Как писать изложение по русскому. Памятка “Как написать изложение”

Обучение

Памятка по подготовке к изложению с элементами сочинения

Как подготовиться к изложению:

  1. Прочитай внимательно текст.
  2. Определи его тему (о чём говориться в тексте).
  3. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
  4. Составь план.
  5. Раздели текст на части.
  6. Выдели главное в каждой части.
  7. Озаглавь каждую часть.
  8. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.
  9. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.
  10. Ещё раз внимательно перечитай текст.
  11. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
  12. Напиши изложение.
  13. Проверь работу.

Обучение написанию изложения во 2-м классе

Одной из важнейших педагогических задач современной школы является подготовка учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Эта задача становится всё актуальнее, т.к. с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Обучение в школе расширяет источники и возможности речевого развития детей. Развитие речи – важная задача обучения родному языку.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Учащиеся изучают правила, где специально излагаются нормы устной и письменной речи. Помимо того, необходима планомерная и целенаправленная работа над речью учащихся, над её обогащением. Однако развивать речь не значит только предоставлять детям возможность больше говорить или писать, давать материал и темы для устных и письменных выступлений. Детей надо учить речи. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над содержанием речи, над её последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным (орфографическим и пунктуационным) оформлением мыслей и правильным орфоэпическим произнесением. Лишь непрерывная и организованная по известной системе работа по языку принесёт учащимся пользу, будет способствовать овладению его формами.

Особенную трудность для детей представляет письменная речь, которой до школы они не владеют и которой они овладевают лишь постепенно, по мере усвоения грамматики и правописания и выработки речевых навыков. Наиболее распространённым видом самостоятельной письменной работы является изложение текста. И настоящее время вопрос обучения младших школьников написанию изложений не утратил своей актуальности.

В системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения школьников, изложения играют большую роль. Изложения – традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по развитию связной речи. При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводиться в классе определённая работа, речь учащихся обогащается и другими языковыми средствами выражения мысли.

Под влиянием языковых особенностей исходного текста учащиеся начинают использовать в своей речи более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические конструкции. Анализируя содержание текста, школьники учатся выделять главное и второстепенное, доказательства и выводы, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними связь, составлять план. Предлагаем ряд заданий, способствующих развитию у учащихся навыка написания изложений.

Тексты изложений 2 класс

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.
  4. Выполни задания.

Грачи прилетели.

Первыми с юга прилетают грачи. Кругом снег. А грачи важно расхаживают по весенним дорогам. По прилёте выбирают грачи парк или рощу и начинают вить гнёзда. Весь день кричат, длинными клювами сучья для гнёзд ломают. Спешат грачи. Пора птенцов выводить.

Грачата – самые ранние птенцы.

Вопросы:

  1. Какие птицы первыми прилетают с юга?
  2. Как грачи расхаживают по весенним дорогам?
  3. Что делают грачи по прилёте?
  4. Что они делают весь день?
  5. Почему спешат грачи?
  6. Какие птенцы грачата?

Словарно – орфографическая подготовка:

Вставьте пропущенные буквы: весе___им, дли___ым, ра___ие.

Проверьте безударную гласную в словах: грачи, кричат, ломают, спешат, выводить, птенцы.

Обратите внимание на написание слов: Важно, расхаживают, с юга, выбирают, начинают.

Замените близким по смыслу выражение важно расхаживают.

______________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Ёжик.

Ёжик очень осторожный. Услышит шорох – и свернётся клубочком. Но при встрече с лисой колючки не всегда выручают ёжика. Он боится воды. Хитрая лиса закатывает ёжика в речку или в лужицу. В воде ёжик обычно развёртывается.

Тут лиса хватает его зубами.

Вопросы:

  1. Какой ёжик?
  2. Что он делает, когда услышит шорох?
  3. Чего боится ёжик?
  4. Как этим пользуется хитрая лиса?
  5. Что обычно делает ёжик в воде?
  6. Что делает лиса?

Словарно – орфографическая подготовка:

Найдите слова с сочетаниями ЧК, ЧН, запомните, как они пишутся.

Найдите слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. Объясните их написание.

Обратите внимание на написание слов: свернётся, боится, развёртывается.

_________________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Зайчик.

В живом уголке жил маленький зайчик. Шерсть у зайчика серенькая, уши длинные, хвостик короткий.

Сначала зайчик всех боялся, а потом привык. Он стал брать морковь и капусту прямо из рук.

Школьникам нравилось ухаживать за зайчиком.

Вопросы:

  1. Кто жил в живом уголке?
  2. Какие у зайчика шесть, уши, хвостик?
  3. Как вёл себя зайчик?
  4. Что он стал делать?
  5. Что нравилось школьникам?

Словарно – орфографическая работа:

Объясните, как обозначена мягкость согласных в словах: маленький, шерсть, серенькая, брать, морковь, школьникам, нравилось, ухаживать.

Подбери другие ласковые слова, которые можно употребить вместо слова зайчик.

Объясни, почему нужно употреблять в тексте слова с ласковым оттенком.

________________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Зимний сон.

Тихий стал зимний лес. Всё вокруг укрыл белый снег.

На густой ели висит большой тёмный шар. На боку шара видна лазейка. Из лазейки идёт тонкая струйка пара. Это тёплый домик белки.

Под зелёной лапой ёлки забился в снежную норку зайчик.

Спит зимний лес.

Вопросы:

  1. Какой стал лес зимой?
  2. Что укрыл белый снег?
  3. Что висит на густой ели?
  4. Где видна лазейка?
  5. Что идёт из лазейки?
  6. Чей это тёплый домик?
  7. Куда забился зайчик под зелёной лапой ёлки?
  8. Что делает зимний лес?

Словарно – орфографическая подготовка:

Назовите звуки в словах: тихий, зимой, струйка, зимний, зайчик.

Назовите, какие буквы надо писать в словах: большой, лазейка, тёплый, зелёной, ели.

Запомни, как пишется слово вокруг.

_________________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Ласточки.

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали.

Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.

Вопросы:

  1. Где было гнездо ласточек?
  2. Что случилось однажды с птенчиком?
  3. Как вели себя ласточки?
  4. Кто это увидел?
  5. Что он сделал?
  6. Что сделали ласточки?

Словарно – орфографическая подготовка:

Найдите в тексте слова с сочетаниями ЧК, ЧН.

Найдите выражения, которыми описаны голоса ласточек. Определите, на какое состояние птиц они указывают.

_______________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Лес.

Летом лес был зелёный. Осенью берёзы стали жёлтыми. Осины покраснели. Маленький клён стал похож на букет цветов. Все листья у него разные: зелёные, жёлтые, красные, коричневые.

Вопросы:

  1. Какой был лес летом?
  2. Какими стали осенью берёзы?
  3. Что произошло с осинами?
  4. На что похож маленький клён?
  5. Какие у него листья?

Словарно – орфографическая подготовка

Прочитайте слова с мягким знаком. Запомните, как они пишутся. Найдите все слова, обозначающие цвет. Прочитайте их по слогам.

Как на письме одно предложение отделяется от другого?

_______________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Лесные строители.

За стволами деревьев находилась полянка. Земля на ней усыпана хвоей. В одном месте хвоя плыла, как ручеёк.

Это муравьиная дорога. Сотни муравьёв ползли к своему дому. Каждый тащил хвоинку. Вот и казалось, что иголочки плывут.

Муравьи спешили закончить ремонт жилья до холодов.

Вопросы:

  1. Где находилась полянка?
  2. Чем была усыпана на ней земля?
  3. Что делала хвоя в одном месте?
  4. Что это было?
  5. Что делали сотни муравьёв?
  6. Что тащил каждый муравей?
  7. Что спешили закончить муравьи дл холодов?

Словарно – орфографическая работа:

Найди слова с разделительным мягким знаком. Запомните их написание.

Проверь безударные гласные в словах : ств___лами, д___ревья, п___лянка, з___мля, св___ему, т___щил, хв___инку.

Запомни написание слов: находилась, ремонт.

_______________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Лось.

Лось – большой лесной зверь. Он ест траву и ветки.

Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники.

Вопросы к тексту:

  1. Кто такой лось?
  2. Что он ест?
  3. Чем засыпана трава зимой?
  4. Что тяжело добывать животным?
  5. Что подвозят им лесники?
  6. Кто помогает взрослым?

Словарно-орфографическая подготовка:

Объясните, какими буквами обозначена мягкость согласных в словах:

лось, большой, лесной, зверь, ветки, тяжело, подвозят, добывать, соль, школьники.

_____________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Майский жук.

Майский жук – страшный враг леса и сада. Любимый обед жука – нежный молодой листик.

Сильный вред дереву наносит взрослый майский жук. Но не только он сам. Под землёй живут личинки жука. Они грызут самые молодые корни дерева. Дерево плохо питается и быстро засыхает.

Вопросы:

  1. Кто такой майский жук?
  2. Что является любимым обедом жука?
  3. Кто наносит сильный вред дереву?
  4. Где живут личинки жука?
  5. Что они грызут?
  6. Что происходит с деревом?

Словарно – орфографическая подготовка:

Обратите внимание на написание слов: обед, личинки, питается.

Подберите близкие по значению слова: страшный, враг, сильный.

________________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Нельзя обижать животных!

Володя гулял по двору. Собака Жучка грызла кость. Володя взял палку и бросил её в Жучку. Собака прыгнула и укусила Володю за ногу. Мальчик заплакал и побежал к маме.

А мама сказала, что Володя сам виноват.

Нельзя обижать животных!

Вопросы:

  1. Где гулял Володя?
  2. Что делала собака Жучка?
  3. Как поступил Володя?
  4. Что сделала собака?
  5. Что сделал мальчик?
  6. Что сказала мама?
  7. Что нужно помнить каждому человеку?

Словарно – орфографическая работа:

Назовите слова, которые необходимо написать с большой буквы.

Запомните как пишутся слова: по двору, в Жучку, за ногу, к маме.

Назовите гласные в словах: побежал, виноват, обижать, собака.

Запомните написание этих слов.

_________________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Одной чайкой больше.

В гнёздышке чайки было три яичка. Одно вдруг качнулось и затрещало. Выкрошилась круглая дырочка. Точно в окошечко, высунулся крошечный носик.

Сначала чайчонок прилично струхнул. Птичку напугал яркий солнечный свет. Потом чайчонок упёрся лапками в стенки яичка и поднатужился.

Одной чайкой стало больше.

Вопросы:

  1. Солько яичек было в гнёздышке?
  2. Что сделало одно яичко?
  3. Что в нём выкрошилось?
  4. Что высунулось из дырочки, точено в окошечко?
  5. Как чувствовал себя чайчонок сначала?
  6. Что напугало птичку?
  7. Что потом сделал чайчонок?
  8. Что произошло?

Словарно – орфографическая подготовка:

Найди в тексте слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Объясни их написание.

Обрати внимание на написание слов: затрещало, выкрошилось, окошечко, сначала, поднатужился.

Объясни значение слов: прилично, струхнул. Подбери синонимы к данным словам.

_________________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Опасная встреча.

Однажды Серёжа пошёл в лес. С ним побежала Чапа. Вдруг в траве послышался шорох. Это ползла гадюка. Гадюка – ядовитая змея. Чапа кинулась на гадюку и разорвала её.

Вопросы к тексту:

  1. Куда однажды пошёл Серёжа?
  2. Кто побежал с ним?
  3. Что вдруг послышалось в траве?
  4. Кто это полз в траве?
  5. Кто такая гадюка?
  6. Что сделала Чапа?

Словарно – орфографическая подготовка:

Как на письме одно предложение отделяется от другого? Какие слова в тексте нужно написать с большой буквы?

Правильно пиши слова: в лес, с ним, в траве, на гадюку.

_________________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Осенние наряды.

Солнечные лучи падают на опушку леса. Там деревья надела осенние наряды.

Листочки берёзы стали жёлтыми. Клён выкрасил себя жёлтой и коричневой краской. На каждую веточку рябина набросила красные бусы.

Только ёлочка не поменяла своих зелёных иголок.

Вопросы:

  1. Куда падают солнечные лучи?
  2. Что там сделали деревья?
  3. Какими стали листочки берёзы?
  4. Какой краской выкрасил себя клён?
  5. Что набросила рябина на каждую веточку?
  6. Какой осталась ёлочка?

Словарно – орфографическая работа:

Найдите в тексте слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Запомните их написание.

Найдите слова, которые обозначают цвет осенней листвы деревьев? Запомните их написание. Почему осенняя листва названа нарядом?

______________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Отечество.

Мать и отец – самые близкие тебе люди. Это твоя семья.

Недаром место, где родился человек, называют красивым словом «Отечество». Это слово произошло от слов «отче», «отец».

Чуть позже появилось слово «Родина». Оно произошло от слов «родная», «родимая». У Родины, как и у каждого из нас, есть имя.

Имя нашей Родины – Россия.

Вопросы:

  1. Кто для тебя самые близкие люди?
  2. Как называют место, где родился человек?
  3. От каких слов оно произошло?
  4. Какое слово появилось чуть позже?
  5. От каких слов оно произошло?
  6. У нашей Родины какое имя?

Словарно – орфографическая работа:

Найди в тексте однокоренные слова.

Какие слова нужно писать с большой буквы?

________________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Помощница.

Люба живёт в Москве. А бабушка Вера в селе Рощаны. Летом Люба часто гостит у бабушки, помогает ей.

Курица Чубатка вывела цыплят. Люба насыпала крупу, налила воды в миску.

Вот какая помощница!

Вопросы:

  1. Где живёт Люба?
  2. Где живёт бабушка Вера?
  3. Когда Люба гостит у бабушки и помогает ей?
  4. Кого вывела курица Чубатка?
  5. Что сделал Люба?
  6. Что можно сказать о Любе?

Словарно – орфографическая работа:

Назовите слова, которые нужно писать с большой буквы?

Объясните написание гласных после шипящих в словах: живёт, Рощаны, часто, Чубатка.

Обратите внимание, как пишутся слова: помощница, гостит, помогает, вывела.

_________________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Снег.

Наступила холодная зима. Всё вокруг покрылось снегом.

С дорог и крыш снег убирают. А на полях его берегут, собирают. Под снегом спрятался будущий хлеб. Снаружи стоит мороз, холод. А хлеб под снегом не мёрзнет, ему тепло.

На поле снег – наш друг.

Вопросы:

  1. Какое время года наступило?
  2. Чем покрылось всё вокруг?
  3. Откуда снег убирают?
  4. Что делают со снегом на полях?
  5. Что спряталось под снегом?
  6. Что стоит снаружи?
  7. Как чувствует себя хлеб под снегом?
  8. Что можно сказать, о снеге на полях?

Словарно – орфографическая подготовка:

Проверьте согласные в словах: вокруг, снег, дорог, крыш, хлеб, мороз, холод, друг.

Обратите внимание на написание слов: убирают, собирают, берегут, снаружи.

_______________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Снеговик.

Весь день шёл мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома и положили их друг на друга. Девочки сделали из угольков глаза, из морковки – нос, из веток – рот. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!

Вопросы:

  1. Какой снег шёл весь день?
  2. Что решили сделать дети?
  3. Что сделали мальчики?
  4. Что сделали девочки?
  5. Что надели снеговику на голову?
  6. Что ему дали в руки?
  7. Какой получился снеговик?

Словарно – орфографическая работа:

Проверь гласные в словах: сн___говик, сл___пить, ск___тали, гл___за, в___дро, м___тла.

Объясни написание согласных в словах: мягкий, снег, друг, нос, морковка, рот.

Запомни написание слов: решили, положили.

______________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Соседи.

Сорока и сова – соседи. Сова сидит в дупле старой сосны, сорока – на вершине.

Вечером сорока хочет уснуть, а сова кричать начинает. Всю ночь не даёт сороке спать.

Утром принимается трещать сорока. Бедной сове хоть уши затыкай.

Так и живут. Ну и соседи!

Вопросы:

  1. Кем были сорока и сова?
  2. Где сидит сова?
  3. Где сидит сорока?
  4. Чего хочет вечером сорока?
  5. Что делает сова?
  6. Что делает сорока утром?
  7. Как приходится бедной сове?
  8. Какими соседями были сова и сорока?

Словарно – орфографическая работа:

Проверь гласные в словах: с___ва, с___сна, в___ршина, кр___чать, д___ёт, тр___щать.

Объясни написание гласных после шипящих в словах: вершина, кричать, трещать, ууши , живут.

Запомни выражение «хоть уши затыкай». Когда так говорят?


  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Товарищи.

У Алёши Чупина ангина. Он давно не ходит в школу. К мальчику пришли Гриша и Алёнка. Они рассказали товарищу новости школьной жизни. Гриша научил друга решать новую задачу. Алёша был рад приходу ребят.

Хорошие у мальчика товарищи!

Вопросы:

  1. Какая болезнь у Алёши Чупина?
  2. Кто пришёл к мальчику?
  3. Что они рассказали мальчику?
  4. Что сделал Гриша?
  5. Чему был рад Алёша?
  6. Какие у мальчика товарищи?

Словарно – орфографическая работа:

Назовите слова, которые нужно писать с большой буквы.

