Думаю, я не совру, если напишу, что каждой маме доводилось видеть свое чадо в гневе. Скажем, для возраста одного-двух лет это даже типично – ребенок начинает отстаивать свою свободу и территорию, лупя соседа по песочнице лопаткой. Но с таким неконструктивным поведением надо ведь что-то делать…
Верное средство для малышей
«Созревание волевой сферы, которая позволяет сдерживать негативные импульсы, ориентируясь на окружающих, начинает только формироваться к пятилетнему возрасту, – говорит педагог-психолог Елена Хотеева. – Однако уже с двух лет дети реагируют на строгий взгляд и голос мамы, останавливая неправильное действие. С этим и нужно работать».
Взрослый человек должен понимать, что любое действие ребенка, которое направлено на причинение вреда другому, должно быть остановлено. Иначе в голове у малыша формируется мнение, что так делать можно.
Самый распространенный пример – малыш хлопает маму по лицу, а она смеется. Что происходит? Позитивной реакцией мама подкрепляет такое поведение ребенка. И он будет его повторять, причем не только с мамой.
Как правильно? Физически остановить малыша – то есть придержать его руку. Сказать коротко – так нельзя. И показать, как можно, подкрепив положительной реакцией: можно погладить маму, маме нравится.
Иногда дети, попадая под воздействие гнева, доводят себя до состояния аффекта, проще говоря, до истерики. Тогда нужно крепко прижать его к себе, зафиксировать, сказать четко и коротко «драться нельзя», подождать, пока ребенок успокоится. И только после этого – вести переговоры.
Про стакан гнева
«Агрессия в поведении ребенка – это попытка сообщить о своем дискомфорте или наладить контакт. Например, мальчик постоянно обижает других детей в садике. Возможно, он привык только таким образом получать хоть немного внимания… Его начинают бояться, сторониться, жаловаться на него. И это только усугубляет ситуацию, потому что смутьян чувствует себя отвергнутым и начинает вести себя еще хуже, ведь он не в состоянии сформировать правильную форму взаимодействия».
Конечно, чтобы разобраться с подобным случаем, нужно идти к психологу. Однако работу следует начинать с родителей. Вернее, родителям, которые стали замечать, что их ребенок не может справиться с собственным гневом, стоит уделить ему свое время.
Агрессия – это последняя степень недовольства. Поэтому нужно обучить ребенка навыку распознавать злость и раздражение, более ранние и простые стадии: «Я понимаю, что ты сердишься, злишься, раздражен». Ребенок отвечает на ваш посыл, и можно уже вести диалог, договариваться.
«Как наглядно объяснить ребенку, что с ним происходит? Есть упражнение со стаканом воды. Наполняете его, скажем, на треть: «Вот столько у тебя сейчас недовольства». Доливаете чуть больше половины: «Но оно может накапливаться, и становится вот столько злости». Наполняете стакан до верха: «И гнева может быть вот столько. А потом к тебе подойдет друг с какой-то простой просьбой, и ты выльешь на него весь этот гнев, обидев. Но этого можно избежать на том этапе, когда в тебе есть всего чуть-чуть недовольства».
Уменьшить количество воды/гнева
Объясните ребенку, когда он немного сердится, важно помнить, что от злости и раздражения еще можно избавиться. Вот несколько способов:
- Побить подушку или боксерскую грушу, если она есть.
- Нарисовать на бумаге монстра и разорвать ее на клочки.
- Громко и сильно потопать ногами.
- Помять «мешочек гнева». Можно купить в магазине шарики, наполненные крахмалом, или сделать подобный самостоятельно. Пусть ребенок всегда носит его с собой, если именно этот способ будет эффективным.
- Научить чередовать напряжение с расслаблением. Ребёнок может представить, что в момент гнева он вырос и превратился в трансформера, напрягая все-все свои мышцы. А затем расслабился, и снова стал мальчиком. Такое чередование снимает и внутреннее напряжение.
- Дыхательное упражнение. Ребенок представляет, что у него в животике есть шарик (какого он цвета?), который надувается и сдувается. Диафрагмальное дыхание успокаивает нервную систему.
- Можно попросить ребенка подуть на ватку, пушинку, вертушку – глубоко и протяжно. Так же снимает внутреннее напряжение.
Эти упражнения нужно практиковать не только и не столько в момент стресса, а заранее и регулярно. И когда возникает острая ситуация, человек уже будет действовать, исходя их имеющегося опыта.
А когда наоборот
«Есть дети, которые в ответ на агрессию, замирают, не могут никак себя проявить. С ними нужно проводить другие упражнения. Например, ребенок может представить себя медведем, который рычит в ответ на плохое поведение, да так, чтобы все вокруг разбежались».
Обыгрывая подобные ситуации снова и снова, мы помогаем ребенку отработать навык правильной реакции на агрессию. Но нужно понимать, что такая реакция будет проявляться не только в ситуациях со сверстниками. Ребенок, который всегда боялся маме лишнее слово сказать, может «прорычать» в ответ. В этом случае, важно дать понять, что вы видите его эмоцию, для вас значимо его мнение, что вы принимаете его, но… – и дальше приводите свои аргументы.
Опять же, такую реакцию нужно поддерживать именно у тревожного ребенка. С «агрессивным» важно договариваться.
Фото с сайтов alogvinov.com и pixabay.com
Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook