Этот творческий вид деятельности влияет как на развитие, так и на эмоциональное состояние, так и на творческий подход ребенка к жизни. Лепка из пластилина для детей актуальна в любом возрасте, поэтому в этой статье речь пойдет о занятиях лепкой с детьми от трёх лет.
Конечно, если родители видят, что их малыш готов к более серьёзным манипуляциям с пластилином раньше, дайте ему возможность совершенствоваться.
Ребёнка в три года уже достаточно хорошо можно научить лепить правильно. Обязательное требование на этом этапе – начинать с лепки простых форм, медленно переходя к более сложным. простые формы – это цилиндр, шар, конус, жгутики любой вариации, которые можно получить из форм.
Катание шарика из пластилина
Важная задача этого периода – научить правильному катанию шарика из пластилина. Ребёнок должен прочувствовать форму. Для создания ассоциативных связей целесообразно дать ребёнку небольшой пластмассовый шарик. Это поможет ему для дальнейшего воспроизведения формы. Потом следует указать ребёнку на то, что из обыкновенного пластилинового шара можно сделать другие формы.
Сделать шар из пластилина для ребёнка нелёгкая задача. чтобы облегчить этот процесс весь процесс лепки должен происходить на доске. Покажите ребёнку, как катать ладошкой пластилин по поверхности до тех пор, пока не получится шар. Это очень полезное упражнение для развития кисти рук. Сделать из пластилина шар правильной формы, возможно, у ребёнка не получиться. Зато он приобретет необходимый навык.
Чтобы продемонстрировать ребёнку, насколько правильна форма его шара, толкните шар и посмотрите, катится он или нет. Если шарик покатился вперёд, форма правильная. Если шар похож на яйцо, то он или останется на месте или покатится в сторону. Покажите ребёнку, какие действия необходимо совершить, чтобы шар стал ровным (катайте шар между ладонями). Такое катание фигуры из пластилина способствует развитию у ребёнка тактильных ощущений.
Простые фигурки из пластилина
После того как ребёнок приобретёт навык делать пластилиновый шар, переходите к следующему этапу – делать из этого шара простые фигурки, например, мячик, пирамидку, снежного человека.
Предлагаю вашему вниманию серию упражнений, которая сделает весь процесс лепки из пластилина интересным и обучающим.
Упражнение”Мяч”
За основу возьмите маленький мячик. Ребёнок должен сделать такой же из пластилина. Данное упражнение несёт в себе две смысловые нагрузки: развитие координации движений и развитие мелкой моторики.
1. Специальным ножом (стеки) от куска пластилина отрезаете небольшой кусочек.
2. Затем ребенок должен разминать его до достижения мягкой массы. Потом делает из него шарик.
3. Ребёнок должен на протяжении всего процесса сравнивать свой результата с образцом. После того, как ребёнок добился желаемого результата (шарик готов), при помощи стеки наносит на пластилиновый шар линии, как у настоящего шарика.
В процессе выполнения данного упражнения у ребёнка задействована вся кисть и пальчики, что является хорошей тренировкой моторики. кроме того концентрируется внимание.
Упражнение “Куколка”
Данное задание подразумевает выполнение действий ребёнком от простого к сложному.
1. Ребёнок делает из пластилина два шарика приблизительно одного размера. После чего он скрепляет их друг с другом. Для этого понадобится зубочистка (спички).
2. Ребёнок вставляет её в шарик большого размера, а сверху одевается шарик маленького размера (принцип пирамидки).
3. После этого готовую фигуру ребёнок дополняет другими элементами по своему усмотрению.
Упражнение “Цилиндр”
После того как у ребёнка сформируется навык делать шар, целесообразно научить делать его цилиндр. Перед лепкой вы должны продемонстрировать эту фигуру (если нет такой возможности, то подойдёт иллюстрация).
1. Из шара раскатываем цилиндр. В процессе работы пальчики остаются прямыми. Ребёнок катает пластилин по досочке до достижения необходимой формы.
2. Для окончательного получения нужной формы, покажите ребёнку, как нужно нажать пальчиками на поверхность.
3. Продемонстрируйте так же, как можно сделать цилиндр необходимой длины (отрезаем от него кусок).
Сделать из пластилиновой массы цилиндр – необходимое упражнение для того, чтобы ребёнок учился руководить своими пальцами. Это упражнение сразу у ребёнка не получится.
Упражнение “Дерево”
Делаем сначала крону, которую представляет собой шар. Здесь понадобятся навыки, приобретённые ранее.
1. Ребёнок делает из пластилина сначала шар, потом цилиндр.
2. После того как ребёнок изготовил крону для дерева (шар) и ствол (цилиндр), он соединяет их с помощью спички.
3. Затем ребёнок по своему усмотрению изготовляет детали для дерева (маленькие листочки, цветки, яблочки и т. п.). Чтобы укрепить ствол дерева, необходимо сделать тонкую полоску пластилина и закрепить её у нижнего основания ствола. Эту полоску можно при помощи стеки превратить в траву.
Проделывая это задание, ребёнок учится контролировать свои пальчики, развивается фантазия и память, когда он изготавливает мелкие детали.
Упражнение “Пирамидка”
Ребёнок изготавливает пластилиновый цилиндр и тонкие жгутики, которые будут служить кольцами для пирамидки.
1. Важный момент при этом – продемонстрировать ребёнку, как правильно сделать жгут: отрезаем небольшой кусочек от пластилина, катаем из него шар, из шара – жгут.
2. Когда ребёнок раскатывает жгут, он задействует всю свою кисть, что очень важно для развития мелкой моторики.
3. Чтобы получилась пирамидка, ребёнок делает столько жгутов, сколько надо на всю длину цилиндра. Потом ребёнок оборачивает сделанными жгутиками цилиндр, кончики срезает, срезы соединяет между собой, шов сглаживает пальчиками.
Чтобы пирамидка приобрела настоящий вид, делается пластилиновый шар и помещается на верх.
Упражнение “Коническая пирамидка”
После овладения ранее перечисленными навыками, целесообразно перейти к усвоению более сложной формы – конус. Знакомство ребёнка с предметом проходит через демонстрирование соответствующих предметов (ведёрко, морковь, колпачок). из пластилинового шара катаем конус.
1. Ребёнок кладёт на одну часть шара пальчик и начинает катать. В результате получается конус. Чтобы конус сделать высоким, надо привлечь больше пальчиков. сделать большой конус легче ладонью.
2. Конус правильной формы у ребёнка навряд ли получится. Поверхность может быть выпуклой, прогнутой, неровной.
3. После того как конус будет готов, ребёнок делает пластилиновые жгутики и дно для пирамидки. Размер дна должен соответствовать размеру нижнего жгута.
Дальше (вверх) размеры жгутиков идут по убывающей. В заключении готовую пирамидку ребёнок украшает верхушкой в виде конуса.
Упражнение “Монетки”
Ребёнок раскатывает из пластилина цилиндр и аккуратно отрезает от него плоские колечки. Взрослый (если ребенок ещё не может этого сделать) для достижения нужного эффекта рисует на низ спичкой или зубочисткой цифры.