Постановка и автоматизация звука Ч, дифференциация звуков Ч-ТЬ, Ч-Ц, Ч-Щ, упражнения

Обучение

Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Артикуляционный профиль звука ч

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил  звуки [Ж], [Ш] и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Звук «ч» мягкий согласный

Многие согласные звуки русской речи имеют пары по признаку твердости/мягкости.

Понаблюдаем:

  • [д] — [д’]: подарок — дерево;
  • [л] — [л’] : ларец — линька;
  • [с] — [с’] : соловей — силач;.
  • [т] — [т’] : торс — тело.

Но не все согласные звуки нашей речи имеют пары по твердости. В русском языке три согласных звука являются всегда только мягкими:

[й’], [ч’], [щ’]

Охарактеризуем звук [ч’]. В фонетике русского язык этот согласный является непарным глухим и непарным мягким звуком. По сравнению с любым твёрдым согласным при его образовании выдыхаемая струя воздуха не выходит свободно с шумом, а обтекает по краям язык, который приподнимается к твёрдому нёбу. Эта дополнительная артикуляция и создаёт мягкость глухого согласного [ч’]. В записи звучания слова (транскрипции) его мягкость обозначим специальным значком в виде запятой справа — апострофом.

Независимо от того, какая гласная следует за ним, «о» , «е», «ё», «а», «у» или «и», он всегда звучит всегда мягко:

  • чо́мга [ ч’ о м г а]
  • чернь  [ч’ э  р н ‘]
  • чёрствый [ч’ о р с т в ы й’]
  • чи́жик [ч’ и ж ы к]
  • чащо́ба [ч’ а щ’ о б а]
  • чу́до [ч’ у д а].

Поэтому в русском языке существует орфографическое правило:

Сочетания «ча», «ща» пишутся с буквой «а», а «чу», «щу» — с буквой «у».

О написании букв «е/ё» или «о» после шипящих, в том числе и после «ч», в корнях, суффиксах и окончаниях слов существует отдельное орфографическое правило.

К тому же этот звук удивительным образом смягчает предыдущие согласные в сочетаниях согласных «нч», «рч»:

  • венчик [в’ э н’ ч’ и к]
  • кончик [к о н’ ч’ и к]
  • корчить [к о р’ ч’ и т’].

Эта приобретённая фонетическая мягкость согласных не обозначается в письменной речи.

Несмотря на мягкое звучание, в русском языке мягкий знак не пишется в сочетаниях согласных «нч», «рч», «чк», «чн».

  • клянчить, окончить, одуванчик;
  • брючный, солнечный, мрачный;
  • земляничка, ласточка, пучки травы,
  • узорчатый, доверчивый, ларчик, ворчун.

Звук Ч в начале слов

Повторять слова, чётко произнося звук Ч (выделяя голосом):

чай               чан                   чин               чей              чек              чуб

чудо             чадо                 чеки              часы            чаша            чижи

чайка           чашка               черви            чулок           чугун           чудак

чайник         чепчик              чучело          чёрный        чердак         чубчик

чёлочка       чемодан            черника        чернила       человек       чёрточка

чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чеснок, чемодан, чучело;

Повторить предложения, чётко произнося звук Ч (выделяя голосом):

Вовочка катит тачку.                                              Девочка катит мяч.

Внучка надевает бабушкины очки.                         Леночка ловит бабочку.

Почтальон идёт на почту.                                      В комнате печь.

В чайнике чай. Над дачей туча.                              Олечка пьёт чай из чашки.

Звук Ч в середине слов

Повторять слова, чётко произнося звук Ч (выделяя голосом):

бочка                       дочка                       кочка                      почка

ночка                       кучка                       прачка                    удачно

внучка                     брючки                    кличка                    гречка

кавычка                   водичка                   навечно                  уздечка

колечко                   кабачки                   облачко                  новички

задачник                 каблучки                 привычка                молочный

бочка                      тачка              дочка          дачка             печка

тучка                      спичка            почка           кочка            пачка

сучок                      бачок              пучок           паучок         мальчик

мячи             учил            туча                дача                куча               хочу

кочан           качал          начал              бачок               пучок             бычок

качели         калачи         значок            каучук              печёнка          ночёвка

кулачок       бочонок       волчица          личинка           кольчуга         каблучок

волчонок     зайчонок      галчонок        калачики         копчёный        дремучий

Повторить предложения, чётко произнося звук Ч (выделяя голосом):

У мальчика черепаха.                                      Девочки катались на качелях.

На дворе мычал бычок.                                   Грач нашёл червячка.

Мальчик купил в булочной калач и печенье.

Вова, не потеряй ключ.                               Ключ упал на кирпич.

Девочка летом отдыхает на даче.                Вот чей-то чемодан.

Лётчик летит на самолёте.                        Леночка поможет маме чинить чулки.

Звук Ч в конце слов

луч                     мяч                          бич                            меч

калач                богач                         кумач                        могуч

ключ                 ткач                           плач                         клич

кирпич              беречь                       трубач                      кулич

Иванович          Павлович                   Николаевич              Алексеевич

ночь                дочь                печь            луч

калач               мяч                 меч              ключ

врач               обруч              сыч

Повторять словосочетания, чётко произнося звук Ч (выделяя голосом):

Могучий дуб.                                 Четвёртый мальчик.

Чёрная чёлочка.                            Честные мальчики.

