригами для изготовления зайчика

В технике оригами важно соблюдать точную последовательность действий

На получившейся поделке ребятам остаётся только фломастерами нарисовать мордочку зайчика.

Мордочки зайцев, выполненные в технике оригами

«Щенок»

Модель щенка, выполненная в технике оригами, состоит из двух деталей, для скрепления которых понадобится клей.

Схема оригами «Щенок»

Делаем сначала туловище, затем — голову. Приклеиваем голову к туловищу. Рисуем нос, язык и глаза (по желанию можно аккуратно приклеить заранее вырезанные).

Отличие программы и её особенности

Древняя техника используется для работы с детьми дошкольного возраста. Занятие оригами в подготовительной группе проходит по программе «Страна Оригами». В ходе занятий ребенок получает следующие навыки:

  • Совершенствует мелкую моторику рук при работе с поделкой.
  • Обучается приемам с бумагой, учится многократно складывать, сгибать, надрезать, склеивать.
  • Развивает глазомер, конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
  • Концентрирует внимание, слушая устные инструкции.
  • Тренирует память, запоминая последовательность действий пошагово.
  • Активизирует мыслительную деятельность.
  • Учится работать в коллективе и налаживать коммуникацию со сверстниками.

В процессе изготовления поделки дети изучают новые формы, цвета, простейшие геометрические фигуры. Происходит знакомство с новыми терминами: квадрат, треугольник, угол, сторона. Тренировка мелкой моторики рук повышает работоспособность мозга, развивает мыслительный процесс, готовит руку ребенка к письму. Работа обеими руками активизирует два полушария головного мозга. При этом развиваются творческие способности.

Оригами помогает при задержке речевого развития. Научно доказано, что при тяжелых нарушениях речи для ребенка полезны упражнения, направленные на тренировку пальцев рук. У малышей формируется связная речь, расширяется словарный запас. Будущие школьники в своей речи пользуются синонимами, антонимами, прилагательными, учатся искусству диалога, монолога.

Дети любят работать с бумагой, добиваться положительного результата. Формируется бережное отношение к поделке, сделанной самостоятельно. Кропотливый труд формирует усидчивость, готовит к школьным занятиям.

Задачи программы:

  • Обучающая.
  • Развивающая.
  • Воспитательная.

Программа строится на следующих принципах:

  • Личный пример.
  • Систематичность, последовательность.
  • Наглядность.
  • Чередование видов деятельности.
  • Занимательность.
  • Тематическое планирование конспекта.
  • Развивающее образование.
  • Доступность для дошкольников.
  • Личностно-ориентированное планирование.
  • Вариативность.

Оригами благотворно действует на психоэмоциональное состояние ребенка, успокаивается нервная система, высвобождается гнев, тревожное состояние заменяет удовлетворение полученным результатом.

Практический метод наглядно демонстрирует процесс изготовления.

Форма обучения бывает:

  1. Фронтальная. Педагог объясняет задание одновременно для всех участников, дает инструкции.
  2. Индивидуальная. Каждый ученик выполняет задание самостоятельно. Педагог направляет, помогает, консультирует лично каждого ученика. У детей развиваются навыки самостоятельного творчества.
  3. Групповая. Работа происходит в группах. Ребята выполняют задание коллективно. В группе выбирается лидер, распределяются роли. Дети учатся взаимодействовать друг с другом.

Картотека игр для занятий по конструированию

На занятиях по конструированию можно использовать и игровые моменты, связанные с общей темой. Вот несколько интересных игр.

«Кто быстрее»

Данная игра применяется на занятии со строительными материалами на тему «Построй по плану». Воспитатель готовит или одну большую схему предлагаемой постройки или несколько маленьких — по числу команд. Также надо подготовить одинаковые строительные наборы (можно с лишними деталями, но это уже усложненный вариант).

Примерная схема дома для игры «Кто быстрее»

Ребята делятся на 2–3 команды (в зависимости от общего числа детей). По сигналу воспитателя они начинают строить свои модели. При оценке результатов оценивается не только, какая команда закончила строительство первой, но и качество постройки — ее устойчивость, соответствие плану и эстетичность. Также необходимо учитывать сплоченность действий — по условиям игры не может победить та команда, не все члены которой принимали участие в игре.

