- Этапы развития математического мышления у дошкольников
- Цели и задачи
- Виды математических заданий
- Математические развивающие игры
- Составление и решение математических заданий в детском саду
- Интересные задания по математике: подготовительная группа
- Как легко развивать мышление школьнику при помощи загадок?
- Как же все таки связаны логика и мышление?
- Загадки для детей 6 лет на логику
- 7 лет
- 7-8 лет
- Как распечатать карточки с заданиями
- Задания на развитие памяти
- Задания на развитие внимания
Этапы развития математического мышления у дошкольников
Логико-математическое развитие у детей 6-7 лет осуществляется в три этапа:
- Изучение базовых свойств предметов (качество и количество) в реальной жизни ребенка;
- Замена реальной манипуляции с изучаемым предметом на словесное рассуждение;
- Внутренние мыслительные операции.
Цели и задачи
Цель логико-математического развития детей дошкольного возраста — формирование интеллектуального представления в области элементарных математических понятий.
Математические игры и упражнения развивают у детей самостоятельность, тренируют память и внимательность, учат рассуждать, увеличивают скорость мышления, расширяют кругозор и формируют способность к элементарной творческой и познавательной активности. Играя, у детей складывается положительное отношение к учебе.
Основные задачи математического развития детей 6-7 лет:
- Знакомство с основами математики: цифрами, числами, множеством, размерами, величинами, формой, пространством и временем;
- Знакомство с логическими приемами:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация;
- обобщение;
- доказательство;
- отрицание;
- Формирование умственных действий на основании логических приемов;
- Развитие навыков в измерении, счете и моделировании;
- Умение решать задачи с заданными параметрами;
- Увеличение объема внимания и памяти;
- Овладение математической терминологией.
Виды математических заданий
Психологи и педагоги рекомендуют предлагать детям в возрасте до 7 лет задания разных видов. Это помогает комплексно развивать мышление и не угнетать психику ребенка. Существуют следующие виды математических заданий:
- Последовательности;
- Числовые ребусы;
- Определение лишних предметов;
- Логические задания;
- Задания-примеры;
- Сравнительный анализ;
- Головоломки;
- Игры-ходилки;
- Дидактические игры
- Графические задания и т.д.
Математические развивающие игры
Обучение детей дошкольного возраста проводится посредством игровых методов. Игра помогает осваивать и познавать окружающий мир.
Составление и решение математических заданий в детском саду
Во время математического развития детей дошкольного возраста особое значение играет составление и решение математических задач. В детском саду для подготовки к обучению в начальной школе осуществляется предварительная работа по формированию у ребенка навыков к вычислению при сложении и вычитании.
В школе обучение вычислению проводят с помощью решения примеров и арифметических задач. В дошкольных учреждениях детей знакомят с простейшими арифметическими задачами на основе простых. В них включаются связи между данными числами и между данными и искомыми. Они являются определяющим фактором при выборе конкретного математического действия. Когда ребенок умеет устанавливать данные связи, он начинает понимать смысл таких понятий, как «вычитание», «сложение», «получается», «остается».
Важно! Когда дети решают математические задания, у них совершенствуется знания в проведении анализа и синтеза, они учатся умению выделять главное в тексте и отбрасывать все ненужное. Это помогает ребенку учиться рассуждать, доказывать, объяснять свои действия. Он начинает понимать, что нужно прибавить, а что вычесть.
Главное, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни. Это способствует воспитанию вдумчивого отношения к фактам, учит их анализировать и помогает усваивать логические связи. Когда дети работают над решением, у них формируется дисциплинированное поведение.
Задачи, которые используются в работе с дошкольниками, можно разделить на несколько групп:
- простые, при решении которых усваивается основой смысл арифметического действия. В них нужно найти сумму двух чисел или остаток.
- при решении которых необходимо понять связь между компонентами и результатами. Они требуют найти неизвестный компонент;
- связанные с понятием разностных отношений: увеличить число на несколько единиц; уменьшить число на несколько единиц.
