Просматривая фото семей, можно увидеть только положительный аспект и сделать вывод, что на изображении все счастливы. Родители и дети улыбаются, они пребывают в обстановке радости, им комфортно друг с другом. После просмотра такого изображения создается шаблон идеальной семьи. У каждого взрослого, который видит подобный снимок, возникает вполне естественное ощущение – создать настолько же доверительные, прочные отношения со своими детьми. Но в этом случае необходимо учитывать: воспитание ребенка не всегда проходит безоблачно – в этом процессе не избежать столкновения с трудностями. И в компетенции родителей – выполнение ряда действий по их преодолению и создание условий для предупреждения таковых в будущем.
Внезапная ответственность
Одна из основных причин появления трудностей в отношениях с детьми – страх перед внезапно появившейся ответственностью. У некоторых людей это негативное ощущение возникает сразу после получения новости о беременности. Иногда родители осознают, что не располагают достаточным объемом финансов, у них нет соответствующего опыта и знаний в отношении темы воспитания детей и ухода за ними. Это вызывает боязнь, основу которой составляет тревожность. Если не принять соответствующие меры по ее купированию, возникшая паника может перерасти в нечто более серьезное и деструктивное, а иногда даже смениться депрессией.
Переход на следующий уровень
По мере взросления ребенка, приоритеты в системе его потребностей смещаются с питания и ухода на создание психологического контакта. Первостепенной задачей родителей становится умение регулировать поведение детей, обходить острые углы в общении с ними, не отвечать на провокации, бороться с такими негативными чертами, как ложь, вспыльчивость, гнев, непослушание. Для получения ожидаемого результата взрослым приходится приложить немало усилий, что предполагает затраты психологических ресурсов.
Ребенок ведет себя не так, как ожидают его родители. Это может спровоцировать появление чувства вины. Особенно, если родители вынуждены реагировать на негативное поведение детей нетипичным и нежелательным для себя образом. Например, кричать, запрещать выполнение определенных действий. Осуществлений несвойственной тактики приводит взрослых к ощущению пребывания в состоянии психоэмоционального стресса.
Бесконечное воспитание
Самостоятельность, развивающаяся у детей, не исключает вероятности появления трудностей в общении с ними. Большая ошибка родителей состоит в неправильном мышлении: они думают, что их повзрослевшие дети больше не спровоцируют негативных моментов в общении. А значит, не придется кричать, проявлять деструктивные эмоции, огорчаться. Невзирая на то, что дети становятся самостоятельными в вопросе питания, выполнения гигиенических процедур, взаимодействия со средствами, которые относятся к новым технологиям, они по-прежнему нуждаются в советах, поучающих беседах и разъяснениях. Поэтому ошибочно полагать, что взросление – это фактор, исключающий необходимость в дальнейшем воспитании детей. По сути, это непрерывный процесс, и он в той или иной степени проявляется на разных этапах жизни.
Мы не одни
Воспитание детей – это действие, которому невозможно научиться, не применяя знания на практике. От родителей удается получить лишь набор информации (например, в виде различных советов), и впоследствии реализовать теорию. Но даже наличие таких знаний не гарантирует отсутствие ошибок в процессе воспитания детей. Это угнетает, создает условия для негативных размышлений. Но в то же время подчеркивает важность здравого отношения к теме воспитания детей.
Нужно осознавать, что счастливые семьи, размещенные на снимках газет, журналов и мелькающие в рекламах на ТВ – это лишь образ, шаблон и заставка, имеющая мало чего общего с реальностью. В действительности же создание доверительных, здоровых отношений между родителями и детьми – это труд, который осуществляется на протяжении всей жизни. И появление препятствий в процессе воспитания детей – это естественный фактор.