Не каждый взрослый может справиться с эмоциями, которые обуревают в случае поражения, что же говорить о детях? Как научить ребенка проигрывать с достоинством и нужно ли это делать?
До семилетнего возраста представление ребенка о себе складывается из мнений окружающих. Поэтому психологи убеждают, что малыша нужно хвалить чаще, чтобы он вырос уверенным в себе человеком. С некоторыми оговорками.
“Чтобы сформировать в ребенке здоровое отношение к себе, нужно хвалить его за правильные поступки, а не просто так, – говорит детский психолог Дарья Запорожская. – Научить оценочному восприятию, что такое хорошо и что такое плохо – задача отца или другой мужской фигуры, которая имеет влияние на ребенка. Мамина задача – дать безусловную любовь, когда любят не за поступки (победы и поражения), а за то, что ребенок есть”.
Этот баланс в семье и является основой того, чтобы научить человека правильно относиться к поражениям в играх и неудачам по жизни.
Начать с себя
Как в любом вопросе, касающемся воспитания, для начала стоит посмотреть, как родитель относится к своим поражениям. Если рвет и мечет, если не принимает, если не извлекает уроков, если переносит ответственность за свои ошибки на других, то эту же модель поведения будет демонстрировать ребенок. Он впитает ее интуитивно. Бесполезно назидать словами, все равно ничего не добиться.
Важно самим осознавать, что неудача – это возможность сделать иначе, это опыт, из которого нужно вынести урок. И с этим пониманием идти к ребенку.
Не беречь от неудач
Нередко играя с ребенком в настольную игру, родители поддаются ему, чтобы не расстраивать. Это не самая лучшая тактика. Во-первых, не имея опыта неудач, малыш просто не сможет справиться с препятствиями, которые все равно встретятся на его пути. Во-вторых, сверстники ему поддаваться не будут. А это уже грозит неумением налаживать отношения с окружающими, конфликтами.
Начинайте с игр, где от интеллекта, возраста и опыта игрока ничего не зависит. Скажем, где нужно бросать кубик или открывать карты, не производя каких-то сложных манипуляций. Тогда шансы на победу и поражение будут одинаковыми. Видя, что родитель проигрывает так же, как и он сам, и не расстраивается, ребенок будет брать правильный пример.
Постепенно игры можно усложнять, чтобы развивать внимательность, память, усидчивость и т.д.
Проговорить эмоции
Не нужно осуждать ребенка за то, что он расстроился, расплакался, обиделся, проиграв. Конструктивней озвучить его эмоции, дать понять, что они вполне нормальны, и что взрослые тоже так иногда себя чувствуют. Однако проявление этих эмоций не дают права стать победителем без усилий. Проще говоря, не нужно давать слабину и обещать, что в следующий раз ребенок выиграет (а потом поддаться).
Иначе подобную схему поведения человек перенесет в отношения со сверстниками, где его чувства, в общем-то, мало кого волнуют. Ребенок должен научиться учитывать интересы своих партнеров по игре. И решить для себя (не без помощи родителей, разумеется): ему важнее расстраиваться и обижаться или все-таки играть? Ведь на поражение можно отреагировать иначе, учесть свои недоработки и продолжать получать удовольствие от игры.
Иногда полезно обсудить с ребенком, почему ему так важно выиграть. Может, он думает, что так его будут больше любить. Тогда вопрос разворачивается другим боком, и решать его нужно увеличенным количеством качественного внимания.
Играть или обучать?
Важно разграничивать эти два понятия. Игра – это удовольствие, обучение – необходимость. Главный мотив дошкольника – игровой, поэтому если родитель хочет чему-то научить ребенка, нужно привнести в занятия развлекательный элемент.
И быть готовым к тому, что если не будет получаться, ребенок откажется от игры. Это нормальная реакция. Лучше не настаивать, чтобы не сформировать отрицательную мотивацию. А выбрать другую игру, развивающую те же навыки, но приносящую ребенку удовольствие. Важно зарядить человека на успех (выигрыш), а потом уже усложнять задачи.
Хотите получать интересные статьи регулярно? Присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook