Физкультминутки. Методика проведения и комплексы упражнений

Образование

Понятие физкультминутки

Физкультминутка – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей.

Цель проведения физкультминутки (динамической паузы) – повысить умственную работоспособность во время образовательной деятельности, снять напряжение, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища; мышцы кисти работающей руки.

Значение физкультминуток: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Физкультминутка помогает взрослым играть с детьми, развивать речь, координировать движения и развивать мелкую моторику. Благодаря выполнению физических упражнений улучшается кровообращение и работа головного мозга, вследствие этого снимается напряжение мышц, нервной системы и у детей повышается настроение.

Для решения задач, улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания, в т. ч. и физкультминутки. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм.

Физкультминутка – это небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.

Движения на динамической паузе должны быть противоположными положению ног, головы, движению рук во время занятия. Вынужденные во время работы сгибания в суставах, сгибания спины и сведения плеч, наклоны головы вперёд, должны меняться во время физкультминуток выпрямлением ног и туловища, разведением плеч, подниманием головы. При этом подбираются такие упражнения, которые в зависимости от работы на занятии включают подтягивания, наклоны и приседания, упражнения для кистей и пальцев рук. Эти упражнения охватывают большие группы мышц и снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение, т.е. снимают застойные явления, вызываемые длительным сидением за столом.

Проводится физкультминутка воспитателем по мере необходимости (в течение 3– 5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, в момент появления признаков утомляемости детей.

Физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. Когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, необходимо предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.

Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.

Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.

Воспитателям важно помнить, что скука, утомительное однообразие, ограничение физической активности, невозможность заняться тем, чем хочется пусть в течение десяти-пятнадцати минут не принесут детям пользы, а наоборот вызовут утомление, безразличие к происходящему. Поэтому не следует пренебрегать при проведении занятий физкультминутками.

Виды физкультминуток

Все физкультминутки можно разделить на три группы:

1. Физкультминутки, которые проводятся во второй половине занятия, когда дети устали, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание дошкольников с одной деятельности на другую, чтобы повысить эффективность усвоения материала и чтобы укрепить здоровье детей.

К таким физкультминуткам относятся стихи, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток – мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; пловцы; деревья и т. п.

2. Физкультминутки, которые включают в себя упражнения для мышц кистей рук. Их проводят для отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках карандаша или кисточки на занятиях по изобразительному искусству во всех группах детского сада.

Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Они дают возможность отдохнуть детям, развивая их речь и мелкую моторику.

3. Физкультминутки, которые проводят на утренних зарядках, чтобы сделать их более интересными и разнообразными. Дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме.

К этой группе относятся такие же упражнения, как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и т.д.

Формы проведения физкультминуток

Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:

1) Общеразвивающие упражнения – подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

2) В форме подвижной игры – подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с не сложными. Хорошо знакомыми детям правилами;

3) В форме дидактической игры с движениями – хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;

4) В форме танцевальных движений – используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;

5) В форме выполнения движений под текст стихотворения – при подборе стихотворений обращается внимание на следующее: текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, загадки, считалки; – преимущество отдается стихам с четким ритмом; – содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;

6) В форме любого двигательного действия и задания – отгадывание загадок не словами, а движениями; -использование различных имитационных движений: спортсменов( лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий ( рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Картотека физкультминуток для дошкольников

Рекомендации по проведению физкультминуток для дошкольников.

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяются с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3 – 4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхания и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5 – 2 минут.

Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова.

На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ФИЗКУЛИТМИНУТОК

А теперь на месте шаг.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их отпускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания – руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперёд, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться.)

Будем в классики играть.

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево – вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнём мы ножки.

Согнём правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнём левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Весёлые гуси.

(Музыкальная физкультминутка)

(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)

Жили у бабуси

Два весёлых гуся:

Один серый,

Другой белый,

Два весёлых гуся.

Вытянули шеи –

У кого длиннее!

Один серый, другой белый,

У кого длиннее!

Мыли гуси лапки

В лужи у канавки.

Один серый, другой белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси!

Один серый,

Другой белый-

Гуси мои, гуси!

Выходили гуси,

Кланялись бабусе –

Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе.

Вместе по лесу идём.

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборотправой ступни левой рукой.)–

К Небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Вот под ёлочкой.

Вот под ёлочкой зелёной (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Кар – кар – кар! (Громко, хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево – вправо.)

Спать ребятами не давали: (Наклоны туловища влево – вправо.)

Кар – кар – кар! (Громко, хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щёку – засыпают.)

В понедельник.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал,(Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щёку – засыпают.)

Вы достать хотите крышу.

Потянитесь вверх повыше –

Вы достать хотите крышу. (Потягивания – руки вверх.)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

Руки в стороны потянем (Потягивания – руки в стороны.)

И на место снова сядем. (Дети садятся.)

Вышли мышки.

Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперёд в колонне.)

Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)

Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)

Мышки дёрнули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук «дёрнули за гири».)

Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)

Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)

Вышли уточки на луг.

Вышли уточки на луг,

Кря – кря – кря! (Шагаем.)

Пролетел весёлый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперёд, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш! (Присели.)

Головою три кивка.

Раз – подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два – согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три – в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре – руки шире, (Руки в стороны.)

Пять – руками помахать, (Махи руками.)

Шесть – на место сесть опять. (Присели.)

Дети утром рано встали.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь –

Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

Долго, долго.

Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)

Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.)

Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведём (Развели руки в стороны.)

И опять лепить начнём. (Хлопаем в ладоши.)

Дружно встали.

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже (Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё (Поворот вправо.)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

Ёжик.

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чьём- то ловко

Раздобыл косой морковку. ( Прыжки на месте.)

За дровами мы идём.

За дровами мы идём

И пилу с собой несём. (Ходьба.)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопит. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)

Зайка.

Ну- ка зайка, поскачи, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Ты на травку упади, упади,

Полежи и отдохни, отдохни.

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к ёлочке беги

И скорей назад скачи.

(Дети прыгают на двух ногах, поджав руки к груди, имитируя движении зайчиков. Потом приседают на корточки и отдыхают. Встают и снова прыгают. По команде педагога бегут быстро к «ёлочке» (место выбирает воспитатель), а затем разбегаются поместам и садятся на свои места.)

Зайки.

Зайки серые сидят, (Присели.)

Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.)

Вот наши ушки,

Вот наши ушки;

Ушки на макушке.

Вот бежит лисичка, (Бег на месте.)

Хитрая сестричка.

Прячьтесь, прячьтесь, (Присели.)

Зайки – попрыгайки.

По лесной полянке

Разбежались зайки. (Прыжки на месте.)

Вот такие зайки,

Зайки – попрыгайки.

Зайчики.

(Выскочили «маленькие зайчики». Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть, (Дети показывают.)

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)

Кто- то зайку напугал-

Зайка- прыг- и убежал. (Дети садятся.)

Кто живёт у нас в квартире.

Раз, два. Три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я- (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Мы мне будем торопиться.

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

Мы ногами топ-топ.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – присели,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два

Заниматься нам пора!

(Движения выполняем в соответствии с текстом.)

Мы хлопаем в ладоши.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились. (Движения выполняем в соответствии с текстом.)

Мы сегодня рисовали.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немножко отдохнут

Снова рисовать начнут.

Дружно локти отведём

Снова рисовать начнём. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнём.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь. (Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмём,

Снова рисовать начнём.

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнём-

Снова рисовать начнём. (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения.Повторяя их за педагогом.)

Мы топаем ногами.

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ. (Ходьба на месте.)

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп. (Хлопки в ладоши.)

Качаем головой. (Наклоны головы вправо, влево.)

Мы руки поднимаем, (Руки вверх.)

Мы руки опускаем, (Руки вниз.)

Мы руки разведём, (Руки в стороны.)

И побежим кругом. (Бег.)

Мы устали, засиделись.

Мы устали засиделись,

Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели. (Дети садятся.)

Мы шагаем друг за другом.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

(При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Дети передвигаются легко, бегом на носках (или на месте), делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.)

На болоте.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево накланялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

(Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)

На дворе у нас мороз.

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замёрз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)

А теперь приставим лето.

Речка солнышком согрета.

Мы плывём, плывём, плывём,

Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)

Мы выходим из речушки

Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

Насос.

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево-раз, вправо-два,

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре – (3 раза.)

Хорошо мы потрудились.

(Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой руки.)

Начинается разминка.

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились

И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)

Приседаем мы по счёту,

Раз – два – три – четыре – пять.

Это нужная работа-

Мышцы ног тренировать. (Приседания.)

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)

Отдых наш – физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка. (Шагаем на месте.)

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)

По дорожке, по дорожке.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте.)

По дорожке шли, шли.

По дорожке шли, шли (Дети шагают на месте.)

Много камешков нашли.

Присели (Садятся.), собрали (Встают.)

Дальше пошли. (Дети шагают на месте.)

Подтянитесь на носочках.

Подтянитесь на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас.

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

(Выполняем движения по тексту.)

По коленочкам ударим.

По коленочкам ударим-

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем-

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

(Выполняем движения по тексту.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Застилаю я кровать,

Чищу зубы, мою уши,

Пять минут стою под душем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Рано я люблю вставать.

(Подражательные движения по тексту.)

С неба падают снежинки.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения,словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания – руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Солнце.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания – руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания – руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

Стали дети ровно в круг.

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою – хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идут по кругу,

Улыбаются друг другу.

(Движения по тексту.)

Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо – влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Щенята.

А щенята как проснуться,

Очень любят потянуться,

Обязательно зевнут,

Ловко хвостиком махнут.

А котята спинки выгнут

И неслышно с места прыгнут

Перед тем как прогуляться,

Начинают умываться.

(Движения по тексту.)

ВСЕ ЦВЕТА РАДУГИ.

КРАСНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

Вот так яблоко!

Вот так яблоко! (Встали.)

Оно – (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Руку протяните, (Протянули руки вперёд.)

Яблоко сорвите. (Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко! (Встали.)

Оно – (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Мороз Красный нос.

Ой, Мороз Красный нос,

Мы тебя всё знаем. (Хлопки в ладошки.)

И тебя, Дед Мороз,

Радостно встречаем. (Руки на поясе, наклоны туловища вперёд.)

Ой, Мороз Красный нос,

Песню запиваем. (Хлопки в ладоши.)

И тебя в хоровод

К детям приглашаем. (Приседания.)

Ой, Мороз Красный нос,

Бей сильней в ладоши! (Хлопки в ладоши.)

А у нас веселей

Затанцуют ножки! (Прыжки на месте.)

Я, Мороз Красный нос,

С белой бородою. (Хлопки в ладоши.)

Ущипну, так до слёз,

Не шути со мною. (Топание ногами.)

Для чего, почему (Хлопки в ладоши.)

Должен я сердиться? (Приседания.)

Я пришёл к вам, друзья, (Прыжки на месте.)

Чтобы веселиться! (Хлопки в ладоши.)

Наши красные цветки.

Наши красные цветки

Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Качание руками влево – вправо.)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)

Головой качают, (Движения головой влево – вправо.)

Тихо засыпают.

ОРАНЖЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

Шла лисица.

Шла лисица вдоль тропинки

И несла грибы в корзинке.

Пять опят

И пять лисичек

Для лисят

И для лисичек.

(Педагог читает стихотворение и на каждую строчку сжимает кончик каждого пальца поочерёдно на обеих руках. Дети выполняют упражнение вместе с педагогом.)

ЖЁЛТЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

Апельсин.

Мы делили апельсин. (Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)

Много нас, а он один. (Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы, сжимаются в кулак, прямым остаётся только большой палец каждой руки.)

Это долька – для ежа,

Это долька – для стрижа,

Это долька – для утят,

Это долька – для котят,

Это долька – для бобра. (Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулак, на каждую фразу по пальцу.)

А для волка… кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда. (Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)

Жёлтая песенка.

Жёлтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх.)

Жёлтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево – вправо.)

Жёлтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз.)

Жёлтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны вверх – вниз.)

Жёлтая бабочка, жёлтая букашка.

Жёлтые лютики, жёлтая ромашка. (Приседания.)

Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек,

Жёлтый цвет радости, радуйся, дружочек. (Прыжки на месте.)

Колобок.

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки, (Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо.)

Доставала из печи (Руки вверх, в стороны, вниз.)

Ни пирог, ни калачи, (Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны.)

Как поставила на стол, (Приседания.)

Он от бабушки с дедушкой ушёл. (Прыжки.)

Кто же бегает без ног? (Хлопки в ладоши.)

Это жёлтый КОЛОБОК!

Листопад.

Под ногами листопад, (Ходьба.)

Листья жёлтые лежат,

Листья жёлтые лежат, (Наклоны.)

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и листёнок.

ЗЕЛЁНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

Зелёная толстушка.