Данная игра развивает внимательность, координацию, аккуратность, ответственность, умение работать сообща.

«Что в мешочке лежит»

Для этой игры потребуются разные детали от деревянного конструктора и непрозрачный мешочек. Она развивает тактильные ощущения ребёнка и помогает научиться ими пользоваться. Также целью игры является закрепление названий строительных элементов конструктора.

В мешочек складываются разные детали конструктора. Дети по очереди засовывают туда руку, берут деталь и пытаются на ощупь определить, что это. Затем называют, что им попалось, достают из мешка и показывают всем. Побеждает тот, кто безошибочно угадал больше деталей.

Башенки и арки из деревянного конструктора

«Разложи детали по порядку»

Детям раздаются детали от деревянного конструктора. Воспитатель показывает на несколько секунд картинки с изображением 6 деталей, потом убирает их, а дети должны выложить в ряд правильную последовательность того, что увидели. Это упражнение отлично развивает внимательность и память.

Начинать можно с 4 одноцветных деталей, а со временем дойти до 7 и разного цвета. В идеале ребенок должен запоминать последовательность из 7 предметов, но хорошим результатом считается и 6.

«Построй по памяти»

Игра аналогична предыдущей. Только здесь педагог строит какую-то конструкцию из 7–8 деталей, предлагает запомнить, разбирает ее, а дети строят по памяти. Кто построит первым и правильно — водит, то есть создает свою конструкцию и предлагает ее повторить.

«Построй с закрытыми глазами»

Очень весёлая игра. Дети делятся на команды (3–4 человека будет достаточно, чтобы друг другу не мешали), им раздаются кубики (лучше использовать крупные пластмассовые наборы), даётся время, чтобы посовещаться, затем завязываются глаза и предлагается построить, что они задумали. Чья постройка окажется интереснее, та команда и выиграла.

Замок, построенный из крупных деталей пластмассового конструктора

Игра развивает внимательность, мелкую моторику, аккуратность, умение договариваться, планировать и действовать сообща.

Отличие занятий по конструированию в старшей группе

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) воспитанники уже владеют основными способами создания изделий из бумаги. Они должны познакомиться с объемными фигурами (шаром, кубом, конусом, цилиндром, пирамидой, кирпичом) и научиться размещать их в пространстве, делая прочные конструкции.

Воспитатель учит детей видеть знакомые элементы в образцах изделий, работать не только по образцу, но и по чертежам. Можно заняться конструированием из кубиков разных форм и размеров, а потом сделать фигуры из бумаги.

В это время закрепляются уже освоенные умения заменять детали на другие, соединять их, используя разные техники работы с бумагой разной плотности. Воспитатели организуют коллективную деятельность по созданию 1 предмета.

Иногда занятия проходят в форме сюжетно-ролевой игры. Например, взрослый говорит, что зайцу нужна помощь: его жилище разрушила лиса. Часть детей могут стать строителями и сделать дом, другая часть — охранниками и сконструировать забор, третья — придумать мебель и т.д.

Чем старше дети, тем больше в их работе должно быть творчества. Если с младшими воспитанниками можно ограничиться созданием поделок по образцу, в средней — учить работе с чертежами и схемами, то в старшей группе дошкольники могут сами придумать изделие по заданной теме.

Источники
  • http://www.detskiysad.ru/izo/teoria12.html
  • https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/obshchiye_po_vozrastam/konstruirovanie-iz-bumagi-v-detskom-sadu
  • https://podrastu.ru/deyatelnost/detskoe-konstruirovanie.html
  • https://podelkiruchkami.ru/paperkraft-dlya-nachinayushhix-bumazhnoe-modelirovanie-obemnye-skulptury/
  • https://FB.ru/article/250339/konstruirovanie-iz-bumagi-v-podgotovitelnoy-gruppe-osen-ptitsyi-dom-i-ovoschi
  • https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/konstruirovanie-v-podgotovitelnoy-gruppe.html
  • https://miazar.ru/origami/origami-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy/

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста