Избыток чего-либо зачастую становится подавляющим и стрессовым фактором для маленького ребёнка. Избыточный фактор может быть связан с изобилием вещей, информации, действий либо чересчур быстрым темпом жизни (например, когда ребёнок слишком торопится жить или у него нет перерыва для развлечений и «ничегонеделанья»). Перенапряжение, связанное с избытком нагрузки у детей, зачастую связано с тем, что их родители стремятся охватить необъятное. И в музыкальную школу своё чадо отдают, и в секцию бокса, и на курсы рисования, и на уроки игры на скрипке. Да и про иностранные языки не забывают — английский, итальянский, французский…
Перевозбуждение детской нервной системы — результат постоянных перегрузок неокрепшей психики новыми знаниями, новой информацией, новыми задачами. Многие специалисты настаивают на том, что обилие игрушек и чрезмерные информационные нагрузки нужно из жизни ребёнка убирать. Также следует пересмотреть распорядок дня и максимально его упростить. Всё это поможет перевозбуждённым детям успокоиться, получить больше свободного времени для изучения окружающего мира, избавиться от чрезмерного давления со стороны взрослых и почувствовать себя по-настоящему счастливыми.
Детский мир нужно упрощать
«Большинство поведенческих проблем сегодня наблюдается у детей, которые имеют слишком много вещей и живут слишком быстро» . Серьёзные нагрузки в раннем детском возрасте влекут за собой серьёзные сенсорные перегрузки. Происходит это зачастую при обилии вариантов выбора, когда малыша окружает чересчур много объектов, а в его мозг поступает избыточное количество информации.
Чтобы снизить ежедневное напряжение у ребёнка, предоставить ему пространство для развития и творчества, помочь ему расслабиться и успокоиться — необходимо позаботиться о правильной организации домашнего пространства, следить за ритмом и распорядком дня, регулировать численность поступающих раздражителей.
Упрощение пространства в детской комнате связано с уменьшением количества мебели, игрушек и других ненужных вещей. Исключив отвлекающие факторы, родители тем самым помогают своему малышу сконцентрироваться на выполнении важных задач и обучении, поскольку «Слишком много вещей в окружении ребёнка лишает его возможности видеть или вникать в окружающий мир» .
Меньше игрушек — больше удовольствия
Каждый ребёнок имеет в арсенале набор любимых игрушек, с которыми он постоянно и подолгу проводит свободное время. В перечень любимых игрушек обычно попадают простейшие предметы — без электронных функций и звукового сопровождения, конструктор Лего, куклы, деревянные кубики, мягкие игрушки, машинки и паровозики, игрушечная посуда, материалы для художественного творчества. Родители должны пересмотреть весь набор игрушек у своего малыша и определить те из них, которые можно «вывести из игры» навсегда. Ребёнку лучше оставить небольшое количество игрушек и настольных игр, которые действительно способствуют его развитию и остаются интересными всегда.
Правильная организация игрушечного пространства осуществляется с использованием различных техник и методов. Один из них — разделение всех игрушек на отдельные категории:
- развивающие;
- для поддержки когнитивного развития;
- для развития моторных навыков (стартёры, паззлы, настольные игры);
- игрушки для художественного творчества (клей, пластилин, бумага, мелки, краски, карандаши, наборы для рисования, картины и аппликации по номерам);
- игрушки для занятий спортом (мячи, теннисные ракетки, толкатели, колёсный транспорт);
- игрушки для развития архитектурных и строительных навыков (конструктор Lego, деревянные блоки, другие предметы для развития мелкой моторики рук);
- музыкальные игрушки в виде всевозможных инструментов (пианино, рояль, труба, синтезатор, гитара и т.д.);
- игрушки для имитации повседневной деятельности, которые способствуют развитию социальной и эмоциональной сферы, обеспечивают поддержку и развитие языковых навыков, активизируют у детей функцию воображения (к данной категории относят игрушечные железные дороги, автомобили, фигурки животных, мягкие игрушки, пожарное депо, наборы для кухни).
Проведённая ревизия детских игрушек зачастую не даёт ожидаемого результата. Их всё равно остаётся слишком много, и тогда на помощь взрослым приходит техника чередования. Часть игрушек можно спрятать, а другую часть — оставить на виду. Через несколько дней игрушки меняют местами. Те, в которые ребёнок уже наигрался — прячут, а другие отдают ему. То есть выполняется своеобразная ротация (смена) персонажей.
Схема обмена игрушками имеет несколько преимуществ. Чем меньше игрушек у ребёнка в комнате, тем меньше у него же нервное перенапряжение. Если у малыша нет стресса — он становится более творческим, может генерировать новые идеи.
Мгновение, когда происходит смена игрушек, оставляет у ребёнка много приятных впечатлений в памяти. Появление чего-то нового дарит детям приятные эмоции и впечатления. Кроме того, круговорот игрушек в детской комнате даёт возможность избавиться от тех плюшевых друзей, из которых ребёнок попросту вырос.