Здесь сидеть мне не охота (Движения головой к левому – правому плечу, руки на поясе.)

Лучше прыгну я в болото. (Прыжки на месте.)

Я – зелёная толстушка, (Хлопок в ладоши.)

Все зовут меня… лягушка.

Зелёный жук.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу – жу – жу, жу – жу – жу,

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках-

Пусть лежит в кармашке. (Дети показывают.)

Ой, упал, упал мой жук, (Нагибаются.)

Нос испачкал пылью.

Улетел, улетел зелёный жук,

Улетел на крыльях. (Дети машут руками.)

ГОЛУБЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

Голубая речка.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна (Руки через стороны вверх, потянулись.)

И бежит в полях, сверкая, (Прыжки на месте.)

Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши.)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна, (Приседания.)

И поёт пичужек стая-

Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши.)

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна (Наклоны головы к левому-правому плечам.)

Нам ещё приятней станет-

Значит, к нам пришла весна. (Прыжки на месте.)

БЕЛЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

Белая зима.

Пускай снегами всё заносит, (Руки через стороны вверх, опустили.)

Пускай лютуют холода, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда. (Левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе.)

Зимою белые снежинки

Танцуют за моим окном. (Правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе.)

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном. (Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой.)

Белая краска зимы.

Ветви белой краской разукрашу, (Руки в замок, вращательные движения руками.)

Брошу серебро на крышу вашу. (Встряхивание руками перед собой.)

Тёплые весной придут ветра (Махи руками влево-вправо.)

И меня прогонят со двора. (Кружение на месте.)

Белоснежное серебро.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,(Прыжки на месте.)

Вьюга злиться

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметёт всё кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

Белый снег.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится (Руки через стороны вверх, покачивая руками над головой.)

И на землю тихо

Падает, ложится. (Присели, руки опустили на пол.)

И под утро снегом (Встали, покружились на месте.)

Поле забелело, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)

Точно пеленою

Всё его одело. (Присели, руки опустили на пол.)

СКАЗОЧНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

В тёмном лесу есть избушка.

В тёмном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперёд. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живёт. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Гномик.

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)

Колпачок свой потерял. (Наклоны вперёд – «ищем пропажу».)

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым (Хлопки в ладоши.)

Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)

Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок.

По тропинке леший шёл,

На полянке гриб нашёл. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)

А потом назад прогнулся,

А потом вперёд прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)

И налево, и на право

Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

Сказка даст нам отдохнуть.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнём – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо десять раз.

Вот Дюмовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите – ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживёшь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите- ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

(Дети повторяют описываемые движения.)

Шёл король по лесу.

Шёл король по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,

Ещё разок попрыгаем, попрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем.

(Дети повторяют описываемые движения.)

Физминутки для начальной школы

  • Гимнастика для глаз

 

«Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза).

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)

«Радуга»

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Глазкам нужно отдохнуть.

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

«Заяц»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.)
Глазки закрывает. (Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгаем, как зайчики ).

«В лесу»

Ходит солнышко по кругу, (Вращательные движения глаз)
Дремлет олениха. (Глаза закрыты)
Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо. (Открыть глаза)
Мы походим по опушке и найдем тропинку. (Посмотреть вниз)
Вот сорока на верхушке (Посмотреть вверх)
Клювом чистит спинку.

«Качели»

Есть качели на лугу:
Вверх-вниз, вверх-вниз (Посмотреть глазами вверх, вниз)
Я качаться побегу
Вверх-вниз, вверх-вниз (Посмотреть вверх, вниз)

«Утренние часы»

Утром капельки росы: кап, кап, кап. (Моргать три раза)
Словно звонкие часы: кап, кап, кап. (Моргать три раза)
Стало сухо и тепло: кап, кап, кап. (Моргать три раза)
Значит утро истекло: кап! (Моргнуть один раз)

Ах, как долго мы писали

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо.) Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх – влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец! (Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

  • Пальчиковая гимнастика

«Мои друзья»

В нашем классе все друзья. (Ритмично  стучат  кулачками  друг  о друга)

Самый  младший – это  я.  (Разжимают  пальчики,  начиная с мизинчика)

Это  Маша,

Это  Саша,

Это  Юра,

Это Даша.