В зависимости от применения наглядного материала задачи подразделяются на:
- задачи-драматизации. Они отражают жизнь детей, то есть то, что они обычно делают. Особой ценностью обладают данный вид на начальных этапах. У детей формируются навыки составления задач про самих себя, умение рассказывать о действиях друг друга;
- задачи-иллюстрации с картинками и игрушками. Они развивают воображение, стимулируют умения самостоятельного составления задач.
Познавательно-речевое развитие дошкольников
Помимо этого, в течение года воспитатель проводит с ребятами развивающие занятия. Они посвящены рисованию в тетрадях в клеточку. Дети обводят клетки, пишут графические диктанты, рисуют разные фигуры.
Интересные задания по математике: подготовительная группа
Для детей, посещающих ДОУ, математические задачи должны быть яркими и красочными. Такие задания подготавливают детей к школе. Важно, чтобы они были в форме игры. Выполняя их, ребенок даже не догадывается, что чему-то учится, ведь все он воспринимает как игру. Математика для ребенка при таком подходе становится интересным и увлекательным занятием.
Обучение арифметическим задачам может проходить через несколько взаимосвязанных между собой этапов:
- Подготовительный этап: работа над множествами. Для данного этапа стоит распечатать картинки с изображением какого-то предмета, овоща, фрукта и т. д. (яблоко, гриб и т. д.). С помощью таких упражнений у ребенка формируется понятие части и целого, а также «больше на…» и «меньше на…». Работу нужно проводить на конкретных предметах. Например, взять три карточки с изображением яблока и добавить к ним еще одно. Задать вопрос: «Сколько всего стало яблок?», «На сколько больше стало яблок?».
- Данный этап учит детей составлять задачи и анализировать их структуру. Здесь необходимо познакомить ребенка со словом задача и подчеркнуть важность вопросов: «Что известно?» и «Что необходимо знать?». На данном этапе составляются задачи, где слагаемое и вычитаемое число 1. Например, воспитатель просит принести и поставить в один стакан пять трубочек, а в другой одну. Текст должен читаться таким образом, чтобы в нем было четко выделены условие, вопрос и числовые значения. Также важно выделить отличия между задачей и рассказом, загадкой. Для этого нужно поставить вопрос не математического характера. Например, в одной комнате было три мальчика, а в другой пять девочек. Как зовут этих детей? Дети понимают, что задача не получилась. Необходимо подчеркнуть, что вопрос обязательно должен начинаться со слова «сколько».
Чтобы ребенок мог отличать задачу от загадки, ему необходимо подобрать такую, в котором имеются числовые данные. Например, «Два кольца, два конца, а посредине гвоздик». Здесь дети догадываются, что это ножницы и ничего решать здесь не нужно.
Также необходимо подчеркнуть особую важность наличия в задаче числовых данных. Например, «Лене я дала гусей, а Ване — уток. Сколько гусей и уток я дала?». Здесь выясняется, что данные задачи нельзя выявить.
В Интернете существует много вариантов математических задач, которые можно распечатывать на принтере и предлагать решать ребенку. Их решение поможет изучить цифры, научит соотносить их с картинкой, разовьет устный счет и логику.
Важно! Лучше, если картинки будут черно-белыми, чтобы ребенок смог их раскрашивать, развивая творческие навыки и мелкую моторику.
Арифметические примеры можно разделить на несколько групп:
- вписать пропущенные числа в ряду;
- определить, сколько на картинке изображено предметов, и вписать цифру в пустую клетку;
- дорисовать недостающее количество предметов и вписать необходимую цифру в пустую клетку;
- сравнивать между собой числа;
- определить цифру, которая стоит до и после представленной;
- сравнить количество изображений с цифрами.
По ФЭМП используют счетные палочки Д. Кюизенера. Они имеют разные цвета и размеры. Каждый цвет и размер соответствует определенному числу. Например, палочка белого цвета со сторонами 1 см соответствует белому цвету. Также палочки имеют другое свойство — их можно объединять в группы. Например, все оттенки красного имеют цифры, которые кратные 2, а к синим — кратные 3.