Обзор рекомендуется сделать не только среди игрушек, но и в библиотеке. Родители должны пересмотреть все книги в шкафах и оставить на главной полке только те, которыми их чадо интересуется больше всего. После наведения порядка в игрушках и книгах в комнату можно добавить различные вспомогательные материалы (декоративные подушки, бечёвку, кусочки цветной ткани). Из таких подручных материалов малыш сможет строить свою флотилию, игровые домики и фортификационные сооружения. Детям нужно дать время для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке и отыскать своё место в новой реальности.
Чем медленнее — тем лучше
Пересмотреть придётся и учебный график. Здесь стоит руководствоваться правилом: «Чем медленнее — тем лучше!». Упрощение графика учёбы у ребёнка даст примерно такой же эффект, что и освобождение детской комнаты от лишних игрушек. Ребёнок, наконец, сможет скинуть с себя тяжесть движения, остановиться на время, получить возможность заняться игрой или любимым хобби. Дети, у которых график внеклассных и школьных занятий слишком плотный, очень часто ощущают себя перегруженными и напряжёнными. Им действительно требуется свободное время для игр и развлечений. Поэтому родители совместно с учителями должны пересмотреть учебный график, а ещё — ограничить время использования гаджетов и электронных устройств. Время, потраченное ребёнком на социальные сети и компьютерные игры, можно перенаправить на более полезные занятия. Сокращение временных затрат на игры в гаджеты, положительно влияет на уровень концентрации и внимания детей. Малыши с радостью вовлекаются в игровые процессы, происходящие здесь и сейчас.
По мнению Ким Джона Пейна, «отдых способствует творчеству, которое в свою очередь поддерживает двигательную активность. Деятельность поддерживает отдых. Отдых служит поддержкой для творчества» .
Учебная деятельность и отдых неразрывно связаны друг с другом. Один аспект жизни ребёнка оказывает непосредственное влияние на другой аспект. Многие родители и сами постоянно находятся в напряжении, маневрируя между собственной работой, домашними делами и поездками с ребёнком на очередные внеклассные занятия или кружки. Ограничение же внеклассных мероприятий только одним или двумя уроками, которые ребёнок любит больше всего, позволяет освободить время для свободных игр, прогулок на природе, увлекательного познавания мира. Кроме того, у детей появляется больше времени для того, чтобы сосредоточиться на действительно важных и полезных для них занятиях.
Физическое упорядочивание окружающего мира, формирование удобного и оптимального ритма жизни — приносит огромную пользу и родителям детей. Ведь родители, как значимые для несовершеннолетнего ребёнка взрослые, «Определяют себя тем, на что обращают внимание и в чём участвуют. Нужно понимать, что когда повседневная жизнь напоминает отделение раненых на поле боя — есть большой риск забыть или пропустить что-то важное» .
Необходимо сосредоточиться именно на том, что действительно важно и полезно для ребёнка. Не стоит тратить время на вещи, события и происшествия, которые нас всех окружают. Чем меньше вокруг ребёнка вещей — тем больше преимуществ он получает от жизни. Исключив ненужные детали, родители тем самым активизируют у малыша процессы воображения, обеспечивают успокаивающий эффект. Ограничение численности внеклассных занятий позволяет детям сполна насладиться своим свободным временем, творчески подойти к его организации.
Простота в воспитании — залог здоровой психики ребёнка
Процесс упрощения ни в коем случае нельзя прерывать. Осуществить его за один день и даже неделю — не получится. На изменение привычек нужно время, сокращение количества игрушек, занятий и вещей также требует определённых временных расходов. Новые цели, ежедневные ритуалы и действия порой даются нелегко, поэтому для их закрепления также нужно запастись временем и терпением.
Если семья живёт в атмосфере хаоса и постоянной спешки — внесение изменений будет крайне затруднительным. Путь к переменам должен быть медленным, преодолевать его следует маленькими шагами, меняясь понемножку, постоянно удерживая в своём сознании итоговую картинку относительно того, какой именно должна стать наша семейная жизнь.
Спустя много лет, когда дети вырастают, выясняются удивительные вещи. Оказывается, в их памяти сохраняются совсем не поездки в Диснейленд или участие в экзотических мероприятиях, либо шумных праздниках со множеством аниматоров и ярких персонажей. Самыми значимыми для ребёнка событиями становятся уютные семейные вечера, совместное приготовление вкусных пряников на кухне, прогулки или ужины с мамой и папой, семейные чтения перед сном.
Упрощение жизни повышает её ценность. Ведь благодаря ей мы ставим потребности собственной семьи выше потребностей социума. Избавление от всего лишнего дарит гармонию, замедляет течение жизни и дарит энергию на осуществление своих целей и мечтаний относительно того, каким именно должно быть детство наших детей.
Спешка, хаос, постоянные излишества — негативный аспект, который порождается именно взрослыми людьми. Если немного постараться и замедлить свою жизнь, убрав из неё отягчающие, лишние и мешающие элементы, то это приведёт вас в радость, гармонию, подарит больше энтузиазма для познания окружающего мира. Только упрощение жизни и мира вокруг помогает каждому ребёнку узнать о том, что они в действительности хотят, чем мечтают заниматься.