Игры с карточками «насекомые»
Если проявить немного фантазии, можно выдумать множество интересных, развивающих игр для детей используя картинки насекомых.
Вы можете поиграть с карточками: пусть маленькие энтомологи по очереди вытаскивают их и называют насекомого, которое попалось. Будет очень хорошо, если они смогут пересказать то, что вы говорили об этом насекомом.
Если распечатать по две карточки с изображением каждого насекомого, можно сыграть в игру наподобие Меморины. Для этого все карточки раскладываются на столе стороной без рисунка вверх. Поочередно каждый ребенок может перевернуть две карточки. Если картинки совпали, их можно забрать себе. Если нет – кладем точно на то место, где взяли. Далее карточки переворачивает следующий ребенок, и так по кругу. Игра считается завершенной тогда, когда все карточки разобраны. Победил тот, кто больше всего собрал парных картинок. Такое увлекательное занятие отлично развивает память.
Процесс знакомства с окружающим миром и развитие речи ребенка очень тесно связаны между собой. То, что малыш видит вокруг, побуждает его:
- запоминать новые слова;
- тренироваться в использовании непривычных грамматических конструкций;
- учиться рассуждать и выражать словами свои впечатления.
Именно поэтому педагоги и родители так активно применяют различный наглядный материал, используя картинки на занятиях в детском саду и дома. Самые популярные – с изображениями природы и ее обитателей. Например, насекомыми. Этот богатый мир маленьких обитателей очень интересен малышам! Карточки с рисунками разных представителей этого вида можно использовать с детьми разного возраста, в ходе развивающих занятий и игр. Конечно, соблюдая определенные правила.
Викторина по теме “Насекомые”
Можно устроить викторину, которую любят все детки, если подготовить вопросы по теме насекомые. Или можно воспользоваться вопросами из нашего списка:
- Какое насекомое притворяется мертвым при встрече с врагом? (божья коровка)
- Кто ест тлю, а кто – ухаживает за ней? (божья коровка и муравей)
- Кто пробует еду своими ножками? (бабочка)
- Какое насекомое сможет увидеть только цвета светофора? (бабочка)
- Кто никогда не спит? (муравей)
- Кто может поднять груз в сотню раз тяжелее своего тела? (муравей)
- Каких африканских насекомых боятся даже львы? (муравьев)
- Кто слышит своими лапками? (кузнечик)
- У кого на лапках есть присоски? (муха)
- Какое насекомое может напасть даже на машину, но не трогает зебр? (муха-цеце)
- Какой пропуск предъявляет пчела при входе в улей? (свой собственный запах)
- Как пчелка объясняет, что нашла нектар? (танцем)
- Какое насекомое ест мух? (стрекоза)
- Кто ничего не слышит, но хорошо видит? (стрекоза)
- Как раньше называли стрекозу? (кузнечик)
- Какое насекомое вылетает из домика раньше всех? (шмель)
- У кого в животе есть еще одни зубки? (таракан)
- Кто за секунду двадцать пять раз может сменить направление движения? (таракан)
- У кого пять глаз? (пчела)
- Кто может повернуть голову до конца назад? (стрекоза)
И напоследок можно предложить ребятишкам нарисовать наиболее понравившееся насекомое и придумать про него свою историю. Рисунки насекомых, выполненные детьми, можно развешать на доске или стене, чтобы они напоминали малышам о проделанной работе и приобретенных знаниях.
Как работать с картинками
Есть несколько «подсказок», знание которых позволит взрослым проводить занятия с использованием картинок максимально эффективно, вот они:
- Показывайте детям как предметные, так и сюжетные картинки с насекомыми. Эти два вида наглядного материала должны чередоваться на занятиях, они отлично дополняют друг друга.
- Все предметные карточки для занятий и игр по развитию речи должны быть: одного размера, плотными, с цветными рисунками на светлом фоне. Отлично подходит готовый набор наглядного материала для детского сада, но его можно заменить и другими иллюстрациями, подобранными самостоятельно.
- Сюжетные изображения должны быть яркими, с легко узнаваемыми объектами и персонажами. Большие картины стоит заранее наклеить на картон, так их удобнее будет использовать на занятиях.
- Полезно подбирать иллюстрации с «проблемными» сюжетами, например картинки “Насекомые и дети” или “Лесные вредители и помощники”. Такие сюжеты стимулируют воображение, являются отличными «подсказками». Тема обязательно должна соответствовать возрасту детей, быть им знакомой, понятной.
- Подбирайте предметные карточки с изображениями в реалистичном стиле. Чем более взрослым детям они предназначены, тем более натуралистичными и детальными должно быть рисунки. Для малышей можно использовать более условные, «мультяшные» картинки с бабочками, божьими коровками, гусеницами. Такие насекомые на картинке более привлекательны для детей 3-4 лет. Для воспитанников подготовительной группы, 6 или 7 лет, полезным будут и фотографии обитателей микромира.
- Постепенно увеличивайте количество карточек, используемых на одном занятии. Новые вводите по одной, давайте детям внимательно рассмотреть каждую, запомнить название того, кто на ней изображен.
- Хорошо, если картинки насекомых для детей показывают хорошо известных им обитателей природы и тех, кого малыши никогда не видели. Первую группу они знают уже отлично, могут многое рассказать о привычках и особенностях поведения ее представителей. Информацию о других, еще пока неизвестных, обитателях тропических лесов или пустынь, можно брать из книг.
- Старайтесь сделать каждое занятие максимально интересным. Не заставляйте ребенка заниматься, если он устал или плохо себя чувствует. Хвалите его не только за успехи, но и за старание, внимание, сообразительность.
Задания
Насекомые для детей — тема нашего занятия! В обучение ребенка дома непременно должно быть включено знакомство с основными представителями живого мира: обитателями морей, рыбами, птицами, животными. Не надо забывать и про насекомых.
Нередко получается так, что малыш хорошо знает всех представителей африканского царства животных, а стрекозу назвать уже не может. Особенно это важно учитывать при занятиях с детьми, проживающими в городских условиях и не имеющими возможности проводить достаточно времени на природе.
Для занятий на тему «Насекомые» предложите детям следующие задания по картинкам:
- Расскажи, кто перед тобой. Попросите описать то насекомое, которое изображено на картинке. Важно отметить внешний вид: тело, крылья, лапки; окраску; зону обитания; пользу или опасность для человека.
- Сравни двух похожих бабочек, жуков, стрекоз. Перечисли все их общие признаки и отличия.
- Посчитай до 5 (одна бабочка — две бабочки- три и т. д.) Каждый раз можно брать название другого представителя семейства (комар, жук, гусеница и т. п.)
- Назови ласково: комар – комарик, жук — жучок, пчела — пчелка.
- Расскажи о насекомых, которые приносят пользу. Зачем они нужны? Как они помогают человеку?
- Подумай, почему укусы насекомых неприятны человеку? Как защитить себя от опасных представителей этого семейства?
- Какие звуки издают насекомые? Изобрази такой звук:
Жук — жужжит (жжжжж)
Шмель — гудит (уууууу)
Комарик — пищит (иииииии)
- Что умеют насекомые, что они делают:
Бабочка – порхает, кружится, садится на цветок, пьет нектар.
Муравей — бежит, торопится, строит муравейник, прячется от грозы.
Жук –
Гусеница –
Комар –
Стрекоза –
- Назови насекомых, которые:
– умеют летать;
– строят себе дом;
– жужжат;
– яркой окраски;
– больно кусают.
- Придумать предложение с тремя данными словами и подобрать соответствующую картинку:
– шмель большой летать;
– бабочка нежный крылышки;
– стрекоза большой глаза;
– комар тонкий пищит;
– жук падать лист;
– муравей бежать тропинка.
- Задать по картинке как можно больше вопросов про одно насекомое или разных, изображенных на сюжетной картинке.
- Составить короткий рассказ про двух-трех разных насекомых, изображенных на картинке (карточки нужно выбрать наугад). С детьми 5 лет и старше можно использовать сразу все иллюстрации, а с малышами лучше доставать одну за другой.
- Придумать смешные короткие стихи про тех, кто кружится над лугом или живет среди травинок на полянке или лесной опушке. Упражнения на поиск рифмы отлично тренируют фонематический слух ребенка и его воображение.
Раскраски
Раскраски по теме позволяют детям хорошо закрепить пройденный материал. Используйте раскраски на занятиях и в качестве домашних заданий.
Как видите, задания по теме “Насекомые” могут быть разнообразными и интересными. Если вы еще не использовали эту тему для логопедической работы с детьми, то стоит непременно восполнить этот пробел!
- https://montessoriself.ru/nasekomye-kartinki-dlya-detej-20-kartochek-s-izobrazheniyami-nasekomyh/
- https://2karandasha.ru/raskraski/dlya-detey/nasekomye
- https://orechi.ru/razvitie-rechi/nasekomye-kartinki-dlya-detej
- https://nukadeti.ru/raskraski/nasekomye
- https://krasivosti.pro/raznoe/69147-nasekomye-70-foto.html