В 1950-х годах Д. Боулби начал работу над изучением привязанности. Он признался, что не понимает, во что ввязался. Боулби, который стал в последствии главным ученым в теории привязанности, исследовал влияние материнской депривации на детей.
Эксперимент проводился в период войны, в результате которой детей отправляли в места, где они будут в безопасности. Там дети жили без родителей по несколько лет, и это благоприятствовало данному исследованию. Также без матерей находились малыши, которым пришлось разлучится с матерью на период лечения. Помимо этого, были созданы ясли, куда детей отправляли иногда на длительный период (вплоть до нескольких недель) в случае, когда мать попадала в больницу или рожала. Боулби, а после и его коллега Эйнсворт, проводили исследования, которые создали одну теорию. Она описывает связь между детьми и матерями и то, как влияют нарушения этой связи на детей и их развитие.
Отношения между детьми и родителями
Отношения между матерью и ребенком очень важны, так как влияют на ребенка:
- От них зависит, как ребенок в будущем будет строить отношения с людьми;
- Они влияют на эмоциональное развитие ребенка;
- Они влияют на отсутствие или же наличие в будущем у ребенка каких-либо психических заболеваний;
- От этих отношений зависит восприятие мира ребенком, а также отношение к окружающей среды как к чему-то безопасному, а к себе – как к ценной части этого мира.
Доказано, что, если ребенок находится в безопасной, благоприятной, прочной связи с матерью (или другим опекуном), ребенок в будущем будет с легкостью строить здоровые, нормальные отношения с другими людьми.
Естественно, на дальнейшую жизнь и умение создавать нормальные, прочные связи с людьми влияет множество различных факторов. Дело не только в связи с родителями. Но мать является первым человеком в жизни ребенка, и именно она закладывает в него умения общаться и создавать нормальные отношения с другими в будущем, в том числе и во взрослой жизни. Все детство ребенок учиться общаться именно на примере его связи с матерью.
В 1950-х годах психоаналитик Р. Шпиц провел исследование и сделал определенные выводы. Эксперимент показал, что дети, которые живут и воспитываются в детских домах, будто угасают. Это связано с отсутствием материнской любви и лишением полноценной заботы и поддержки. А вслед за этим исследованием Гарри Харлоу провел еще одно – исследование макак-резусов. Он опровергнул мысль Фрейда (которая на тот период была очень популярной), что малыши начинают привязываться к матерям только лишь из-за того, что матери дают детям питание. Маленькие обезьянки приняли за свою мать искусственную обезьяну, созданную из специального материала и лишенную функции давать питание. Обезьянки подбегали к ней, когда пугались или когда искали безопасное место. Они выбирали сделанную обезьяну даже в том случае, если только у другой “матери” оставалась функция источника питания.
4 вида крепления
Когда Харлоу проводил этот эксперимент, М. Эйнсворт изучала привязанность и наблюдала за связью матери и ребенка. Она сделала такое заключение, что у детей бывает три вида привязанности. В настоящее время известна еще одна – неорганизованная привязанность. Она является очень редкой и выявляется у детей с большим нарушением чувства привязанности:
- Безопасный стиль.
Это самый частовстречаемый стиль привязанности, который является и самым безопасным, здоровым. Для этого стиля характерен небольшой стресс, появляющийся при расставании с матерью. Когда мать возвращается, ребенок счастлив и снова чувствует себя в безопасности рядом с ней. Для ребенка мать является самым важным человеком в жизни, хоть он и умеет создавать связи и с другими людьми.
- Нервно-амбивалентный стиль.
При наличии данного стиля привязанности ребенок чаще всего сильно напрягается и пугается при расставании с матерью. После того, как мать возвращается, ребенок проявляет гнев и недовольство. Такие дети не способны спокойно переносить разлуку с матерью, они теряют чувство безопасности.
- Избегающий стиль.
Для такого стиля характерно наличие у детей отторжения к матери. Дети не чувствуют себя в безопасности с матерью, у них нет доверия к ней, не хотят с ней контактировать. Такие дети учатся всему самостоятельно, в том числе переносить различные сложные ситуации.
Исследования, проведенные Эйнсворт, показали, что стиль привязанности возможно узнать у ребенка с раннего возраста, начиная с года-полутора лет.
Исследования показывают, что дети с избегающим стилем привязанности в будущем могут иметь психологические и психические проблемы. Однако нужно понимать, что не у всех детей будет это проявляться, просто они подвергаются наибольшему риску.
Можно помочь ребенку обрести безопасный стиль привязанности? Однозначно да, это не очень сложно. Матери стоит научиться быть более внимательной, заботливой и реагировать на желания и нужды ребенка оперативно.
Существует такой термин, как «родительская привязанность». Он непосредственно основан на теории Боулби, придумали его Сирсы. Его суть состоит в том, что привязанность и прочная связь создается тогда, когда ребенка мать кормит по потребности и когда основную часть времени ребенок находится с матерью. Здоровая, нормальная связь создается, когда мать реагирует на крики ребенка, спит рядом с ним. Считается, что такая связь обеспечена в том случае, если ребенок родился естественным путем и если после рождения младенец находится рядом с матерью.
Значит ли это, что дети, которые родились при помощи кесарева сечения или находящиеся на искусственном питании, а также спящие в своей кроватке, станут нервными и агрессивными взрослыми? Разумеется, нет. Главный фактор сильной, здоровой связи – это внимание матери, ее чуткое отношение к своему ребенку, забота о потребностях ребенка. Конечно, нужно знать меру, потому что слишком серьезное и жесткое следование правилам может негативно отразиться на отношениях матери и ребенка.
Важно понимать, что у детей разные темпераменты, к каждому младенцу нужен индивидуальный подход. Каких-то детей необходимо будет кормить молоком матери до трех лет, а какие-то дети откажутся от кормления грудью намного раньше. Еще нужно понимать, что для разных детей комфорт определяется по-разному. Кому-то нравится спать в своей кроватке, а кто-то может спокойно спать только рядом с матерью. Один ребенок будет любить лежать и спать в коляске, второму не будет нравится, когда его возят в коляске или носят. Поэтому необходимо изучить потребности и желания своего ребенка и действовать с их учетом. Теории о развитии ребенка являются только общими теориями, способные немного помочь в той или иной ситуации. Самое главное – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Если родитель спокойно и адекватно реагирует на нужды и желания своего ребенка, то не стоит бояться за дальнейшее развитие малыша. Безопасная, здоровая привязанность поможет ребенку в дальнейшем строить прочные связи с людьми. Но самое важное – это конкретный ребенок. Если мать знает своего малыша хорошо и нормально реагирует на его потребности, нет никаких оснований бояться осложнений в развитии ребенка.
Еще одним очень важным аспектом в отношении матери к ребенку является уважение. Уважая ребенка, его желания, родители воспитывают в ребенке уверенность в себе и направляют его в правильный, счастливый путь к взрослой жизни. И какой бы стиль воспитания ни был близок родителям, им нужно всегда учитывать потребности и желания ребенка.