Перед Вами стоит вопрос, отдавать ребенка в первый класс или повременить? Ваш ребенок в 5, 6 или 7 лет умеет считать до 100, писать и читать, и вы с уверенность говорите о том, что ему пора в школу? Не торопитесь, прочтите статью и узнайте пять признаков готовности ребенка к школе.
1. Интеллект
Процесс обучения в школе будет проходить легче, если к поступлению в 1 класс у ребенка будут развиты основные психические функции:
- такие обороты речи, как «…если, то», «во-первых,…», «это так, потому что…», употребляемые ребенком в разговоре, свидетельствуют о том, что он уже умеет устанавливать причинно-следственные связи;
- память ребенка развита на достаточном для поступления в школу уровне, если он умеет запоминать с первой попытки 3-5 слов из 10 на разные темы;
- если ребенок умеет по карте находить импровизированный «клад», это говорит о том, что его воображение достаточно развито для его возраста;
- возможности аналитического мышления проявляются во время игры. Если ребенку интересно, что будет, если сделать с предметом что-то особенное, он умеет анализировать явления;
- логическое мышление проявляется в способности классифицировать предметы и явления по отдельным признакам – большой-маленький, тихий-громкий, овощи, фрукты и так далее.
2. Личность в социуме
Роль школьника накладывает определенную ответственность на ребенка. Умение взаимодействовать с другими детьми, взрослыми-учителями и контролировать свои действия в силу некоторых ограничений – важный навык, необходимый при поступлении ребенка в школу.
Именно по этому показателю дети часто совсем не готовы к школе, так как они не умеют еще достаточно рационально строить диалоги с другими детьми и взрослыми, у них не хватает усердия при выполнении задания, они часто отвлекаются.
Также одной из проблем, вытекающих из недостаточной готовности к жизни в социуме, является неспособность ребенка работать в паре. Такое чаще всего наблюдается у тех детей, которые не ходили в детский сад.
Для того чтобы ребенок понимал свою роль в социуме, родители должны находить ситуации, в которых ребенок может учиться жить в коллективе – почаще бывать в людных местах, где он будет иметь возможность знакомиться и налаживать контакты самостоятельно.
Формирование у ребенка адекватной самооценки путем грамотных поощрений и наказаний также сделает поступление в 1 класс менее болезненным.
3. Мотивация
Для формирования мотивации у детей к обучению важно предоставить ребенку большую самостоятельность. В возрасте 4-5 лет необходимо хвалить малыша не за каждый шаг, а за готовый конкретный результат. Ведь в школе его не будут хвалить за маленькое действие, ему нужно будет выполнять определенные задания. Вера в ребенка и ваша поддержка помогут первокласснику добиться успеха в обучении.
Перед поступлением в школу важно научить ребенка ответственно относиться к своей работе – учебе, положительно мотивировать по отношению к учителям, самому себе и сверстникам. Запугивать ни в коем случае нельзя, ведь именно страх перед учебой и школой как таковой не дает детям реализовать себя в процессе обучения.
4. Эмоции и воля
Многие взрослые, не говоря уж о детях, боятся трудностей и не умеют находить пути решения в конфликтных ситуациях. Отсутствие эмоционально-волевой готовности ребенка к школе проявляется в его отказе идти в школу, потому что там «неинтересно, скучно», «там не разрешают бегать и играть с игрушками».
Игры родителей с детьми по правилам с самого раннего детства помогут научить ребенка выполнять правила и решать проблемы в общении и процессе игры. Домино, игры с кубиками и фишками способствуют развитию у ребенка таких навыков, как умение проигрывать и выдержка.
- В процессе домашнего обучения и развития не забывайте о смене деятельности. Рисование, подвижные игры, занятия творчеством и обучение чтению, счету, письму должны обязательно чередоваться с интервалом 15-30 минут в зависимости от возраста. Тогда ребенку будет проще спокойно выдержать урок, зная, что на перемене можно будет отдохнуть и подвигаться.
5. Психологическая готовность
Все мы разные, и нередко новое место нас пугает. Что уж говорить о ребенке, который не только попадает в новый коллектив, но и сталкивается с абсолютно новым видом деятельности, за которую он несет ответственность.
Часто учителя первого класса видят деток, которые со слезами на глазах сидят на уроках, прячутся под парту, стесняются отвечать. Важно быть готовым прийти на помощь такому ребенку и максимально адаптировать его к работе в классе.
Но главную роль в формирование психологической готовности к школе, конечно же, должны взять на себя родители. Именно в их силах не только верно определить время поступления ребенка в школу, исходя из его возможностей и потребностей, но и создать у ребенка положительное представление о новом месте.