Палочки Кюизенера — это множество. C помощью них ребенку можно объяснить понятия «эквивалентность» и «порядок».
Так как число в наборе моделируется из цвета и размера, то в мышлении ребенка начинают закладываться абстрактные понятия, правила количественного и порядкового счета. Также из палочек можно строить различные геометрические фигуры.
В детском саду воспитатель выбирает какую-нибудь тему и обыгрывает ее с помощью заданий с палочками. Например, говорит детям, что сейчас к ним приедет волшебный поезд. Палочки будут вагонами, а распечатки картинок со зверями — пассажирами. Дети упражняются в порядковом счете, соотнеся каждый брусок с конкретной цифрой.
Тесты по математике помогают оценить уровень математических способностей. Сначала нужно прочитать задание. Если ребенок затрудняется в выполнении, то стоит показать ему, как решить, а затем предложить выполнить самостоятельно.
Важно! Во время занятий нужны терпение и доброжелательность. За правильные ответы ребенка стоит хвалить.
Ребенок 6-7 лет должен обладать следующими навыками:
- уметь соотносить цифру с количеством предметов;
- отличать количественный и порядковый счет;
- уметь считать до 10 в прямом и обратном направлении;
- уметь называть предыдущее и последующее число;
- уметь решать простые задачи на сложение и вычитание;
- уметь сравнивать числа с помощью знаков;
- обладать навыками сравнения до 10 предметов по величине, длине, ширине, высоте;
- знать геометрические фигуры и геометрические тела.
Согласно ФГОС, пример теста для дошкольника выглядит следующим образом:
Сколько будет 2+2:
- 1;
- 4;
- 3.
У Пети было 2 яблока. Маша дала Пете 2 раза по 2 яблока. Сколько у Пети стало яблок?
- 6;
- 8;
- 10.
Если сложить два числа, что получается?
- разность;
- слагаемое;
- сумма.
Если из одного числа вычесть другое, что получается:
- разность;
- сумма;
- слагаемое.
Как называется геометрическая фигура, которая имеет четыре угла:
- квадрат;
- треугольник;
- ромб.
Как легко развивать мышление школьнику при помощи загадок?
Какой самый быстрый путь развить мышление ребенка? Верно! Мышление ребенку 7-8 лет помогут активировать загадки на логику для детей. А ответы покажут возможный, может быть, неожиданный путь для размышления.
Что тоже очень важно. Зачем ребенку мышление в школе, когда достаточно вроде бы развитого внимания и памяти?
Ан нет. Без мышления он не решит новую задачу. Без мышления он видит каждую как в первый раз, хотя предыдущая была точно такая же, но с другими цифрами и объектами.
Почему ребенок не может применить правила по русскому языку, хотя знает его на зубок? Где была его голова, когда он писал, почему не включилась?
За все это отвечает мышление — умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, критически оценивать. А когда ребенок пойдет в среднюю школу, там начнется геометрия и алгебра, тогда станет совсем грустно.
Поэтому нужно как можно раньше начать отгадывать загадки на логику!
Как же все таки связаны логика и мышление?
Логика, если следовать определениям словарей, это наука о том, как правильно размышлять. А мышление — это то, что изучает логика. Поэтому правильней было бы назвать загадки по логике)
Но это все крючкотворство. Зачем нужны загадки на логику или на мышление? Чтобы разбудить интерес к мыслительной деятельности. Активизировать его.
Пробудить любопытство к жизни. Чтобы было интересно жить, думать, а не опираться на выученные шаблоны и чужое мнение.
Все это дают загадки и в особенности загадки с неожиданными ответами, с подвохом. Потому что если мы удивляемся неожиданному ответу, радуемся мы испытываем положительные эмоции.
И такой путь мышления закрепляется в памяти без особых усилий. Как закрепляется в памяти информация, полученная на эмоциональном подъеме.
Это одно из важных условий запоминания информации на долгое время. Об этом можно почитать по этой ссылке (откроется в новой вкладке).
Ниже вы увидите загадки-задачки и просто загадки. Решая загадки-задачки, ребенок будет учиться делать выводы из суждений, которые изложены в условии, учиться рассуждать. Это чистая логика.
В логическом мышлении нет ничего сложного. А вот в нижеследующих загадках нужно подключать воображение, творчество, поиск ответа. Именно поэтому они сложны и ответы порой бывают самыми неожиданными.
Загадки для детей 6 лет на логику
Загадки для детей 6 лет на логику будут интересны детям этого возраста.
Загадка №31
Термометр показывает плюс 30 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?
(Ответ: 30)
***
Загадка №32
Мальчик идёт из школы домой 30 минут. За сколько минут эту же дорогу пройдут 3 мальчика?
(Ответ: 30 минут)
***
Загадка №33
Что идёт то в гору, то с горы, но остаётся на месте?
(Ответ: Дорога)
***
Загадка №34
К тебе пришли гости, а в холодильнике — бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь?
(Ответ: Холодильник)
***
Загадка №35
Что станет с красным мячиком, если он упадёт в Чёрное море?
(Ответ: Он намокнет)
***
Загадка №36
Может ли страус назвать себя птицей?
(Ответ: Нет, он не умеет говорить)
***
Загадка №37
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
(Ответ: Сон)
***
Загадка №38
Как долго можно идти в лес?
(Ответ: До середины леса, потом уже выходишь из него)
***
Загадка №39
Мельник пошёл на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице?
(Ответ: 2 ведь у кошек лапы)
***
Загадка №40
Вова и Леша рисуют. Один – дом, другой – дерево. Что рисует Вова, если Леша не рисует дом?
(Ответ: Дом)
***
Загадка №41
У первоклассницы Оли есть брат Женя, мама Наташа Игоревна и папа Андрей Александрович. Какое отчество у Оли?
(Ответ: Андреевна)
***
Загадка №42
Кто из животных носит каменную рубаху?
(Ответ: Черепаха)
***
Загадка №43
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
(Ответ: Сон)
7 лет
Загадки на логику для детей 7 лет увлекательны и сложны.
Загадка №44
Сможет ли человек не спать 8 дней?
(Ответ: Да, если он будет спать ночью)
***
Загадка №45
Молчаливый язык, на котором говорят многие.
(Ответ: Жесты)
***
Загадка №46
У какого слона не существует хобота?
(Ответ: У шахматного)
***
Загадка №47
День, который никогда не настаёт.
(Ответ: Завтра)
***
Загадка №48
На лавочке сидело 5 мальчиков. 2 из них решили уйти. Сколько мальчиков осталось сидеть на лавке?
(Ответ: 5 — они только решили уйти, но не ушли)
***
Загадка №49
Упадет – поскачет, а ударишь – не плачет.
(Ответ: Мяч)
7-8 лет
Загадки на логику для детей 7-8 лет это загадки для первоклассников, которые уже учатся в школе.
Загадка №50
В зоопарке живёт столько жёлтых попугаев, сколько и голубых.
Голубых столько же, сколько и красных. Посчитай, сколько всего попугаев, если красных три.
(Ответ: Всего попугаев 9. Жёлтые = голубые. Голубые = красные. Красные = 3. 3 красных + 3 голубых + 3 желтых = 9.)
***
Загадка №51
Вася, Гоша и Витя едят мороженое. Ребята поедают эскимо, фруктовый лёд, и пломбир в вафельном стаканчике. Догадайся, кто какое мороженое ест, если известно, что Вася не любит эскимо, а Витя лакомится фруктовым льдом.
(Ответ: Вася, Гоша и Витя едят мороженое. Ребята поедают эскимо, фруктовый лёд, и пломбир в вафельном стаканчике. Догадайся, кто какое мороженое ест, если известно, что Вася не любит эскимо, а Витя лакомится фруктовым льдом.)
***
Загадка №52
Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей?
(Ответ: Спит)
***
Загадка №53
Бежит без ног, не зная горя, И добирается до моря.
(Ответ: Река)
***
Загадка №54
В воде она живет, Нет клюва, а клюет.
(Ответ: Рыба)
***
Загадка №55
Три, три, три и три…Что будет?
(Ответ: Дырка)
***
Загадка №56
Накормишь – живет, Напоишь – умрет.
(Ответ: Огонь)
***
Загадка №57
Гусеница не длиннее червяка. Червяк не длиннее гусеницы. Кто длиннее?
(Ответ: Одинаковые)
***
Загадка №58
У бабушки Ани внук Сережа, кот Пушок, собака Бобик. Сколько у бабушки внуков?
(Ответ: Один)
***
Загадка №59
Какой прибор человек перед сном включает, а утром выключает?
(Ответ: Будильник)
***
Загадка №60
Как отыскать черную кошку в комнате, где выключен свет?
(Ответ: Включить свет)
***
Загадка №61
У бабушки живут три кошки – кошка Мурка, кошка Клава и кошка Лиза. Обычно они спят на трех разных подушках – желтой, розовой и синей. Кошка Клава любит спать на розовой подушке. Кошка Мурка никогда не выбирает ни розовую, ни синюю. Подумай и скажи, на какой подушке должна спать каждая из кошек?
(Ответ: Клава – на розовой, Мурка – на желтой, Лиза – на синей.)
***
Загадка №62
Какое число уменьшится на треть, если его перевернуть?
(Ответ: 9)
***
Загадка №63
На дереве висело восемь яблок: три красных и пять зеленых. Через два дня покраснели еще два яблока. Сколько теперь яблок на дереве?
(Ответ: 8)
***
Загадка №64
За что обычно учеников выгоняют из класса?
(Ответ: За дверь)
Как распечатать карточки с заданиями
На любом понравившемся изображении, кликните правой кнопкой мышки и в открывшемся окне выберите пункт “сохранить картинку как”, затем выберите куда нужно сохранить карточку, например рабочий стол своего компьютера. Карточка сохранена, можете открывать ее как обычное изображение на своем ПК и распечатывать, чтобы было удобнее заниматься с ребенком.
В продолжении темы о развитии детей 6-7 лет. Специалисты выделили три составляющих готовности ребенка 6-7 лет к школе: физиологическая, психологическая и познавательная.
- Физиологический аспект. Особенности развития и готовности ребенка к посещению школы определяет врач. Конечно, в случае тяжелые отклонения здоровья, ничего не поделаешь, обучаться придется в коррекционных классах или школах. Если ребенок склонен к частым простудным заболеванием, то родители смогут попытаться исправить это с помощью закаливания.
- Психологический аспект. Соответствие возрасту памяти, речи, мышления. Ребенок должен уметь общаться со сверстниками, спокойно реагировать на замечания, уважать взрослых, знать, что плохо и что хорошо, стремиться к получению новых знаний.
- Познавательный аспект. Можно выделить несколько групп знаний и умений, которыми должен обладать будущий первоклассник.
Внимание. Ребенок должен уметь работать по образцу, выполнять задания на внимательность, а также на поиск сходств и различий.
Внимание – один из самых значимых способов познания мира. К 7 годам формируется произвольное внимание. Если этого не происходит, то ребенку нужно помочь, иначе могут возникнуть проблемы с концентрацией на уроках.
Задания на развитие памяти
Задание 1. «Запомни и повтори». Взрослый произносит любые слова и просит их повторить. Ряд слов постепенно увеличивается.
Задание 2. Ребенку предлагают запомнить, что изображено на картинке. Далее картинку переворачивают и задают вопросы: «Сколько человек изображено на картинке? Чем играют дети? Что делает бабушка? Что висит на стене? Что держит мама? У папы усы или борода?»
Задание 3. Игра с предметами. Игрушки и предметы разложить в хаотичном порядке. После того, как ребенок запомнит их расположение, попросить отвернуться. В этот момент что-нибудь убрать и спросить: «Что изменилось?». В этой игре задействована не только память, но и внимание.
Мелкая моторика. Ребенок должен уметь правильно держать ручку, закрашивать предметы, не выезжая за контуры, пользоваться ножницами и делать аппликации. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления.
Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковую гимнастику. Ребенка просят повторять действия за взрослым. Родитель ставит на стол кулаки, большие пальцы отводит в стороны.
«Встретились два друга у старого колодца» – большие пальцы «обнимают» друг друга по очереди.
«Вдруг где-то грохот раздается» – пальцы стучат по столу.
«Разбежались друзья по своим домам» – пальцы спрятались в кулак.
«Не станут гулять больше по горам» – большим пальцем одной руки нужно нажать на суставы другой руки.
Такая зарядка для рук в основном направлена на большой палец, а как известно его массаж положительно влияет на работу мозга. Поэтому эту гимнастику можно выполнять перед занятиями.
Речь. Ребенок должен составлять предложения из предложенных слов и рассказ по картинке, различать звуки и буквы.
Задания на развитие речи.
Задание 1. Игра «Противоположности». Родитель называет слова, ребенку нужно придумать противоположное по смыслу слово, например, хороший – плохой, открыть – закрыть, высоко – низко.
Задание 2. Игра «Если б мы были художниками». Родитель с ребенком рисует небольшой деревенский домик. Затем предлагает ему дорисовать предметы, имеющие в слове звуки «р» или «рь».
Окружающий мир. Ребенку нужно знать основные факты об окружающих предметах и явлениях. Например, знать цвета, животных, птиц, времена года, имена и место работы родителей, адрес. Такие знания дети получают при чтении книг, во время прогулок, во время занятий с родителями и в детском саду.
Перед тем, как начать занятия, нужно запомнить несколько правил. Во-первых, не стоит ребенка заставлять учиться, нужно его заинтересовать и тогда он сам позовет вас за стол. Во-вторых, занятия не должны длиться долго, так как ребенок 6-7 лет не может удерживать внимание дольше 25 минут. И, в-третьих, в таком возрасте основным видом деятельности все еще является игра. Ребенок учиться играя. Поэтому большинство заданий должны преподноситься в игровой форме.
Задания на развитие внимания
Задание 1. «Части тела». Родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Родитель показывает на свою часть тела и проговаривает ее название, ребенок повторяет. Далее взрослый делает хитрость: показывает, например, глаз, а говорит, что это локоть. Ребенок должен заметить подвох и правильно указать часть тела.
Задание 2. «Найди отличия». Одна из самых популярных игр. Следует заранее обговорить, сколько отличий на выбранной картинке. Удобно пользоваться карандашом, для обозначения найденных элементов. Если ребенок не может найти все отличия, нужно ему подсказать, на что следует обратить внимание.
Например, на следующей картинке нужно найти не менее 10 отличий.
Задание 3. «Найди путь». Ребенку предлагают ответить на вопрос, например: «По какой дорожке должен следовать автобус, чтобы дети доехали до школы?»
Математика и логическое мышление
Ребенок должен уметь считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, знать арифметические знаки « + », « – », « = ». Также находить закономерности, группировать предметы по одному признаку, продолжать логические ряды, составлять рассказ с логическим завершением, находить лишний предмет, то есть анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать и доказывать.
Задание ребенку: посчитай десятки
Задание ребенку: сравни числа, поставь знак “больше”, “меньше”, “равно”
Математика – основополагающий фактор интеллектуального развития. В ее корне заложено логическое мышление. Оно в свою очередь формирует умение пользоваться логическими приемами, а также выстраивать причинно-следственные связи и на их основе делать умозаключения. Поэтому так важно еще в дошкольном возрасте начать развивать логику.
Задания для умников
- https://brain-out.site/zanimatelnaya-matematika-dlya-doshkolnikov-6-7-let/
- https://vospitanie.guru/doshkolniki/matematicheskie-zadaniya-dlya-podgotovitelnyh-grupp-dou
- https://temiday.ru/zagadki-na-logiku-dlya-detej-7-8-let-s-otvetami/
- https://multi-mama.ru/zagadki-na-logiku-dlya-detei/
- https://bebiklad.ru/loqicheskie-zadachi/razvivayushhie-zadaniya-dlya-detey-6-7-let-v-kartinkah