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

«В сад за сливами»

(Загибаем поочерёдно пальцы)

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

«Дождик»

Дождик, дождик     (Стучат пальчиками поочерёдно)
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,                 (Сжимают и разжимают кулачки)
Вся земля
От воды размокла…

«Грибы»

(Поочерёдно разжимают пальцы кулака)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

“Моя семья”

(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья

(Энергично сжать руку в кулак несколько раз.)

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого. Ритмично разжимаем все пальцы вместе. Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца. Ритмично сжимаем все пальцы вместе.

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки  (На каждое название обуви загибают по одному пальчику,

Для Наташки и Сережки,                          начиная с большого.)

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок  («Лепят», меняя положение ладоней.)

слепили.

Круглый, крепкий,   (Показывают   круг,   сжимают   ладони вместе, гладят одной

очень гладкий                     ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий.  (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим.  (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)

Два — поймаем.   (Ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним      (Роняют   воображаемый   снежок.)

И. сломаем.     (Хлопают.)

Раз, два, три, четыре, пять,  (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять («Идут» по столу указательным и сред ним пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками       («Крошат   хлебушек» всеми пальчиками.)

кормили,

С горки мы потом        (Ведут  указательным   пальцем  правой катались, руки по ладони  левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли    (Отряхивают ладошки.)

Съели суп  и спать легли.      (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев — верхушка

«елочки».)

Шишечки, иголочки. (Кулачки, указательные пальчики выставлены.)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены,

пальцы сжаты.)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.)

Шла уточка бережочком, («Идут» двумя   пальчиками   по столу, переваливаясь.)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (Загибают   безымянный палец; большой палец.)

И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого. (Загибают указательный палец.)

Кап, кап, кап  капель      (Ритмично, на каждый слог стучат по столу  подушечками  пальцев,  начиная с большого.)

Приближается апрель.

«КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ»

Как у нас семья большая         (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками

Да веселая.                                        попеременно.)

Два у лавки стоят,      (Загнуть   большие   пальцы   на   обеих руках.)

Два учиться хотят,        (Загнуть указательные  пальцы на обеих руках.)

Два Степана у сметаны  (Загнуть средние пальцы.)

Объедаются.

Две Дашки у кашки    (Загнуть безымянные пальцы.)

Питаются.

Две Ульки в люльке      (Загнуть мизинцы.)

Качаются.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек  (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

— Ох!

И ушел.

Газон засох.

Удары по столу пальчиками.(Левая начинает с мизинца, правая —с большого пальца.)

Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)

«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

(Часто и ритмично бьют в ладоши.)

(Один хлопок.)

(Ритмичные хлопки по столу.)

Много книжек есть на свете,

Читать их очень любят дети.

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны,

Удивительные страны.

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу»)

(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев)

  • Физминутки на уроки

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Зайка в хороводе

В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте.)

И поет: «Я былзазнайкой, (Хлопаем в ладоши.)

А теперь могу считать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево-вправо.)

Математику я знаю, (Повороты туловища влево-вправо.)

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!» (Хлопаем в ладоши.)

Раз, два, три, четыре, пять!(Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)

Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)

И легко — легко подышим… (Громкий вдох-выдох.)

Раз, два — стоит ракета

Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)

А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)

Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

И на месте походили. (Шагаем на месте.)

Руки ставим мы вразлет

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. («Полетели» как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места.)

Раз, два — стоит ракета. (Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)

Три, четыре – самолет. (Стойка ноги врозь, руки в стороны.)

Шли по крыше три кота

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.(Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.(Приседание.)

И сказали три кота: —

Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

Что растет на елке?

Что растет на елке? (Поднять плечи и опустить.)

Шишки да иголки. (Растопырить пальцы.)

Разноцветные шары (Соединить пальцы рук в шар.)

Не растут на елке. (Потрясти кистями рук.)

Я иду и ты идешь

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем – раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем – раз, два, три. (Шагаем на месте.)

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

В зоопарке

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)

В небе плавает луна

В небе плавает луна. (Плавные покачивания влево и вправо.)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать.(Руки вверх.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять — (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

Десять, девять, восемь, семь -(Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила всем. (Дети тихо садятся.)

Вы, наверное, устали

Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.)

Да!(Хлопки в ладоши.)

И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.)

Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед.)

И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.)

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.)

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали. (Ходьба на месте.)

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд –

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Вышел зайчик

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь садимся мы! (Дети садятся за парты.)

Вышли мышки

Вышли мышки как-то раз («Ходьба», сидя за партой (держать осанку).)

