Дошкольное обучение является первым звеном в цепочке непрерывного образования ребенка и фундаментом для становления личности. Возраст от рождения до 6 лет называют дошкольным, и именно в этот период происходит формирование всех сфер жизнедеятельности ребенка. Также в это время активнее всего развивается речь и психические процессы – память, мышление, восприятие. Дошкольное обучение особенно важно для решения задач развития ребенка, его воспитания и обучения.
Занятия с дошкольниками имеют ряд отличий от занятий с более взрослыми детьми, не только структурой, но и менее условными требованиями, высокой степенью сотрудничества обучающего и ребенка. В основе познавательной деятельности дошкольников лежат практические и умственные действия ребенка, которые с помощью подсказки направляет преподаватель.
Успешное дошкольное обучение строится на основных дидактических принципах, которыми должен руководствоваться взрослый, занимающийся с ребенком этого возраста.
Принцип индивидуального подхода
Каждый ребенок индивидуален с рождения, а у детей дошкольного возраста индивидуальные особенности проявляются наиболее ярко. Скорость мышления, поведение, способности у всех разные, и поэтому взрослому – педагогу или родителю очень важно наблюдать за ребенком, организовывать различного рода беседы и вместе оценивать выполненные задания.
Наблюдательный взрослый на основе исследования индивидуальных особенностей ребенка создаст максимально комфортные условия для активной деятельности его познавательных функций.
Принцип доступности
Ученые сходятся в едином мнении, что обучение только тогда дает результаты, когда оно доступно ребенку. Понятные предметы и явления окружающей действительности более всего способны увлечь ребенка и, следовательно, их изучение будет ему интересно.
Принцип систематичности и последовательности
Систематичность и последовательность в процессе обучения помогают освоить материал. Ведь именно следование логике при изучении различного рода явлений позволяет узнать ход явлений и организацию окружающего мира. Последовательное усложнение подаваемого материала, связь пройденного и нового обеспечивает прочность и глубину знания у дошкольников.
Принцип прочности усвоения знаний
Многократное повторение и закрепление полученных знаний во время занятий с детьми дошкольного возраста очень важны. Не стоит переходить к изучению нового материала прежде, чем будет понятно, что уже полученные знания прочно усвоены ребенком. Особую важность имеет этот принцип в процессе занятий с детьми, страдающими различными отклонениями в развитии, так как у них наблюдаются трудности при усвоении учебного материала.
Принцип наглядности
Мышление дошкольника основано на двух основных особенностях: оно носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Следовательно, дошкольное обучение в первую очередь должно опираться на использование различных видов наглядности.
Педагогам и родителям для стимулирования у ребенка с рождения и до 6 лет адекватного восприятия явлений и предметов, важно использовать в своей деятельности картины, схемы, образцы, наблюдать вместе с ребенком за предметами и живыми существами. Наглядность способствует прочному запоминанию не только в процессе объяснения нового материала, но и при самостоятельной деятельности.
Представленные выше принципы дошкольного обучения используются не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и родителями во время занятий с ребенком дома и на улице.
Данные принципы обучения объединяют практические знания взрослого и познавательные возможности ребенка. Именно на их основе взрослый выбирает методы, содержание и виды организации учебных занятий с детьми дошкольного возраста.