Колючий ёжичек.                          Тёмная ночка.

Начать читать.                              Четверо внучат.

Качать водичку.                            Чёрные грачи.

Горячий чайник.                            Золотой ключик.

Молчаливый ученик.

Повторить предложения, чётко произнося звук Ч (выделяя голосом):

Бабушка печёт внучке печенье.                            Девочка помогает маме чинить чулки.

Девочка учит чижика чинить.                               Таня Ткачёва получает отличные отметки.

На тачке куча глины.                                            Научите Вовочку читать.

Чёрный грач – враг червяков и личинок.               Горячи в печи калачи.

Автоматизация звука «Ч» в чистоговорках

Произносим чистоговорки, следим за правильным произношением звука «Ч».

Задание 1

  • Юч-юч-юч, Юч-юч-юч — потеря́ла О́ля ключ.
  • Ач-ач-ач, Ач-ач-ач — шёл по по́лю чёрный грач.
  • Ач-ач-ач, Ач-ач-ач — у меня́ в руке́ кала́ч.
  • Еч-еч-еч, Еч-еч-еч — у Серёжи щит и меч.

Задание 2

  • Оч-оч-оч, Оч-оч-оч — наступи́ла ночь.
  • Уч-уч-уч, Уч-уч-уч — э́то луч.
  • Ич-ич-ич, Ич-ич-ич — на тебе́ кули́ч.
  • Яч-яч-яч, Яч-яч-яч — малыши́ игра́ют в мяч.

Задание 3

  • Ча-ча-ча, Ча-ча-ча — к Са́ше вы́звали врача́.
  • Чу-чу-чу, Чу-чу-чу — молото́чком я стучу́.
  • Чи-чи-чи, Чи-чи-чи — испекли́ мы калачи́.
  • Че-че-че, Че-че-че — сиди́т ко́шка на плече́.

Задание 4

  • Чи-чи-чи, Чи-чи-чи — у со́лнца тёплые лучи́.
  • Чок-чок-чок, Чок-чок-чок — вот весёлый хомячо́к.
  • Ичка-ичка-ичка, Ичка-ичка-ичка — вот тебе́ води́чка.
  • Чок-чок-чок, Чок-чок-чок — чёрный паучо́к.

Автоматизация звука «Ч» в предложениях

Произносим предложения, следим за правильным произношением звука «Ч».

Задание 1

  • Ма́ма налива́ет чай. На полу́ черепки́. Чей ты, чей, лесно́й руче́й? Пойма́л ма́льчик чижа́. Де́вочка чита́ет кни́гу. Ма́льчик везёт та́чку. На́ша Та́ня гро́мко пла́чет. Плетёт паучо́к паути́нку.
  • Я учу́ стишочек. Я чита́ю уче́бник. Я печа́таю на печа́тной маши́нке. Я кача́юсь на каче́лях.

Задание 2

  • У де́вочек мячи́. Олечку вы́лечил врач. Леночка игра́ет мячо́м. Ма́льчики бегут на ре́чку. У ма́льчика кори́чневые перча́тки. Жу́чка зарыча́ла в бу́дочке. Телёночек пьёт води́чку.
  • Ма́льчики кача́лись на каче́лях. В саду́ та́чка без ру́чки. Де́вочка урони́ла мяч. Снесла́ ку́рочка яи́чко. Ниночка — опря́тная де́вочка. В око́шечко залете́ла ба́бочка. Бе́лочка прыг на ёлочку.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

Упражнение Чистим зубы

  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

Упражнение Грибок

  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу.

Гимнастика для языка с соломкой

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Интересные слова

Начинаются с буквы ч:час, чек, чай, чип, чин, чат, чан, чуб, чиж, чадо, человек, чувство, честность, чудо, число, черта, чаща, член, чтец, чары, чума, чулок, чугун, червь, череп, черёмуха, часть, чехол, честь.Заканчиваются буквой ч:меч, мяч, бич, врач, коуч, богач, завуч, кирпич, клич, кулич, ланч, луч, плач, патч, ткач, матч, линч, ключ, грач, мерч, лихач, пугач, рогач, нюхач, калач, обруч, скотч, силач, палач, стукач, циркач, трубач, ловкач.С буквой ч в середине слова:куча, очко, речь, дичь, дача, кочка, спичка, печенье, печка, почта, мечта, учёт, счёт, бычок, бахча, кличка, кетчуп, мачта, мачете, бочка, кочан, вечер, кучер, внучка, гончар, гречка, датчик, венчик.С несколькими буквами ч:чача, чукча, чубчик, чучело, бочечка, черчение, счётчик, качча, горчичница, печечка, чудачка, чечётка, чеченец, девчоночка, чау-чау, чик-чик, чурчхела, чашечный, частичка, чересчур, каприччо, почечник, почемучка, чупа-чупс, прачечная, челночник.

Источники
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/postanovka-i-avtomatizatsiya-zvuka-ch
  • https://RusskiiYazyk.ru/fonetika/zvuk-ch-yavlyaetsya-tvyordyim-ili-myagkim.html
  • http://logopediy-dly-detey.ru/detyam/material-dlya-avtomatizatsii-zvukov-v-rechi/avtomatizatsiya-zvuka-ch
  • https://lena.spb.ru/avtomatizaciya-ch.html
  • https://alphabetonline.ru/%D1%87-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста