Счет до 10 для детей
Организуя занятия с детьми школьниками, главное – соблюдать принцип “от простого к сложного”. Постепенно усложняющиеся задания позволят ребенку легко и незаметно пройти путь от счета в пределах 10 до таблицы умножения и решения логических задач, от рисования палочек до написания букв и составления слов.
Выполняя предложенные задания на счет до 10, дети изображают цифры 0–9, число 10; знакомятся со счётом до 10; с количественным и порядковым счётом, с составом числа (в пределах первого десятка). Сравнивают числа, группы предметов (больше, меньше, одинаковое количество).
Делят группы на равные по количеству части. Знакомятся с числовым рядом (до 10), местом каждого числа в этом ряду. Соотносят числа, цифры с количеством предметов и наоборот. Решают примеры и задачи. Учатся находить ошибки и исправлять их в решённых примерах. Знакомятся с понятиями: последний, предпоследний; каждый второй, каждый третий, пара.
Всё это способствует умственному развитию детей, развитию мышления, мелкой моторики, каллиграфических навыков, внимания, памяти. Работа в тетради поможет детям быстрее адаптироваться на уроках математики в начальной школе (написание цифр, математической символики; решение примеров и задач; работа в тетради с клеткой и т. д.).
Все изображения взяты из открытых источников. Если вы считаете, что размещение каких-либо материалов нарушает ваши авторские права, пожалуйста, сообщите мне об этом. Оставьте комментарий, либо воспользуйтесь формой связи в разделе Контакты.
С чего начать?
Прежде всего ребенок должен знать, как называются числа второго десятка и в каком порядке они идут друг за другом. После этого понадобится двадцать одинаковых деталей чего-либо: кубиков, счетных палочек, карточек от игр и прочее.
Разложите с ребенком кубики (карточки, палочки и прочее) в два ряда по 10 штук в каждом ряду. Первый ряд – это первый десяток, можете даже пронумеровать все кубики первого десятка. Второй ряд – это числа второго десятка. Выложите их один под другим, т.е. кубики с порядковыми номера «один» и «одиннадцать» должны располагаться один над другим, «два» над «двенадцать», «пять» над «пятнадцать» и так далее.
Запоминать названия чисел второго десятка так будет намного проще: 11 – к слову «один» прибавляет окончание «-дцать», лежит на нем «один», так и получает «один-на-дцать». Таким же образом получаем и другие числа «две-на-дцать», «три-на-дцать» и так далее. Повторяйте с ребенком такое упражнение до тех пор, пока он не запомнит числа.
Вычисления без перехода через десяток
Перед тем, как начать обучение счету в пределах двух десятков, ребенок должен четко понимать, где у числа десятки, а где – единицы. Если вы будете объяснять ребенку правила вычисления «на пальцах», то скорее всего, он ничего не поймет. Для обучения вам потребуются наглядные пособия, например, кубики.
Чтобы объяснить ребенку, как делать вычисления без перехода через десяток, попросите его выложить в линию 10 кубиков. Это десяток. Теперь попросите его прибавить к ним еще 3 кубика, поставив их сверху на первые десяток (одиннадцатый кубик на первых, двенадцатый на второй, тринадцатый на третий). Проговаривайте свои действия – «десять плюс три равно тринадцать». Подобный образом составьте и другие числа, без перехода через десяток.
Примерами на сложение и вычитание без перехода через десяток считаются такие, в которых все математические действия совершаются с целым или целыми десятками и еще несколькими единицами.
Например:
10+5=15 16-6=10
10+8=18 17-10=7
После того, как ребенок поймет, как совершается сложение, можно переходить к примерам на вычитание. Если маленький школьник поймет принцип сложения и вычитания чисел до 20-ти, значит у него не будет проблем и с математическими действиями чисел второго, третьего десятка и так далее в пределах сотни.
Счет до 10 для детей – упражнения с рыбками
Идеальное пособие на счёт до 10 для малышей, которые любят пробовать на вкус учебные пособия
Распечатайте карточки с аквариумами и заселяйте их рыбками-крекерами. Очень вкусное и полезное задание для детей!
Конспект занятия по изучению порядкового счета до 10 «Занимательные приключения в страну математике»
Наталия Часовских
Конспект занятия по изучению порядкового счета до 10 «Занимательные приключения в страну математике»
Тема: Порядковый счет до 10. «Занимательные приключения в страну математике».
Реализация содержания программы в образовательных областях:
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно – эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Виды детской деятельности:
- Познавательная.
- Игровая.
- Коммуникативная.
- Двигательная.
- Изобразительная.
Цель: учить детей количественному счету в пределах 10, определять предыдущее и последующее число.
Задачи:
Образовательная:
- упражнять в навыках количественного счета до 10;
- учить определять предыдущее и последующее число в пределах до 10;
- закреплять умение различать и называть известные геометрические фигуры;
- закреплять умение обратного счета до 10.
Развивающая:
- закреплять умение различать и называть известные геометрические фигуры;
- закреплять умение обратного счета до 10;
- упражнять в решении логических задач;
- развивать сообразительность, внимание, воображение, мелкую моторику.
Воспитательная:
- Воспитывать усидчивость во время занятия, активность, умение работать сообща, целеустремленность в достижении конечного результата.
- Материал и оборудование: карточки с цифрами, картинки со сказочными героями, геометрические фигуры из цветного картона, массажные шарики, короб, кубики, конверты, карандаши, тарелочки, бобовые зерна.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(После приветствия воспитатель предлагает детям занять свое место за столом).
Воспитатель: я хочу пригласить вас в интересное приключение, в страну математике. Но прежде чем нам туда отправиться мы проведем с вами математическую разминку. Вспомним с вами счет до 10 и обратно.
Мы счет прошли до 10
Итог нам надо подвести.
О цифрах мы поговорим
И счет еще раз повторим.
(детям предлагается взять карточки на столах и разложить их по порядку до 10)
Математическая разминка:
- назвать цифры от 1 до 10 в прямом и обратном счете;
- «найди соседей» т. е. найти предыдущее и последующие числа.
Воспитатель: Ребята, мне звонил, Капитошка, приглашал поиграть с ним немножко. Вы согласны с ним поиграть?
Дети: Да.
(Воспитатель вместе с детьми отправляется на полянку, где их ждет Капитошка)
Воспитатель: Ребята, посмотри те, что нам принес в сундучке наш друг Капитошка?
(Воспитатель открывает сундучок, и дети достает из него массажные шарики и начинают под музыку «Горошины цветные» выполнять массаж пальцев и ладошек)
Воспитатель: Вот мы и поиграли с Капитошкой.
У меня и у ребят
Девять шариков в руках
И один в сундучке
Сколько шариков всего.
Дети: 10 шариков.
Воспитатель: с Капитошкой попращались, сказали «спасибо» и обратно возвращаемся на свои места. Мы продолжаем наше приключение.
(Дети занимают свои места, и вдруг зазвонил колокольчик)
Воспитатель: Ребята! А к кому сейчас мы отправимся в гости?
Дети: к Карлосону, который живет на крыше
(Дети вместе с воспитателем идут в гости к Карлосону)
Воспитатель: Ребята! А где же живет Карлосон?
Дети: На крыше
Воспитатель: Карлосон просит нас посчитать сколько людей живет на каждом этаже в его доме?
(Дети берут карточки с цифрами и прикрепляют их с правильным ответом на каждый этаж, где есть пустое место)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием, помогли ему. Я вам предлагаю с конструировать машину для Карлсона, в которой он будет возить свои игрушки.
Чтобы построить машину, мы поделимся с вами на две команды.
(Дети выбирают шарики определенного цвета и становятся за столы на которых лежат конверты, напротив друг друга)
Воспитатель: Чтобы построить машину достаньте из конверта геометрические фигуры.
Сколько у вас всего геометрических фигур?
(Дети должны назвать количество кругов, прямоугольников, квадратов и приступить к конструированию машины)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы справились с заданием и построили машину, вот Карлосон обрадуется.
Воспитатель: Квадрат, прямоугольник, круг,
Еще прямоугольник и два круга…
И будет очень рад мой друг:
Машину мы построили для друга
(Карлсон говорит детям спасибо и прощается с ними)
Воспитатель: А нас с вами ждет еще один сказочный герой, который ничего не знает и зовут его.
Дети: Незнайка.
(Детям предлагается занять свои места)
Воспитатель: А, что то же нам принес Незнайка?
(Воспитатель берет конверт у Незнайки и предлагает детям помочь ему найти цифру 10)
Воспитатель: перед как выполнить эту работу, нам надо с вами выполнить пальчиковую гимнастику.
(Дети выполняют вместе с воспитателем пальчиковую гимнастику «Десять птичек – стайка», затем приступают к математическому диктанту и ищут в нем цифру 10)
Воспитатель: Молодцы ребята! Справились и с этим заданием, помогли Незнайке найти цифру 10.
(Дети собирают свои работы и кладут ему в конверт)
Мы счет прошли до 10,
Итог мы с вами подвели
Смелей теперь шагай вперед
Второй десяток тебя ждет.
А теперь я вас приглашаю в изостудию. Чтобы лучше запомнить цифру, надо взять свой медальон и украсить цифру десять, вылепленную из пластилина.
(Детям предлагается на выбор украсить цифру на медальоне горохом, чечевицей или фасолью)
Рефлексия.
Воспитатель: Вот и закончилось занимательное путешествие в страну математике.
- Куда мы с вами совершили увлекательное путешествие?
- Каким героям мы помогли?
- Вам понравилось наше путешествие?
- В гостях у какого сказочного героя вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Ребята, зато, что вы помогли сказочным героям они вам прислали сладости.
(Детям раздаются сладости от сказочных героев)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. Его написал нам Буратино. Вот оно. Хотите узнать, что в нём?
Дети: Да!
Чтение письма
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им ответить на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Первый вопрос в конверте под номером 1».
Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем Буратино?
Дети: Да!
Воспитатель: Саша, принеси, пожалуйста, конверт под номером 1.
(Ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).
Задание №1: Оно называется «Не зевай, на вопросы отвечай!»
- Если стол выше стула, то стул? (Ниже стола).
- Если дорога шире тропинки, то тропинка? (Уже дороги)
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче линейки)
- Если верёвка толще нитки, то нитка? (Тоньше верёвки).
- Если сестра старше брата, то брат? (Младше сестры).
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Сколько всего дней в неделе?
- Какой день идёт после четверга?
- Как называется пятый день недели?
- Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
- Как называются «выходные» дни недели?
- Какой день недели между понедельником и средой?
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием,а вот и подсказка для следующего задания: 2-ое задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл). Что же это за геометрическая фигура? Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли в конверте с геометрической фигурой – круг. Варя, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – круг. (Ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).
«Вы идёте правильной дорогой. Послушайте внимательно следующее задание»
Задание № 2: Оно называется «Посчитай»
Работа со счетными палочками. Воспитатель просит детей отсчитать десять палочек.
Сколько палочек вы отсчитали? (Десять). А как можно сказать по-другому? (Один десяток). – Отсчитайте еще десять палочек. – Сколько палочек вы сейчас отсчитали? (Десять). – Или еще один десяток. – Сколько получилось десятков? (Два). – Два десятка или двадцать палочек. – Давайте проверим и посчитаем количество всех палочек. (Счет до 20).
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием.А вот и следующая подсказка: «Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?»
Дети: 3 угла у треугольника. (Ребёнок приносит конверт).
Воспитатель: Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён треугольник, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?
Дети: Гимнастика.
Воспитатель: Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх-потянуться, вернуться в исходное положение)
Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд. Выпрямиться)
Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)
Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)
Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)
Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки перед собой)
И руками помахать (махи руками).
Воспитатель:А теперь откроем конверт, на котом изображён треугольник. (Воспитатель открывает конверт, достаёт задание).
Задание № 3. «Веселые задачки»
Воспитатель: Нам предстоит с вами решить задачи.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?
Дети: Два.
Воспитатель: Назовите их.
Дети:
- Условие.
- Вопрос.
Воспитатель: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на мои вопросы. «На ветке сидели 2 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?»
Воспитатель: 1-й вопрос. Есть ли в этой задаче условие? (Да). Назовите его.
2-й вопрос. Есть ли в этой задаче вопрос? (Да). Назовите его.
Воспитатель: А теперь решите эту задачу, и скажите ответ.
Задача № 2. «На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)
Задача № 3
«На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
2 матрёшки, Буратино,
И весёлый Чиполлино.
Помогите-ка Танюшке
Сосчитать скорей игрушки. (4)
Задача № 4. «Во дворе гулял павлин,
Подошёл ещё один,
2 павлина за кустами.
Сколько их? Считайте сами!» (4)
Воспитатель: Вы запомнили ответ последней задачи?
Дети: (4)
Воспитатель: Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой все стороны равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны?
Дети: У квадрата.
Воспитатель: Руслан, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – квадрат. (Ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).
Задание № 4. «Волшебная тетрадь»
Воспитатель: А теперь поработаем в наших тетрадках.
Дети выполняют задания в тетради. В середине работы проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика:
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять писать начнем.
***
«Пальчики перебираем,
И цепочку получаем».
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень старались, и помогли Буратино. Кот Базилио и лиса Алиса отпустили его.
Буратино (игрушка): «Ребята! Большое вам спасибо. Кот Базилио и лиса Алиса меня отпустили, вернули золотой ключик. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, что скажет мне Мальвина. И постараюсь многому научиться,потому что я хочу быть похожим на вас: много знать и уметь. До свидания! Спешу на урок!»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Какое задание было самым трудным, а какое самым интересным? Наше занятие закончено, всем спасибо!
Конспект занятия “Повторение счёта до 10” (для дошкольников)
План – конспект занятия.
Тема занятия: Повторение: Счет до 10.
Цель: закрепить счет до 10.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей о количественном и порядковом счете от 1 до 10.
- Закрепить знания прямого и обратного счета в пределах 10.
- Закрепить умение называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.
- Закрепить представления об образование последующего числа из предшествующего.
- Закрепить умение соотносить число с количеством предметов
Развивающие задачи:
- Развивать связную речь.
- Развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, внимание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любознательность и интерес к занятию.
- Воспитывать умение сотрудничать, соблюдать правила работы в коллективе.
Тип занятия: Закрепление.
Вид занятия: Практическое занятие.
Форма работы: Групповая, индивидуальная.
Оборудование и ТСО: конверт с письмом, картинка Незнайки, карточки с цифрами от 0 до 10, музыкальный центр, телевизор.
Элементы технологии: личностно-ориентированной, здоровье сберегающей и информационно-коммуникационной.
Педагог: Доброе утро ребята!
Дети: Здравствуйте!
- Основная часть.
- Вступительная беседа.
Педагог: Ребята, сегодня утром почтальон принёс конверт. На нём только адрес «Математический город».
Педагог: Вам интересно узнать кто прислал нам конверт?
Дети: Да.
- Счет до 10.
Педагог: Как же его открыть? Надо сосчитать до 10.
Дети хором считают от 1 до 10. Педагог показывает карточки с цифрами.
Письмо открывает педагог, в нем материал для выполнения заданий. педагог читает письмо.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Все ребята ходят в школу, учатся писать, читать, считать. Я тоже хочу учиться в школе. Для этого мне надо решить много разных трудных заданий. Помогите мне, пожалуйста».
Педагог: Ребята поможем Незнайке?
Дети: Да.
- Закрепление пройденного материала.
1 задание «Математическая разминка».
Педагог: Вспомните порядковый счёт от 1 до 10.
Дети: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Педагог: Вспомните обратный счёт от 10 до 1.
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Педагог: Посчитайте от 3 до 9.
Дети: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Педагог: Посчитайте от 4 до 8.
Дети: 4, 5, 6, 7, 8.
Педагог: От 10 до 5.
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5.
Педагог: Молодцы ребята!
Педагог: Незнайка прислал нам в подарок сказку «Волк и семеро козлят», это его любимая сказка.
Педагог: Ребята, а вспомните, что еще может обозначать число семь?
Дети: Дни недели, их 7.
Педагог: Как называется первый день недели?
Дети: Первый день недели – понедельник.
Педагог: Как называется следующий день недели?
Дети: Вторник.
Педагог: Какой он по порядку?
Дети: Второй.
Педагог: Какой день следует за вторником?
Дети: Среда.
Педагог: Какой по порядку этот день недели?
Дети: 3.
Педагог: Как называется следующий день недели?
Дети: Четверг.
Педагог: Какой по порядку этот день недели?
Дети: Четвертый.
Педагог: А как называются 5, 6 и 7 день недели?
Дети: Пятница, суббота, воскресенье.
Педагог: Давайте еще раз назовем дни недели. (Дети повторяют хором)
2 задание. Игра «Цифры в соре».
«Случай странный, случай редкий
Цифры в ссоре, вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить
И их строй восстановить».
Педагог: Ребята, выстроим числовой ряд от 1 до10.
Педагог: Давайте повторим числовой ряд.
Дети: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Педагог: А какое число вы поставили между числами 7 и 9?
Дети: 8.
Педагог: Ребята, давайте с вами немного отдохнём.
3. Физкультминутка. «Видишь бабочка летает».
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками).
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком).
– Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши).
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте).
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте).
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши).
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками).
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком).
3 задание «Вопросы и ответы».
Педагог: Ребята, а Незнайка просит помочь ответить ему на вопросы, а то его не примут в школу, поможем ответить на вопросы. Я вам буду их задавать, но ответ на вопрос вы мне будете показывать при помощи цифр из коробочки. Самое главное условие – говорить нельзя, можно только показывать цифру.
- Сколько солнышек на небе? (1).
- Сколько спинок у трёх свинок? (3).
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4).
- Сколько пальцев на одной руке? (5).
- Пять щенят + мама Лайка, сколько будет, сосчитай-ка? (6).
- У маленькой Марины четыре конфеты. Ещё три дала Алла, сколько всего стало? (7).
Ребята показывают правильный ответ при помощи карточек.
4 задание. «Поставь знаки».
Педагог: Ребята, поможем Незнайке сравнить картинки и выявить где предметов больше, меньше, а где поровну. И поставить нужный знак.
Выполнение заданий детьми на индивидуальных карточках. После выполнения заданий, ребята «читают» получившуюся запись.
5 задание «Видео вопрос».
Педагог: А теперь ребята видео задание. Внимание на экран. О какой цифре идет речь?
Дети: В этом мультике тетушка Сова рассказывает о числе 10.
Педагог: Постройте её из счетных палочек.
Ребята выкладывают цифру из счетных палочек.
Педагог: Ребята, сколько пальчиков на ручках?
Дети: 10.
Педагог: Молодцы.
Пальчиковая гимнастика.
Педагог: молодцы ребята, пришло время немножко отдохнуть.
Пальчики левой руки, начиная с мизинца, поочередно пригибайте к ладошке со словами:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Тише, тише, не шумите, (Правой рукой качаем кулачок.)
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать! (Пальчики с силой расправляются веером.)
Практическая часть занятия.
«Сосчитай и раскрась».
Педагог: Если мы сегодня поможем Незнайке, то он обязательно пойдет в школу. Ребята вот задание. Раскрасьте картинки.
Дети выполняют задание.
III. Заключительная часть.
- Подведение итогов занятия.
- Словесная оценка работы детей.
Педагог: Ребята вы молодцы! Помогли Незнайке со всеми заданиями. Я думаю, что его обязательно примут в школу.
Педагог: До свидания!
Приложение №1.
- https://www.analogi.net/razvivashki/schet-do-10-dlya-detey-raspechatat-zadaniya
- https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/samostoyatelnaya-rabota/kak-nauchit-rebenka-schitat-primeryi-v-predelah-20.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/-porjadkovyi-schet-do-10-zanimatelnye-priklyuchenija-v-stranu-matematike.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-fyemp-podgotovitelnoi-grupe-schet-v-predelah-20.html
- https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-povtorenie-schyota-do-10-dlya-doshkolnikov-4341641.html