Объясните написание гласных после шипящих с ловах: у Алёши, Чупин, товарищу, задачу, хорошие.

Правильно пиши слова: рассказали, товарищи, новости, решать.

________________________________________________________________________

  1. Изложение текста.
  2. Прочитай текст.
  3. Письменно ответь на вопросы.

Этажи в лесу.

В лесу у разных зверьков и птиц есть свой этаж. Мышь живёт в норке. Соловей делает гнездо прямо на земле. Дрозд живёт в кустах. У совы гнездо повыше. Ястреб живёт на самой вершине дерева.

Вопросы:

  1. Что есть у разных зверьков и птиц в лесу?
  2. Где живёт мышь?
  3. Где делает гнездо соловей?
  4. Где живёт дрозд?
  5. Где гнездо у совы?
  6. Где живёт ястреб?

Словарно – орфографическая подготовка

Проверьте написание согласных в словах: этаж, мышь, дрозд, ястреб.

_________________________________________________________________

Тренировочные тексты для изложений

короткие поучительные рассказы

ЛОСЬ

Лось — большой лесной зверь. Он ест траву и ветки. Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники.

Вопросы:

  1. Чем питается лось?
  2. Почему лосю трудно зимой?
  3. Как люди помогают животным?

УМНАЯ ГАЛКА

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать её. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.
{По Л. Толстому)

Вопросы:

  1. Что захотела сделать галка?
  2. Почему она не смогла сразу попить из кувшина?
  3. Какой выход нашла галка?

ПЧЁЛЫ

В саду стояли ульи. Захотелось Вите достать из улья меду. Просунул он в улей руку да как закричит! Пчелы больно ужалили шалуна. На крик прибежал дядя Се­мен и отогнал пчел.

Вопросы:

  1. Где стояли ульи?
  2. Что хотел сделать Витя?
  3. Что с ним случилось?
  4. Кто выручил мальчика из беды?

ДОБРАЯ БЕРЁЗА

Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю. Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи. Всех угостила вкусным соком добрая берёза.

Вопросы:

  1. Где стоит береза?
  2. Как дятлу удалось напиться берёзового сока?
  3. Что появилось на стволе дерева?
  4. Куда упали капли сока?
  5. Кого ещё угощала вкусным соком добрая берёза?

ЭТАЖИ В ЛЕСУ

В лесу у разных зверьков и птиц есть сбой этаж. Мышь живёт в норке. Соловей делает гнездо прямо на земле. Дрозд живёт в кустах. У совы гнездо повыше. Ястреб живёт на самой вершине дерева. (По М. Пришвину)

Вопросы:

  1. Что есть у разных зверьков и птиц в лесу?
  2. Где живёт мышь?
  3. Где делает гнездо соловей?
  4. Где живёт дрозд?
  5. Где гнездо у совы?
  6. Где живёт ястреб?

ХРАБРЫЙ ДРОЗД

Кот Васька на птиц охотится. Заметил кот гнездо дрозда. Глазки Васьки заблестели. Влез к дуплу и запустил лапу. Птица бросилась на разбойника. Дрозд стал клевать его. Кот струсил и пустился бежать.

Вопросы:

  1. Что делал Васька?
  2. Как дрозд защищал свое гнездо?
  3. Что случилось с котом?

МЕДВЕЖОНОК

Маленький медвежонок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Стон услышал лесник. Он подбежал и освободил медвежонка. Лесник принёс беднягу домой и сделал укол. Внучка лесника Маша ухаживала за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник отвёз его в лес. (По А. Ярушникову)

Вопросы:

  1. Что случилось с маленьким медвежонком?
  2. Кто услышал стоны зверька?
  3. Как лесник помог ему?
  4. Кто ухаживал за больным?
  5. Чем закончилась эта история?

ЗАЩИТИЛА

Над дверью дома жила воробьиная семья. Однажды маленький воробьишка выпал из гнезда. Он тревожно кричал и пытался взлететь. К малышу подкралась кошка. На выручку птенцу ринулась воробьиха. Она начала бить врага крыльями. Кошка отступила.

Вопросы:

  1. Где жила воробьиная семья?
  2. Что случилось с маленьким воробьишкой?
  3. Какая беда грозила малышу?
  4. Как воробьиха защитила малыша?

ПОЧЕМУ ОЛЯ НЕ СОРВАЛА ЦВЕТОК?

Утром Оля шла в школу. Возле дороги она увидела ромашку. Какой красивый цветок! Оля уже протянула руку, чтоб сорвать цветок. Но вдруг она увидела на лепестке капельку росы. А в капельке горит солнышко и голубое небо. Засмотрелась Оля на капельку росы и не сорвала цветок. (По А. Сухомлинскому)

Вопросы:

  1. Что увидела Оля по дороге в школу?
  2. Какая была ромашка?
  3. Почему Оля не сорвала цветок?

СНЕГОВИК

Весь день шёл мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома
и положили их друг на друга. Девочки сделали из угольков глаза, из морковки — нос, из веток — рот. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!

Вопросы:

  1. Какая была погода?
  2. Что задумали сделать дети?
  3.  Какой получился снеговик?

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

Маша и Лида гуляли у пруда. На воде плавали бе­лые кувшинки. Лида стала звать Машу домой. Маша хотела еще погулять. Лида показала ей на белые кув­шинки. Они закрылись. Значит, время уже пять часов вечера.

Вопросы:

  1. Где гуляли Маша и Лида?
  2. Какие цветы плавали на пруду?
  3. Почему Лида стала звать Машу домой?
  4. Как узнала Лида время?

МИТИНА ШЛЯПА

Весной Митя забыл в лесу свою шляпу. Через месяц Митя пошел в лес за ландышами. На суку он увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенцы. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошел.

Вопросы:

  1. Когда и где Митя забыл шляпу?
  2. Где он нашел свою шляпу через месяц?
  3. Что в ней было?
  4. Как поступил Митя?

