Подростковое развитие. Почему все эти сложные поведения?

Воспитание

Резкие перемены настроения – характерная особенность подросткового возраста. Подростки чрезвычайно переменчивы, импульсивны и темпераментны, они часто руководствуются не логикой, а своими импульсами и желаниями, что затрудняет принятие взвешенных решений. Чтобы иметь возможность поддержать сына или дочь, переживающих все сложности подросткового возраста, родителям нужно учитывать особенности и специфику развития подростков.

Подростковый возраст – кошмар родителей или обычный этап развития?

Многих родителей подростков преследует мысль, что импульсивные поступки и резкие перепады настроения у ребенка – это результат его плохого воспитания или недостаточного внимания. Они беспокоятся, что допустили серьезные ошибки в воспитании детей, что и привело к столь негативным последствиям. В большинстве случаев при совершении подростком какого-либо проступка или акта агрессии родители обвиняют, в первую очередь, себя.
Родители подростков часто считают, что дети агрессивно настроены против них, не понимают мам и пап, а также враждебно относятся к их позициям и высказываниям. В попытках нормализовать поведение ребенка родители часто пытаются манипулировать им, что приводит к негативным последствиям. Мальчики и девочки, переживающие непростой подростковый возраст, не любят любые попытки манипуляции, воспринимая их как попытку контролировать себя и ограничить собственную свободу действий.
Взрослые отлично понимают, что в организме подростка происходит настоящая гормональная «буря», но зачастую это не помогает им изменить свое собственное поведение, понять позицию и взгляды своего ребенка.

Ремоделирование мозга и гормональной системы у подростков

Подростковый возраст сопровождается резкими колебаниями настроения, рассеянностью, импульсивностью и вспыльчивостью, неспособностью адекватно воспринимать здоровую критику. Издавна причинами таких изменений считались гормональные изменения в организме подростка.


Гормональная перестройка у мальчиков сопровождается стремительным повышением уровня полового гормона тестостерона, у девочек усиленно вырабатывается эстрадиол и эстроген. Это приводит к серьезным изменениям в телосложении, физиологии, вызывает изменения в головном мозге.


В результате многих лет нейровизуализации (исследования структуры и функций) головного мозга учеными было установлено, что причины изменений в поведении подростка вызваны не только гормональными колебаниями, но и трансформациях, происходящих в головном мозге. Родителям будет полезно ознакомиться с изменениями в работе головного мозга ребенка для того, чтобы лучше понять поведение сына или дочери.

Развитие мозга в подростковом возрасте

Детский головной мозг интенсивно развивается в период от рождения до 6-7 лет. Примерно к этому возрасту количество нейронов, из которых состоит кора головного мозга, достигает своего максимума. Также формируется максимальное количество связей, образующихся с другими нервными клетками.

В связи с этим 6-летний ребенок кажется более эмоционально стабильным, способным к контролю эмоций и выражению чувств, чем малыш в 3-4 года. В подростковом возрасте ребенок обратно возвращается к состоянию эмоциональной нестабильности, так как начинается следующий этап тотальной перестройки в головном мозге. Его продолжительность – как минимум до 23-25 лет.

Учеными было установлено, что в подростковом возрасте у мальчиков и девочек происходит такое же интенсивное ремоделирование коры головного мозга, как и у детей. При этом именно кора головного мозга регулирует большинство важнейших когнитивных процессов:

  • логическое мышление;
  • абстрактное мышление;
  • оценка возможных рисков;
  • умение предвидеть последствия своих поступков;
  • способность принимать рациональные решения;
  • эмпатия.

Этот факт был подтвержден в результате научных исследований, проведенных в Национальном институте психиатрического здоровья в Соединенных Штатах Америки, Институте Макса Планка в Берлине, а также Институте психобиологии развития им. Саклера.

Благодаря использованию инновационных методов визуализации мозга было установлено, что в возрасте от 5 до 17 лет происходит «великое вымирание» нейронов. Старые нейронные связи исчезают, новые только начинают формироваться, что и вызывает серьезные изменения в поведении подростка.

Созревание головного мозга подростка

Работа, которую выполняет головной мозг в важный подростковый период, чрезвычайно масштабная энергоемкая. Ребенок прекрасно ощущает эти изменения. В результате взаимодействия многих биологических факторов они начинают испытывать новые формы эмоционального или когнитивного дисбаланса, что становится заметным окружающим.

Формы дисбаланса в подростковом возрасте:

  • повышенная эмоциональность;
  • раздражительность и даже агрессивность;
  • нежелание совершения каких-либо действия;
  • сниженная концентрация внимания;
  • повышенная чувствительность к критике;
  • нервозность;
  • тревожность;
  • необходимость в максимальном самовыражении;
  • резкое изменение привычных вкусов и предпочтений;
  • повышенная сонливость.

Также в подростковом возрасте могут проявляться различные идеи рискованных и даже авантюр – гонки на мотоцикле, вождение автомобиля без водительских прав, доступ к первым стимуляторам (алкоголю и наркотическим веществам), экстремальные развлечения. Дети в это время психоэмоционально нестабильны, поэтому часто становятся жертвами различных зависимостей, от которых чрезвычайно сложно избавиться.

Способность оценивать последствия своих действий, к сожалению, значительно ухудшается. При принятии решений работают не префронтальная кора, а так называемая «нижняя» часть мозга (верхняя височная борозда). Именно поэтому в это время чрезвычайно важен мудрый совет и поддержка взрослых.

Коммуникация разных областей головного мозга в подростковом возрасте

Важное явление, происходящее в головном мозге детей подросткового возраста – миелинизация нервных клеток. Данный процесс заключается в окружении нейронов миелиновой оболочкой, благодаря которой импульсы бегут быстрее и лучше изолируются от других путей. Это повышает эффективность отдельных частей мозга, а также связь между его областями.

Правильное функционирование головного мозга человека зависит от точной передачи информации между отдельными мозговыми структурами. Мозг подростка только вступает в период миелинизации, поэтому этот механизм нарушается.

Родителям подростков нужно учитывать, что различные структуры головного мозга и сама мозговая кора созревают в различное время и с разнообразной скоростью. Это означает, что их коммуникация зачастую невозможна или же максимально затруднена. Это оказывает огромное влияние на молодых парней и девушек, а их поведение и эмоции являются ответом на чувство внутренней нестабильности.

Максимум эмоций в подростковом возрасте

Одна из наиболее динамично изменяющихся и интенсивно развивающихся частей головного мозга у подростков – это лимбическая система. Именно она контролирует эмоции и инстинктивные реакции. Изменения в лимбической системе приводят к чрезмерной импульсивности, резким перепадам настроения и разнообразным экстремальным формам поведения.

Кардинальные изменения в структурах головного мозга делают подростков непредсказуемыми. Они могут сознательно причинять боль другим людям – как  словами, так и поступками или же отношением. Агрессивные высказывания, неожиданные поступки, резкие колебания настроения – все это является результатом серьезной перестройки в структурах головного мозга, с которой сталкивается каждый человек подросткового возраста.

При этом молодые парни и девушки не сразу осознают, что они нарушают чьи-то границы или серьезно оскорбляют кого-то. Отсутствие быстрой и надежной связи между различными структурами мозга приводит к тому, что подростки не всегда принимают во внимание чувства другого человека и осознают серьезность последствий своих слов и поступков.

Склонность к зависимостям и система вознаграждения

Система вознаграждения – это несколько структур головного мозга, «объединенных» между собой при помощи дофамина. Дофамином называется гормон, который «отвечает» за психоэмоциональное состояние, настроение и ощущение удовольствия человека.

В подростковом возрасте мозговая система вознаграждения кардинально изменяется. Незрелый мозг подростка особенно чувствителен к системе вознаграждения, в которой дофамин играет ключевую роль. Это вещество высвобождается при выполнении приятных для человека действий.

Дети в возрасте до 20 лет не могут должным образом контролировать чувство удовольствия, так как система вознаграждения в подростковом возрасте только устанавливается, усовершенствуется и  работает в хаотичном порядке. В результате это часто приводит к различным типам зависимостей и вызывает огромный перечень опасных поступков, которые совершает парень или девушка.

Вредные привычки у подростков протекают значительно серьезнее, глубже и тяжелее, чем у взрослых. В дальнейшем для их преодоления понадобится намного больше сил, терпения и времени.

Влияние изменений в мозге на поведение подростка

В результате научных исследований было установлено, что поведение подростков не направлено против родителей, а является результатом изменений, происходящих в их организме.

Подростковый возраст — это время ремоделирования важнейший областей мозга и налаживании коммуникации их друг с другом, что и вызывает столь серьезные изменения в поведении и самочувствии парня или девушки.

У родителей уже устойчивы и хорошо развиты нейронные связи в том сегменте мозга, который отвечает за контроль импульсов, устойчивость к фрустрации, способность оценивать последствия собственных действий или брать на себя ответственность. У детей они только начинают развиваться. А это требует времени и душевного спокойствия. Именно поэтому родители могут стать для подростков отличным примером стабильности, гармонии и уравновешенности.

Поддержка подростков со стороны взрослых

Чтобы нейронные связи формировались правильно и оптимально для данного организма, ему необходимы определенные условия окружающей среды. Подросток должен уметь понимать себя и мир. Для этого ему нужно время, чтобы самостоятельно получить опыт, решать проблемы и сталкиваться с различными вызовами. Но все жизненные преграды подросток должен преодолевать под чутким руководством взрослого человека.

У головного мозга ребенка нет других способов развития правильных связей нервных клеток. Они возникают по команде родителей, а только в результате собственного опыта, полученного в повседневной жизни.

Подростковое поведение также является попыткой построить свою индивидуальность и независимость. Это этап подготовки к вступлению в самостоятельную, взрослую жизнь, который проходит каждый человек.

Известный терапевт и педагог из Дании Йеспер Юул подчеркивает, что молодые парни и девушки в подростковом возрасте даже должны противостоять взрослым. Благодаря этому они формируют свою индивидуальность, укрепляют самооценку и формируют собственное достоинство. Чтобы развиваться здоровыми умственно и физически, они нуждаются в поддержке и безусловном понимании со стороны родителей.

Эффективные способы поддержки подростков:

  • личный авторитет;
  • общение;
  • реальные ожидания;
  • здоровая дистанция;
  • сопереживание и понимание.

Это поможет поддержать подростков, чтобы они могли развить свой потенциал, помочь им в трудный период подросткового возраста.

Сопереживание и понимание

Подростки крайне тяжело переносят время изменений, происходящих в их внешнем облике и психоэмоциональном развитии. Мозг ребенка школьного возраста находится в фазе глубокой трансформации, которая не поддается его контролю. Один ребенок чувствует изменения в своем теле и интеллектуальном развитии больше, другой меньше. Но некоторые особенности и формы поведения остаются одинаковыми для всех парней и девушек.

Каждый подросток нуждается в понимании и поддержке со стороны своих близких. Родители и родственники должны выразить ребенку свою любовь, принятие его именно таким, какой он есть.

 «Что с тобой происходит?», «Ты ведешь себя как ребенок» или «Прекрати это сейчас. Успокойся» – эти фразы показывают подростку, что с его поведением что-то не так. Это вынуждает его чувствовать себя виноватым перед близкими людьми, вызывает еще больше гнева, раздражительности и разочарования. В таких условиях эффективное общение и взаимопонимание просто невозможно.

Общение

Родителям необходимо помнить, что нельзя избегать контакта с ребенком в подростковом возрасте, даже если не хочется общаться с ним в данный момент. Постоянное недовольство и конфликтность подростка раздражает и не способствует общению. Это вполне объяснимо. Однако такое решение в долгосрочной перспективе может только навредить.

Несмотря на внешнюю агрессивность, подростки остро нуждаются в тепле, близости и понимании со стороны взрослых. При этом они не демонстрируют эту потребность или проявляют ее непонятным для родителей образом.

Проводя все меньше и меньше времени с ребенком, родители могут заставить его чувствовать себя еще более ненужным и эмоционально отчужденным. В результате найти общий язык и полное взаимопонимание с подростком станет еще сложнее.

Здоровая дистанция

Здоровая дистанция от слов и поведения подростка – это еще один шаг к построению хороших отношений. Но это может быть очень сложно. «Я ненавижу тебя», «Я не хочу тебя знать, уходи навсегда» – эти фразы из уст сына или дочери чрезвычайно обидны и болезненны для любого родителя.

Но важно помнить, что этот 12-15-летний ребенок переживает кардинальную «перестройку» в своем мозге. Его структуры, ответственные за сознательное выражение мыслей или эмоций, еще окончательно не созрели. Чтобы достичь необходимой степени зрелости, подростку нужно время и терпение. Это стоит просто принять, ведь борьба с природой не имеет смысла.

Реальные ожидания

Многие родители относятся к сыну или дочери подросткового возраста как к взрослому человеку, возлагая на него определенные обязанности и собственные ожидания. Они абсолютно уверены, что в 14 или 15 лет ребенок уже должен что-то делать. Это мнение в корне ошибочно.

Опасность завышенных ожиданий:

  1. Подростки зачастую не могут принимать рациональные и ответственные решения. В этом возрасте кора головного мозга все еще созревает, и в системе вознаграждения происходит много динамических изменений, что отрицательно сказывается на способности отказаться от чрезмерной эмоциональности в пользу рациональности, взвешенности и ответственности.
  2. Парни и девушки подросткового возраста часто не готовы воспринимать идеи и предложения родителей и других взрослых, ведь их мозг находится в состоянии постоянного развития и поиска новых решений.
  3. Для детей подросткового возраста реальную ценность имеет только то, что субъективно важно для них.
  4. Мальчики и девочки в период подросткового возраста не способны грамотно общаться и выражать эмоции. Это связано с тем, что префронтальная кора головного мозга еще незрелая и не функционирует так, как у людей взрослого возраста.
  5. Подросткам необходима автономия и свобода выбора. Они сами должны выбирать себе одежду, хобби, интересные занятия для досуга, предметы для учебы и, конечно же, будущую профессию.

Если родителям что-то не нравится или они не согласны с выбором ребенка, об этом стоит поговорить, но не следует критиковать то, что нравится подростку. Также не стоит давить на мальчика или девочку, вынуждая ребенка изменить свои решения.

Настойчивое и постоянное давление извне вызывает существенное уменьшение выработки дофамина и эндогенных опиоидов, отвечающих за ощущение удовольствия, психоэмоциональное состояние, физическое благополучие и хорошее настроение.

Родителям мальчиков и девочек подросткового возраста нужно учитывать, что дети далеко не всегда будут принимать рациональные решения и предвидеть реальные последствия своих действий. Важно окружить подростков безусловной любовью, вниманием, дать им чувство безопасности и полного понимания.

Несмотря на их порой «экстремальные» идеи и не всегда приятные последствия собственных действий, дети никогда не должны бояться рассказать  родителям о том, что чувствуют и переживают. Чуткое и регулярное общение – залог полного взаимопонимания и хороших, дружеских отношений с ребенком подросткового возраста.

Личный авторитет

Родитель всегда должен быть примером для своего ребенка. Внимательность к окружающим людям, внутренняя сила, уважительное отношение к другим – все это оказывает сильное влияние на модель поведения, привычки и реакции подростка. Многочисленные исследования доказали, что подростки с гораздо большим удовольствием взаимодействуют со взрослыми, которые уважают их и доверяют им. Построение глубокой связи с родителями, основанной на этих ценностях, является основой для достижения полного взаимопонимания в семье.

Если родители хотят, чтобы дети действительно брали с них пример, нужно помнить, что подростки подражают далеко не каждому взрослому человеку. Настоящим примером для них может стать только то человек, которым они восхищаются, кто особенно важен для них, с кем они чувствуют эмоциональную связь. Именно такой взрослый становится для них образцом для подражания.

Чтобы найти полное взаимопонимание с ребенком подросткового возраста, нужно постараться полностью исключить из общения следующие фразы:

  • регулярное увещевание – «Я столько раз тебя просил…»;
  • постоянная критика – «Ты ленив», «Ты безнадежен», «Как ты можешь…»;
  • сравнение с другими детьми – «Я в твоем возрасте никогда так себя не вел», «У подруги сын себя так не ведет»;
  • насмешки над внешностью – «Посмотри, на кого ты похож! Выглядишь как клоун!»;
  • принуждение – «Немедленно закрой ноутбук!», «Быстро садись делать домашнее задание»;
  • отрицание правильности в действиях подростка – «Так не делается», «Так плохо мог сделать только ты», «Ты сделал это неправильно»;
  • наказания за непослушание – «Ты не убрался в комнате, поэтому лишаешься денег на карманные расходы», «Ты не помыл посуду, поэтому не получишь ноутбук».

Ребенок подросткового возраста, переживающий множество сложнейших внутренних трансформаций и кардинальных перестроек в организме, не должен получать негативные эмоции извне.

Постоянные обиды, крики, нравоучения и наказания в итоге приводят к эмоциональной нестабильности ребенка, вынуждая его находиться практически на грани своей психической выносливости. В результате вспышки гнева становятся еще сильнее, а чувство беспомощности и непонимания усиливается. Если родители хотят выстроить дружеские и хорошие отношения с ребенком в этом возрасте, стоит прекратить негативное общение.

Как построить общение с подростком

Первое и важнейшее, в чем нуждается любой ребенок подросткового возраста – это душевное равновесие, полное взаимопонимание и мир в семье. Умелое и грамотное общение – шаг на пути к крепким, дружеским и хорошим отношениям между родителями и детьми-подростками.

Для гармонии в отношениях родителям стоит отказаться от постоянных наставлений, длинных и утомительных монологов или нравоучений. Стоит попробовать говорить простым языком, выражая сыну или дочери свои мысли, желания и эмоции:

  • «Я хочу/Я не хочу тебя…»;
  • «Я понимаю тебя полностью. Мне просто нужно знать, что…»;
  • «Я боюсь за тебя, когда…»;
  • «Я не хочу тебя…»;
  • «Мне не нравится, когда…»;
  • «Я чувствую тогда…»;
  • «Я бы предпочел тебя…».

Эти фразы должны присутствовать в повседневной жизни, в ежедневном общении детей и родителей.

Когда речь заходит о наказаниях, важно учитывать, что они не учат ответственности или же рациональности и зачастую становятся причиной сильного стресса. В подростковом возрасте мальчики и девочки особенно чувствительны к таким переживаниям и стрессам.

По результатам научных исследований было установлено, что в мозге, помимо системы вознаграждения, имеются центры, связанные с избеганием стрессов и неприятных переживаний. Хотя обе системы действуют как антагонисты, они не имеют ничего общего на нейронном уровне.

Дофамин, являющийся основой системы вознаграждения, поддерживает интерес к обучению и получению новых знаний, усиливая мотивацию и желание искать подобный опыт в будущем. Наказание не вызывает мотивации, а избегание — это реакция, тесно связанная с отсутствием стимула.

Наказание не приводит к желаемому поведению. Если ребенок будет наказан за то, что сломал машинку, конструктор или любую другую игрушку, это не подарит ему способность ремонтировать поврежденные игрушки. Единственный результат, которого можно достичь с помощью таких наказаний – это нежелание играть. Наказание за нечтение книг не вызовет желания их читать, а закономерным итогом станет полное отвращение к чтению в будущем.

Как помочь подростку разобраться в себе

Одной из важнейших причин трудностей в общении с подростками является непонимание их поведения и чувство неприятия изменений, происходящих в их внешнем виде, привычках и пристрастиях.

Неправильное отношение к развитию центральной нервной системы и незнание ее особенностей также затрудняет принятие сложной ситуации с подростковым возрастом у родителей и других взрослых родственников.

Стадия «бури» очень нужна головному мозгу, чтобы повзрослеть и окрепнуть на будущее, подготовить молодого парня или девушку к предстоящей взрослой, ответственной жизни. Только от родителей зависит, сможем ли мы создать безопасные, спокойные и комфортные условия для детей, переживающих сложный подростковый возраст.

Во взрослом возрасте родители часто стремятся максимально оградить и защитить детей от того, что они сами пережили в подростковом возрасте. Взрослые прекрасно знают, что некоторые идеи плохо работают, и некоторые проблемы могут быть решены по-другому. Они стараются помочь ребенку своим добрым советом или досказать, как лучше сделать в той или иной ситуации.

Но далеко не каждый подросток будет с восторгом воспринимать советы и принимать как должное мнение взрослого. Даже в том случае, если совет родителей или других взрослых родственников может спасти подростка от неудачных поступков и решений, он чаще всего против воспользоваться полученным советом. Для полноценного и оптимального подростку нужно научиться действовать самостоятельно, самому приобретать собственный опыт, анализировать разнообразные жизненные ситуации и находить из них выходы, делать выводы и научиться нести ответственность за результаты и последствия своих поступков.

Родителям мальчика или девочки, переживающих тяжелый подростковый период нужно учитывать, что им требуется максимум времени, терпения и понимания. Гормональная буря обязательно пройдет.

То, что переживает любой парень или девушка подросткового возраста, позволяет им получить массу новых, чрезвычайно важных знаний, приобрести навыки и качества, которые он сможет успешно использовать на протяжении всей своей жизни.

Для получения необходимого жизненного опыта, важных умений и качеств может быть полезно «экстремальное» поведение и рискованные поступки, постоянная активность и движение, способствующее личностному развитию. Желательно, чтобы чрезмерный родительский контроль не мешал ребенку получать собственный жизненный опыт и знания, которые обязательно будут ему нужны и чрезвычайно полезны в будущем.

Роль родителей, опекунов и других взрослых родственников очень важна в жизни каждого ребенка подросткового возраста. Но она заключается далеко не в том, чтобы неустанно контролировать детей, лишив их какой-либо возможности проявить себя, экспериментировать и выработать собственную индивидуальность. Важнейшая миссия родителей заключается в том, чтобы создать максимально комфортные, приятные и спокойные условия, которые помогут ребенку с легкостью перенести все волнения непростого подросткового периода.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста
Добавить комментарий