Для того чтобы узнать, каково на данный момент состояние ребенка внутри семьи, кто для него более значим среди родных, есть ли у вас скрытые внутрисемейные конфликты, предложите ребенку на обычном альбомном листе нарисовать вашу семью.
Предложите пользоваться простым карандашом, цветными карандашами или фломастерами, наблюдайте, но не подсказывайте, дайте волю воображению. После того, как ребенок закончит рисовать, задайте вопросы по увиденному, а после обратите внимание на следующие моменты, которые дадут вам ответы на многие вопросы.
Структура рисунка
1. Если на рисунке нет кого-то из членов вашей семьи или этот человек нарисован в отдалении от других, возможно, у ребенка есть конфликт с ним, или их общение кажется ему не комфортным или слишком незначительным.
2. Если на рисунке нет кого-то из членов семьи, но нарисованы животные, ребенку комфортнее среди домашних любимцев, если таковые есть, но неуютно среди людей.
3. Если на рисунке вы видите людей, которые не живут с вами, это означает, что ребенку не хватает их и он считает их очень близкими.
4. Если ребенок не нарисовал себя, это является сигналом того, что ребенок не чувствует себя членом вашей семьи, он думает, что семья плохо относится к нему.
5. Если ребенок нарисовал только себя, он не чувствует общности с семьей, вы проводите, по мнению ребенка, очень мало времени вместе. Также такой рисунок говорит о том, что у ребенка развит эгоцентризм.
Расположение членов семьи на рисунке
1. Все члены семьи держатся за руки – показатель психологического благополучия семьи.
2. Все люди на рисунке занимаются одним делом – признак сплоченности, общности интересов.
3. Персонажи, изображенные на рисунке, заняты различной деятельностью – ребенок обеспокоен тем, что семья мало времени проводит вместе.
4. О негативной обстановке в семье может сигнализировать тот факт, что все члены семьи изображены далеко от самого ребенка.
5. Ближе ребенку тот, кто нарисован рядом с ним.
6. Если члены семьи изображены намеренно неаккуратно, это свидетельствует о том, что эмоциональный фон в семье нарушен.
Особенности изображенных фигур
1. Если прорисованы все детали, то ребенок положительно относится к члену семьи, недостатки же в изображении отдельных лиц говорят о враждебных отношениях с этим человеком.
2. Более тщательно нарисован того, кого ребенок любит больше остальных.
3. Особо нарисован сам ребенок – склонность к самолюбованию либо потребность во внимании, которого не хватает.
4. Самая крупная фигура на рисунке – самый главный в семье человек.
5. Яркие и светлые оттенки в рисунке свидетельствуют о положительном отношении к нарисованной фигуре, темные, серые краски – о недоброжелательных отношениях.
Процесс рисования
Особое внимание наблюдательный родитель должен обратить на сам процесс рисования:
1. Если ребенок нарисовал себя в последнюю очередь, это может свидетельствовать о низкой самооценке.
2. Постоянные стирания ластиком во время рисования говорят о тревоге ребенка, недовольстве его тем человеком, которого он никак не может нарисовать так, как хотелось бы.
3. Маленькие фигурки и множественная штриховка являются признаками скованности и неблагоприятного физического и морального состояния.
4. Напротив, большие размеры изображаемого, использование ярких цветов свидетельствуют о хорошем расположении духа и комфортном состоянии.