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей спустился к ручью. Он хотел пить. Волна накрыла его с головой. Голубка бросила муравью ветку. Муравей сел на ветку и выбрался на берег. Однажды охотник сетью поймал голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник бросил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.  (По Л. Толстому)

Вопросы:

  1. Какая беда случилась с муравьём?
  2. Как помогла ему голубка?
  3. Как муравей спас голубку?

ЛЕБЕДИ

Стаи птиц неслись над морем. Птицы спешили на юг. Однажды на море люди увидели лебедя. Он тоскливо кричал. Его лебёдка запуталась в сетях и рыбак унёс её. Люди попросили рыбака отпустить птицу. Рыбак принёс лебёдку. Она с радостным криком бросилась к лебедю. Обе птицы замахали плавно крыльями и полетели над морем.

Вопросы:

  1. Куда спешили птицы?
  2. Кого увидели люди на море?
  3. Почему кричал лебедь?
  4. Как отблагодарили птицы людей?

ГДЕ ЗИМУЮТ БАБОЧКИ?

Наступили осенние холода. Ночью мороз покрыл лужи льдом. Куда пропали весёлые бабочки? Одни залетели в сарай и там заснули. Другие – на склонах лесных полян укрылись в сухих листьях. Вьюги намели большие сугробы. В поисках пищи бегают лисицы и ласки. Под снегом им не найти бабочек. (По Г. Скребицкому)

План:

  1. Осенние холода.
  2. Куда пропали бабочки?
  3. Большие сугробы.
  4. В поисках пищи.
  5. Снег – защитник.

ЗАЙЧИК

Весной река разлилась. Зайчик попал на маленький остров. Он сидел и дрожал. Скоро вся земля скрылась под водой. Бревно с зайчиком плыло по реке. Ребята увидели зайчика. Они с трудом достали его и принесли в избушку лесника. Избушка стояла на берегу реки. Зайчик долго жил у лесника. (По Н. Сладкову)

Вопросы:

  1. Куда попал зайчик?
  2. Что ему грозило?
  3. Кто ему помог?
  4. Где поселился зайчик?

ДВА УПРЯМЦА

Встретились два козленка на мостике. А мостик был узким. Надо было козлятам уступить дорогу и пропустить друг друга, но они были упрямые. Хотел черный козленок пройти вправо, а белый его не пустил. Стукнулись козлята лбами и полетели в воду. Прибежала хозяйка и спасла упрямцев.

Вопросы:

  1. Где встретились козлята?
  2. Какой был мостик?
  3. Уступили упрямые козлята дорогу друг другу?
  4. Что с ними случилось?
  5. Кто спас упрямцев?

ОЛЕНИХА

У высокой скалы паслось оленье стадо. В её тени лежал маленький оленёнок. Орёл высмотрел оленёнка и бросился на него. Мать услышала шум крыльев громадной птицы. Олениха стала на задние лапы около детёныша. Передними копытами она старалась ударить разбойника. Орёл отступил. Он полетел к своему гнезду. (По М. Пришвину)

Вопросы:

  1. Где паслось оленье стадо?
  2. Где спрятался оленёнок?
  3. Какая опасность грозила оленёнку?
  4. Как олениха спасла малыша?

БЕЛКА И ЗАЙЧИК

Летом в лесу подружились белка с зайкой. Белка была рыженькой, а зайка серенький. Они приходили на поляну и угощали друг друга. Белочка приносила грибы, шишки, орехи. У зайца была морковь и капуста. Но вот пришла зима. Кругом лежал пушистый снег. Холодно в лесу. Белочка ночевала в дупле. Зайка прятался под елью. Раз зимой они встретились. Шубка у зайки стала белой, у белки – серой. Не узнали зверьки друг друга.

Вопросы:

  1. Кто подружился летом в лесу?
  2. Чем они угощали друг друга?
  3. Что случилось зимой?

ЛЕВ И МЫШКА

Лев спал. По нему пробежала мышка. Лев проснулся и поймал её. Мышка просила отпустить её и обещала отплатить добром. Лев засмеялся и отпустил мышку. Однажды льва поймали охотники и привязали к дереву. Мышка услышала рёв льва, прибежала и перегрызла верёвку. Так мышка спасла льва и выполнила обещание.  (По Л. Толстому)

Вопросы:

  1. Что случилось однажды с мышкой?
  2. Что она пообещала льву?
  3. Почему лев засмеялся?
  4. Как маленькая мышка выполнила своё обещание?

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.

Вопросы:

  1. Откуда летели перепёлки?
  2. Где их застала буря?
  3. Как моряки помогли птицам?
  4. Куда отправились птицы после отдыха?

РУЧНАЯ ВОРОНА

У леса Костя увидел большую ворону. У вороны было сломано крыло. Мальчик притащил ворону домой. Дома он нашёл большую клетку. Костя вынес клетку во двор. В клетку он поставил чашку с водой и впустил ворону. Ворона привыкла к людям. Она стала выходить из клетки и гулять по двору. Так она прожила зиму. Весной она улетела.

Вопросы:

  1. Кого нашёл Костя?
  2. Что случилось с вороной?
  3. Как мальчик помог птице?
  4. Как вела себя ворона?

ГДЕ ЖЕ ПРИЯТЕЛЬ?

Медвежонок бродил по полянке и наткнулся на лягушку. Малыш протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула в сторону. Мишка принял это за игру и прыгнул вслед. Так они добрались до лужи. Лягушка прыгнула в воду. Медвежонок засунул туда лапу, отдёрнул, потряс ею. Куда же подевался приятель? (По Г. Скребицкому)

Вопросы:

  1. С кем встретился медвежонок на полянке?
  2. Почему лягушка отпрыгнула?
  3. Как это понял медвежонок?
  4. Как закончилась «игра»?
  5. Какое чувство вызывает у вас медвежонок?

ПЧЕЛИНЫЙ ГОРОДОК

Зацвели первые деревья. На пасеке оживает пчелиный городок. Зимой пчёлы дремали на сотах с душистым медком. Мёд им оставил пчеловод. Пчёлы не впадают в спячку. Зимой им тоже нужна еда. Весной открывают ульи. Пчёлы выползают из летка. Они не сразу летят в поля и леса. Надо оглядеться, расправить крылышки. (По Г. Скребицкому)

Вопросы:

  1. Что автор называет пчелиным городком?
  2. Почему возможно такое образное выражение «городок»?
  3. Что делали пчёлы зимой?
  4. Когда просыпается пчелиный городок?
  5. Как ведут себя пчёлы?

МУРАВЬИ

Весеннее солнце пробудило от сна муравьев. Ожил муравейник. Муравьишки выбрались из зимних квартир. Они стали чинить свое жилище. Муравьи носили веточки, сучья, сухую хвою. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. Они помогают нам сохранить леса. Нельзя губить жилища муравьев и раскапывать муравьиные кучи.

План:

  1. Весеннее солнце.
  2. Ожил муравейник.
  3. Заботливые хозяева.
  4. Хранители леса.
  5. Берегите муравьев!

Тексты для изложений 3-4 классы

Друзья животных

В этот год не уродились шишки и орехи. Белкам надо переселяться в другие леса.

В октябре Серёжа и Витя ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл в изумлении.

По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их берега. Белки стали тонуть.

Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смирно сидели в лодке.

Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес.

Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек и желудей.

(По Г. Скребицкому)

Солнечный огонёк

Я поднялся на пригорок и осмотрел местность. Передо мной была целая лужайка цветов. Все они горели, словно огоньки.

Весеннее солнце высушило росу. Все обрадовались солнцу и теплу. Я нагнулся, сорвал один цветок и протянул его дедушке. Он взял его в руку и понюхал. Это был первый цветок весны – мать-и-мачеха. Мы разглядывали его со всех сторон. Сверху у него лист гладкий и холодный – мачеха. А снизу тёплый, покрытый мягким пушком, – мать.

Цветок этот добрый, полезный. Он помогает от простуды. Заваривай чай и пей на здоровье!

(По И. Баркову)

Слон-озорник

Макс – это слон. Он выступает в цирке.

Однажды повели Макса купаться. Слон зашёл в воду, почувствовал себя на свободе и развеселился. Он опустил хобот в воду, пошарил им по дну. Поднял хобот, оглянулся на людей да как дунет! Дождь песку, град камешков осыпал стоящих на берегу людей. Весь народ бросился врассыпную. А Макс доволен. Запускает хобот в воду и поливает во все стороны.

Как унять озорника? Как подойти к нему, если по воздуху носится песок и галька? Но Дуров решился. Он смело подошёл сзади к слону и схватил его за ухо. Слон струсил и опустил хобот. Так за ухо Дуров и повёл его к берегу.

(По В. Бианки)

«Сами виноваты!»*

Построили себе заяц и зайчиха домишко в лесу. Всё вокруг расчистили и размели. Только большой камень с дороги упрямый заяц не хотел убрать.

Однажды зайцы пригласили своего старого друга медведя на праздничный пирог. Спешил медведь и у крыльца налетел на камень. Кадушку с мёдом разбил, домик развалил. Схватился медведь за голову. Плачут зайцы от горя. А зачем плакать? Сами виноваты!

(По С. Михалкову)

*Изложение с продолжением в виде ответа на вопросы: В этой сказке есть поучительный смысл? Чему учит нас сказка С. Михалкова?

Доброе дело

Закончился день. Встретились лучи солнца и стали рассказывать о своей работе. Одни лучи согрели землю. Проросли семена в поле. Другие лучи на улицах высушили лужи. А маленький лучик молчал. Братья строго смотрели на малыша. Он опустил голову и заплакал.

Лучик весь день играл. Он был в гостях у мальчика. Мальчик давно уже не вставал с постели. Лучик старался развеселить его, смешно прыгал. День пролетел быстро.

Братья-лучи улыбнулись и похвалили малыша. Он ведь доброе дело сделал!

(По Л. Тикуновой)

Заботливая птица

Однажды утром послышался серебристый голосок. Это сообщала о себе чудесная птичка. Птицу звали малиновка.

Много забот у малиновки. Она кормит не только своих птенцов, но и чужих. Если ей встретится гнездо с осиротевшими птенцами, малиновка кормит и их. Не оставит в беде и большую взрослую птицу.

Малиновка встаёт рано, чтобы успеть всё сделать. За это и получила своё второе имя – зарянка.

(Из журнала «Юный натуралист»)

Случай на реке

Вечером мы возвращались с работы и услышали сильный плеск на реке. Из воды показалось утиное крыло. Утка отчаянно плескалась в воде. Она запуталась в сети.

Мы очень устали и не могли ей помочь. Пришли домой, поужинали. На улице моросил дождь. Мы с другом сидели молча. В глазах всё время мелькало утиное крыло. В ушах звучал тревожный крик птицы. Мы быстро оделись и вышли.

По воде ещё расходились слабые круги, но птица затихла. Она устала. Поднялся ветер. Похолодало. Я разделся, подплыл к утке и осторожно распутал её. Птица дрожала, издавала испуганные звуки. Мы отошли. Она тяжело замахала крыльями и полетела в камыши.

(По В. Алексееву)

Гости

Серёжа сделал под окном кормушку для птиц. В морозные дни по нескольку раз мальчик кормил своих пернатых друзей. Ведь сытой птице и холод переносить легче.

Первое время к кормушке прилетали только воробьи. Но вот однажды он заметил среди них синичку. Зимняя стужа загнала её сюда.

Новая гостья охотно посещала его столовую. Серёжа подвесил к ниточке кусочек сала. Синичка мигом догадалась, что это угощение для неё. Она зацепилась за сало лапками и стала клевать.

Кормил Серёжа своих птиц всегда утром в одно и то же время. Воробьи это время уже ждали. Но особенно ждала завтрак синичка.

(По В. Чаплиной)

Запасливый зверёк

Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.

Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки.

Этот зверёк выносит свои запасы на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы.

Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти.

Длиннохвостые разбойницы

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки. Они то взлетят, то на землю сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила нас зайчиха и поскакала в лес. Сороки тоже улетели.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать его там непременно найдёт.

(По Г.С. Скребицкому)

Джульбарс

На день рождения Коле подарили маленького щенка. Коля очень любил своего Джульбарса.

Началась война. Тяжело было расстаться с собакой, но Коля сам отвёл своего любимца в школу служебных собак. Джульбарса научили там находить мины.

И вот первое задание. Отступая, враги заминировали лётное поле. Пошёл сильный дождь, потом ударил мороз. Поле покрылось толстой коркой льда. Только собака смогла обнаружить мины.

Всю войну Джульбарс верно служил людям.

(По В. Чаплиной)

В весеннем лесу

Мы в весеннем лесу. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато- синее. Бегу смотреть.

Это распустился цветок медуницы. На толстом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розовые, а те, что пониже, – лиловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё толпятся молодые берёзки.

Посередине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краёв прозрачной снеговой воды.

Я заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчётливо виден каждый прошлогодний листик, каждая затонувшая веточка.

Как хорошо кругом!

(По Г. Скребицкому)

В половодье

Мы подплыли на лодке к островку. Его быстро заливало водой.

По островку бродил лось. Под кустом лежал маленький лосёнок. Вот почему лосиха не хотела покидать островок! Её детёныш не умел плавать.

Мы взяли лосёнка в лодку. Лосиха поплыла следом. Вот лодка чиркнула о дно. Лесник вынес малыша на берег.

Скоро к берегу подплыла лосиха. Лосёнок побежал на зов матери.

(По Г. Скребицкому)

Спасённый зайчонок

Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал.

Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку.

В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути.

(По Н. Павловой)

Ящерка

Летом я жил в земляной сторожке. Ночью сквозь приоткрытую дверь хорошо было видно звёздное небо. Мне нравилось жить в сторожке.

Однажды я раскрыл пыльные ставни. На полке что-то прошуршало. Прошла минута. Вот с полки свесилось и робко посмотрело на меня забавное создание. Оно имело плоскую головку, раскрытую длинную пасть, плоское туловище в бугорках и маленькие короткие лапки. Я не шевелился. Терпеливо ждала и ящерка.

Я налил в блюдце сгущённого молока и отошёл к двери. Ящерка подняла головку, тихо пискнула и быстро устроилась около блюдца. Она доверчиво поглядела на меня и стала слизывать сладкие густые капли.

(По С. Чёрному)

Енот-полоскун

Все мамы любят напоминать ребятам: «Мой руки перед едой! Помой яблоко, прежде чем его есть!» А вот мамы енотов этого не делают! Знаешь почему?

Порядочный енот не забудет помыть лапы или пищу перед едой. Была бы вода рядом! Отмоет, отполощет, ототрёт всё до блеска!

Однажды одному еноту достался на обед кусочек печенья. Он тут же принялся его полоскать, и был бесконечно удивлён, когда печенье растворилось в воде.

(По Т. Сивокозовой)

Ну и белка!

В один из погожих августовских дней я возвращался из леса домой. Настроение было хорошее. Ещё бы! В моей корзине было полно грибов: подосиновиков, лисичек, подберёзовиков, даже боровиков.

Шёл я узкой тропинкой, которая петляла в ельнике. У большого соснового пня я увидел дружную семью лисичек. Я достал мешок и направился к ним, а корзинку оставил на тропинке.

Когда я вернулся к корзинке, я не обнаружил там двух белых грибов, которые лежали на самом верху. Я очень удивился и огорчился. Я не мог предположить, кто это мог сделать!

(По А. Александрову)

Как зимует белка.

Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.

В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернётся белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несёт по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде.

Утихла пурга. Белочка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Во она еловую шишку нашла, сухой гриб.

В дупле старого дерева у зверька кладовая. Там орехи и жёлуди. На всю зиму запасов хватит.

(По Л. Тикуновой)

Радуга.

Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.

День был солнечный. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из неё посыпался частый дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. «Погляди, Юра, как красиво», – сказала мама. Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.

От нагретой солнцем земли после дождя шёл лёгкий пар. В воздухе пахло цветами, мёдом и земляникой.

(По Г. Скребицкому)

В осеннем лесу.

В траве среди редких берёз часто прячутся крепкие боровики. Сереют или розовеют мокрые сыроежки. Краснеют яркие пятнистые мухоморы. В ельнике порой встречается скользкий груздь. Опята на тоненьких ножках жмутся друг к дружке на низких пнях.

Вот на край болота вышел гигантский лось. Голову с тяжёлыми ветвистыми рогами поднял. Заревел трубным голосом. Ранним утром зов лесного богатыря слышен очень далеко.

А робкому зайчишке опять страшно. Всё кругом ещё жёлтое. А шубка у него уже побелела. Бедняжка ждёт, когда снег выпадет. Тогда хищники зайчишку на снегу не заметят.

(По И.С. Соколову-Микитову)

День рождения.

Сегодня день моего рождения. В нашем классе утаить такое событие ещё никому не удавалось. Наша учительница всегда с удовольствием и очень торжественно поздравляет каждого из нас и сопровождает свою речь пожеланиями. Все ребята под впечатлением от этих слов бросились меня тормошить. Я сам себе показался мячиком в их руках, застеснялся, разволновался, уже ничего не соображал и только приглашал к себе в гости.

Я живу в отдалённом районе и поэтому хотел подробно растолковать ребятам путь к моему дому. Я долго пытался перекричать общий шум и гам, убеждал и заставлял ребят выслушать мои объяснения, наконец махнул рукой. Обойдусь и без гостей! Сяду вечером за стол и стану наслаждаться угощением. Буду один за всех поглощать торт и конфеты.

(По М. Бройде)

Первая зелень.

Пробивается первая травка. Расцветают ранние цветы. Видишь эти белые цветочки? Они так похожи на маленькие нежные колокольчики. Эти цветы называются подснежниками.

А вот на солнечной полянке желтеют мелкие цветочки. Они носят интересное имя. Их прозвали мать-и-мачеха. Они словно дышат тонким ароматом.

Нежным весенним цветам часто приходится не сладко. Порой они терпят холод во время заморозков. На них может даже лечь снег. Но от них не услышишь жалоб. Они не пугаются трудностей. Цветы хорошо держатся, стойко переносят всякие ненастья.

Нежной растущей травкой и ранними цветами природа радует нас после долгой зимней спячки.

(Из журнала «Юный натуралист»)

Кошачьи лапки.

Вы, наверное, знаете эти крошечные и скромные лесные цветы.

Обычно они растут на песчаных пригорках, на крутых берегах лесных рек и ручьёв.

Крошечный розовый цветок очень похож на мохнатую кошачью лапку. В сероватой серёдке цветка как будто застыла розовая капелька.

В детстве мы любили собирать кошачьи лапки в маленькие букетики. Эти букетики не вянут, жёсткие лепесточки маленьких цветов не осыпаются. В маленькой вазочке они могут простоять всю зиму. Поэтому кошачьи лапки иногда называют бессмертниками.

(По И. С. Соколову-Микитову)

Ёжик.

На рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох.

Шагах в двух от меня пробежал ёж. На иголках у него были какие-то зеленоватые шарики. Ёж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из-за куста и отправился куда-то по своим делам. Скоро ёж вернулся с добычей. Он был весь разукрашен лесными грушками. С минуту удивлённо глядел на меня из-под насупленных бровей, потом направился к своему тайнику. Выйдя оттуда, опять взглянул на меня маленькими глазками. На рассвете ёжик пришёл с тремя яблоками, наколотыми на иголки. Подошёл совсем близко ко мне и фыркнул, будто пригласил полакомиться яблочками.

Всё повторилось и на следующий день. Ёжик словно подрядился снабжать меня едой – приносил то яблоки, то груши.

(По Ю. Збанацкому)

Зимородок.

Молва всегда приписывала зимородку таинственные свойства: и счастье может приносить дому, и от молнии убережёт, и бурю утихомирит.

Зимородка часто можно заметить сидящим на ветке или на камне у воды с видом мыслителя. Но зимородок не размышляет, он внимательно всматривается в воду. Его интересуют маленькие рыбёшки. Приметив рыбу, зимородок кидается в воду. Проделывает он это часто, хотя прожорливым его не назовёшь. Просто охотник он неважный. Так что раз сто спикирует, пока насытится. Но когда в гнезде восемь птенцов, охотиться приходится очень активно.

(По Ю. Дмитриеву)

После дождя.

Под ногами шуршала мелкая колючая травка. В ней блестели шляпки маслят и краснели выросшие после дождя сыроежки.

Местами мы пригибались, чтобы пролезть под наклонившуюся сосенку. Мы запутывались в нитках цветов, и тогда из белых чашечек выливались мне за воротник и на голову холодные капли. Рубашка намокла. Я вздрагивал, ёжился, а бабушка вытирала мою стриженую голову ладонью или краешком платка и с улыбкой подбадривала, уверяла, что от росы люди растут большие-пребольшие.

Туман всё плотнее прижимался к земле, затянул село, огороды и палисадник, которые остались внизу.

(По В. Астафьеву)

Купание медвежат.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и залез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.

Медведица осторожно схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием.

(В. Бианки)

Белый гусь.

На лугу гуси щипали траву.

Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты.

Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят.

Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать «одуванчиков» высыпали наружу, целые и невредимые.

(По Е. Носову)

Спасатель.

Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!

Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним вечером геолог сидел за столом, карты геологические рассматривал. Рядом в коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака. Вдруг собака рванулась с места, схватила девочку за рубашку, выхватила её из коляски и кинулась в дверь.

Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьём в руках он выбежал из дома. И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.

Так собака спасла хозяина и его маленькую дочку.

(По Б. Зубкову)

Не побоялся волков.

Однажды в декабрьскую стужу лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело небо. Мягкий блестящий иней оседал на ветки, на спины лосей.

Лосиха насторожилась. Совсем близко послышался хруст снега. Серое пятно мелькнуло среди деревьев. Лоси помчались прочь. Они ломали ледяную корку наста, увязали по колено в снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и не проваливались. С каждой секундой звери всё ближе и ближе.

Лосиха поранила ноги об острые льдинки. Она уже не могла бежать. Лосёнок держался возле матери. Лосиха подбежала к сторожке и стала у ворот. Сын лесника Митя бросился к воротам. Дрожь пробежала по спине мальчика, когда он увидел волков. Но он схватил лопату и бросился на них. Мальчик отогнал волков. (По Г. Скребицкому)

Источники
  • https://znanio.ru/media/pamyatka-po-podgotovke-k-izlozheniyu-s-elementami-sochineniya-2537041
  • https://urok.1sept.ru/articles/586854
  • https://multiurok.ru/files/tieksty-izlozhienii-2-klass.html
  • http://naymenok.ru/teksty-dlya-izlozhenij-2-klass/
  • https://multiurok.ru/files/tieksty-dlia-izlozhienii-3-4-klassy.html

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Развитие детей дошкольного возраста