Посмотреть, который час. (Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс.)

Раз-два, три-четыре, (Два хлопка справа, два хлопка слева.)

Мыши дернули за гири. (Руки вверх-вниз.)

Вдруг раздался страшный звон, (Четыре хлопка над головой.)

Убежали мышки вон.

Гномик

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)

Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».)

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)

Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)

Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

Дождь!

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)

Град! Град! Сыплет град

Все под крышами сидят. (Хлопки в ладоши.)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)

Ежики

Прибежали, прибежали (Бег на месте.)

Ежики, ежики. (Прыжки.)

Наточили, наточили (Хлопки в ладоши.)

Ножики, ножики. (Прыжки.)

Прискакали, прискакали (Побежали на месте.)

Зайчики, зайчики. (Хлопки в ладоши.)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

«Девочки! Мальчики!»

Зайцы

Зайцы скачут: Скок-скок-скок! (Прыжки на месте.)

Да на беленький снежок. Приседают, слушают: (Приседания.)

Не идет ли волк. (Повороты туловища влево-вправо.)

Раз — согнуться, разогнуться.

Два — нагнуться, потянуться. (Наклоны вперед.)

Три – в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

Зарядка бельчат

В лесной глуши на елке

Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)

Вставали рано поутру,

Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)

За уши лапками хватались

И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)

Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)

И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)

Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)

Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)

Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)

Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте )

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем, (Дети садятся за парты.)

Лисенок

Лисенок проснулся (Потянулись.)

И вышел умыться. (Ходьба на месте.)

Вдруг видит, а в луже

Другая лисица. (Наклоны туловища вперед.)

Он вежливым был.

Извинился к тому же: (Повороты туловища.)

Пойду поищу-ка

Свободные лужи! (Ходьба на месте.)

Медвежата

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так, (Круговые движения головой вправо-влево.)

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так, (Пружинистые сгибания и разгибания рук.)

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили (Шаги на месте, раскачиваясь из стороны в сторону.)

И из речки воду пили.

Вот так, вот так, (Наклоны вперед, руки внизу.)

И из речки воду пили.

А потом они плясали, (Присядка. Прыжки на одной ноге.)

К солнцу лапы поднимали.

Вот так, вот так, (Руки вперед, вверх, в стороны, вниз.)

К солнцу лапы поднимали.

Мы березку посадили

Мы березку посадили, (Выпрямиться за партой.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за партой.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

  • Дыхательная гимнастика

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).

Дыхательная гимнастика

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-гло­точный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух про­сачивается наружу. Вдох. Выдох.

Дышим глубже

Носом — вдох, (Поднимание рук – на вдохе.)

А выдох — ртом, (Свободное опускание рук — на выдохе.)

Дышим глубже,

А потом — Марш на месте, Не спеша,

Коль погода хороша!

Завели машину

Завели машину,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)

Накачали шину,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)

Улыбнулись веселей И поехали быстрей,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.(Выдох.)

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после треть­его глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыха­тельными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Птичка

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».(Вдох. Выдох.)

Руки к солнцу поднимаю

Руки к солнцу поднимаю,

И вздыхаю, и вздыхаю,

Опускаю руки вниз,

Выдох – паровоза свист.

На четыре — вдох глубокий,

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дози­ровки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.)

Скороговорки

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки

Жили тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Сядем смирно, без движенья

Сядем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх — вдох.)

Потом разведем (Руки в стороны — выдох.)

И очень глубоко

Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)

Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед — вдох, согнуться вперед, расслабиться — выдох.)

За работу нам пора.

Что за праздничный парад

Что за праздничный парад,

Здесь кругом шары летят, Флаги развеваются, Люди улыбаются. Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем. Пусть летит он к облакам, Помогу ему я сам!

Чудо-нос

Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание… Раз, два, три, четыре -Снова дышим: Глубже, шире.

Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.

Шарик красный

Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем, Шарик тужился, пыхтел, Лопнул он и засвистел: «Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)

  • Артикуляционная гимнастика
  1. «ХОБОТОК». Сомкнутые губы вытянуть вперед.
  2. «ШМЕЛЬ». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».
  3. «КОМАРИК КУСАЕТ». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.
  4. «БАБОЧКА ЛЕТАЕТ ВОКРУГ ЦВЕТКА». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
  5. «КУЗНЕЧИК». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
  6. «ПЧЕЛА». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.
  7. Чашечка

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка».

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

«ЗАБОРЧИК»

Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

«ГОРКА»

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Кончик в зубы упирается,
Бока к верху устремляются.

(Кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка поднята)

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают
механическое воздействие на стенки шейных
кровеносных сосудов, повышают их эластичность,
раздражают вестибулярный аппарат вызывают
расширение кровеносных сосудов головного мозга.
Дыхательные упражнения, особенно дыхание через
нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это
усиливает мозговое кровообращение, повышает его
интенсивность и облегчает умственную
деятельность.

ФМ для улучшения мозгового
кровообращения (вариант 1)

1. И.п. – о.с. 1 – руки за голову; локти развести
пошире, голову наклонить назад . 2 – локти вперед.
3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить
вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь, кисти в кулаках, 1-мах
левой рукой назад, правой вверх – назад. 2 –
встречными махами переменить положение рук. Махи
заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8
раз. Темп средний.
3. И.п. – сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и
плавно наклонить назад. 3-4 – голову наклонить
вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп
медленный.

ФМ для улучшения мозгового
кровообращения (вариант 2)

1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг
правой рукой назад с поворотом туловища и головы
направо. 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз.
Темп медленный.
2. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони
вперед, пальцы разведены. 1 – обхватив себя за
плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и.п.. То
же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. И.п. – сидя на стуле, руки на пояс. 1 – повернуть
голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8
раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием
напряжения и расслабления отдельных мышечных
групп плечевого пояса и рук, улучшают
кровоснабжение, снижают напряжение.

ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук (вариант 1)

1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить
плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2 – 3 с,
расслабить мышцы плечевого пояса. Темп
медленный.
2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1 – 2 – два
пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 – 4 –
то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз. Темп
средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 – четыре
последовательных круга руками назад. 5 – 8 – то же
вперед. Руки не напрягать, туловище не
поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить
расслаблением. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук (вариант 2)

1. И.п. – о.с. – кисти в кулаках. Встречные махи
руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп
средний.
2. И.п. – о.с. 1-4 – дугами в стороны руки вверх,
одновременно делая ими небольшие
воронкообразные движения. 5-8 – дугами в стороны
руки расслабленно вниз и потрясти кистями.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – тыльной стороной кисти на пояс. 1-2 – свести
вперед, голову наклонить вперед. 3-4 – локти назад,
прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и
потрясти расслабленно. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук (вариант 3)

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони
кверху. 1.- дугой кверху расслабленно правую руку
влево с хлопками в ладони, одновременно туловище
повернуть налево. 2 – и.п. 3-4 -то же в другую сторону.
Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. – о.с. 1 – руки вперед, ладони книзу. 2-4
зигзагообразными движениями руки в стороны. 5-6 –
руки вперед. 7-8 – руки расслабленно вниз.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – руки свободно махом в стороны,
слегка прогнуться. 2 – расслабляя мышцы плечевого
пояса, “уронить” руки и приподнять их
скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп
средний.

ФМ для снятия утомления с плечевого
пояса и рук (вариант 4)

1. И.п. – о.с. 1 -дугами внутрь, руки вверх – в
стороны, прогнуться, голову назад. 2 – руки за
голову, голову наклонить вперед. 3 – “уронить”
руки. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п.- руки к плечам, кисти в кулаках. 1-2 –
напряженно повернуть руки предплечьями и
выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной
вперед. 3 – руки расслабленно вниз. 4 – и.п.
Повторить 6-8 раз, затем расслабленно вниз и
встряхнуть кистями. Темп средний.
3. И.п. – о.с. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 –
переменить положение рук. Повторить 3-4 раз, затем
расслабленно опустить вниз и потрясти кистями,
голову наклонить вперед. Темп средний.

Видео весёлой физминутки с анимированными героями

Источники
  • https://www.art-talant.org/publikacii/34012-ponyatie-fizkulytminutki-znachenie-fizkulytminutki-na-zanyatiyah-v-detskom-sadu
  • https://multiurok.ru/files/kartotieka-fizkul-tminutok-dlia-doshkol-nikov.html
  • https://compedu.ru/publication/sbornik-fizminutok-razlichnogo-vozdeistviia.html
  • https://urok.1sept.ru/articles/606766
  • https://doshkolnik.net/fizkultminutki/veselaya-fizminutka.html

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста