Познавательные процессы (виды, понятия, свойства)

Образование
Содержание
  1. Понятие и суть
  2. История открытия и изучения
  3. Ощущения
  4. Классификации
  5. Общие свойства анализаторов
  6. Восприятие
  7. Свойства восприятия
  8. Иллюзии восприятия
  9. Представление
  10. Характеристики представлений
  11. Воображение и творчество
  12. Виды
  13. Функции
  14. Способы создания образов воображения
  15. Мышление
  16. Мышление как процесс
  17. Мыслительные операции
  18. Стадии развития мышления
  19. Виды мышления
  20. Речь
  21. Память
  22. Познавательные процессы и их функции
  23. Место познавательных процессов в психике человека
  24. Функции познавательных процессов
  25. Структура познавательных процессов
  26. Диагностика познавательных процессов взрослых и детей
  27. Сенсорно-перцептивная сфера
  28. Ощущения
  29. Восприятие
  30. Способы исследования
  31. Проблематика
  32. Нарушение познавательных психических процессов
  33. Развитие познавательных процессов
  34. Применение когнитивных процессов в образовании
  35. Познавательные процессы при обучении чтению
  36. Познавательные процессы при письме
  37. Способы улучшения когнитивных процессов

Понятие и суть

Если воспринимать человеческую психику как внутренний мир человека — это сложная структура, которая состоит из 3 составляющих:

  • психических процессов;
  • свойств;
  • психических состояний.

Подобное деление является условным. Несмотря на то что психические явления взаимосвязаны, их можно разделить на сферы, одна из которых — познавательная. Она отвечает за получение новой информации, ее усвоение, анализ данных. Познание в психологии занимает важнейшую роль, поскольку без него развитие личности полностью остановится.

История открытия и изучения

Активное изучение началось в 18 веке. Тогда люди начали познавать науки, творческие направления. Огромный вклад развитие этого направления внесли — Выготский и Рубинштейн.

Ощущения

Ощущения – основной источник информации о внешнем мире и о собственном теле, они являются одним из главных условий психологического развития. Ощущения представляют собой каналы, по которым информация о явлениях окружающей среды и состояниях организма доходит до мозга. Они позволяют человеку ориентироваться во внешнем мире и своем теле.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт» Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд Попробовать

Все ощущения можно разделить на три основных типа:

  • Интероцептивные – тип ощущений, при котором сигналы из внутренней среды обеспечивают регуляцию элементарных влечений. Они дают информацию о внутреннем состоянии организма. К ним можно отнести чувство голода, чувство дискомфорта, чувство успокоения и т.д.;
  • Проприоцептивные – тип ощущений, который обеспечивает регуляцию движений тела и дает информацию о положении тела в пространстве;
  • Экстрацептивные – тип ощущений, которые являются базисом сознательного поведения человека. Их условно разделяют на контактные и дистантные. Контактные ощущения возникают при непосредственном взаимодействии раздражителя с соответствующим воспринимаемым органом. К ним относят вкус и осязание. Дистантные ощущения возникают при взаимодействии раздражителя и органа чувств на определенном расстоянии. Это такие ощущения, как обоняние, слух и зрение.

Классификации

1) по модальности ощущений (специфичности органов чувств):

  • зрительные,
  • слуховые,
  • вестибулярные,
  • осязательные,
  • обонятельные,
  • вкусовые,
  • двигательные,
  • висцеральные.

2) классификация Ч. Шеррингтона:

  • экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);
  • проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);
  • интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

Общие свойства анализаторов

  1. Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.
  2. Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: различительной, разностной, контрастной), то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.
  3. Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.
  4. Тренируемость анализаторов, то есть повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.
  5. Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая “инерция” ощущений обозначается как последствие, или последовательные образы.
  6. Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования.

Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека. Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии – психофизика.

Восприятие

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс, и как результат.

Восприятиеделает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Свойства восприятия

  1. Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т. д.);
  2. Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. ;
  3. Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
  4. Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название;
  5. Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.

Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.

Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.

Для формирования адекватного перцептивного (имеющего отношение к чувственному восприятию) образа необходимы следующие условия:

  1. активное движение;
  2. обратная связь;
  3. поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды;
  4. сохранение привычной структурированности информации.

Иллюзии восприятия

Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.

Представление

Представление– это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.

Характеристики представлений

  1. Панорамность – выход за пределы перцептивного поля.
  2. Взаимообособление фигуры от фона.
  3. Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров).
  4. Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа.
  5. Превращение последовательного образа в одновременную структуру.
  6. Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.
  7. Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью.
  8. В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные оттенки выпадают.
  9. Вторичные образы являются менее яркими, более бледными по сравнению с первичными образами.
  10. Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство дефицитом константности представлений.
  11. Фрагментарность представлений – непредставленность отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).
  12. Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов.

Воображение и творчество

Отвечает за рождение новых образов воображение. Это исключительно человеческая форма познания. Если зачатки элементарного мышления есть у высших животных, то воображение присуще только нам.

Воображение – сложный психический процесс, во время которого происходит сравнение, анализ и комбинирование элементов прежнего опыта, и на основе такой комбинаторной деятельности рождаются уникальные образы, отсутствующие в реальности. Даже если мы воображаем что-то неоднократно виденное, то картинка в нашем мозгу будет все равно отличаться от оригинала.

Уровень оригинальности и новизны образов воображения бывает, конечно, разный, поэтому принято различать два вида воображения.

  • Репродуктивное отвечает за воссоздание элементов действительности по заданному образцу. Например, мы можем представить животное по описанию или архитектурное сооружение по чертежу. Насколько представление будет соответствовать реальности, зависит от силы нашего воображения и имеющихся в памяти знаний.
  • Творческое воображение – это создание оригинальных образов, идей, проектов.

Воображение лежит в основе высшего познавательного процесса – творчества. Его определяют как создание нового. В отличие от других когнитивных процессов, творчество протекает не только на уровне сознания, но и в сфере практической деятельности. Можно сказать, что воображение становится творчеством, когда его образы воплощаются в реальности – пишутся книги и картины, создаются проекты и уникальные произведения искусства, делаются изобретения, строятся здания и т. д.

Именно творчество воплощает в жизнь результаты познавательного процесса, и это является основой развития человеческой цивилизации.

Виды

  1. Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  2. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  3. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  4. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции

  • Образное представление действительности.
  • Регулирование эмоциональных состояний.
  • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
  • Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения

  1. Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  2. Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  3. Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Мышление

Мышление  —  процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком явлений и предметов объективной реальности с их существенными особенностями, связями и отношениями. Это один из ведущих когнитивных процессов, самая высокая ступень познания.

Мышление позволяет человеку не только отражать и понимать то, что он воспринимает через органы чувств, но и скрытое от непосредственного чувственного восприятия. Например, человек не может чувствовать радиоактивное излучение, размер планеты, скорость движения света и другое.

Мышление происходит через мыслительные операции  —  действия с объектами, отображаемые в представления, понятиях, фразах. Они формируются “в уме” через речь. Человек не взаимодействует с предметами непосредственно, не меняет их расположение в пространстве и строение, он делает это мысленно.

Основные мыслительные операции:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • абстрагирование;
  • обобщение.
  Классификационные

характеристики

            Виды мышления
Форма научно-действенное

научно-образное

словесно-логическое

Характер решаемых задач теоретическое

практическое

Уровень обобщения эмпирическое

теоретическое

Степень развернутости дискурсивное

интуитивное

Адекватность отражения реальной действительности реалистичное

аутичное

Степень новизны и оригинальности репродуктивное

продуктивное (творческое)

Влияние на эмоциональную сферу патогенное

саногенное

Мышление как процесс

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

  1. формирование и усвоение понятий;
  2. решение проблем.

Формирование понятий – это просто отличение «того, что похоже», от «того, что непохоже». Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.

В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:

  1. «Понимание непонятности» – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов – индикатор отсутствия работы мысли.
  2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.
  3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). «Проверка гипотез» иногда выделяется в отдельный этап.
  4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).

Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса:

  • подготовка;
  • созревание;
  • вдохновение;
  • проверка истинности.

Мыслительные операции

Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций:

  1. сравнение – установление отношений сходства и различия;
  2. анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
  3. синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
  4. абстракция и обобщение – выделение общих признаков;
  5. конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

Все эти операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений).

Отдельной структурной единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки.

Стадии развития мышления

  1. допонятийное мышление;
  2. понятийное мышление.

Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для допонятийного мышления характерна своя логика и организация.

Виды мышления

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей»

По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:

  1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
  2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
  3. Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
  4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Препятствия на пути творческого мышления

  1. Склонность к конформизму (желание быть похожим на других).
  2. Внутренняя цензура (вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным, а также боязнью возмездия со стороны других).
  3. Ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, переоценка их значимости.
  4. Желание найти ответ немедленно.

Речь

Речь  —  важнейший когнитивный процесс, которым обладают только люди. Благодаря способности общаться при помощи речи постоянно обогащает представление о внешнем мире в сознании человека. Психология рассматривает речь, как форму коммуникации и один их механизмов мышления.

Речь человека развивается в течение всей его жизни. Умение общаться тоже улучшается, если регулярно практиковаться. Нарушения речи могут препятствовать общению.

Память

Все, что человек отражает при помощи процессов ощущения и восприятия, фиксируется, упорядочивается и сохраняется в мозге, формируя индивидуальный опыт. При необходимости этот опыт используется для дальнейшей деятельности.

Память   —  это ряд психических процессов, в результате которых информация не только воспринимается, перерабатывается, структурируется и сохраняется, но и в нужный момент становится доступной (вспоминается). Формируется память благодаря способности мозга формировать временные нервные связи, закреплять и восстанавливать следы более ранних впечатлений.

Познавательные процессы и их функции

Психика, если понимать ее как содержание нашего внутреннего мира – очень сложное образование. Все психические явления делятся на 3 группы: процессы, свойства и состояния. Правда, деление это условное, так как все происходящее в нашем сознании взаимосвязано. Внимание и память зависят от воли, эмоциональных состояний и мотивов, мышление влияет на формирование потребностей, а образы воображения способны порождать эмоции не менее сильные, чем реальные явления. И все это так или иначе связано с деятельностью и накоплением опыта.

Место познавательных процессов в психике человека

Несмотря на единство и взаимосвязь психических явлений, можно выделить несколько сфер, в том числе познавательную, в которую входят соответствующие процессы. Их еще называют когнитивными (cognito – с латыни «знание»).

Содержание психики – это результат отражения реальности, ее идеальный, субъективный образ. Обеспечивают процесс отражения мира и формирования идеальных образов в нашем сознании когнитивные процессы. Уровень их развития определяет эффективность взаимодействия человека с окружающим миром, а также его психическое и во многом физическое здоровье. То есть проблемы, связанные с познавательными процессами, могут сделать человека неполноценным, умственно отсталым или просто помешать нормально адаптироваться в мире.

Функции познавательных процессов

Когнитивные процессы эволюционно являются самыми «молодыми» психическими явлениями. Даже центры этих процессов находятся в неокортексе – новой коре – самом позднем образовании нашего головного мозга. Исключение составляют более древние внимание и память, которые имеются даже у довольно примитивных живых существ. Но несмотря на молодость, познавательные процессы выполняют важные функции:

  • Прием и дифференциация сенсорной информации, поступающей из внешнего мира. В соответствии с каналами восприятия все внешние сигналы распределяются между зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовым анализаторами.
  • Обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
  • Хранение полученной информации.
  • Установление связи между разными областями сенсорного опыта, образами, понятиями, когнитивными конструктами, между новой информацией и уже имеющейся в опыте.
  • Создание абстрактных понятий и знаков, выявление закономерностей внешних процессов и явлений. Использование знаковой функции для коммуникации (речь).
  • Формирование стратегии поведения и его мотивов.
  • Целеполагание, создание перспективных задач деятельности.
  • Прогностическая функция – способность предвидеть результаты деятельности и планировать свое поведение.

Совокупность этих функций когнитивных процессов принято называть познавательными или умственными способностями. Чем более эффективно эти процессы выполняют свои функции, тем выше уровень интеллекта человека.

Структура познавательных процессов

Когнитивная сфера имеет разветвленную структуру, что связано со сложностью самого процесса познания мира, который состоит из нескольких этапов:

  • получение информации и первичная обработка данных;
  • анализ, сравнение, обобщение и синтез;
  • запоминание и сохранение информации;
  • создание нового знания в виде образов и понятий;
  • сложные операции с информацией на высшем уровне сознания и формирование стратегии познания.

В человеческом познании есть своя иерархия, в которой можно выделить высшие и низшие уровни когнитивных процессов. К высшим относится сенсорно-перцептивная сфера, а к высшим – мышление, воображение и знаковая функция, то есть речь. Наряду с этим выделяют еще два познавательных процесса, которые выполняют обслуживающую функцию и не имеют собственного содержания. Это внимание и память.

Диагностика познавательных процессов взрослых и детей

Для диагностики познавательных процессов в психиатрии существует очень много тестов и методик.

Тесты для детей делятся по возрасту – 3-6 лет, 7-16 лет, тесты для дошкольников от 3 до 6 лет.

Для диагностики наглядно-действенного мышления используется тест «Вырежи фигуры», объем внимания можно проверить тестом «Запомни и расставь точки».

Для проверки фонематического слуха – тест «Найди звук», а для диагностики образно-логического мышления – тест «Раздели на группы».

Психодиагностика мышления детей использует тест «Кому чего не достает?»

Вторая группа тестов предназначена для детей от 7 до 16 лет – так, например, для оценки развития приемов запоминания предлагается тест «20 слов», умение осуществлять аналитико-синтетическую деятельность можно проверить с помощью теста «Сравнение понятий».

Для взрослых разработаны свои тесты диагностики познавательных процессов – выявить уровень беглости абстрактно-логического мышления и комбинаторных способностей можно с помощью «Анаграммы – 2011. Форма А», исследовать процессы памяти позволяет тест «Заучивание слов по А.Р. Лурия», тест «Количественные отношения» применяется для оценки логического мышления, а помехоустойчивость и избирательность внимания проверяет «Тест Мюнстенберга».

Познавательные процессы можно тренировать, независимо от их уровня и желательно делать это постоянно.

Среди методов в области психиатрии и когнитивистики для изучения познавательных процессов можно назвать следующие:

  • тактильная манипуляция и опознание фигур на ощупь;
  • проба Поппельрейтера – зрительное опознавание реальных, контурных и расфокусированных, зашумленных изображений;
  • восприятие объектов зрительно-пространственной переработки, например, контурная карта;
  • узнавание портретов известных лиц;
  • слуховое восприятие и оценка ритмических структур;
  • методика «Пиктограмма» – выявление нарушений памяти.

Нарушение психического процесса выявляют обычно с помощью нескольких методик, т.е. необходимо комплексное диагностирование проблем.

Самое большое количество методик предназначено для исследования мышления, «Классификация предметов», например, является самой известной.

Также к известным относятся понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разных по сложности, сравнение и определение понятий.

Сенсорно-перцептивная сфера

Это сфера элементарных познавательных процессов, к ним относятся ощущение и восприятие. С одной стороны, они самые древние из всех когнитивных функций, с другой – они основа познания мира, так как обеспечивают поступление в мозг любой информации.

Ощущения

Разнообразные воздействия, которые оказывает мир на человека, называют сигналами, соответственно, органы чувств, отвечающие за прием этих сигналов – это приемники-рецепторы. Ощущения называют еще сенсорными процессами (sensor – с англ. датчик, чувствительный элемент). В ощущениях мы отражаем отдельные свойства, качества предметов, например, цвет, звук, температуру, характер поверхности, вкус и т. д. Ощущения фрагментарны, так как не дают целостной картины мира, и сиюминутны, так как возникают только в момент воздействия раздражителя на орган чувств. Прекратился контакт, и исчезло ощущение.

Мы привыкли считать, что есть пять чувств в соответствии с пятью основными сенсорными каналами, по которым поступает в мозг информация из внешнего мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание (тактильные ощущения) и вкус. Ну, иногда мы можем порассуждать о каком-то таинственном шестом чувстве. На самом деле видов ощущений значительно больше пяти. В психологии их разделяют на три группы.

  • Экстерацептивные – это как раз те пять видов ощущений, которые мы все знаем. Они возникают от воздействия внешних раздражителей и связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела.
  • Интерацептивные или органические – это результат обработки сигналов от наших внутренних органов, например, ощущения голода, жажды, сердцебиения, боли.
  • Проприцептивные ощущения связаны с работой рецепторов, расположенных в мышцах и связках. Они несут информацию о положении тела, движении (кинестетические ощущения), напряжении мышц и т. д.

Наряду с этими тремя группами иногда обособленно рассматривают, например, вибрационные ощущения – очень древний вид психических явлений, своеобразный атавизм. В процессе эволюции из вибрационных ощущений развилась кожная чувствительность и слух.

Несмотря на важность ощущений, мы практически никогда не имеем дела с ними в чистом виде, точнее, редко осознаем их. Для нас познание начинается с возникновения в головном мозге целостного образа явления. А отвечает за это другой процесс – восприятие.

Восприятие

Данный познавательный процесс называют еще перцепцией и, соответственно, процессы, связанные с ним, – перцептивными. В отличие от ощущений, восприятие – это отражение мира в целостных образах, хоть и оно носит сиюминутный характер. То есть мы воспринимаем, например, дерево, только пока видим его. Стоит отвернуться, как образ восприятия исчезает. А что же остается? То, что сохранилось в памяти.

Так же как и ощущение, восприятие связано с основными сенсорными каналами, поэтому принято говорить о слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных и вкусовых образах. Впрочем, более или менее изучены лишь первые два вида. А остальные в психологии исследованы меньше.

Кроме этих пяти видов восприятия, выделяют еще несколько:

  • восприятие времени;
  • восприятие движения;
  • восприятие пространства.

Правда, последнее имеет отношение к визуальным образам, но имеет свою специфику и носит несколько иной характер, чем формирование других зрительных образов.

Восприятие – более сложный, нежели ощущение, когнитивный процесс. Он основан на аналитико-синтетической деятельности мозга, предполагает активность различных его отделов и имеет несколько этапов или стадий:

  • обнаружение воздействия;
  • различение – собственно восприятие;
  • идентификация – сравнение с имеющимися в памяти образами;
  • опознание – создание целостного образа.

Восприятие связано с деятельностью и общим психическим состоянием человека. Эта связь называется апперцепцией. В разном эмоциональном состоянии мы воспринимаем одни и те же объекты по-разному – это знакомо всем нам. И чем богаче сенсорный опыт человека, чем больше образов хранится в его памяти, тем богаче и разнообразнее его восприятие. Он видит нюансы оттенков облаков на закате, замечает пение птиц даже среди шума города, ощущает прохладу ветерка и ароматы цветущего луга, в которых может выделить запахи разных цветов.

Способы исследования

Чтобы оценить развитие познавательных процессов, используются тесты на определение:

  • общего развития;
  • способностей в области механики;
  • возможностей пространственного воображения;
  • психомоторных способностей.

Полученная информация анализируется. При наличии отклонений психолог разрабатывает методику исправления дефектов.

Проблематика

Если познавательные процессы слабо развиты, замедлится общее развитие человека. Подобные проблемы чаще связаны с воздействием окружающих факторов:

  • неправильным воспитанием;
  • плохими условиями для жизни;
  • неправильно подобранной методикой обучения в садике, школе.

Проблемы с познанием могут быть обусловлены психическими или физическими заболеваниями.

Нарушение познавательных психических процессов

Нарушение познавательных процессов является причиной заторможенного развития индивида. С психологической точки зрения, данные нарушения ведут к проблемам не только в мышлении и познании, но и дальнейшем контактировании с окружающими. Они касаются каждого отдельного элемента познавательной функции, выражаются в поведении, чувствительности, внимании человека к объектам и явлениям.

Развитие познавательных процессов

Развитие познавательных процессов начинается с рождения. Уже в младенчестве возникает ориентировочная реакция на тактильные, зрительные и слуховые раздражители. К 6 месяцам малыш овладевает разными позами, усиливающими его способность ориентироваться в пространстве. К году формирует элементарные представления о себе, окружающем мире, получает сенсорный опыт, демонстрирует зарождение интеллекта.

В дошкольном возрасте активность увеличивается. В этот период дети руководствуются естественной потребностью исследовать, самостоятельно добывать знания, открывать новые для себя явления и процессы. Восприятие теряет свой первоначальный глобальный характер, ребенок начинает отделять свойства предметов от них самих, находить сходства и отличия.

Школьные годы характеризуются приоритетностью наблюдения, усовершенствованием всех форм внимания. Память систематизируется, становится более эффективной. Воображение из условно-схематичного преобразуется в объемно-абстрактное, образы обрастают дополнительными тонкостями, деталями.

Старшие школьники достигают физической и социальной зрелости, полностью овладевают своими познавательными процессами. В развитии памяти значительно увеличивается значение смыслового и словесно-логического запоминания. Мышление становится критичным. Внимание — все более и более произвольным. Воображение характеризуется развитием самоконтроля, когда каждая фантазия осмысливается и подвергается критике.

В философии есть отдельный раздел — гносеология. Он посвящен развитию познавательных процессов, изучению природы познания и его возможностей.

Применение когнитивных процессов в образовании

Понимание когнитивных процессов позволяет легче овладеть базой необходимых знаний и умений, которые можно применить при необходимости. Человек развивается и учится с первых минут своей жизни. В зависимости от поставленных задач в учебной деятельности и обыденной жизни индивидуум использует разные познавательные процессы.

Что такое когнитивные процессы и зачем они нам нужны

Познавательные процессы при обучении чтению

Для чтения человеку необходимо знать буквы и звуки, быть сосредоточенным, помнить и понимать слова, которые он читает. Важно также соотнести прочитанное с уже имеющимся опытом.

В зависимости от задачи, которую ставит перед собой читающий, он может по-разному обрабатывать информацию. Например, когда он читает роман, чтобы приятно провести время или готовится по учебнику к экзамену.

Познавательные процессы при письме

При написании текста задействованы те же когнитивные процессы, что и в случае с чтением. Пишущему человеку необходимо сохранять сосредоточенность, игнорировать посторонние раздражители, следить за разборчивостью букв, орфографией и пунктуацией.

Перед тем как приступить к письму, необходимо составить план текста, продумать содержание так, чтобы читатели его поняли.

Способы улучшения когнитивных процессов

Когнитивные способности можно развить в любом возрасте. В этом помогут несложные рекомендации.

  1. Следите за здоровьем. Общее самочувствие и состояние нервной системы напрямую связаны с качеством познавательных процессов. Производительность снижается, если человек ведет нездоровый образ жизни, страдает недосыпанием. Патологии сердечно-сосудистой, нервной системы и другие проблемы со здоровьем могут также привести к снижению умственных способностей.
  2. Используйте тренажеры для мозга. Специальные компьютерные программы, логические задачи, головоломки  —  все это развивает когнитивные способности. В сети можно найти тренажеры с интересными заданиями, предназначенные для развития внимания, памяти, восприятия, речи у детей и взрослых.
  3. Акцентируйте внимание на успехах. Это необходимо, чтобы крепить самооценку и заметить прогресс на пути к поставленной цели. Даже, если вы замечаете собственные слабые стороны и промахи, важно верить в собственные силы и продолжать самосовершенствование.
  4. Мыслите критически. Привычка подвергать сомнению информацию, искать подтверждение в авторитетных источниках помогает стать самостоятельным и повысить уровень компетентности. Критическое мышление помогает глубоко размышлять, определять взаимосвязь между событиями и фактами, анализировать их.
  5. Много читайте. Чтение активизирует множество когнитивных процессов, доставляет удовольствие, служит источником новых знаний. Чтение  —  это несложный и приятный способ развить концентрацию внимания, память, речь и воображение.
  6. Занимайтесь творчеством. Сочиняйте истории, рисуйте, лепите, танцуйте и пойте. Каким бы творчеством вы ни занимались, оно развивает познавательные способности. Творчество улучшает концентрацию, умение находить решение в нестандартных ситуациях, расслабляться, расширяет кругозор и развивает интеллект.
  7. Концентрируйтесь на одном деле. Старайтесь избегать мультизадачности. Стремление к выполнению сразу нескольких дел снижает продуктивность, создает большую нагрузку на мозг, приводит к быстрому утомлению. Мультизадачность не предполагает концентрации на одном деле, из-за этого страдает качество выполняемых действий.

Когнитивные процессы участвуют в отражении и превращении информации из внешней среды, формируют опыт, собственную картину мира. В любом возрасте можно развивать и совершенствовать когнитивные процессы.

Источники
  • https://mystroimmir.ru/psihologiya/poznavatelnye-protsessy.html
  • https://spravochnick.ru/psihologiya/poznavatelnye_psihicheskie_processy/
  • https://jurkoms.ru/ucheba/obschaya-charakteristika-poznavatelnich-protsessov
  • https://psychologist.tips/2673-poznavatelnye-protsessy-v-psihologii.html
  • https://PsychologyPro.ru/chto-takoe-kognitivnye-protsessy-i-zachem-oni-nam-nuzhny/
  • https://OneChas.ru/strahi-i-rasstrojstva/poznavatelnye-processy.html
  • https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologiya_poznavatelnyh_processov/
  • https://srazu.pro/teoriya/psixicheskie-poznavatelnye-processy.html
  • https://Wika.TutorOnline.ru/biologiya-prirodovedenie/class/8/osnovnye-svedeniya-o-poznavatelnyh-proczessah

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста

Notice: Undefined index: tlap_yametrika_ecommerce in /var/www/www-root/data/www/myunikum.ru/wp-content/plugins/true-lazy-analytics/functions.php on line 293

Notice: Undefined variable: ym_ec in /var/www/www-root/data/www/myunikum.ru/wp-content/plugins/true-lazy-analytics/functions.php on line 308