Условно изменения восприятия жизни подростка можно разделить на его внутренний и внешний мир. Ко внешнему миру стоит отнести отношения со взрослыми и сверстниками. Ко внутреннему – самосознание, а также физиологические изменения, происходящие с подростком в этот период.
Не стоит придавать последнему фактору мало значения. Происходящие в этом возрасте с подростком физиологические изменения очень важны. Кроме того, что он испытывает частые головные боли, повышенную утомляемость, происходят определенные гормональные изменения у мальчиков и девочек, связанные с половым созреванием. Такие изменения сопровождаются частой сменой настроения, повышенной конфликтностью, раздражительностью, порой даже агрессивностью. Этот период сложен не только для детей, но и для родителей – при общении с ребенком не забывайте о причинах изменений, не критикуйте его поведение и не внушайте, что он «стал злым, грубым и плохим».
Также в области самосознания происходят и другие процессы – ребенок склонен к комплексам из-за невозможности гармонично воспринимать себя, порой не может найти свое место в жизни и социуме. Этому периоду свойственны поиски смысла жизни.
Здесь очень важны дружеские беседы с родителями. Проблема кроется в том, что у ребенка утрачиваются ценностные ориентиры и идеалы. Все меняется, как и его отношение к различным явлениям и событиям. Как мы уже говорили, это период противоречий – резкая черствость сменяется неожиданной сентиментальностью, застенчивость – развязностью и т.д.
Говоря о взаимоотношениях подростка с окружающим миром стоит выделить два направления – отношения со взрослыми и отношения со сверстниками. Ребенок этого возраста перестает копировать манеру и образ мыслей старших. Взрослые теряют свой вес в глазах подростка. Стоит заметить, что в этот период ребенок в принципе очень легко отказывается от общепринятых норм и авторитетов, взамен выбирая случайных кумиров. Тем не менее, критику и оскорбления со стороны взрослых ребенок воспринимает болезненно, так же, как и болезненно воспринимает «придирки по мелочам». Поэтому родителям следует быть терпеливыми и не увлекаться нравоучениями, чтобы не вызывать отторжение ребенка. Чтобы сохранять авторитет и дружеские взаимоотношения, общайтесь со своим ребенком обо всем, что ему интересно. Если вы хотите что-то добиться от своего чада, вам следует сделать так, чтобы он сам захотел проделать желаемое вами.
Значительным плюсом этого этапа и перемены взаимоотношений со взрослыми является расширение круга деятельности подростка. Кроме того, повышается его самостоятельность, он начинает осознавать, что он отвечает за свои поступки, и что его жизнь во многом зависит от него самого.
Тем не менее, самым волнующим и важным на этом этапе для ребенка становится его отношения со сверстниками. Именно в период подросткового взросления формируется дружба и умение дружить. И здесь мы сталкиваемся с основными противоречиями. С одной стороны, подростку важно, чтобы у него было все «как у всех» – одежда, техника, времяпровождение, успеваемость. С другой стороны – ему хочется стать личностью, хочется быть ни на кого не похожим. Ему необходимо заслужить авторитет в кругу товарищей, но при этом он любит бравировать своими недостатками. Этому возрасту склонна частая смена друзей. Связано это с тем, что подросток легко очаровывается и быстро разочаровывается. Он томим жаждой признания, но при этом ему важно оставаться независимым – противоречия очень сильные, и подростку порой сложно справиться.
В связи с этим ребенку возраста 12-13 лет необходимы устойчивые ориентиры, которые всегда будут маяком в сложных перипетиях подростковой жизни. Старайтесь дружить с ребенком, наставляйте мягко, скорее, подталкивая к правильному выбору, а не навязывая его. Отбирайте книги и фильмы, которые будут ему интересны, и которые смогут оказать верное воспитательное значение. Интересуйтесь искренне своим ребенком и поддерживайте его – тогда трудности переходного возраста плавно уйдут из его жизни. Из вашего ребёнка вырастет сильная, уверенная в себе, благородная личность.